ВЫШе НЕБа - по ЗемлЕ - НЕ СТЫДно ГОЛой идти МНЕ!

ВЫШе НЕБа на ЗемлЕ НЕ СТЫДно ГОЛой быть и МНЕ!
(Продолженние опусов "В КОННом ТУРе ПулАт-ХАНа - я любОви не искАла"
   и "По НебЕсным горАм идти ГОЛЫм НЕ СРАМ!", "Знаменитый АрашАн НАШ
интИм НЕ оплошАл а украшАл!" - мз СЕРии "В Долину Смерти Маркан-су -
           несУ любовь свлю красУ")

        Чувство странное СТЫД -
        ф ощущеньях и на вид:
        ТАМ - где СТЫДно одним -
        безразлИчно инЫм!

        Странный в МИРе есть народ -
        у них всё - наоборот:
        ГУбки красят через ПОПы,
        за невестой прут в СЕКС-ШОПы;            

         НЕ стыдятся водку пить,
         НЕ стыдятся пьяным быть,
         НЕ стыдятся убивАть, на абОрты посылать!

         НЕ стыдятся войн немЕцких,
         ни чечЕнских, ни донЕцких;
         швырять Атомные БОМБы -
         на японочек любОфных...

        Но ж стыдятся нежных слов -
        больше - НЕжель за улОв:
        нежным словом можно сглАзить,
        РАКом, бЕшенством зарАзить!
               
         НЕ стыдятся дочь убить,
         Но стыдятся голым быть:
   "-   Я ж застЕнчивый такОй -
         что писЮн мой не стальнОй!"

            *********

Как я уже рассказала ранее: в Ташкенте я познакомилась с милыми сканлинавками
Ингой и ХЕЛЬгой, с ними прошла по горам Западного Тянь-Шаня - где на плато
АрашАн МЫ все трое познакомились и сблИзились с уроженцем и жителем города
Ангпен - АрчИ БеркИевым - который работал шофером и привёз нас в свою городскую квартиру...
     В магазине "Kulture" я купила мало-калиберную винтовку ТОЗ - Тульского
оружейного завода И 1000 патронов к ней - могут пригодиться и в пути в Долину
Смерти Маркан-су, да и ТАМ: груз не так дОрог и тЯжек - чтобы на нём экономить;
менее полу-ПУДа - а стрелЯет без грохота и может убить и верблЮда, а человека -
за километр и более!
     ...........

Арчил показал 2-этажный домик серого кирпича возле старого клуба - пра-РОДину
моего братика Славика, а также Род-дом - где моя - уже 18 лет покойная МАМа -
родила Ваню и Лену - панорама ГОР красивая - не зря ВСЕ ОНИ подались в бродяг
по ЗемлЕ - в гидрологи, океанологи!
Мои деврчки дозвонили до БЕРГена и сообщили о себе, а я звякнула МАШе в Донецк.
Моя менструация прошла и меня уложили на диване, а АрчИла девы затащили между
собой - на широченную кровать - не давая скрИпом - мне ночью спать!

Утром в понедельник мы все с Арчи пошли на базар, накупили там помидоров,
персиков и слив, а также консервов - на недельный поход: половину оставили тут,
а половину уложили в оюкзаки и Арчи отвёз нас - поПУТно с поЕздкой по работе -
на перевал ПангАз. На мосту увидели реку Ахан-ГарАн - уже не так грозную -
как на тех порогах возле чай-хонЫ у устья КызылчИ + Ир-Таш-сАяяяяяяя!
Потои нас много километров везли через отвАлы горных пород - снятых перед
добычей угля в карьерах. Почти все свободные местА были заняты застройкой,
садиками и огородиками курамЫ - местного населения: помесь узбеков и таджиков.
Мягкие склоны гор приятно зеленели под жгущим Солнцем. МЫ обливались потом
в раскаленной кабине - здесь же не 2700 м плато - а 1000 м долины Нищ-бащ-сАя!
У бурного слиЯния ЛоЯк-сАя и Лаш-КерЕк-сАя девы не выдержали - и с пол-часа
рлпапли по всей рогатке слиЯния - пару раз прихватив и меня! А Арчил боялся
родных рек с их дивной изумрудной водой!
      ....................

