КБ. 3. Испытания

                Все новые конструкторские разработки требуется воплотить в металле, пластике и других материалах. Затем  собрать детали в узлы, а узлы в машину, механизм или стенд . И проверить, что же получилось, в деле.

          Главные, самые объективные и достоверные результаты работы конструкторов получают при полевых испытаниях.               
         Реальные условия показывают удачи и неудачи новых разработок, позволяют делать выводы и планировать работу. Обойтись без полевых испытаний практически невозможно.

         Испытания это все жанры жизни: драмы и мелодрамы, комедии и трагедии, триллеры и детективы. Коллектив, который разработал и испытал машину в деле, это сообщество  единомышленников,  им по плечу большие задачи. Некоторые случаи и происшествия, во время испытаний, запоминаются на всю жизнь.

         Я много лет участвовал в испытаниях. Это были счастливые годы. Работа доставляла истинное  удовольствие. Условия были, конечно, так себе. Зато мы были молодые, любопытные, хотели  интересных дел и были полны идеями и надеждами.

         Испытания мы проводили на нашей опытно-полевой базе или коротко ОПБ. Это было одно из отделений совхоза, ставшее полигоном для полевых испытаний проектируемой нашим КБ техники. Многие жители отделения были работниками КБ.

         Приезжающие на испытания конструкторы жили в общежитии. Это был длинный барак, где поместились женская и мужская половины, между которыми расположился  магазин.

         В нашем распоряжении были лаборатория, столовая, клуб, баня и спорт комплекс из футбольного поля и волейбольной площадки. Еще был неудобный пруд. Техника помещалась на просторном машинном дворе. Там же была мастерская. Мы проводили здесь по полтора-два месяца в году.

         В этом году мы приехали дней на пять раньше обычного. Наш КБинский автобус сломался по дороге и мы прибыли на ОПБ поздновато, к концу обеденного перерыва.

         Мой шеф Игорь Николаевич Заров имел  привычку едва приехав на место, мчаться в гараж ( машинный двор ) и, не переодеваясь, что-то делать с нашей машиной.

         За отделом была закреплена  экспериментальная хлопкоуборочная машина, на которой мы испытывали наши гидро- и пневмосистемы. Права механика-водителя были только у меня и за руль почти 9-ти тонной громадины, кроме меня, никто не садился.

         И сейчас, выйдя из автобуса он потащил меня в  гараж. Сумки  с вещами понесли с собой. Нашу машину вчера перегнали на ОПБ и я еще не знал в каком она состоянии. Поэтому побежал к ней осмотреть.

         Моя четырехрядная красавица была в порядке. Машина была существенно тяжелее двухрядной предшественницы. Я проверил топливо ( было литров 15 ), масло в картере двигателя, долил немного и воду. В радиаторе. Пусто .Воду всегда сливали на ночь. Одно удручало: крышка радиатора исчезла. Обычное дело.

Заров решил опробовать свою новую идею сейчас. Пришлось искать лейку и носить воду. Наконец все сделал. Мотор у нашего трактора не любил два дела: заводиться и выключаться. Я его уговорил и с четвертой попытки он нехотя затарахтел на двух цилиндрах и лишь через пару минут взревел во всю мощь!

         Я любил его рокот, иногда мне казалось, что двигатель знает это…  Шеф позвал подержать один гаечный ключ, вторым он крутил накидную гайку. Вдруг из-под незатянутой гайки брызнула струйка масла и попала на мои рубашку и брюки...

          Наискосок, от левого плеча до правого колена… А веретенка практически не отстирывается. Игорь Николаевич в своем репертуаре! Почему нельзя было  устроиться, переодеться , а потом… Впрочем я не собирался обсуждать это. В прошлые годы мы много об этом говорили.
Никогда не помогало. Но брюки, новые, пошитые на заказ, было жаль...

         Мы закончили проверку. Идея оказалась очень даже! Я заглушил мотор, вылил воду из радиатора, включил первую передачу и мы отправились устраиваться. Потом что-то надо придумать с  брюками. Не впервой!

         На следующее утро я вышел на крыльцо нашей половины общежития и вдохнул прохладный сельский воздух. Хорошо! Свежо!
         - Салют! - с крыльца женской половины меня приветствовала симпатичная девушка. Она работала недавно, мы еще не познакомились толком.
         - Где? Где салют? - я крутил головой, дурачась.
         - Привет говорю! - Она на шутку не отреагировала. Это настораживало.
         - Нас утро встречает салютом! - пропел я.
         - Ты сегодня едешь с нами? - спросила Несмеяна ( так я назвал ее для себя). Вчера меня разбудили и сказали, что надо погонять машину,  собрать какие-то данные для отдела исследований.
         - Да! С вами! Механиком вместо вашего. Будешь хорошей девочкой, прокачу на машине в поле.

