Философия музыки 1-25

1. Символично, что один из основоположников новой музыки Филипп де Витри пишет хоровые произведения, близкие к народному творчеству.

2. Поэт и композитор Гийом де Машо посвящает мадригалы «всепрекрасной даме».

3. Незрячий композитор Франческо Ландини в спокойной музыке задумчив, погружен в самого себя, в танцевальной – веселится вместе с народом.

4. В хоровой музыке Якопо Болонского проступают контуры выразительной мелодии.

5. Каково религиозное содержание вокальной полифонии XV XVI веков? Воображение рисует такую картину: в музыке Йоханнеса Окегема верующий молится на коленях, Жоскена Депре – с опущенной головой, Якоба Обрехта – с приподнятой.

6. В вокальной полифонии Джованни Палестрина – вдохновенный строитель Небесного Иерусалима.

В полифонической музыке Палестрина возводит храм святого Петра!

Палестрина созидает в музыке Божий храм, Орландо Лассо – храм природы.

Музыка Палестрины размеренная и строгая, Лассо – мелодически раскрепощённая.

Палестрина в музыке – архитектор Донато Браманте, Лассо – живописец Леонардо да Винчи.

Музыка Палестрины образует Небесную твердь, небо Антонио Вивальди – оглашают птичьи голоса.

Палестрина совершает молитву в Небесном святилище, Божья обитель Вивальди – природа!

Палестрина и Иоганн Себастьян Бах – величайшие мастера полифонической музыки. Кто выше их? Разве только сам Бог, распределяющий местоположение звёзд во вселенной с точностью, какая необходима в искусстве полифонии!

7. По воле судьбы Эмилио Кавальери находится у истоков оратории и оперы. Он ещё мыслит старыми полифоническими формами, но уже активно использует монодию.

8. Музыкальная декламация оперы «Эвридика» Якопо Пери по античному сдержанная и благородная: мы словно попадаем в общество древнегреческих философов.

9. Поклонники таланта Джона Дауленда с восторгом отзываются о его музыке. Они говорят: «Когда играет Дауленд, смолкают птицы». Да и сам Уильям Шекспир в «Страстном пилигриме» посвящает ему несколько строк: «Тебя берёт в плен Дауленд, чья струна чарует слух мелодиями рая».

Лютневая музыка Дауленда волнует искренностью чувств.

Нежная лютня Дауленда трогает сердце тихой печалью и такой же тихой радостью.

Когда за окном моросит дождь и в душе селится тоска, тогда, вероятно, и появляются скорбные песни Дауленда.

Наряду с меланхолией Дауленда заявляет о себе оптимизм, вера человека в себя. Это понятно, ведь Дауленд живёт в период утверждения могущества Англии.

10. Мадригалы Клаудио Монтеверди отличаются Небесной гармонией и красотой.

Монтеверди – венецианский Орфей.

Монтеверди пишет одухотворённую музыку.

Музыка Монтеверди просветляет душу.

Произведения Монтеверди отличаются возвышенной красотой и благородной сдержанностью.

Нет возвышеннее и чище эмоций, рождённых в момент общения с Богом. Именно такие чувства пробуждают в нас мадригалы Монтеверди.

Под ренессансным небом человек ещё не принадлежит самому себе. Над ним довлеет абстрактная гуманистическая идея. Это не позволяет оперным героям Клаудио Монтеверди раскрываться в полной мере.

Оперные герои Монтеверди выражают себя посредством мелодекламационного речитатива, а не ариозного пения, способного проникать в глубины человеческой души.

Танцевальная музыка в операх Монтеверди неотделима от народного искусства. Однако народ в операх композитора – всего лишь антураж, декоративный фон.

Как видим, и человек, и народ в оперном творчестве Монтеверди пока ещё условны.

Мелодекламационный речитатив Клаудио Монтеверди обогащается ариозным пением Луиджи Росси.

После сдержанной мелодекламации Монтеверди у его ученика Франческо Кавалли появляются оперные арии.

Монтеверди – рационалист в опере, ещё не вкусивший райского блаженства Жана-Батиста Люлли.

Ясная, чистая, светлая, возвышенная, благородная музыка Монтеверди и Антонио Вивальди несёт в себе одновременно религиозное и светское мироощущение: его музыку озаряет Божественный и солнечный свет, Небесная и земная красота.

