Летчицы героини

Есть в нашем городе улица Полины Осипенко, по которой я, работая участковым терапевтом в течение многих лет, прошел не одну сотню километров, когда шел на свой участок в конец города на вызова к больным.
Люди старшего поколения, конечно же помнят, кто такая Полина Осипенко, в честь которой названа эта улица. А вот молодые люди, уверен, не имеют о ней ни малейшего представления. А по-этому мне очень захотелось им рассказать об этой замечательной женщине.
…Родилась Полина Дмитриевна в селе Новоспасовка Днепропетровской области в крестьянской семье. Окончив курсы птицеводов, стала заведовать колхозной птицефермой. Работа эта ей нравилась. Но её манило небо. Поэтому она поступила в Качинскую летную школу, окончив которую в 1932 году, становится военным летчиком. Обладала великолепно техникой пилотирования.
И вот, 24 сентября 1938 года газета «Правда» сообщила о том, что три отважных женщины – пилоты: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели из Москвы в 8 часов 12 минут утра в беспосадочный перелет на Дальний Восток на двухмоторном самолёте «Родина». Цель – совершить мировой рекорд дальности полета.
Их полет проходил в тяжелейших метеорологических условиях. Ночь надвигалась с востока быстрее обычного. Темноту сгущала мощная облачность, таящая в себе грозовую опасность. Стекла штурманской кабины и крылья самолета обледенели. Работать пришлось в кислородных масках и на лютом морозе. Опасность полёту добавила и болтанка.
Вся аппаратура застыла. Не работали радиоприемник, радиокомпас. Полная изоляция от внешнего мира. Безмолвие и холод. Шли практически вслепую, держа курс полета строго на 90 градусов по аэрокомпасу. Шли с горячим желанием побить мировой рекорд. А когда поняли, что мировой рекорд беспересадочного полета побит, командир самолета Гризодубова решила вести самолет ещё дальше – до самого края родной земли.
А вот и вспышка лампочки на панели приборов – это означало, что горючее на исходе. Надо делать посадку. Это были вторые сутки полета. Внизу показалась широкая болотистая равнина. Моторы начинали глохнуть. Воет сирена, напоминая пилотам о том что они идут на посадку без единой капли горючего в баках. Касание самолета об землю – тучи водяных брызг. Машина остановилась: 26 часов, 29 минут лётного времени. Есть мировой рекорд!
…Когда 25 сентября радиосвязь с самолетом прекратилась, вплоть до 4 октября ни газеты, ни радио больше ни одним словом о «Родине» не упомянули. На поиски самолета было мобилизовано все, что двигалось: самолеты, поисковые отряды, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах.
Но день проходил за днем, а о «Родине» не было никаких вестей. Между тем зима уже была на пороге.
И вот 4 октября, на 11-ый день полета «Правда» сообщила, что самолет обнаружен в 14 км. от поселка Дуки, недалеко от Комсомольска на Амуре. Героинь в начале доставили в Комсомольск, а затем в Хабаровск.
От Хабаровска до Москвы летчицы ехали на поезде. На всем пути следования толпы людей выходили к поезду, чтобы приветствовать героинь.
За отвагу и высокое мастерство, проявленное в этом тяжелейшем перелете, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова первыми из женщин были удостоены звания Героя Советского Союза. А кроме этого Полина Осипенко была награждена двумя орденами Ленина и орде-ном Трудового Красного Знамени.
Незадолго до войны майор Осипенко погибла в авиационной катастрофе вместе с 29 летним комбригом летчиком А. К. Серовым.
Марина Раскова погибла в 1943 году во время воздушного боя на боевом Пе-2.
И только Валентина Гризодубова, провоевав всю войну командиром авиаполка, осталась в живых. Умерла в 1993 году.
В память о славной летчицы Полине Осипенко улица Садовая нашего города была названа её именем. А один из переулков был назван Серовым – в честь летчика, Героя Советского Союза А. К. Серова, погибшего в авиационной катастрофе вместе с Полиной Осипенко.
…В один из погожих июньских дней решил ещё раз пройтись по улице Полины Осипенко: вспомнить свою молодость, восстановить в памяти дела давно минувших дней. Улица эта берет своё начало от переулка Жуковского, от здания бывшего Дома культуры. Смотрю на это здание: оно, конечно же, обветшало, постарело. Но зато новая крыша из ярко-красного, симпатичного шифера радует. Одно время Домом культуры руководил мой друг и одноклассник, отличный баянист Николай Чупин.
Иду дальше. Здание бывшей школы. В этой школе мне не пришлось учиться. Но зато двое моих братьев и сестра аттестаты об окончании десятилетки получали здесь. Сейчас в этом помещении Китайский магазин.
А дальше густой стеной свежей зелени, почти километр по левую сторону улицы растянулся парк, куда я в молодости хаживал на танцы.
Полина Осипенко 35. Бывшее здание редакции «Коммунистический труд». Много лет главным редактором этой газеты был мой друг и одноклассник по Золотогорской школе (как и Коля Чупин) – Федор Новожилов.
Полина Осипенко 47. В этом доме много лет жил знаменитый хирург Борис Евгеньевич Смирнов. Я был вхож в этот дом, и у меня с Борисом Евгеньевичем были хорошие отношения.
Иду дальше. А вот здесь когда – то была больница. В наводнение 1953 года её основательно подмыло водой, и здание больницы срочно перевезли на улицу Гоголя, где сейчас наша ЦРБ.
А почти в конце улицы располагалось инфекционное отделение – старенький деревянный барак. Заведовала этим отделением Будкина Томара Федоровна. А я, когда приезжал на летнюю практику в Зею, подрабатывал там медбратом.
…Обратил внимание: насколько оживлена улица от Жуковского переулка до рынка, настолько она безлюдна от рынка до ул. Кошелева – за весь мой путь мне встретились всего три человека. Дома здесь, в основном старенькие, невзрачные. Но зато дома под номерами 59, 67, 69, 71 и 95 – ну просто загляденье.
Вот такие воспоминания о прошлом возникли у меня, когда я шел по улице, названной в честь легендарной летчицы – Полины Осипенко.


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ о советских лётчицах.
В Киеве моя мама в 1963-1973 гг. жила на улице Полины Осипенко (до революции и сейчас - улица Сретинская).
А Валентину Гризодубову в 1963 году я видел в Москве в концертном зале. Она была в военной форме полковника авиации.

Олег Киселев   28.08.2017 03:47     Заявить о нарушении