Потом долго тянулись глухие - высотой метра три - глинобитные стены кишлака
Лаш-КерЕк. Там АрчИл заглушил мотор и завёл нас - всех голых - в гости -
к два-Юродному брату Турсун-бАю. По сравнению с АДом кабины - тут был РАЙ!
Фесь мини-дворик укоыт плотной листвой винограда с дивными кистями разных сортов.
уютно журчал мини-арЫк - с шиферного лотка вливаясь в мини-бассейн "4-5 метров.
ТУТ была приятная прохлад и ажурная камуфляжная тень!
      Турсун-бАй был возле хауса-бассейна и прямо чуть не упал в воду -
увидев столько ГОЛи: МЫ же вошли тихонько - как мышки! Но Арчи успокоил его
по-российски: "- НЕ бойся: вот Эта мини-девочка знала моего атА-папу!
И Эти макси-девочки - тоже очень милые и добрые! Но ИХ родили в заполярной
холодной Норвение и ИМ Очень жарко! Вот ОНИ и спасают себя - сняв одёжки -
чтобы пот легче испарялся и ИХ охлаждал! И я везу ИХ на ПангАЗ-давАн - чтобы
ОНИ проШЛИ по прохладе снегов КурамА-тау! И привёл ИХ к тебе - поглядеть
на твой загородный ЗАМок! Да и ТЫ полюбуйся на НИХ - ИМ будет приятно тебя
порадоваит в прохладе твоего дворА!"

     А ТурсунбАй был сам - жена была в гостях у детей и внуков. Так что дело
знакомства затянулось до позднего утра следующего дня! А Арчи сразу же уехал
на рудник Коч-булОк - повёз туда всё по работе...
     ........................

А в полдень следующего дня ТурсунбАй привёз нас своей "ТойОтой" на перевал
Пангаз ("2500 м - виден во всей красе с улицы НавоИ в Нввом ГОРоде). ОН вытащил
из багажников наши рюкзаки и "альпен-штОки" из лозы, а ТОЗик я не взяла -
от МИН ТОЗ не спасёт, да и вряд-ли на снегах нас МИНы разорвут!
А ведь гибнут тут и люди и скот - разрываемые МИНами - которыми киргизы
и узбеки отгородились от возможного нападения велико-РОСов - навязАвших
свою ВЛАСТЬ Таджикистану ещё в начале 1990-тых годов...

ТурсунбАй нежно с нами распрощался - приглашая - хоть в гости, а хоть и наВЕК!
И МЫ по не так уж и полОгому - как кажется из гОрода, но широкому каменистомк
гребню - ыепочкой след в след (уменьшить вероятность взорвать мину - зашагали
но ближАйшую вершину Тез-Таш (Резкий, Острый камень). Через тои часа мы уже там!

Да - НЕ ЗРЯ МЫ рисковали на МИНах!
Это же САМый величАвый ГОРНый ВИД на ВСЕЙ ЗемлЕ!
Это же ВИД - с переПАДом высОт а 5 километров!
.
           А МНЕ СНИЛся волшЕбный УРАЛ -
           ГДЕ увАлы идУт за увАл,
           МинерАлы сменЯл мнерАл -
           Их неМАЛо средИ древних СКАЛ...

Я немнОго по СВЕТу стрАнствую,
За гранИцей ниГЛЕ НЕ былА,
Я в компАния ЗНАТных не пьЯнствую,
В проститУтских вульвАх не eBЛA...

Я в горАх поначАлу ходИла -
ПокА зрЕнья хватАло, СИЛы,
А потОм уж - по рЕкам плАвали -
С дЕтьми, внУками ПАПы Я вмЕсте ходИла...
               