С именем Монтеверди связано пробуждение оперы, с именем Георга Фридриха Генделя – её утренняя заря.

Монтеверди – мастер декламационного речитатива, Георг Гендель – арии, Кристоф Глюк обе формы оперного пения поднимает до небывалого художественного уровня.

Монтеверди – гений речитатива в ранней барочной опере, Джованни Перголези – арии в опере зрелого барокко.

В музыке Монтеверди получает воплощение небесная красота, в бессмертных произведениях Вольфганга Амадея Моцарта – земная.

Монтеверди и Джузеппе Верди – реалисты в оперном искусстве: обоим композиторам свойствен шекспировский драматизм.

11. Генрих Шютц с религиозным трепетом воплощает в музыке образ Иисуса Христа.

Музыка Шютца излучает тихий свет лампады, стоящей возле иконы Девы Марии.

Генрих Шютц – подвижник немецкой музыки. За ним следует целая плеяда немецких композиторов-титанов: Георг Филипп Телеман, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах.

12. Стефано Ланди принадлежит первая историческая опера «Святой Алексий» написанная на либретто папы римского Климента IX. В опере противопоставляются два мира: духовный мир отшельника и суетная жизнь Вечного города.

13. При короле-солнце живёт и творит музыку композитор-солнце Жан-Батист Люлли.

Купаясь в солнечных лучах Людовика XIV, Люлли создаёт музыку света, красоты, изящества.

Ласковые скрипки Люлли уносят слушателей в райские кущи.

Люлли отличается сладострастием в жизни и сладкозвучием в музыке.

Для Люлли всевластный, всепоглощающий бог – любовь!

В музыкальных идиллиях Люлли пастухи танцуют с королевской галантностью, а короли – с пастушеской непринуждённостью.

14. Ни кто иной, как Дитрих Букстехуде превращает орган в короля инструментов.

В органной музыке Букстехуде столько духовной мощи, сколько и прозы жизни.
Дитрих Букстехуде в органной музыке – простодушный рассказчик библейских событий и легенд, Иоганн Себастьян Бах в произведениях для органа – воплощает всеобъемлющий Божественный дух.

Букстехуде – местный органист, Бах – новозаветный проповедник.

Букстехуде – земной, Бах – земной и Небесный.

Букстехуде красноречив по-домашнему, по-отцовски, Бах – высоко духовен.

Букстехуде созерцает окружающую среду, Бах духовно обнимает весь Божий мир.

Букстехуде служит народу, Бах – Всевышнему.

Букстехуде – первостепенный талант, Бах – высочайший гений!

15. В операх Люли запечатлена Франция любовных увлечений, Марка-Антуана Шарпаньтье – Франция энергии и благородных деяний.

16. Джон Блоу – учитель Генри Пёрселла. Оперная музыка этих английских композиторов отличается, как холодный океан от тёплого Гольфстрима.

17. Выдающийся скрипач Арканджело Корелли – двуедин: он и нежный ангел, и суровый архангел!

Скрипичный герой Корелли – человек воли, достоинства и благородства.

В музыке Корелли звучит деятельная энергия и мужественная скорбь.

Последователями Арканджело Корелли выступают ангельский Антонио Вивальди и «дьявольский» Джузеппе Тартини.

Корелли  передаёт факел Прометея Георгу Фридриху Генделю, Гендель – Людвигу ван Бетховену.

18. В лирико-созерцательной органной музыке Иоганн Пахельбель обращает взор к Деве Марии.

У Пахельбеля спокойно льющаяся мелодическая, благостная музыка.

В музыке Пахельбель – уравновешенный и благочестивый.

19. Музыка Генри Пёрселла отличается изысканной красотой и рыцарским благородством.

Балладный тон музыки Пёрселла придаёт опере «Дидона и Эней» лирико-эпический характер.

Погружаясь в лирическую задумчивость музыки Пёрселла, невольно видишь лондонские туманы, спокойное течение Темзы с зелёными лугами и старинными замками по берегам.

В музыке Генри Пёрселла и творчестве Георга Фридриха Генделя присутствует английский национальный дух.

Проникновенную лирику Генри Пёрселла воспринимают Кристоф Глюк и Вольфганг Амадей Моцарт, героический эпос – Георг Гендель и Людвиг ван Бетховен. Это означает, что Пёрселл оказывает заметное влияние на австрийских и немецких классиков.

