Что такое поэзия?

   Поэзия  – не только особенная  организация речи; привнесение в нее определённого ритма,  размера, словесное художественное творчество, – она высший род искусства.
   Так утверждал В. Г. Белинский.

   Разберёмся, что делает именно поэзию высшим видом искусства.

   Неразрывно связана она с музыкой. Поэзия у всех народов зарождалась, как песенное творчество. Стихи произносились нараспев, нередко в сопровождении музыкальных инструментов. Поэт всегда наделён природным слухом, чутьем гармонии и ритма. Музыка стиха легко переносит читателя в настроение автора.
Вольтер назвал поэзию музыкой души.

   Пожалуй, всем любителям и знатокам лирики приходилось любоваться живописностью, красочностью отдельных поэтических текстов. Одни из них напомнили им легкие акварели, другие – полотна импрессионистов.

   Не всякий, кто может писать стихи, – поэт. Без философского склада ума не суждено увидеть в повседневности почки и ростки будущего. Поэт не творит свой мир, – знает, каким общий мир станет. Можно назвать его вектором интеллектуального прогресса.

   Цитирую Аристотеля:
«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью – рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное».

   Все больше крепнут связи поэзии с кино. Кинематографичность, реальная представляемость  – неотъемлемое ее качество. Можно говорить о том, что лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Байрона, Бёрнса, Киплинга и многих других великих поэтов умело поставлены и отрежиссированы авторами.

   Искусство (и, в частности, литература) наряду с религией, философией, наукой является формой познания мира.
 
   Орудием этого познания в поэзии, по мнению испанского философа Хосе-Ортеги-и-Гассета, является метафора.

.  В своей работе «Две главные метафоры» он пишет:

«Метафора – незаменимое орудие разума, форма научного мышления, …это истина,
проникновение в реальность. И, стало быть, поэзия есть, среди прочего, исследование; она вырабатывает столь же положительные знания, как наука».

   Методом этого познания, по мнению доктора физико-математических наук, профессора Юрия Ивановича Шмакова, является синтез (из статьи «Что такое поэзия?»), соединение.

   Наука в процессе анализа разделяет явления на части, а затем исследует их.
Поэзия, сближая различные явления, синтезирует новое знание, транслируя его в метафорической форме.

   Именно это ее качество мне и представляется основополагающим.
   
   Поэзия – всегда удивление.

   Платон говорил:

Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности.
Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться.

   Убеждена, что метафоры – это подмеченные поэтом глубинные закономерные связи, соединяющие всё сущее.

   Основное дело поэта – изучать природу, человека, секреты  работы с музыкальным словом.

   Метафорическая форма подачи знаний делает лицо, воспринимающее стихотворение, соучастником действа, первооткрывателем.

   Содержание метафоры, ее суть, основной предмет поэзии есть красота.

   Красота сияет нам, когда мы замечаем наше сродство с  окружающим миром,
видим нити, соединяющие в сложнейшую и взаимозависимую систему всё живое на
Земле.

   Связи эти осуществляются посредством любви, которая является самоотдачей, взаимопроникновением.

   Художественная поэтическая речь содержит большие объёмы информации, причем
при передаче содержания стихотворения обычным языком, эта информация не может
быть передана. Она существует только внутри данной структуры.

   Думаю, ёмкость, скрученность поэзии (и, в частности, метафоры) легко
объяснить тем, что глубинных связей между объектами Вселенной, живыми существами, очень много. Поэтому каждый видит в стихотворении свое в соответствии со своим интеллектуальным развитием и жизненным опытом.
   
 
   Главнейшая функция поэзии – духовная помощь людям.


Рецензии
Надя, вы написали хорошую статью. Соглашусь с предыдущим рецензентом: не хватает поэтических примеров. Уверена, вы ещё вернётесь к вашему эссе, и тогда алмаз засияет новыми гранями. С уважением,

Элла Лякишева   27.02.2019 20:43     Заявить о нарушении
Элла, спасибо большое!
По идее это вовсе не статья, а вступление к моему "Избранному". У меня была
сверхзадача тезисно ознакомить читателей с моей точкой зрения, привлечь интерес к спорным моментам. Чтобы каждый любитель поэзии задумался о своей собственной позиции. Мы привыкли всё разжёвывать и класть в рот. А может, не надо этого делать? А своя голова, душа для чего? Если я помещу туда примеры, то сила воздействия размажется и угаснет.
Статья афористична. Разве афоризмы поясняют примерами?

Надя Сорокина   01.03.2019 09:27   Заявить о нарушении
Надя, я не знаю, как другим, а мне лично НЕ ХВАТАЕТ примеров. Это всё равно, что в спорте всё объяснить на словах и сказать: А далее - дерзайте сами... С улыбкой,

Элла Лякишева   01.03.2019 10:23   Заявить о нарушении
Хорошо, что поэзия - не спорт. Она вся - в недосказанности.

Надя Сорокина   01.03.2019 11:38   Заявить о нарушении
Да... истина рождается в споре. Простите, что вклиниваюсь, но я лично считаю, что поэтические примеры в этой статье неуместны. Хотя бы по той причине, что на вкус и на цвет товарища нет. У каждого поэта свой стиль написания. И как можно сказать кто пишет лучше: Пушкин, Лермонтов, Цветаева... ? У каждого свои критерии по отбору лучшего. Да и какие наводить поэтические примеры?.. а если я, например,скажу, что пример слабый, можно бы было подобрать лучший, так как он не в моём вкусе? Да и куда вставлять эти примеры?

"Одни из них напомнили им легкие акварели, другие – полотна импрессионистов." Вот здесь только можно по желанию, хотя и так всё понятно. В других местах - вообще неуместны они.

А статья хорошая! Заставляет задуматься.
Человека можно научить рифмовать, это не сложно. Но поэтом становятся от Бога. И то часто на определённый промежуток времени, к сожалению...
Многие поэты с этим феноменом сталкиваются.

И сколько не читай книг по стихосложению и не пыхти над ними, а если не дано свыше, то Поэзии не будет, не выйдет, не просочится она сквозь рифмованные строчки, хоть тысячу их зарифмуй.
Ещё раз простите великодушно, что самовольно вклинилась...
С добром,


Валентина Лысич   03.03.2019 18:17   Заявить о нарушении
Благодарю за понимание, Валюша!
Думаю, что каждый пишущий проходит свои пути развития: определённые этапы, которые мало кому удается обойти, разве только гениям. Сначала он выражает только своё "я", а потом окружающий мир начинает говорить в его поэзии на все
свои голоса, потом он становится способен делать широкие обобщения, обретает
простой и понятный, но свой, узнаваемый стиль. Многие так и остаются на полпути к вершинам творчества. Дорогу осилит только идущий. И у каждого она
своя.

Надя Сорокина   04.03.2019 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.