И вот наконец - 22-РОе июня 2017-того - юбилЕйнрнр:
КомУ-то СВЯТого,
КомУ = проклЯТого,
А МНЕ - всё-таки - СВЯТого!

И вот наконец-то МЫ - на хребЕт - весьМА высОконький залЕзли:
на КурамА-ТАу - КурамИн хребЕт =
узбЕков и тадж-Аков - пОмеси, смЕси!

А ВИД с высОт 3500-3840 МЕ -
ВелИчественней в МИРе НЕТ!


СЗАДи меня - ЧаткАл-хребЕт -
ТАМ переВАЛож НИЖе 3320 метров НЕТ!
ПЕРедо-МНОЙ - БобО-и-Об = 3868 ме = "ДЕДушка ВОД" -
СтенОю СКАЛЬною Себя вознЁс!

А за БобО - долИна долинА - Пар-ХонА Пар-ГонА иль ФерганА -
ЗА ДВЕСТи килО - прилИчна ширинА!
Ы НЕЙ - ЛЕНТа серебрА - Чир-ДарА иль Сыр-ДарьЯ,
Воды хранИлище КайрАкы-Кум на НЕЙ -
На сОтнню ВЁРСТ - иль даже подлиннЕй!

А ДАЛее - ЗА НЕЙ - ОЛОЙ или АЛАЙ хребЕт -
НИ красивЕе, НИ мощнЕе в МИРе НАШем НЕТ!

ОН - рукиЯть триЗУБа:
ЗАПаднее ПИКа ИГЛА (5310 ме) -
расхОдится на ТРИ могУчих тож хребтА:
Турки-СТАН, ЗарАф-ШАН, ХиссАр-ГиссАр...

А САМ АЛАЙ - лишь в СКАЗКе возжелАй!

ВЫСокО вознЁс НАД НебесАми -
ГОРные вершИны - стрАшны САМы,
МОЩные вершИны - СКАЛЬны САМы -
С ВЕЧными снегАми, ледникАми,
С Острыми - из СКАЛ зубцАми,
С ЯРкими - льда, снЕга поясАми...

ТУЧи МОЩны и могУчи -
ТЁМны СКАЛы обнимАют -
КАК любОвниц - ИХ ласкАют,
ОТ ЗЛЫХ взглЯдов укрывАют,
ЛЁД и СНЕГ на НИХ спускАют -
И ЗРЕЛище Это - через монокулЯр 12 крат -
НЕ довелОсь увИдЕть мне в инЫх местАх:
Даже Памир, пик СТАЛина, ТЕМ бОле - ЛЕНина -
АЛАю МНОГо уступАют!

ТЕМ бОлее - хребтЫ Тянь-ШАНя - Терс-КЕй, Ак-ШийрАк,
Хан-Тянь-ГирИ и пик "ПобЕда" -
Хоть ПОЛностью во льду, в сннегУ -
Но ВЫглядят, всё-ж, - БДЕДНо:
Ну - СЛОВно бАбушка остАлась БЕЗЪ обЕда!

Ну - а дальше - ТОЧКи -
В Этих милых мне местАх -
СЫНов МНЕ МАТЬ родилА,
Да вдобАвок - ДОЧку!
.......................................

ВЫ подскажИте мне - ГДЕ ЕЩЁ можно увидеть:
САМый величАвый ГОРНый ВИД -
с переПАДом высОт 5 км -
подНОЖия - ДО вершИн хребтА, -
да ЕЩЁ и увИдень НЕ с равнИны и НЕ с МОРя,
а с вершИн хребтА - с высотЫ 4 км!?

ГималАи - НЕТ: с высОт ТибЕта - переПАДов высОт в 5 км - НЕТ!

На ПамИре - тоже НЕТ!

На Тянь-ШАНе - тоже НЕТ!

Вот на-СЧЁТ ГиндуКУШа и Куэнь-ЛУНи - я ниЧЁ НЕ ЗНАю -
            но ТАМ МАЛо КТО бывАет...

