Незабываемые командировки в прошлое и будущее прод

                Молдавия и Крым.
     Я давно хотел посмотреть сады Молдавии. Там впервые в стране стали закладывать сады с искусственными формами крон. Именно в Молдавии были старые сады с веретеновидной кроной.
    В своих опытах я пришёл в выводу, что при отклонении ветвей до горизонтального положения при формирования веретена, нижние ветви быстро стареют и отмирают. Деревья постепенно становятся высокоштамбовыми, урожайность снижается.  Но у меня были относительно молодые деревья. Этот процесс ещё проявлялся не очень ярко. Вот почему я хотел воочию убедиться в правильности своих выводов  на примере  садов  в Молдавии.
    И вот я лечу в Кишинёв. На север Молдавии добирался автобусами с двумя пересадками. В колхоз «Флоэшти» прибыл под вечер. Два наших студента были к командировке, где-то в Молдавии. Главный агроном поселил меня в колхозной гостинице.
     Утром после планёрки поехали смотреть все сады. Уровень агротехники в Молдавии  всегда был выше , чем у нас в средней полосе. У них садоводство и виноградорство являются ведущими отраслями. К тому же они граничат с Европой и постоянно,  что-то перенимают у них, новые приёмы возделывания, привозят новые сорта, подвои. Наши ребята были с нами, они ночью приехали.
    Все сады на слаборослых подвоях, и преимущественно на полукарликовых. Поэтому деревья высокие, но обрезкой рост их сдерживают. Показали 20-ти летние сады с вереноновидной кроной. Да!!! Все деревья  с высоким до 1,5 м штамбом. Нижние ветви полузахохшие, еле живые и в основном из-за недостатка света. Выше лежащие ветви не дают возможности проникать солнечным лучам на нижние ветви кроны. Сады стали малопродуктивные. Как сказал агроном, урожайность в таких садах снизилась на 30-35 процентов, а но отдельным сортам и на 50 процентов.
    Показали, как можно исправить этот недостаток. Для этого нижний ярус ветвей надо отклонять под углом 45-60 градусов Это позволит сохранить сильный рост нижних ветвей до конца жизни дерева. К этому я тоже пришёл в своих опытах. И ещё, я рекомендовал вереновидную крону сжать с боков, вытягивать ветви вдоль ряда, а не по кругу, как в классическом веретене. Такую уплощенную крону сейчас применяют у нас в зоне во всех интенсивных садах, особенно при использовании полукарликовых подвоев.
    Возделывание зерновых культур, животноводство меня мало интересовало. Я проверил дневники студентов, ещё раз поговорил в главным агрономом, попросил его дать ребятам пройти полноценную практику  по всем отраслям хозяйства и со спокойной совестью уехал на юг Молдавии.
    Опять автобусы, пересадки. Хорошо что дороги везде отличные, у нас дороги отвратительные, асфальт везде разбит до ям.
   Приехал в совхоз им. Ленина недалеко от Тирасполя по трассе Кишинёв - Одесса. Этот совхоз был организован совсем недавно и таких хозяйств в СССР до сих пор не создавали. Здесь есть чему поучиться.
    Рабочий посёлок весь из коттеджей на одну семью, площадью не менее 80-100 кв. м.  В каждом доме канализация, вода, электроэнергия, ванны, но воду греют электрическими котлами в каждом доме. Кругом цветники, асфальтированные дороги около домов. Большой дворец культуры со спортзалом. Есть свой стадион и своя футбольная команда. В средней полосе о таком совхозе даже мечтать нельзя.
В этом совхозе проходили практику 3 наших студента, в том числе и Дубовик В.А, который впоследствии стал директором нашего учебного хозяйства, затем депутатом Государственной думы, ректором крупного Московского ВУЗа, а закончил свою карьеру уголовным делом за растрату большой суммы бюджетных средств.
