Что такое поэзия?

                Поэзия  – не только особенная  организация речи;
                привнесение в неё определённого ритма, размера,   
                словесное художественное творчество,
                – она высший род искусства.

                В. Г. Белинский.

            
   
   Неразрывно связана поэзия с музыкой. У всех народов зарождалась она, как песенное творчество. Стихи произносились нараспев, нередко в сопровождении музыкальных инструментов. Поэт всегда наделён природным слухом, чутьем гармонии и ритма. Музыка стиха легко переносит читателя в настроение автора.
Вольтер назвал поэзию музыкой души.

   Так, в стихотворении "Мой соловей" отчетливо прослеживается песенное начало:
         
              Птичка есть в моем саду,
              чей прилёт в апреле жду,
              Без её красивых песен
              ритмы, строчки не придут.

  К нам он прямо из Ирана,
  а его отчизна тут.

              Не у всякого, ей-ей,
              личный верный соловей,
              что ликует над малиной
              средь черешневых ветвей.

  Там где густ, тенист кустарник,
  средь черешневых ветвей.

              Он живёт, как я, точь в точь,
              разливая день и ночь,
              на весь свет свои коленца
              во всю прыть и во всю мощь.

  Выдает их все двенадцать,
  во всю прыть и во всю мощь.

              Всем влюблённым, ей же ей,
              и положен соловей,
              что гнездует средь сливовых
              или ивовых кудрей,

  и даёт концерт бесплатно,
  услаждая слух людей.

              Не у каждого, ей-ей,
              вольный звонкий соловей,
              но любому светит лето –
              череда лучистых дней.

  Дарит солнечное лето
  аромат цветущих дней.

   Оговорюсь, что все примеры в статье приведены из моей лирики. Приглашаю всех любителей поэзии на мою основную страницу, адрес которой на сайте стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/nefrit77).


   Пожалуй, всем любителям и знатокам поэзии приходилось любоваться живописностью, красочностью отдельных стихотворений. Одни из них напомнили им легкие акварели, другие – полотна импрессионистов. Для примера
хочу предложить вашему вниманию живую картинку из сборника "Нежней цветка и тверже камня":

              Полноченька безлунная
              деревьями черна.
              Гвоздями острых звездочек
              пробита тишина.

   А вот что мне увиделось сквозь призму белого цвета:

              Белый цвет – величье Света, долгота и ёмкость Дня;
              бегство снов, ночных кошмаров, утра белая Заря.

              Мир, Согласие на время, раненых спасённых щит:
              перед ним стрельба стихает, гибельный огонь молчит.

              Слит с Производящей Силой из Яйца и Молока,
              шаг от хаоса к порядку. Обновления река.

              Россыпь звёзд на черном небе, белый яркий диск Луны,
              без которых всё мечтанья о любви приземлены.
 
              Цвета вешнего лавина, мая пенная краса.
              Розоцветы земляники, дружных ландышей азарт.

              Воздух, жизнь хранящий в жилах. Нить дыхания легка.
              Летний ветер переносит кучевые Облака.

              Цвет Традиций: полотенца, белоснежное бельё.
              Непорочность юной девы, Целомудрие её.

             Отрешенье от мирского, устремленье к Простоте,
             Праведность, людей Сплочённость — сад желаний опустел;

             неприятие препятствий, избавленье от сует,
             выход на высоты Духа — эгоизма больше нет.

             Завершённое решенье, путь в Свободу без границ.
             Паутинки невесомость, лёт семян, пушинок птиц.
 
             Чистота и безмятежность,  состоянье пустоты
             без страстей и без эмоций — откровенное святым,

             духам — покидая землю, без помех несутся вдаль.
             Белый траур на Востоке, исцеляющий печаль.

             Новизна — с ним всё возможно. Гладкость ровного листа.
             Платья белые весталок, Снега блеск и холод Льда.

             Спектр лучистый отражает без тонов, без глубины
             Совершенство, пред которым прочие цвета равны.

     ("Ода белому цвету").

   Порой стихотворение напоминает художественную фотографию:

             Весеннее тепло
             соединяет
             последний снег
             и первые цветы.   