На Кавказе, в Альпах - тоже НЕТ!

В ВелИких Андах - тоже НЕТ!

В ЮКОНских ВелИких ГорАх - тоже НЕТ!

В Африке - тоже НЕТ!

В АвстрАлие - тоже НЕТ!

Об Антарктиде, ГрюннЛАНДе - тоже даже РЕЧи НЕТ!

В ИндонЕзие - тоже НЕТ! -
   ВОТ МОЙ дилЕт-отвЕт!
......................

В АЛАе есть несколько больших долИн:
Шах-и-ЯрдАн, ВарУх, Сох, Шахри-Стан и другие - поменьше.
В Шахри-СТАНе - даж Александра ИмпотЕнтского-МакедОнского -
то-ли оЖЕНили, то-ль оженИли - до ТОГО милые ДИВы ТАМа жИли!

А долИна СОХ - вообще уникАльна!
НЕ ЗРЯ же СЛОВо СОГ или СОХ по-узбекски означает "ЗдорОвье" -
ИХ глАвное пожелАние при расставАние - звучИт ТАК:
"- СОГ БОЛ - касАл болмА!" =
"- ЗдорОвым БУДЬ, больонЫм - НЕ БУДЬ!"

2-3 ТЫЩи ЛЕТ назАд в Этих местах ПРОЦВТАЛа знаменитая СогдиАна -
НЕ уступАя знаменитой БАКТРие - БактриАне -
в ЧЕСТЬ котОрой даже ВИД двуГОРБых вeр****eй - прозвали <БактриАня> <БактриАннечка>!

Зато в ЧЕСТЬ знаменитой СогдиАны -
одной из БогИний - ПОЗЖе - дали Имечко преМИЛое -
   .....................               ДиАна = ДвойнАя, ДВАЖДы Ана Аня!

Питание РЕК АЛАя - смешанное, ледниково-снеговое, а также подземное.
Половодье бывает в период интенсивного таяния ледников - с июня по сентябрь.

РЕКи берУт начало на северных склонах Алайского хребта на высотах свыше 3000 м.

ВСЕ РЕКи АЛАя в среднем и нижнем течение служат основным источником
водоснабжения Сохского, ВарУхского и прочих районов (эксклАвов)
республии Узбекистан, Кырк-кыз-стан, Тадж-Ак-стан.
 В Ферганской долине полностью
разбирается на орошение, теряясь в ирригационных веерах и конусах выноса.
       До реки Сырдарья не доходит с конца 1940-х годов.
       Средний расход воды у кишлака СарЫ-КондА = 42 м3/секунлд

Воды используют для орошения и водоснабжения населения.
Из-за быстрого роста населения в долине рекИ Сох - здесь ощутима нехватка
воды, усугубляемая политико-административной чересполосицей. Так горные
киргизы верхней долины Соха задерживают воду, поступающую таджикам Сохского
анклАва, А дАлее - таджики ограничивают воду - киргизам нижней долины рекИ,
а те - в свою очередь - задерживают остатки - стекающие в Узбекистан:
    ВОТ ВАМ ярчАйший пример ДРУЖБы НарОдов - былОва эСэСэС-ЭР!
    По оценкам - на орошение рисовых чеков в предгорьях Бургандинского массива
Киргизия использует почти 30 % воды стока реки Сох. Освоение предгорий,
находящихся выше основной территории Ферганской долины - уже привело
к повышению уровня грунтовых вод в Риштанском и АлтЫ-арЫкском районах
Узбекистана. В результате - Риштанский район потерял 6313 гектаров
сель-хоз-угОдий - по причИне гибели садов и снижения урожайности других культур!

А в Северном СОхе: Узбекистан и Кыргызстан ДРУЖно дЕлят - и НЕДРа -
нефти-ГАЗовые местаРождения!

    ***********************

У НАС запас водички с собой был
(сильно газОванной на ТурсунбАй 6 литров купил),
да и жар Солнца - тоже снег топИл -
изо всех Солнца СИЛ!

