Абзац 55. цивилизация
Интересная штука - цивилизация! Если кто-то не читал, прочтите окончание предыдущего абзаца. Там перечислены западноевропейские "измы". Все они элементы западноевропейской цивилизации. Сталинизм, к счастью, элемент хвалённой западной цивилизации. Он, как и гитлеризм, вылупился из Марксистско - ленинской философии. А Маркса и Энгельса родила западноевропейска, предшествующая ей, философия. "Анти Дюринг". Так как, мне насрать, на всю западную философию, кстати, и на российскую тоже. Почему? Потому что, зачем мне чужие мнения о природе и человеке, если природа и человеки окружают меня и я могу ею не только любоваться, но и сравнивать. Прочтите в википедии или в толковом словаре русского языка о значении термина "цивилизация". Иностранное слово, близкое по значению к русскому слову "воспитание" или к слову "культура". Культурный. Есть растения культурные - "цивилизованные" или "ухоженные" и есть растения дикие. Есть животные и звери домашние - культурные или воспитанные человеком. Цивилизованные и есть дикие. Есть люди культурные или цивилизованные и есть "дикие", не "воспитанные". В чём основная разница между дикими и культурными (цивилизованными)? Моё детство прошло на окраине г. Тбилиси. На Лоткинской горе. На улице Лайтурской №13. Как таковой улицы не было. Хибар и участков по чётной стороне улицы не было. Первый участок начинался с №7. На нём жили Драганы. Рядом, под №9, жили Шестаковы. Под №11 - Башкатовы. Под №13 жили мы. Проценко. Под №15 - Бронченко. Всё. Дальше лежал пустырь. Метров двести. За ним стоял дом Румянцевых. Не занаю под каким номером. За ними опять пустырь. За пустырём ещё четыре хибары. Ни заборов, ни электричества, ни водопровода. С южной стороны, к оврагу, за которым возвышалась другая гора, а в низине лежал город, была улица Суворовская. На чётной стороне улицы расположились восемь хибар, с такими пустырями, как и на нашей улице. На нечётной стороне Суворовской улицы стояли четыре хибары. За Суворовской улицей проходила Циронисская улица. Там находилась на чётной стороне одна хибара. Вот и весь Русский посёлок. За оврагом, на другой горе у родника, с не питьевой водой, расположился Греческий посёлок. На вершине той горы было водонапорное сооружение, которое снабжало питьевой водой г. Тбилиси. За водой для птицы, животным, полива и строительных работ мы ходили к роднику. За питьевой водой ходили, около двух км., к хозяевам, у которых был кран. Платили за каждое ведро воды. Самым близким к нам, на расстоянии в полкилометра, по продолжению нашей улицы, был Немецкий посёлок. Там стояли дома в два ряда, но водопровода не было. Немцев выслали, месяца через три, после начала войны. Нас начали селить на горе в конце 1939 года. Селили просто. Вывезли мужиков к месту поселения. Выдали документы на учаток. Остальное - дело хозяйское. И стал народ рыть землянки, ломать скалу на горе для фундаментов под хаты. Копать глину. Благо, от нас эти разработки, находились, сравнительно, не далеко. Такая вот цивилизация. Те семьи, у которых дети были лет десяти и старше, и могли помогать родителям, обустраивались быстрее бездетных, и тех, у кого дети были маленькие. Мои детские воспоминания начинаются с четырёхлетнего возраста и совпадают с началом войны. Первое, яркое, запомнившееся мне впечатление - это ночная высылка немцев. Рёв автомобильных моторов. Свет фар в нашу сторону. Взрослое население с детьми нашей улицы выскочило из своих нор и смотрело в сторону, откуда доносились крики, плач, матерщина. Так до моего сознания дошло, что началась война. И на нашей недоделанной полуулицы осталось два мужика. Дядя Костя Шестаков, который получил бронь. Он работал на ПВРз, на котором, когда-то работал Калинин - всесоюзный староста. Дядя Костя ремонтировал паровозы. И мой папанька - крёстный, который негоден к строевой службе по здоровью. Это бытописание не имеет отношения к тяготам войны. Я тягот не ощущал. Я их не осознавал. Когда отца забрали на фронт, мы остались: мать, я, Джульба - трёхмесячная чёрная сучка, курица с цыплятами количеством восемь штук, вскопанные грядки и хата, с наспех покрытой крышей. Дело было ранней весной 1942 года. Отправка отца на фронт, проходила на дне теперешнего "Тбилисского моря", которое принялись возводить после войны. В те времена, на этой горной впадине, в разных местах, находилось три солончаковых озера. Там паслись отары овец. В конце лета дядя Костя, собрав поселковых баб и ребятню, водил нас по этому дну, в горный густой лес. Там мы собирали кизил, боярышник для компотов. И панту (лесную грушу) для еды. Дядя предупреждал всех: - Не обжирайтесь! Иначе, не просрётесь! Сам он из