   Все вместе, включая главного агронома поехали смотреть суперинтенсивные сады. Все на карликовых подвоях и с пальметтной системой формирования крон. Высота деревьев не превышает 3 метров, ширина кроны всего1,5 м. Вся крона пронизывается лучами солнца, любой листик в кроне всегда смачивается ядохимикатами при опрыскивании от вредителей и болезней. Плоды отменного качества, все ярко окрашенные и ни одного повреждённого плода вредителями. Площадь плодоносящих садов в совхозе больше 1200 га, молодых около 800 га. Все саженцы куплены в Польше, очищенные от вирусных болезней. Урожайность колеблется по годам  от 450 до 500 цн с га. Это 50 тонн первоклассных плодов с одного га. У нас в средней полосе лучшие специализированные совхозы получают 50-70 цн с га, это в десять раз меньше.
   Интересно решают проблему лучшего закрепления карликовых деревьев в почве. Дело в том, что у карликовых подвоев хрупкая древесина, корневая система не имеет сильно развитых скелетных корней, поэтому деревья на таких подвоях без опоры после обильных дождей, при сильном ветре наклоняются, а иногда и падают. Выпады от этого в садах могут достигать 15-25 процентов. В Польше решили делать высокую прививку культурным сортом, не на 3-5 см от уровня почвы, а на высоте 15-20 см. Потом такие деревья высаживают заглубляя всю подвойную часть саженца в почву до места прививки культурного сорта. Это приводит к появлению дополнительного яруса корней на заглубленной части подвоя и деревья лучше держатся. У нас пытались наладить производство саженцев с высокой прививкой, но не прижилась эта технология. А зря. Поэтому в средней полосе предпочитают сажать сады на полукарликовых подвоях, деревья хорошо держатся в почве , не наклоняются и не падают. Но сады с карликовыми деревьями более урожайные и экономически более выгодные.
    И только сейчас, спустя 40 с лишним лет все южные совхозы и крупные фермеры переходят на карликовые подвои с пальметтной формировкой. Так что, может быть, лет через 10 мы полностью обеспечим своими яблоками. Я опять отвлёкся от основной темы.
    В этом совхозе мне очень понравилась организация труда. Если ты опоздаешь на работу, или прогуляешь, то тебе насчитывают баллы, которые потом снижают зарплату и порой лишают премии. Точно также поступают и при нарушении технологии ухода за садами. Потом через 20 лет я видел такую систему учётов за качеством работы и в наших совхозах Липецкой и Воронежской областях.
 Безусловно в садах идеальный порядок, ни одного сорняка , ни одного повреждённого дерева при обработки почвы. Все сады залужены, т. е. в междурядьях посеяны рыхлокустовые злаковые травы. Летом трава постоянно скашивается, измельчается и остаётся на месте. Постепенно накапливается слой из перегнившей зелёной массы, который минерализуется и служит подкормкой для деревьев. Приствольные полосы содержатся под гербицидным паром. Такие сады обязательно должны орошаться. Я познакомился и с дождевальной системой орошение и с капельной, когда под каждое дерево подводятся тонкие трубочки и вода поступает в почву непосредственно к корням. Вот такие  сады нужны во всех  гарантированных зонах сохранности плодовых деревьев от мороза.
     После обеда, ближе к вечеру, ребята взяли меня с собой на футбол в г. Одесса. Играли известные в то время команды «Черноморец» и «Спартак». Поехали на автобусе. Не доезжая до города высадились около знаменитого одесского рынка, где торгуют моряки с иностранный кораблей всякими  импортным «шматьём» и побрякушками. Эти моряки совершенно не знают русского языка, но ребята с ними о чём то толковали и покупали джинсы, майки. У меня денег не было, я просто ходил и смотрел.
     Кто выиграл, кто проиграл на матче я не помню. Помню, когда мы вышли со стадиона было совсем темно, автобусы на Тирасполь уже не ходили. Ребята наняли легковой «Жигулёнок» и шофёр гнал машину со скоростью 140-150 км. Дорога отличная, встречных машин почти не попадалось. Но на такой скорости ночью дорога становилась вертикальной, нам казалось, что мы ехали вверх вертикально, это было не обычно и жутко.  Зачем так было рисковать, не знаю.
