Черкесский кинематограф в кадре

Год кино в России (2016 г.) стал показательным для адыгского кинематографа. И хотя пока еще не так уж много полноценных кинокартин  художественного и документального жанров, да и в анимации список мультфильмов насчитывает лишь небольшой десяток, старт национальному кинематографу адыгов был дан. И пусть пока черкесское кино делает свои нерешительные малые шаги  на местах, и рано говорить о его продвижении в мировой кинематограф, пусть его пока демонстрируют на задворках кинофестивалей, вне конкурса, перспективы его развития уже начинают проявляться. Хотя не все пока это замечают, да и адыгский зритель не готов пока отдавать предпочтение своему кинематографу.

Программа показов кинофильмов в рамках VII Международного фестиваля адыгской (черкесской) культуры, прошедшего со 2 по 5 октября 2016 г., наглядно продемонстрировала неоспоримый факт такого явления в адыгской культуре, как адыгский (черкесский) кинематограф. Документальные проекты («Очаг» (Реж.: З.Тов, С.Кушу, С.Тешева и Г.Бзегежева, Х.Дауров), «Черкешенка» (Реж.: А.Нагаплев, Х. Дауров), «Одинокий лебедь» (Реж.: В.Вороков); художественные фильмы («Антигона» (Реж. О.Хамоков), «Адам Грин» (Реж.: Т.Шовгенов и А.Тхаганов), «Человек кино» (Реж.: А.Жаман), «Запах вечности» (Реж.: М.Кандур) и «По небу босиком» (Реж.: С.Хажироко); анимационные проекты режиссеров-мультипликаторов Р.Дышечева, А.Хамдохова, К.Куадже, так или иначе, заложили фундамент для дальнейшего развития адыгского кино.

Правда, говорить, что черкесский кинематограф только появился не верно. И до этого знаменательного события в культуре адыгов, адыгскими (черкесскими) кинематографистами создавались документальные и художественные кинопроекты об истории и культуре адыгов, в том числе и на родном языке с оригинальной национальной драматургией, включая экранизацию произведений народного фольклора и писателей адыгской литературы. У истоков в советское время стояли режиссер Хасан Хажкасимов, (Кабардино-Балкария), с фильмографией: «Всадник с молнией в руке» (1975), «Дюма на Кавказе» (1979), «Под знаком однорогой коровы» (1986), Хамед Хагундоков (Адыгея), известный своей ролью черкеса в «Неуловимых мстителях» (Реж.: Эдмонд Кеосаян, 1966); режиссер и артист Мурат Кукан, снимавший в своё время игровые фильмы в рамках телепроекта «Междусобойчик», а так же режиссер Казбек Меретуков. Гораздо позже появились художественно-этнографический фильм "Сумерки надежд" (Реж: Руслан Хачемизов и Касей Хачегогу, 1993), документальные фильмы ГТРК Адыгея (режиссеры Мулет Емиж, Светлана Тешева, Светлана Кушу, Замира Тов, Хусейн Дауров), ГТРК Кабардино-Балкарии (режиссер Владимир Вороков) и кинокомпании «Черкессия-фильм» (режиссер, продюсер – Аскарбий Нагаплев), художественные фильмы Мухадина Кандура и т.д.

Сегодня активно работают талантливые и амбициозные адыгские создатели-кинематографисты, готовые развивать дальше черкесский кинематограф, и с каждым годом их становится больше. Среди них  Ж.Зекорей (д/ф "Черкешенки не умирают"), Ю. Нехай (д/ф «Адыгэ Хабзэ»), а также выпускники мастерской кинорежиссера Александра Сокурова с их короткометражными проектами: О. Хамоков («Псэу», «Антигона», «Земля нартов», «Армия»), К.Балагов («Молодой еще», «Теснота»), М.Калмыкова («Адиюх»), Т.Мастафова («Счастливая семья»), А.Дохов («Кавказёнок») и другие. Ведутся съемки художественного кинопроекта «Не виновен» режиссером А.Емкужем. Создаются короткометражные анимационные фильмы на адыгейском и кабардинском языках: «Адыгские сказки» (Реж. А.Хамдохов/Проект «Си бзэ»), «Куижый и иныжи» (Реж.: К. Куадже).

Немаловажное значение имеет и участие кинопроектов адыгских кинематографистов в российских и международных кинофестивалях, пусть даже порой во внеконкурсной программе. Так, в 2015 году на том же кинофестивале документальный фильм «Черкешенка» (Реж.: А. Нагаплев, Х.Дауров) получил специальный приз в номинации «За лучшее раскрытие национального характера». Документальный фильм «Черкесия. Возвращение» тех же авторов принимал участие в ежегодном международном кинофестивале «Золотая башня-2016» в Магасе (Республика Ингушетия) и был удостоен приза. Художественный фильм на кабардинском языке «Антигона» (Реж.: О.Хамоков) выиграл в 2017 приз Международного форума молодого кино стран СНГ «Умут» на кинофестивале в Кыргызстане. Кинопроект Амины Жаман «Человек кино» был удостоен награды на кинофестивале в Софии (Болгария). Короткометражные фильмы выпускников мастерской А. Сокурова были показаны на 68-м Каннском кинофестивале, в рамках презентации альманаха студенческих работ Global Russians 2015. В том же году кинопроект «Адам Грин» (Реж.: А.Тхаганов, Т.Шовгенов) киностудии «TembAz» вошел во внеконкурсную программу Канн Shot Film Corner. В 2016 году документальный фильм «Черкешенка» (Реж.: А.Нагаплев, Х.Дауров) был отмечен на Первом Сочинском Международном кинофестивале (Sochi International Film Awards (SIFA)), который проходил с 10 по 16 декабря 2016 г. А в Каннах в 2017 г. особый приз получил полнометражный художественный фильм К. Балагова «Теснота», вызвавший бурное обсуждение в черкесской среде. И наконец, в конкурсную программу кинофестиваля «Киношок», который состоится в сентябре 2017 г. в Анапе, вошла короткометражная лента «Автобус» киностудии «TembAz».