панты гнал самогон. Кстати, там в горах в лесу, находилось чисто русское село. Ольгинка. С переселенцами ещё с царских времён. Во время войны на дне "моря" был учебный воинский полигон. Группу, в которой присутствовал мой отец, увозили на вокзал с этого полигона. Что бросилось мне в глаза? Группа солдат состояла из стариков, мужиков по возрасту около сорока лет и пацанов лет восемьнадцати. В ней были русские, грузины, греки, армяне. Солдаты были в солдатской форме. А вот, по одежде родни, по воплям женщин, провожавших их, можно было определить кто есть кто. Мы с матерью стояли молча и смотрели на отца. Ему было 39 лет. Раздалась команда: - По машинам! Стояли четыре полуторки. Солдаты залезли в кузова и уехали. И за всю войну от отца не пришло ни одного письма. В 1944 году, мать на дизертирке у "блаженного", по-современному "экстрасенса", спросила про отца. Разумеется, за плату. Он посмотрел на неё и сказал: - Жив! Вернётся! В ноябре 1945 года отец явился. Этот фон, к заявленной философской теме, имеет косвенное отношение. На пути домой, к недостроенной хате, мать сказала: - Вот так, сын. Война. Теперь тебе придётся казаковать. Я целыми днями буду на работе, а выживать-то надо. У нас какое-никакое хозяйство. Собака, курица с цыплятами и огород. За всем этим надо ухаживать. Кроме тебя, некому. Так, в моём сознании, появился многозначительный философский термин - УХАЖИВАТЬ. На своей детской "шкуре" я практически познавал, что значит - это УХАЖИВАТЬ. Магазинов нет. Денег нет. Есть лопата, тяпка, вёдра, коромысло, руки, ноги и голова. Я хочу жрать и пить. Собака хочет жрать и пить. Курица с цыплятами хотят жрать и пить. Растения на грядках хотят жрать и пить. И всем им надо услужить. Для растений надо собирать коровье дерьмо для подкормки. А дерьмо там, где пасут коров. А вода далеко в роднике. А зерно далеко в поле. А за всем этим надо ходить вместе с Джульбой. Слава Богу, что есть Джульба - живая, неотступная душа. Но! У всех детей, старших чем я и младших чем я, в нашем посёлке были одинаковые условия. Все дети занимались тем, чем занимался я. Поэтому - это выглядело естественно. Я не ощущал себя исключительным. Однако, у тех, у кого был кран с питьевой водой, уровень цивилизации отличался от нашего. А внизу, в городе, где ходил трамвай и были мощенные булыжником улицы, уровень цивильности был третьего уровня. На нашем посёлке и, в ближайшем к нам окружении, среди греков, армян, курдов, цыган я не знал коммунистов и членов партии. А вот субботников, пятидесятников, изидов, мусульман, молокан, духоборов, воров, музыкантов, хулиганов знал в лицо. Рынок, который располагался за железнодорожным вокзалом называли: "Дезертирка". Рынок за мостом, где трамвай сворачивал в сторону вокзала называли: "Молоканский". Площадь Ленина, называли: "Майданом". Возможно, в других частях города, существовали другие названия. В военные годы, в километре от нашего посёлка, по улице Церонисской был колхоз. У него была паровая молотилка, которую перетаскивали быки, и трактор "Фордзон". Моя трудовая книжка на двух языках. Половина на русском, половина на грузинском. На обложке вытеснено. Сверху. "ТРУДОВАЯ КНИЖКА". Ниже. "ШРОМИС ЦИГНАКИ" грузинскими буквами. Чеми ганатлеба (моё образование) дацкебити, сашуало, умаглеси (начальное, среднее, высшее) обозначено, как 10 классов. Хотя в Грузии в русских школах было одинадцатилетнее образование. Грузинский язык своеобразный. Особенно, при произношении согласных букв. Например: у русского слова "ЗАМОК" его смысловое значение меняется в зависимости на каком слоге ударение. Дверной замок или рыцарский замок. А у грузин, как пример, слово "КАРИ". От того, как ты произнесёшь букву "К", будет зависить, или ты называешь "ДВЕРЬ", или ты называешь "ВЕТЕР". Когда на уровне ощущений, начинаешь улавливать разницу и сходство, мир становится понятнее и интереснее. Занесло деда в лингвистику. Детство вспомнил. Длинно получается. Теперь вернёмся к заявленной теме. Я вспомнил детство не для того, чтобы меня жалели и думали о трудностях. Главное, чтобы читатели, в лице четырёхлетнего пацана, увидели далекое прошлое человечества. Увидели способы и инструменты УХАЖИВАНИЯ за окультуренными растениями и животными. Затем, в своём воображении, сравнили способы и инструменты, которыми человечество пользуется сейчас для УХАЖИВАНИЯ. Как сказала мне мать? ЖИТЬ-ТО НАДО! Вот он - стержень всей философии. Посмотрите в музее на каменные молотки и наконечники стрел и посмотрите на современную технику. Вот он путь - пройденный человечеством. Путь, которым человечество идёт, чтобы ЖИТЬ! Я так думаю. Продолжение следует.
27 августа 2017 года.
Рецензии