МЫ грызли ыебурЕки, шашлыкИ,
да беляшИ, их ЛУК да ыеснокИ,
сосУлечки сосАли под карнИзом,
да сталактИтов-сталагмИтов - вырастАвших снизу - ЛИЖем!

     Палатку на закате ставим -
     уж быстро холодАет, фмрн подмерзАет,
     А МЫ ж - пока-что ж - голышОм -
     глядите ж все на нас - кругОм!

      ВЫШе НЕБа на ЗемлЕ -
      НЕ СТЫДно ГОЛой быть и МНЕ!

           ***********8

       А УТРОм ВМДы - ещё крАще -
       с Этой ТОЧКи обзОрной ВЫСшей НАШей!

       Да МЫ и не спешИм - ведь впередИ лишь ПЯТЬ вершИн -
       а переПАДы между ними - ерунДА -
       ни КТО ИМ больше СОТни МЕ - не ДАСТЬ!

       Под Солнцем мы играем в снЕжки
       и меж собОй МЫ - милы, нЕжны!

     Потом - не потревОжив МИН - за два часа прошли все ПЯТЬ вершИн -
     в том числе и высшую 3840 м - Ак-ШурАнг -
     и палАтоыку поставили мы ТАМ:
     С него ВИДы на Восток не закроет БобО-и-Об (Дедушка ВОД) 3868 м!

     Ч в сей пред-закатный час -
     ВИДы потрЯсны - аж звучАт;

     алЕют Алым цвЕтом ГОРЫ АЛАя
     и даже ЗА-АЛАя - пик ЛЕНина выглядует - по-из-ЗА НИХ!
     А мне туда надо не позднЕе 10 июля - 16 суток -
     получить в посёлке СарЫ-таш на почте - мой ноут-бук и прочее...

     Я сказала об Этом девам - показав ИМ пик ЛЕНина,
      а ОНИ поглядели - и МНЕ:
""- А МЫ с тобой хотим туда дойтИ -
    не будешь ли ТЫ - ПРОТив!?""

   - Я - НЕТ - Если желание такое у вас ЕСТЬ!

       .....................


    Утром мы снова видежи розовый снег полОгого пика ЛЕНина -
по-над гребёнкою зубчатых вершин АЛАя! И тут уж девы безповоротно решили идти
ва-банк - вмесе со мной - вот уж авантюрные натуры ВИКингов!
     ...........


С ГОРКи 3100 мы спустились в седловину со снежником на север -
в долину Нау-ГарзАн и стали на бивак до завтра - до назначенного приезда АрчИла.
Здесь невдалеке были зАсохшие деревья арчИ - повидимому - корни подрезал оползень.
Я пилочкой напилила дров и мы с тушОнкой нажарили белых мячичтых грибов -
поздновато выросших под кустами трав "югАн"! Получилось диво вкусноты!
А на ужин я сварила и борщ с грибАми и с оевенем - сплошь покрывшим
весь склон ниже нас! И тоже - диво вкусноты!
     А перед закатом - невдалеке громыхнул взрыв -
кто-то погиб на Этой скрытой войне! А МЫ уже были на узбекской стороне -
а не на ЛЕЗвие бритвы - как шли и жидИ до Этого почти четыре дня!

Я позвонила по мобилке Арчилу - сказала - где МЫ -
и ОН пообещал встретить нас возле северного портала тоннЕля -
но не вздумать ЛЕЗТЬ в тоннЕль - заминировынный с 1661-го ГОДа!
     ...............

Нл Этом я кончаю сей опус: надеюсь на скорое продолжение:

      Я прОшу пробАчення -
      за моє небАчення,
      та за прмилкЫ -
       що йдуть вид рукЫ -
       що ЙЭ набырАе -
       бо ж - ЗОРу нэМАе!
    ВИК: ДонЭцьк: 28 ЖНИВеня-сЭрпеня августа 2017-го


 


Рецензии