    На следующий день я уже был в Кишинёвском научно-исследовательском институте по виноградарству и плодоводству. Виноградарство меня мало интересовало, так как я не читал и не вёл практические занятия по этой отрасли. По плодоводству в этом институте я не нашёл ничего интересного, мне всё было знакомо раньше. А вот машины для работы в интенсивных садах при междурядьях 3 м меня очень заинтересовали. У них был даже малогабагитный трактор для узких междурядий.  Весь этот набор техники выпускается крупнейшим в стране Молдавским заводом по производству садовых машин. Мне показали и машины для механизированной обрезки деревьев яблони, груши и любой культуры. Причём серийно выпускались два варианта таких машин: с косилочным типом режущих ножей и с дисковыми пилами, которые могут резать ветви до 15 см в диаметре. Впоследствии в наше учебное хозяйство поступила такая машина и я подробно изучал влияние такой варварской обрезки на состояние, продуктивность и жизнедеятельность деревьев яблони после машинной обрезки.
    Случайно в этом институте я встретил двух наших выпускников, вернее они меня сами нашли. Обрадовались этой встречи. Попросили меня рассказать какие изменения произошли в нашем «альма матерь». Они закончили институт ещё 5 лет тому назад. Рассказали мне, что у них в институте работают ещё 4 наших выпускников, но они сейчас в командировке в Польше.  В колхозах и совхозах Молдавии работают ещё не один десяток специалистов разного уровня наших выпускников. Мы поддерживаем с ними связь. Я всё больше убеждаюсь, что наши
выпускники востребованы во всех зонах СССР.
    Пригласили меня на дегустацию новых сортов Молдавских вин. При их институте есть маленький экспериментальный завод по производству вин. Было представлено 5 или 6 новых номерных красных и белых сортов вин. Мне очень понравился один сорт золотистого сухого вина. Я узнал, что ему будет присвоено имя «Совиньон». Этому сорту дали самую высокую оценку не только я, но и все специалисты. Наши девчонки перед моим отъездом подарили мне 6 бутылок этого вина. Дома с женой мы не раз «смаковали» и наслаждались этим вином. Ей тоже понравился этот сорт вина.
      Через две недели  я летел в Крым. Из Симферополя до Ялты добирался троллейбусом. Не доезжая 6 км до Ялты вышел прямо у ворот Никитского ботанического сада. На проходной у меня потребовали документы, разрешающие вход в сад. Я удивился и спрашиваю
   –----Это с каких же пор стало нельзя просто заходить в ботанический сад?-----
  Охранник посмотрел на меня с подозрением и попросил предъявить пропуск или командировочное удостоверение.
   –-----У нас идёт реконструкция и строительство новых объектов, поэтому временно свободного доступа нет-----
    Сад расположен в большой котловине. Начал спускаться вниз по асфальтированной дороге. Внизу в стороне стояло двухэтажное здание и всё покрытое виноградом  до крыши. Это была контора. Вошёл в приёмную и сразу встретил знакомого доктора наук Смыкова В.К. Я ему 3 года назад оказал одну услугу.
     Я со студентами нашего института ездил на месячную практику в Познаньский сельскохозяйственный институт в Польской Народной Республике. По моему в Бресте, где мы стояли больше 5 часов меня нашёл Смыков и попросил провезти через границу контрабанду, а точнее черенки новых сортов персика и яблони, освобождённых от вирусов. В то время не разрешалось провозить через границу инкогнито свежие овощи и фрукты, и тем более, черенки этих культур. Вот  и попросил меня оказать эту услугу. Он сказал, что у студентов не просматривают вещи в вагонах и опасаться тебе нечего. У нас в стране в то время ещё не была отработана технология получения без вирусных растений. А вирусы присутствуют в каждом диком или культурном растении. Они снижают урожайность у яблони на 15-25 процентов, а у луковичных /тюльпаны, лук/ и клубнеплодных культур /картофель/на 50-70 процентов. Вот почему в Европе посадочный материал картофеля выращивают через пробирки. Для того, чтобы очистить клубень картофеля от вирусов, его проращивают и из точки роста берут несколько клеток растения и пересаживают их на субстрат в пробирку. Точки роста никогда не заражены вирусами, они всегда чистые. В пробирке в лабораторных условиях из этих клеток получают чистые растения, которые потом и являются посадочным материалом. Всё это делают в микроклональных лабораториях в стерильных условиях. Такие лаборатории сейчас и у нас в стране работают в каждом НИИ или в учебном институте, есть они и в крупных агрохолдингах. Такой посадочный материал дорогой, но все затраты окупаются высокими урожаями.