            (Верлибр из сборника "Круг года. Весна").


   Не всякий, кто может писать стихи, – поэт. Без философского склада ума не суждено увидеть в повседневности почки и ростки будущего. Поэт не творит свой мир, – знает, каким общий мир станет. Можно назвать его вектором интеллектуального прогресса.

   Цитирую Аристотеля:
«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью – рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное».

   В лирике философской автор выражает свою жизненную позицию, передаёт свой
 опыт:

              Чтоб ни случилось,
              не скули, не ной,
              лишь измени
              свой жизненный настрой.

              Как пробочка,
              держись ты на плаву.
              Тверди одно упорно:
              я прорвусь!

              Несчастье? А быть может,
              Божий знак,
              что ты давно
              живёшь совсем не так.

              Сидишь во тьме,
              не излучаешь свет,
              закостенел,
              неправдою одет.   
       
   Все больше крепнут связи поэзии с кино. Кинематографичность, реальная представляемость  – неотъемлемое ее качество. Можно говорить о том, что лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Байрона, Бёрнса, Киплинга и многих других великих поэтов умело поставлены и отрежиссированы авторами.

Сдаётся мне, что без режиссуры не обошлось и в притче "Мудрец и бабочка":

Жил в Исфахане человек
со славою большой,
но вот однажды  в город тот
пришёл мудрец другой.

Любого научить он мог.
Сумев стать нужным всем,
стал бескорыстно помогать
решению проблем.

И каждый день  людской поток
к воротам его тёк.
Советы при любой беде         
летели в малый срок.

А первый умница совсем
был вскоре позабыт.
В нём зависть чёрная ключом
и ненависть кипит.

В них злопыхатель целый год
варился, как в аду.
Пошёл и бабочку поймал
красивую в саду.

– Пусть догадается хитрец,
что у меня в руках.
Великий весь его почёт
сметёт лишь крыльев взмах.

Услышу – бабочка, спрошу:
мертва или жива?
На первое – я отпущу,
не станут мудрым звать!

– Живая, – коль произнесёт,
её сдавлю слегка.
Прокол увидевший народ
оставит простака!

Спеша, по улицам идёт,
ладони сложены.
Знать, выгорит его развод,
глаза надежд полны.

– Ответь, что я тебе принёс?
– Так первый прозвучал вопрос.
– Здесь бабочка. – Верны слова.
Она жива или мертва?

Довольный, слов ошибки ждёт,
забыв про стыд и страх.
И слышит третий вариант он:
– Всё в твоих руках!

   Искусство (и, в частности, литература) наряду с религией, философией, наукой является формой познания мира.
 
   Орудием этого познания в поэзии, по мнению испанского философа Хосе-Ортеги-и-Гассета, является метафора.

   В своей работе «Две главные метафоры» он пишет:

«Метафора – незаменимое орудие разума, форма научного мышления, …это истина,
проникновение в реальность. И, стало быть, поэзия есть, среди прочего, исследование; она вырабатывает столь же положительные знания, как наука».

   Методом этого познания является синтез – соединение.

   Наука в процессе анализа разделяет явления на части, а затем исследует их.
Поэзия, сближая различные явления, синтезирует новое знание, транслируя его в метафорической форме.

   Именно это ее качество мне и представляется основополагающим.

   Это рубаи представляет собой развёрнутую метафору:

              Всё слабей и бледнее фонарика свет,
              коль зарядки давно электрической нет.
              Поскорее на волю: ласкающий воздух,
              ветерок и светила – лекарство от бед!    (Из сборника "Рубаи").

   Человек берёт свою энергию от земли, Солнца и светил, ветра и доброты
сердечной окружающих людей. И как фонарь получает зарядку от электрической сети, так и его сила и здоровье напрямую зависят от благополучия и гармонии мироздания.
   
   Поэзия – всегда удивление, открытие, приносящее умиротворение, покой,
радость единения:

             Влюбленная бабочка

              Ты провела
              всю ледяную ночь
              на лепестке
              раскрытого нарцисса!

            (Из сборника "Круг года. Весна").

   Платон говорил:

Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности.
Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться.