         После завтрака мы шестеро, четыре “девочки” - лаборантки, их начальница и я, погрузились в УАЗик и поехали. Куда, я не знал.
         Я развлекался, подшучивая над новой лаборанткой.

         - Вот, например, Людмила означает “людям мила”. Виктор это “победитель”.А  Эльвира? “Эль” - это пиво. Вира - это команда  “вверх!”  Получается пиво наверх! А?
         - Какое пиво? На какой верх? - Несмеяна хлопала глазами, опять не уловив смысл. Пора  начать волноваться.  Вторая моя шутка не имеет успеха! Жаль! Женщины молчали, щадя чувства коллеги.
         - Имя Эльвира означает “отзывчивая”, “добрая”,так что все нормально. А остальное это шуточки! - успокоил я ее.

          “Отзывчивая”  держала на коленях свою шляпу. Такую я не видел никогда.Поля были около метра в диаметре. Шикарная шляпа! Мы остановились уточнить дорогу. Она протянула мне шляпу со словами:

         - На! Пока поносишь! - и улыбнулась.
         - Спасибо! Но с чего ты взяла, что у меня...           диарея? - я пытался быть серьезным.
         - Чего у тебя? - она не поняла.
         - Понос! - помог кто-то из девочек.
         - При чем здесь понос?! - Эльвира устала. Мы все говорили на непонятном ей языке. И смеялись! Смеялись! Хохотали! УАЗ качало...

         Приехали. С Несмеяной условились пообщаться, если будет перекур. Осмотрел машину, на которой предстояло работать. Двухрядная, легкая. На вид  почти новая.

           Давно не ездил в поле на такой. Наконец разобрались, с каких грядок начать и я поставил машину в самое начало поля. Ждал, кто поедет со мной. Поехала Тамара.

         - Привет, Тома! Останови на мне свой томный взгляд! А лучше многотомный! - мы были давно знакомы и не раз работали вместе.
 Я помог ей устроиться на большом, симпатичном инструментальном ящике. Сиденье только одно и уступить его, даже даме, я никак не мог.
      
         Команда  “Вперед”! и мы поехали. Хлопковое поле, когда коробочки раскрыты на 80%, представляется белоснежным морем! Красота! Глаза слепит! Солнце отражается от хлопка! Мотор рокочет уверенно. Жизнь прекрасна! Немного досаждали комары.

         Здорово! Я вслушивался в характерные звуки, которые издает хлопок в трубах пневмосистемы, когда летит в бункер. Порядок! Нормально! Оглянулся, бункер очень быстро наполнялся. Урожай был отличный!

         Тамара попросила остановиться. Она спустилась, измерила линейкой междурядье, собрала несколько десятков коробочек, сложила в бюксу. Потом вернулась ко мне наверх. Так мы останавливались еще несколько раз. Карта наша (часть поля) закончилась. Разворотная полоса! Я заехал в другие грядки, по схеме и мы отправились  назад.

         Моя “пассажирка” захотела порулить. Она умела, мы поменялись местами.Трогаясь, она резковато отпустила педаль сцепления, машина неуклюже подпрыгнула и плюхнулась. Я смеялся, Тома разволновалась, но потом все пошло хорошо. Мы опять несколько раз останавливались, Тамара измеряла междурядья, собирала хлопок в бюксы. Приехали. Бункер почти полон. Куда девать хлопок ?

         Тележку ( специальную, с высокими бортами, для приема хлопка из бункеров хлопкоуборочных машин ) еще не привезли. Вот и перекур! Начальница девочек сказала, ждем полчаса потом выгружаем на землю.

           Я спросил, можно ли взять новенькую с собой на второй круг. Получил указание обучить ее измерениям и сбору в бюксы.  Посмеялся и обещал. Привезли две тележки. Я осторожно подвел машину и выгрузил хлопок.

          Напарница взобралась на площадку управления, (она на высоте примерно 1,7м) и поехали.По пути четыре раза останавливались. измеряли междурядья и укладывали хлопок в бюксы. Нехитрая наука. Но дело важное, для последующих расчетов. В лаборатории определяли влажность, засоренность, длину волокна и др.
Страда! Занятий много для всех.

           Моя спутница перестала бояться высоты, начала восторгаться красотой белого моря! Бункер наполнялся. Мы развернулись и покатили обратно. Задачу выполнили! Опять выгрузил хлопок в тележку. Приехал наш УАЗик. Я отдал машину местному механику, поблагодарил за хорошее состояние техники и мы поехали обедать на ОПБ.

         Эльвира не могла наговориться о нашем путешествии. У всех такое  в первый раз. Поле завораживает! Она поведала, что не тупая и шутки любит. Ее посвятили в секрет: мы все любим шутки и смех и не обижаемся на розыгрыши. Неважно, кто в каком отделе работает. Здесь  “Испытания”!