  В г. Скорневицах, где мы знакомились с работами польского научно исследовательского института по по плодоводству, ко мне подошёл молодой человек и на чистом русском языке сообщил мне
   –-----В Варшаве мы вам в вагон доставим пакет с черенками, вы его не разворачивайте, иначе они подсохнут. А в Бресте у вас их заберут-----Пожелал мне счастливого пути и удалился.
  В Бресте ко мне навстречу приехал сам Смыков
     –-----Ну и как вы прошли таможенный контроль? –---спросил он. Наверное ты опасался, что будет досмотр?-----
    –----Да, не особенно я опасался. Когда мы ехали в Польшу, то наши таможенники ничего не спросили и не стали осматривать наши вещи. А вот поляки, спросили: «не везёте оружие, гранаты, взрывчатку?» и заулыбались. Примерно такой же разговор был и при пересечение польской границы и сейчас------
     Смыков поблагодарил меня и сказал, что эта посылка намного ускорит селекционный процесс по выведению новых сортов яблок и, особенно, персика.
    При мне он позвонил коменданту гостиницы и пообещал провести экскурсию по ботаническому саду, но по-позже. Гостиница у них называлась домом аспирантов. Действительно, в ней жили не менее 50 аспирантов со всей зон СССР.  Уже совсем стемнело и я побежал на море искупаться. Море от гостиницы было в 200 м. Прекрасный маленький пляжик. Море в полном штиле. Цикады заглушают все звуки. Аромат от цветущих растений опускался к морю, осыпались в море какие-то белые и жёлтые лепестки от растений. И никого на море, я был один. Прямо земной рай.
    Прекрасно выспался, позавтракал в столовой и поехал в Ялту на морской вокзал. На корабле с подводными крыльями буквально за 2 часа домчались до г. Судак. За городом располагался совхоз, где проходили практику две наши девушки. Но их в совхозе не оказалось. Почему то в не положенное время они уехали на летние каникулы на две недели. Но в этом хозяйстве меня очень интересовали молодые насаждения персика. Они на больших площадях закладывали персиковые сады и мне надо было научиться как обрезать, как формировать крону у персика. У деревьев персика хрупкая древесина и под тяжестью урожая у необрезанных  крон ветви отламываются и деревья порой гибнут. Эта культура очень скороплодная, уже на третий год после посадки получают промышленный урожай. А любая сильная обрезка в молодые годы задерживает вступление деревьев в плодоношение. Поэтому надо найти золотую середину между обрезкой и задержкой начала получение первых урожаев.
    С главным агрономом проехали по всем садам. Персик у них уже посажен на 400 га, и будут ещё увеличивать площади под такими садами. Мы посмотрели сады разного возраста и я хорошо разобрался, как надо обрезать персик. По древесине всегда можно определить, как резали дерево в прошлые годы.
    Вместе с агрономом пообедали в столовой совхоза. Я узнал у него  есть ли претензии к нашим девчатам, попросил дать возможность им пройти практику по всем отраслям и даже в соседних хозяйствах. У них не было животноводства.
   Виноградники я отказался смотреть и хотел сегодня уехать в Никиту.  Агроном мне объяснил, что следующий рейс в Ялту будет только поздно вечером. Но можно доехать и на автобусе 
   –----Я бы вам советовал до отъезда  посмотреть Генуэзскую древнюю крепость, которую вы наверное видели в порту, когда прибыли сюда. Эта крепость стоит на древнем коралловом рифе и возвышается над городом на  200 м. Ещё в начале 14 века посланцы из Византии разбили половцев и заняли всё побережье от Керчи  до Севастополя. А в этом месте сделали свою столицу и называлась она раньше Кафа, а сейчас Судак. Крепость строили около 100 лет и занимала она площадь 30 га.