   Убеждена, что метафоры – это подмеченные поэтом глубинные закономерные связи, соединяющие всё сущее.

   Основное дело поэта – изучать природу, человека, секреты  работы с музыкальным словом.

   Метафорическая форма подачи знаний делает лицо, воспринимающее стихотворение, соучастником действа, первооткрывателем:

              Стучи, стучи сердечко,
              с зари и до зари
              и завивай колечком
              свой совершенный ритм.

              Ты знаешь, что в движеньи
              творится бытиё.
              Нет капельки сомненья
              в умении твоём.

              Застой – болезнь и скука,
              застой – тоска и тина.
              уверенно тук-тукай,
              не слабо и не сильно.

              Мозгам твою бы меру,
              порядок, трудолюбье.
              Растит свои химеры,
              ломая судьбы люто.

              Он лабиринты строит,
              взорвав к свободе мост.
              Бред ничего не стоит,
              а выход скор и прост.            


   В стихотворении присутствуют метафоры:  бытие – движение, застой – болезнь, круг кровообращения уподобляется кольцу.

   Содержание метафоры, ее суть, основной предмет поэзии есть красота.

   Красота сияет нам, когда мы замечаем наше сродство с  окружающим миром,
видим нити, соединяющие в сложнейшую и взаимозависимую систему всё живое на
Земле:

                Сверчок и луна

              Ночной невидимый сверчок
              поет луне, пока
              лицо её не заслонят
              ночные облака.

               (Из сборника "Поговорить, обняться").

   Связи эти осуществляются посредством любви, которая является самоотдачей, взаимопроникновением:

              Под толщей снеговой тимьян, барвинок, мята.
              Сокрытая вода до времени тиха.
              Хлопочет ветерок с утра и до заката,
              Завёлся от тепла – не хочет отдыхать.

              Мороз не отступил – дышать холодновато.
              Весенние лады настроятся не вдруг.
              Но серенький денёк с надеждою сосватан,
              и толстокожий лёд берётся на испуг.

              И солнышко не спит – глаза его открыты.
              Слепящий пуховик покрыл жестокий наст.
              Сугробы подались простуженно, убито.
              Чем хмурая зима закончится для нас?
      
   Художественная поэтическая речь содержит большие объёмы информации, причем
при передаче содержания стихотворения обычным языком, эта информация не может
быть передана. Она существует только внутри данной структуры:

              Знойной страстью меня напоил допьяна,      
              чаша жизни любовью до края полна.
              Что же делать, порой и родник иссякает:
              старость засухи вроде. Да сгинет она!   

   Как вода, пронизывая всё живое, обеспечивает все самые необходимые процессы организмов и растений, так и любовь связывает нас невидимыми нитями
со всем миром, давая душе и уму пищу, без которой они не смогут плодотворно существовать и развиваться. Когда иссякает забота о других, наступает настоящая старость, эгоистичная и иссушающая личность.
             
   Думаю, ёмкость, скрученность поэзии (и, в частности, метафоры) легко
объяснить тем, что глубинных связей между объектами Вселенной, живыми существами, очень много. Поэтому каждый видит в стихотворении свое в соответствии со своим интеллектуальным развитием и жизненным опытом.
    
   Главнейшая функция поэзии – духовная помощь людям.


Рецензии
Пусть Ваш соловушка вернётся!
"Главнейшая функция поэзии – духовная помощь людям." - не могу не согласиться!
Была очень удивлена, когда нашла свои стихи на сайте для тех, кто сидит в тюрьмах.
Значит, что-то нашли для себя люди, раз разместили их там.
Глубокая статья, по-философски и литературно.
"Связи эти осуществляются посредством любви, которая является самоотдачей, взаимопроникновением" - настоящий поэт всегда пишет кровью души.
Благодарю сердечно!
Пусть Поэзия спасает даже в самые тёмные времена!

Натали Бизанс   20.05.2023 12:47     Заявить о нарушении
Вряд ли вернётся соловей гнездовать. Сорока, которая поселилась в саду - слишком опасна для его птенцов. Но не сгонять же её? Пусть живёт.

А поэзия спасает людей, это точно.

Благодарю сердечно!

Надя Сорокина   20.05.2023 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.