         После обеда я пошел в гараж приводить нашу машину в порядок. Надо было проверить давление в шинах, посмотреть водяной насос, проверить аккумуляторы и многое другое, чтобы не возиться с ремонтом, а испытывать наши новинки.

          Было много нового. Самое интересное,конечно, автопилот. Да! Устройство, которое могло вести машину по грядкам! Надо было установить самописец, чтобы зафиксировать, как автопилот справляется. Я возился часа два. Сказал двигателю, что он  “хороший парень”, собрал инструменты, отнес их в каптерку. Основная работа начнется завтра.

         Утром, после завтрака, я прибежал в гараж. Заров уже копался в гидросистеме. Работать предстояло на карте номер  104. Он сказал, что как только роса подсохнет, поедем туда и ушел поговорить с исследователями.

          Я натаскал воды, залил в радиатор,запустил двигатель и поехал к компрессору. Но при первой же попытке повернуть, выяснилось, что руль крутится только налево! Правого поворота нет! Пошел искать шефа. Нашел, доложил. Он спохватился, забыл вынуть из дросселя проволочку! Так он менял сечение отверстия. Часто возникали похожие ситуации.

         Он экспериментировал, но не всегда предупреждал! Пошли вытаскивать. Я сделал намеченное, заехал на мойку, помыл машину и поехал на заправку. Мне сказали, что там новенький насос. Надо проверить!

         Насос был ручной двухходовой. Шланг доставал до горловины бака, но впритык. Надо было держать его. Как управиться в одиночку?  Нашел кусок проволоки, согнул в  крючок, приладил к шлангу, примерил. Все получилось!

         Осталось опробовать насос и посмотреть,как он качает. Закрепив шланг на окошке,  сделал двойной ход ( к себе, от себя) рычагом. Насос выстрелил порцией солярки, как мортира, вверх. Летевшая по крутой траектории вниз, эта порция, литра в два, упала на вышедшего из-за угла Зарова.

         Ни капли не пропало! Все досталось шляпе и рубашке. Шеф знал все подходящие слова, но не употреблял их почти никогда.  И сейчас пошутил только, что это моя месть за рубашку и брюки. У нас были давние счеты, но никто не первенствовал.  Я быстро наполнил бак и  поехали на 104-ую. Мы  смеялись над нашими  маленькими, привычными приключениями.

         Машина вела себя прекрасно. Шеф сидел на своей площадке. Ее специально изготовили по его чертежам, чтобы установить осциллограф с самописцем Мы должны были испытать автопилот в реальной обстановке.

         Я загнал машину в грядки, шеф занял место у прибора и мы поехали. Через 100 метров я включил автопилот и убрал руки с руля. Машину вел  механизм! И вел хорошо! Посмотрел на ленту самописца. Траектория была близка к прямой. Слишком хорошо!

          Мы поехали в  гараж, перенастроить автопилот. Заров сказал, что ему надо подумать. Решили пообедать, потом определиться. Мне было понятно, что волнует шефа.
          Щечки автопилота заедало иногда и машина начинала рыскать. Решение пришло, когда я взял в вилку, чтобы подцепить кусочек огурца.

         - Надо сделать маленькие пазы - прорези на внутренних ребрах щечек! - объяснил я идею Зарову.
         - А чего мы сидим? - обрадовался шеф. - Идем, сделаем! Мы наскоро поели и помчались в гараж. Через двадцать минут  мы были на 104-й.

         Опробовали автопилот. Отлично! Наше настроение резко улучшилось.  К нам подошел начальник экспедиции ( так называлась  вся группа испытателей )  Виктор Ильич Жупиков. Провоцирующая фамилия доставляла ему массу хлопот! Попросил, от имени руководства, помочь в сборе хлопка. Попросту говоря, поработать день, как обычные механизаторы.

         Договорились на завтрашнее утро. Мы сделали еще круг и выгрузив хлопок в тележку, поехали в гараж. Шеф ушел по своим делам, я заправился, чтобы завтра не возиться. Поставил машину на наше место. Выключил двигатель. Воду решил не сливать. Мне категорически надоел, неизвестно кем придуманный, обычай сливать воду на ночь.

         Два дня я работал механизатором. Собрал много хлопка. Никто не знал, что мне помогал автопилот. Я включал его почти при каждом гоне. Механизм работал неплохо, но обозначил немало вопросов. Чтобы не дискредитировать
 сырую еще конструкцию, мы не афишировали его существование и продолжали доводку.

         Принципиально было доказано, что такой простой  механизм работоспособен Стоимость его была невелика. При использовании наш автопилот не заменял механика, но помогал и  экономил силы.

         Конечно, мы испытывали новую технику. Но испытания проходили и мы сами. И та, почти спартанская обстановка, в которой мы жили на ОПБ, проверяла наши характеры, человеческие качества и коммуникабельность.  Надо сказать, что не все выдерживали и не все вписывались в наш коллектив. Но мы же проводили ИСПЫТАНИЯ!









   


Рецензии