20. В сравнении с галантным Люлли, Андре Кампра – энергичный, волевой. Музыка Люлли – аристократическая, Кампра – простонародная.

В отдельных эпизодах музыка Кампра достигает трагических глубин Жана-Батиста Расина, тогда как энергия и энтузиазм поднимаются до жизнеутверждающих высот!

21. Прославленный клавесинист Франсуа Куперен музицирует с богами!

Куперен сочиняет клавесинную музыку для ангелов.

Внутри серебреного звона клавесина таится купереновская лирика.

В недрах клавесинной музыки Куперена возникают предпосылки для рождения французской лирической песни.

Музыку Куперена оглашают птичьи голоса.

В музыке Куперена порхают бабочки и стрекозы.

В виртуозных пьесах Куперен – искусный наездник и жонглёр.

Для музыки Куперена характерны чёткая форма, строгий стиль и бодрый тон.

Чтобы понимать клавесинную музыку Куперена, нужно иметь развитое воображение и тонкий аристократический вкус.

Чудесные мелодии Франсуа Куперена предвосхищают лирику Андре Модеста Гретри.

Куперен и Вольфганг Амадей Моцарт – гении изящества.

22. Бенедетто Марчелло – уникальная личность: общественный деятель, папский камергер, юрист, композитор, музыкальный писатель, поэт. В его лице вся Венеция и вся Италия обретает могучий талант!

Марчелло убедителен в обрисовке характеров оперных героев.

23. Антонио Кальдара – один из самых плодовитых композиторов. Ему принадлежит около 3500 произведений: это в три раза больше, чем имеется в творческом багаже Иоганна Себастьяна Баха.

Кальдара – автор 69 опер. Лучшие из его арий носят молитвенный характер. Возможно, именно этим качеством они привлекают внимание великого Баха.

24. Томазо Альбинони создаёт музыку земного рая.

В музыке Альбинони торжествует вечный праздник.

Томазо Альбинони и Антонио Вивальди обладают выдающимся мелодическим талантом.

25. Музыка Антонио Вивальди светоносна.

Вивальди – творец Небесной гармонии и красоты.

В музыке Вивальди ликует земное и Небесное счастье!

Вивальди пишет вдохновенную музыку с благословения её величества скрипки.

Скрипка Вивальди аккомпанирует хороводу ангелов.

В музыке Вивальди отражается чистое венецианское небо.

Не церковь обитель священника Антонио Вивальди, а храм природы!

Вивальди – символ гармонии, света и красоты в музыкальном искусстве.

Музыка Вивальди брызжет солнечными лучами радости.

Когда звучит музыка Вивальди, в душе распускаются розы любви и счастья!

Блестящая скрипка Антонио Вивальди оживляет музыку Георга Телемана, Георга Генделя и Иоганна Себастьяна Баха. Она придаёт их произведениям итальянское изящество.

Музыка Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Моцарта гениальна от первой до последней ноты.

Вивальди – солнечный гений, который сравним, пожалуй, только с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

На итальянском музыкальном небосводе сияет два солнца: Антонио Вивальди и Джоаккино Россини!

В музыке Вивальди кроются истоки оперного творчества Джузеппе Верди. И тот, и другой высоко ценят красоту!

Предельно отточенный мелодизм Вивальди сопоставим с яркой музыкой Жоржа Бизе.

Птичье царство заселяет музыку Вивальди на два столетия раньше, чем произведения Оливье Мессиана.

Многие композиторы сочиняют солнечную музыку. Но самые блестящие из них рождаются на юге. Таковы: Антонио Вивальди, Джованни Перголези, Вольфганг Моцарт, Никколо Паганини, Джоаккино Россини, Морис Равель, Сергей Прокофьев. Нетрудно заметить, что все они наделены от природы исключительными музыкальными способностями.

Вивальди, Моцарт, Шопен – абсолютные гении.


Рецензии
Спасибо, уважаемый Виталий Константинович! Увы, многих композиторов не знаю, но
как написано о Вивальди, музыку которого я очень люблю, потрясает! Спасибо!
С глубоким уважением,
Раиса Коротких.

Раиса Коротких   09.08.2019 13:36     Заявить о нарушении
Раиса, благодарю! Очень рад появлению такого читателя, как Вы.

Здоровья, оптимизма!

С уважением,
Виталий

Родионов Виталий Константинович   10.08.2019 19:45   Заявить о нарушении