   Нижняя крепостная стена почти вся разрушена, а сама крепость частично уцелела. В крепости было 14 высоких башен, а сейчас остались почти в первозданном виде только две при входе. Внутри крепости, на самом высоком месте сохранилась Дозорная башня /почему-то её ещё называют «Девичья»/, Мечеть / но сильно разрушена/, храм 12 Апостолов.----- 
   Я целый час взбирался на холм. Вся дорога из щебня, внутри крепости всё захламлено мусором, бумагами, испражнениями. Жуть. Никаких табличек , указателей, ничего нет. Я ходил совершенно один, ни одной живой души не встретил. Мне так стало грустно от этого безобразия, что я не полез на вершину горы и ушёл на автостанцию. Видно было, что мало кто посещал эту уникальную крепость.
    А сейчас через 30 с лишнем лет в сети я внимательно посмотрел и прочитал всё об этом уникальном музее, который входит во Всемирное наследие Мира. Всё восстановлено, да так, что и не видно элементов реставрации. Эта крепость сейчас главная достопримечательность Крыма. Вход платный и только с экскурсоводом. Хорошо, что восстановили это уникальное сооружение.
    На автобус я еле успел. Это был последний рейс на Ялту. Кассирша мне сказала
    –---Вы поспешите, автобус через минуту отправляется.----
    Мне досталось место  на заднем сиденье автобуса. Странный был рейс.  Автобус не новый ПАЗ ик, все пассажиры с корзинками,  маленькими ящичками, с сумками. Из ящиков и корзинок были видны виноград, груши и другие фрукты. В основном ехали женщины и бабушки, мужчин пожилого возраста было 5-6 человек. Со мной рядом сидела бабушка, вся седенькая, с чёрными выразительными глазами. На коленях у ней плетёная корзинка с крышкой, а под крышкой  квохчет маленькая курочка.
   _----Бабушка! Кому же вы везёте эту красивую курочку?---- спросил я. Она при отрыла корзинку, а там сидят такой же маленький петушок и курочка.
    ----Это подарок моей любимой внученьке. Пусть порадуется----
А петушок закукарекал, да таким тоненьким голоском, что все засмеялись.
   Первые 30 км ехали с ветерком по асфальту и берегом моря. Потом дорога пошла в горы, причём покрыта щебёнкой. Жара и духота стояла непереносимая, хотя верхние люки были открыты. Окна открывать было нельзя из-за пыли. Бесконечные повороты, подъёмы и спуски, эти «тёщины языки», когда дорога заворачивала полной петлёй, выматывали всю душу и тело. Многих начало тошнить, а ведь они были местные и не раз ездили по этой дороге.
      Ко всем бедам на спуске лопнула шина переднего  колеса. Но водитель сумел удержать руль и мы не съехали в глубокий кювет, за которым был крутой спуск. Все вышли из автобуса, чтобы подышать свежим воздухом. В гор шёл лёгкий ветерок и высушил пот на лицах и теле. Смотрим, на небольшой площадке справа от дороги братская могила, видимо, наших солдат или матросов. Подошли. Памятник разрушен, записи все исчезли и кто здесь лежит, неизвестно. А ведь мы проехали больше 30 км и не встретили ни одного жилого посёлка, да и встречных машин было мало. Как кто-то объяснил, здесь никто не селится из-за отсутствия воды. Ни одного ручья или крохотной речки в этих местах нет. А в земле, если пробурить скважину, вода солёная.
  -----А как же возник этот памятник в таком безлюдном месте?----спросил я.   
