Немного об удаче

Меня сегодня попытались, в очередной раз, испугать некой страшной историей рассказанной старцем Клеопой. Я просмотрел, изучил материал и решил написать об этом.

А предыстория такова.

 Отец Клеопа и «удача»

Намного тяжелее ситуация, когда в молитвах просят «удачи» в подобных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упоминает о подобных случаях:

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку».

Источник:http://www.pravoslavie.ru/43645.html


Итак, давайте сначала разберемся, кто же такой Молох и одно ли он лицо с удачей.

Молох – языческое божество. В основном ему поклонялись аммонитяне – семитский народ, который жил от восточного берега Иордана до пределов Аравии (территория современной Иордании). См. напр.:https://ru.wikisource.org/wiki//,_


Есть мнение, что «молох» значит «царь», и это не имя собственное, а титул, которым традиционно наделяли языческих богов

В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха – то, что в жертву приносили детей.

Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5).

Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам – чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3Цар 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).

В Библии упоминается также «скиния Молохова», (Ам 5:26, Деян 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.

Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4Цар 23:10). Источник: http://foma.ru/kto-takoy-moloh-v-biblii.html

Итак, давайте вначале про римлян. Всякий мало-мальски образованный человек, конечно же помнит, что означала у них богиня под именем Фортуна - богиня удачи. Теперь, выясним был ли у них культ Молоха. Да, только Молох именовался Сатурном. Вывод: Фортуна и Сатурн - разные божества древних римлян.

Дальше кто у нас? - Шумеры. У этого древнего народа было много богов, но вот бога Удачи, точно не было. Хотите перечислю? Устанете читать - список весьма велик, даже более чем у римлян. Было у них божество, в некоторой степени, олицетворявшее удачу, называлось оно Нинкаси — божество, исполняющее желания.

Теперь карфагеняне. Их верховной парой богов были Танит и Баал-Хаммон. Как и Танит, Баал-Хаммону приносились человеческие жертвы, предпочтительно детские (Липински, 1992, с. 45.). Большинство археологов признает, что детские жертвоприношение имели место. Lawrence E. Stager, руководитель раскопок карфагенского Тофета в 1970-е, считает, что детские жертвоприношения там проходили . Паоло Хелла из национального исследовательского консула в Риме подытожил текстуальные, эпиграфические и археологические свидетельства приношения младенцев в жертву карфагенянами (Paolo Xella, Josephine Quinn, Valentina Melchiorri and Peter van Dommelen. Phoenician bones of contention. Volume: 87 Number: 338 Page: 1199—1207. http://antiquity.ac.uk/ant/087/ant0871199.htm accessed 17 February 2014). Как видим из вышесказанного, у шумеров не было никакого Молоха, но были два других ему подобных божества. Кстати, греки Баал-Хаммона отождествляли с Кроносом, а римляне с Сатурном. Удачу у карфагенян я опять не нашел. Но, кому интересно, можете подробно почитать о пантеоне Карфагена у Липиньски Э. - Пантеон
Поэтому, желая ближнему удачи, мы не призываем, конечно же, имя беса жившего некогда в статуе Молоха, но, теоретически можем, призывать имя другого беса - Фортуны. Ведь, как говорили святые отцы, в статуях ложных богов жили бесы и принимали с большим удовольствием божественное поклонение от людей на свой счет.
Нельзя забывать, что русское слово удача имеет и синонимы - успех, везение
счастье, ФОРТУНА, шанс. Вряд ли, все люди, желающие удачи кому-либо сегодня, имеют ввиду именно покровительство богини Фортуны, но есть же и православные пожелания - Бог в помощь! ,например, или С Богом! Почему бы не использовать их? А нецерковным людям можно желать здоровья, сил, счастья, любви, тепла и т. п.

Мне понравился ответ на этот вопрос одного православного священника с форума. Вот сам текст:
Добрый день. Не так давно получила следующую информацию: " Отец Клеопа и «удача»: "Намного тяжелее ситуация, когда в молитвах просят «удачи» в подобных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упоминает о подобных случаях: «Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян..." Выходи так, что нам нельзя просить у Бога удачи в делах?
р.Б. Татьяна

Татьяна, а что вкладывается в понятие «удача»? Мы же знаем с Вами: все блага, которые мы получаем в этом мире – и духовные, и материальные, - мы получаем от Бога, по Его промыслу, буквально из Его руки. Так что же такое тогда удача? Это – что-то помимо Божьего промысла полученное, что ли? Как-то сбоку, где-то по-воровски быстро схваченное? А как это возможно? Кто тогда нам это дает, если не Господь? Вот и посудите сами. Поэтому я не очень понимаю, что можно вкладывать в это понятие. Если как-то говорить об удаче с христианских позиций, то говорить надо, скорее, о благоволении Божием, о помощи Божией, о споспешестве Бога делам человека, которое дается за благочестивую жизнь и следование заповедям Божиим. Вот об этом мы можем говорить и даже мечтать, но, опять же, словом «удача» этот великий дар называть как-то язык не поворачивается, это - благоволение Божие.
игумен Никон (Головко)

Источник:http://www.zakonbozhiy.ru/ , Вопрос священнику (строка поиска: Головко, 13 ноября 2013). 


Так что за вами, православные, выбор, что лучше желать своим близким - помощи Божией, спасенья, здоровья, благополучия и разных добродетелей или слепой удачи.


Список литературы


1.Гуревич А. Я. Судьба // Словарь средневековой культуры. М., 2003. С.513.
2.Кудрявцев О. Ф. Античные представления о Фортуне в ренессансном мировоззрении // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: 1984. С. 50-57.
3.Ростовцев М. И. Фортуна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4.Уколова В. И. Фортуна в мире западного Средневековья. Архивировано 28 ноября 2012 года. // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. 2005 С. 174—184.
5.Шмелёв А.Д. «Широкая русская душа» //Русская речь, 1998, № 1.
6.Шмелёв А.Д. «Широта русской души» // Арутюнова Н.Д., Левонтина И.Б. (отв. ред.). Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000, с. 361.
7.Шмелёв А.Д. «Широта русской души» //Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 57.


Рецензии