Однако смелые шаги адыгских (черкесских) кинематографистов пока еще не заметны для широкой публики, хотя и доступны для просмотра благодаря современным видеохостингам. А судя по количеству просмотра кинопроектов, в сравнении с музыкальными клипами, можно определить низкий уровень востребованности черкесского кино, как такового. О причинах слабого зрительского интереса адыгские кинематографисты говорят по-разному.
 
Олег Хамоков (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия) – молодой черкесский кинорежиссер, выпускник мастерской Александра Сокурова, автор таких уже известных короткометражных лент на кабардинском языке, как «Псэу» (2013 г), «Армия» (2014 г.), «Земля нартов» (2015 г), «Антигона» (2015 г.):
«На данном этапе народ не готов бороться за национальное кино, а за него нужно бороться. Сейчас отношение равнодушное. Есть - хорошо, нет - ничего страшного. Бороться за свое кино - это бороться за свое развитие, за сохранение своего языка, своего мировоззрения, своей идентичности. В народе нет желания бороться за все это».

Анзор Хамдохов (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия) – режиссер-аниматор, инициатор и координатор международного интернет-проекта по изучению адыгских (черкесских) языков «Си бзэ»: https://sibza.org/; автор с группой энтузиастов короткометражных мультфильмов на кабардинском и адыгейском языках: истории про Жабаги Казаноко, «Чьё пастбище?», «Лиса и собаки», «На охоте»; мультфильм «Беглец» по поэме Михаила Лермонтова,  «Жадная собака», «Петух и квочка», считалочка «НитIэ»:
 «С точки зрения массового потребителя кино наше, да еще на адыгском языке, однозначно не востребовано. И дело не в том, что адыгов мало. Вопрос в том, что большинство тех, кто причисляет себя к адыгам, не считает вопрос изучения родного языка принципиально важным. И с сугубо практической точки зрения они правы. В той окружающей среде, в которой на сегодняшний день обитают адыги, нашему языку просто нет ни применения, ни места. Как известно, во враждебной среде погибает все, что этой среде не дружественно. В лучшем случае это - образно выражаясь - просто бабушкины сказки. А в основном – это лишняя, ненужная нагрузка в школьной программе (эту мысль, в той или иной форме лично не раз слышал от родителей адыгского происхождения). И даже если снять что-то голливудских масштабов (при наличии соответствующих ресурсов естественно), то все равно это будет не более чем красивая и захватывающая история, которая на ситуацию с языком никак не повлияет».

Светлана Кушу (г.Майкоп, Республика Адыгея, Россия)  – Заслуженный журналист Республики Адыгея, журналист ГТРК Адыгея, автор и ведущая телепередач «Псынэк1эчъ» («Родник»), «Формула успеха»; автор документальных фильмов: «Адыгейский сыр» и «Адыгская гармошка», «Песни у очага» и др., автор книги «Шуточные танцы адыгов».
«Адыгское кино не только востребовано, оно просто необходимо! У нас, у адыгов, огромное культурное наследие, с которым молодёжь практически никак не соприкасается. Все познания о нашей культуре и традициях заканчиваются названиями 2-3 танцев. Увлечение чужой культурой есть результат такого незнания своей. Ведь вопрос о национальном документальном, да и художественном кино, подразумевает, прежде всего, постановку вопроса о национальной идентификации. Кино - это история и в то же время, будущее народа».

Впрочем, как бы ни считали современные адыгские кинематографисты, как бы ни игнорировали наши зрители национальное кино, перспективы развития у черкесского кино есть. Уже не стоит вопрос «снимать его или нет». Сегодня главная задача: как снимать качественное кино, как привлечь массового зрителя к черкесским кинопроектам, и где найти достаточно средств на дорогостоящее художественное кино.
По мнению режиссера Олега Хамокова, «в черкесском кино следует относиться бережно к черкесскому языку».
Режиссер-аниматор Анзор Хамдохов («Си бзэ») советует, что «ни в коем случае, нельзя опускать руки, эти фильмы нужны, прежде всего, нам самим, нашим детям».
А режиссер-документалист Светлана Кушу рекомендует: «Прежде всего, глубоко изучить выбранную тему, а она, в свою очередь, не может быть вырвана из контекста описываемой эпохи! Затем чётко представлять аудиторию, на которую рассчитан фильм. Как подать материал исходит из выше сказанного - дело профессионализма автора».

Пока остается открытым один из основных вопросов относительно финансирования адыгских кинопроектов.  Но на сегодняшнем этапе снимать черкесское кино, как, впрочем, и российское, возможно лишь при поддержке региональных властей и государственном финансировании. А адыгским кинематографистом остается только объединить свои усилия и приложить их для того, чтобы наше кино стало качественным и востребованным и заняло свое должное место в истории мирового кинематографа.

Автор Фатима Теучеж
Опубликовано в "Пресс-центре Международного фестиваля адыгской (черкесской) культуры" 27 августа 2017 г. (День кино).


Рецензии