  ---- Я тогда была девчонкой 8 лет---вспоминала одна пожилая женщина---
 Сразу после ухода фашистов из Керчи и Ялты, мы на военной машине ехали по этой дороге в Гурзуф, к нашим родственникам. Смотрим на этом месте лежат скелеты людей в разных местах, за камнями, за большими выступами, да и прямо на открытых местах. Одежда их вся истлела, остались одни лохмотья. Но матросские бушлаты и тельняшки можно было разобрать. Их было 14 скелетов, все белые от  солнца и дождей. Никаких документов солдаты при них не нашли. Потом   похоронная бригада закопали их и они поставили этот памятник. Сколько раз я здесь уже проезжала и никогда не видела, чтобы кто-то ухаживал за братской могилой.-----
   -----А где же местная власть? Почему они не приводят могилу в порядок?---- сказал мужчина в военном кителе.
   -----Власть! Власть ещё не наелась всласть! Они о живых то не думают? Вы думаете почему мы пенсионеры едем за 40 с лишним км по жаре, пыли, чтобы только продать наши фрукты отдыхающим в санаториях людям? С этой мизерной пенсии только и хватает на лекарства и хлеб-----
  -----Но ведь здесь же лежал герои войны!---- не унимался мужчина.
  -----А мы тогда кто? Отбросы общества, никому не нужные --- ответила бабушка и потом добавила
   ----Эх! Да о чём тут говорить---и замолчала.
     Мы все поплелись к автобусу, каждый со своими мыслями. Водитель поставил запасное колесо и мы поехали дальше.
    В Гурзуфе сошли большинство пассажиров, остались только 5 человек. Но подсели ещё 15-18 людей. Дальше дорога была вся асфальтированная и мы без приключений доехали до места. Я сошёл у Никиты, охранника долго не мог разбудить, так как был уже первый час ночи. Ну я себе и устроил приключения! На пароходе я бы давно был дома. Злой на себя, грязный и потный сразу пошёл на море искупаться. В бухточке над морем висела большая полная луна. От неё только ко мне шла яркая лунная дорожка. Повернулся к саду, а в небе крупные бриллианты звёзд, дурманящий аромат каких-то цветов и, как вчера, на плечи мне осыпались лепестки с ближайших кустов. Вдалеке кричала какая-то птица и сплошной хор цикад. Не обтираясь я удовлетворённый побежал спать. Пожевал бутерброд с сыром и маслом, запил водой и упал на кровать. Спал как убитый. Проснулся рано, но хорошо отдохнул. Пробежался по дорожке в саду, искупался в море, взбодрился и был готов опять ехать ещё в один совхоз в степной части Крыма.
   Опять до Симферополя троллейбусом. Удобный транспорт. Ходят через каждые 15-20 минут. Троллейбусы скоростные, мягкие , удобные сиденья. От Симферополя до совхоза добирался автобусами с двумя пересадками. Только к вечеру прибыл на место. Как назывался совхоз я не вспомнил, а вот посёлок, куда я приехал был Садовое. Меня никто не ждал, я сам устраивался в гостинице.
    Утром пришёл в контору, нашёл гл. агронома и двух наших ребят. В этом совхозе я очень хотел посмотреть старые сады с крымскими сортами Сары-синап, Кандиль- синап. Плоды этих сортов народной селекции , но обладают неповторимым вкусом, ароматом и высокой лёжкостью.  Деревья этих сортов во всех садах Крыма уже раскорчевали, заменили новыми сортами, так как они очень сильно растут. Это гиганты до 8-9 м. в высоту, с ними тяжело работать. Посмотрели виноградники, у них свой завод по выпуску вин.
     Ближе к обеду зашёл в гостиницу и встретил зав. кафедрой плодоводства Тарасова Тимирязевской сельхозакадемии. Я у них два года назад был на стажировке. Посещал занятия, лекции. Меня попросили провести ряд занятий с их студентами и я прочитал лекцию по культуре слаборослых деревьев всем курсам плодофака. На мою лекцию пришли очень много преподавателей, и не только с этого факультета.
