От казаков днепровских до запорожских ч. 13

Рязанцы в этой битве якобы не участвовали: они старались дружить с татарами, как пограничными своими владельцами. По другой версии отряд рязанских казаков дрался совместно с московскими ратниками. Гербом московских князей до победы над татарами был белый конь и только в конце 14-го века русским гос. гербом стал Св. Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змия. Сохранился этот герб и при последующих дополнениях Русского герба двуглавым орлом. Видный русский историк И.Е. Забелин в труде «Историческое описание московского Донского монастыря» указывает, что в Куликовской битве 8 сентября 1380 г. принимали участие и казаки городков Сиротина и Гребни, преподнесшие благоверному великому князю Московскому и Владимирскому Дмитрию Ивановичу Донскую икону Пресвятой Богородицы. «Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы... икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи». Летописцы позже записали, что во время Мамаева побоища «кровь лилась, как вода, лошади шли по телам павших, воины задыхались от тесноты. А пешая русская рать сначала гнулась, как трава под ветром, а потом легла, как скошенное сено». Темник Мамай уже торжествовал победу, как вдруг неожиданно из леса вырвался Засадный конный полк, которым командовали князья Серпуховский Владимир Андреевич (прозвище - Храбрый, двоюродный брат Донского) и Дмитрий Михайлович Боброк - Волынский, состоявший из «казаков незнаемых».

Они во многом и решили исход сражения - войско ордынцев дрогнуло и побежало. Русские его преследовали уничтожая, почти 40 км, захватив богатые трофеи и множество пленных. Главным итогом битвы считается рождение русских, русской нации. «Гребенная летопись» повествует, что после победы полководец Дмитрий, названный в народе Донским, побывал в казачьих городках, где ему подарили ещё одну чудотворную икону Божьей Матери - Гребенскую (Гребневскую). Эти сведения сохранились в описании святых чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Надо отметить, что к князю Дмитрию, в войско - против более чем стотысячных Мамаевых полчищ, привели свои военные силы 23 князя. Не было лишь отрядов тверских, смоленских и новгородских удельных князей. Рязанский князь Олег Иванович занял выжидательную позицию, но предупредил Дмитрия о приближении войск Мамая, усиленных генуэзской пехотой, осетинскими и черкесскими вспомогательными отрядами. Откликнулись на призыв встать под знамена Москвы и казаки. Факт прихода и участия в битве православных верхнедонских казаков говорит о том, что они в XIV в. уже не находились «под рукой» ханов Золотой Орды. Бегство людей из северных русских земель, на Юг, за вольницей, продолжалось не одно столетие. Подавшиеся в «казаки», в Диком Поле быстро осваивались с обстановкой. В постоянных стычках с воинственными турками, степняками - татарами, ногайцами и другими, они зачастую побеждали и приобретали закалку настоящих воинов. Казаки всячески старались иметь хорошее вооружение и особенно огнестрельное.

Наличие пищалей - рушниц давало всегда известное преимущество при нападении неприятельской конницы, вооружённой в основном луками и стрелами. Из вооружения и снаряжения казаки тогда имели: сагайдак - два чехла, перекинутые через седло. В одном прятали лук в футляре, в другом - колчан со стрелами, где могло находиться ещё и метательное копье. Его использовали в поединках и погонях, а когда под наконечник прикреплялись конские хвосты, ленты, кисти, вымпелы и флаги, то копья уже играли опознавательную, декоративную и даже дезориентирующую роль. Сагайдак использовался до конца XVII в., когда его окончательно вытеснило огнестрельное оружие (пистолет, карабин). У каждого казака при себе имелось несколько типов ножей, разнообразной кривизны, ширины и длины или ятаган, или кинжал. Имелся также посох, его брали в дальнюю дорогу для того, чтобы легче был пеший путь в случае гибели коня. Из холодного оружия было ещё две сабли с разными клинками. Одна с утяжелением на конце, называлась ялменью. Такой клинок мог разрубить кольчугу. Другая - с лёгким клинком и ею можно было очень быстро наносить множество ударов. Вообще казак без сабли - это не казак. Казацкие сабли в начале XVII в. употреблялись не очень кривые и не особо длинные. Были они средней длины пять четвертей, но зато очень острые. Лезвия сабель вкладывались в деревянные, обшитые кожей или обложенные металлом пихвы или ножны, часто украшенные на конце рукоятки каким-либо вырезанным из дерева зверем или птицей. А сами лезвия украшали золотые насечки.