    Оказывается  совхоз является филиалом по практики студентов их ВУз а. С Тарасовым были ещё преподаватели. Они пригласили меня в свой номер и мы с большим удовольствием посидели с дегустацией крымских вин совхоза. Гл. агроном говорит
   –----Мы завтра едем на море на рыбалку /было воскресенье/. Если есть желание и время, то поехали рано утром с нами----
    На рассвете уехали на двух машинах. Добирались до моря больше 2 часов. Вышли на безлюдную маленькую пристань. Мне вручают тонкою бечёвку метров 25 длиной, на конце которой привязана большая тяжёлая гайка. Рядом на поводке большой крючок.
  –---И это моя удочка?----спрашиваю я. –--На море «эта удочка» самая ходовая.
   ----А где наживка?----Сейчас будет-- отвечает агроном.
   ----Только ты отойди подальше, а то я могу тебя зацепить----
 Заживил на крючок кусочек колбасы, раскрутил бечёвку с гайкой и далеко она улетела в море. Затем подтянул немного верёвку и держит на пальце. Смотрю, верёвка как дёрнется вперёд и он сразу подсёк,  вытаскивает большого головастого бычка грамм на 150, берёт нож  разрезает эту рыбу на мелкие кусочки.
  -----Вот тебе самая лучшая наживка, бери и цепляй----
     Дело быстро пошло на лад. Бычки на лету заглатывали кусок мясо своих родичей. Через 2 часа у нас было 3 больших ведра рыбы с герметичными крышками.
  ----Рыбу надо домой привести живой. Усопшая рыба имеет совсем другой вкус.----сказал агроном.
   Дома хозяйка нажарила бычков и под водочку с закуской эти бычки пошли за милую душу. Действительно свежепойманная рыба и правильно быстро приготовленная, когда она на сковородке прыгает при жарке, имеет прекрасный,  неповторимый вкус, она пахла морем и таяла во рту. Я такой вкусной рыбы никогда не ел. После, когда у себя дома на речке я ловил рыбу, всегда приносил её живой и просил сразу её готовить. Жена мне не раз говорила
   –----И где ты ловишь такую вкусную рыбу. У других я пробовала, вкус то совсем другой.---- 
   Я ей рассказал, как меня научили правильно готовить свежую рыбу. А из промороженной рыбы вообще лучше ничего не готовить, ты никогда не сделаешь из такой рыбы вкусную еду. 
    На следующий день к вечеру я приехал в Никиту. Завтра в 14 часов самолёт на Москву. Рано утром у меня было только  пару часов познакомиться с ботаническим садом. Смыков куда-то уехал, мой сожитель по комнате аспирант из Москвы сослался на большую занятость и я пошёл дикарём осматривать сад.
   Все таблички с подписями названий растений и указатели   сняли, сказали , что их надо обновлять. Центр территории сада весь был в строительных лесах Возводили два новых корпуса лабораторий с большим конференц-залом, строили фонтаны, беседки, даже каскадный фонтан. Пройти было негде. Где тут ходить посетителям? Правильно, что временно закрыли сад для экскурсий и посещений. Все насаждения располагались небольшими куртинами, а не одиночно. Ведь здесь собрали всю мировую коллекцию травянистых, кустарниковых и древесных растений. Кроме того, здесь занимались в большой объёме селекцией цветочных  и плодовых культур и в частности персика, груши, яблони. Я к сожалению не успел в деталях поговорить со Смыковым, а мой аспирант знал только свой опытный участок с гибридами персика.
   Сам я мало знал новых растений с других стран мира. То, что я видел в Сочинском ботаническом саду, эти растения я узнавал. Но большинство для меня остались в тайне. Буду надеяться приехать сюда ещё раз и попросить познакомить меня с богатейшей коллекцией в этом саду. Умудрился заблудиться в бамбуковой роще. Почему то она была очень большая по площади, а может мне показалось, просто я кружился на одном месте?
    В заключение пообедал пораньше в столовой и  вечером уже был в Москве. Еле успел на свой тамбовский поезд. Я был рад, что вернулся домой, что привёз с собой много впечатлений. Я любил постоянно узнавать что-то новое, искал, как говориться, приключений на свою голову.
                Март 2017


Рецензии