Сабли носились у левого бока и привязывались узеньким ремнём под пояс, посредством двух колец, одного вверху, другого ниже средины. Как истинные «лыцари», казаки саблю предпочитали любому другому оружию, особенно пуле, и называли её «честным оружием». В песнях она всегда называлась «шаблей-сестрицей, ненькою-ридненькой, панночкою молоденькою». И всё же, говоря о любви к сабле казаки и особенно запорожские, малость лукавили, так как на самом деле большое внимание отводили «огненному бою». Казачьи разведчики-пластуны вообще не очень жаловали сабли. Те хорошими были в схватке на конях, в чистом поле, где можно сделать хороший замах рукой. А в рукопашной сече лицом к лицу, в маленьких помещениях кораблей, крепостей, городских зданий предпочтительнее было оружие небольшое. И лучше всего являлся ятаган. Тем более, что его можно было спрятать в складках одежды. Будучи несколько короче сабли, ятаган позволял наносить мгновенные и незаметные для противника удары. Не зря ведь лучшие воины турецкой империи – янычары, гвардия султана, использовали в сражениях только ятаганы... Копья, они же списы (позднее - пики), они же ратица, делались из тонкого и лёгкого древка длиной в пять аршин и окрашивались спирально красной и чёрной краской. Копья имели на верхнем конце железный наконечник и на нижнем - две небольшие, одна ниже другой, дырочки для ременной петли, надеваемой ногу. На некоторых древках копий делалась ещё железная пластинка.

Она нужна была для того, чтобы проткнутый копьём враг сгоряча не просунулся по копью до самых рук казака и не схватился бы снова драться с ним. Некоторые копья делались с остриями на обоих концах, которыми можно было класть врагов в разные стороны. Иной раз копья у казаков служили во время переходов через болота вместо мостов. Бывало, когда дойдут они до топкого места, то кладут один за другим два ряда копий - в каждом ряду копьё и вдоль, и поперёк, и по ним и переходят. Когда пройдут через один ряд, то сейчас же станут на другом, а первый снимут и из него, вымостят третий. Да так все и переберутся. Очень популярным оружием у казаков был кистень. Его легко было изготовить и несложно применять. Удар кистенем трудно было отразить, а если он наносился с коня, то был всегда смертельным. Часто использовался и топор - орудие войны и мира: им можно было одинаково хорошо рубить как дрова, так и головы! Завоевали себе славу и были наиболее популярны у воинов всех времен и народов 5 самых грозных боевых топоров: секира, валашка, бердыш, полэкс и бородовидный топор. Вообще боевой топор был самым разным: одноручным и двуручным, с одним и даже с двумя лезвиями. При сравнительно легкой боевой части (не тяжелее 0,5-0,8 кг) и длинном (от 50 см) топорище, это оружие обладает впечатляющей пробивной силой — всё дело в малой площади соприкосновения режущей кромки с поверхностью, в результате чего вся энергия удара концентрируется в одной точке. Топоры часто использовали против тяжёлой бронированной пехоты и кавалерии.

Узкое лезвие отлично вклинивалось в сочленения доспехов и при удачном попадании могло прорубить все слои защиты, оставив на теле длинный кровоточащий надрез. Небольшой топор на рукояти с петлёй был также незаменим в рукопашном бою. Существовало более 700 видов различных боевых топоров, использовавшихся как средство защиты и нападения. Наличие петли не давало возможности выбить топор из руки. На Руси бердыш в XV веке играл ту же роль, что и западноевропейская алебарда. Длинное древко позволяло держать большую дистанцию между противниками, а удар острого широкого и вытянутого лезвия-полумесяца был воистину страшным. В отличие от многих других топоров, бердыш был эффективен не только как рубящее оружие: острым концом можно было колоть, а очень широкое лезвие неплохо отражало удары, так что умелому владельцу бердыша щит был без надобности. На нижнем конце длинного древка (т.н. ратовища) был закреплен железный наконечник (подток) – им оружие упирали в землю на параде и во время осады. Применялся бердыш и в конном бою, для отражения конной атаки против лошади. Бердыши конных стрельцов и драгун обладали меньшими размерами в сравнении с пехотными образцами, а на древке такого бердыша было по два железных кольца, чтобы оружие можно было подвесить на ремень. Всадника, закованного в броню, зачастую выводили из строя келепом или клевцом, чеканом - боевой молоток, ручное оружие. Оно состояло из деревянной ручки (около 71 см) и непосредственно железного молотка на верхнем конце, имеющем с одной стороны клювообразное острие, а с другой - тупой обушок.
 
Продолжение следует в части  14                http://proza.ru/2017/08/29/1702


Рецензии