О храме с картины Над Вечным Покоем

Здравствуйте дорогие и уважаемые читатели, решил тут с вами я, в очередной раз, поделиться воспоминаниям, готовя статью для группы Храма Ксении Петербургской я написал эту статью, тут тоже хотел бы с вами ей поделиться.

В своей жизни, в связи с творчеством, я очень много путешествую, да и просто люблю путешествовать и вот решил с вами поделиться немного.

Конечно же я стараюсь где бы то ни был по возможности и силам посетить местные храмы, монастыри или хотя бы просто местные церкви или часовни.

Расскажу о путешествии, но главной темой будет именно рассказать о храмах (и иногда людях в них).

Долго думал с чего именно начать, за этот год я объехал достаточно много мест, но в конце концов, немного подумав и поразмыслив я решил начать с церкви, которая известна скорее всего очень многим, даже если они у неё ни разу не были, я узнал об этой церкви из песни рок-группы. Итак начнем.

Город Плёс — город в России, основан в 1410 году, а статус города обрел с 1925 года, находится в составе Приволжского района на севере Ивановской области, город возвышается на правобережных холмах Волги (Горьковское водохранилище), наивысшая точка этого города — 54 метра над уровнем реки Волги, именно на такой высоте стоит церковь, о которой я хотел бы рассказать.
Город реально стоит на Волге, на огромных холмах, по которым даже было отчасти сложно ходить поначалу без привычки, хотя сам город Плес очень небольшой, в нем всего три улицы и при желании весь его можно пройти насквозь, если просто шагать вдоль Волги по набережной.
Это город художников, картины там на каждом повороте и несколько музеев художественных и прикладного искусства.

Я там был летом 2015-го в санатории «Актёр-Плес», в который едут как простые люди, кто просто захотел хорошо отдохнуть возле Волги, так и реальные известные личности. В нашем заезде были две актрисы Большого театра, звукорежиссер группы «ДДТ», (что самое интересное зовут его Юрий и он реально похож на Юрия Юлиановича Шевчука, но не он), молодой пианист Московской Консерватории Александр, и я также наблюдал там (скорее всего они приезжали просто на концерт, наш санаторий служил также и как гостиница ) Алексея Страйка (гитарист, рок-музыкант), Вячеслава Молчанова (гитарист группы «Кипелов») и Игоря Романова (гитарист группы «Алиса») и еще ряд рок-музыкантов, которые промелькнули мимо меня и я не успел разглядеть, кто ещё именно это был, самого Кипелова или Кинчева, кроме как на концерте я не видел, кстати многие из жителей гостиницы и отдыхающих в санатории ходили (или ездили - кому тяжело возил автобус) к церкви о которой в дальнейшем пойдет речь.

Моё впечатление о Плёсе – это город церквей, (в одной из них я встретил двух молодых батюшек Максима и Александра, в краткости они оставили у меня очень хорошее умиротворенное впечатление и они очень легко общаются с молодежью, конечно отец Александр был вообще чуть старше меня, но и настоятель отец Маским общался легко, там же я застал момент Таинства Крещения и именно о нём я писал в выпускной работе в ПСТГУ), более подробно о них как-нибудь тоже расскажу обязательно, а еще в мой приезд мне повезло - в это время в Плес приезжал Патриарх Всея Руси Кирилл, но сфотографировать я его не смог и конечно, что немного обидно, сам не смог с ним сделать фото - была большая толпа народа, желающего поблагодарить или сказать слово или получить быстрый совет от Патриарха, зато я впервые увидел насколько он открыт к людям и более близко Патриарха я больше не видел, пока по заданиям дьякона Алексей Басова не начал ездить)) и художников, причем любых художников и реальных, тех, что рисуют красками и духовных: поэтов, писателей, ремесленников, музыкантов всех мастей.
Я не зря рассказал о рок-музыкантах, что я там встретил: о церкви о которой я хочу рассказать я узнал благодаря Дмитрию Львовичу Варшавскому и его не просто рок, а первой метал группы СССР – «Черный Кофе».

Песня повествует о Деревянной Воскресенской Церкви (тогда, когда я впервые услышал песню, я, естественно, не знал еще её названия и вообще думал, что она находится в городе Владимир)), на самом деле она была построена в 1699 году, в селе Билюково Ильинского района Ивановской области. В это же время также в Ивановской области, на горе города Плес, на высоте 54 метра была воздвигнута Петропавловская церковь.
По сути обе церкви являются одинаковыми (как близнецы), выполнены из массивных деревянных брусов.
Церкви построены, как говорят: «без единого гвоздя", что уже уникально.
Единственное, что может смутить и одновременно является огромной уникальностью (я такое более пока не встречал) – это убранство церкви.
Дело в том, что иконы, которые находятся внутри церкви также полностью сделаны из дерева. Да-да и изображения святых ликов тоже.
В 1903 году Петропавловская церковь сгорела к сожалению, но её смогли заменить на быстро привезенную Воскресенскую, так как, напомню, это церкви одногодки и являются близнецами.
По сей день гора, на которой стоит церковь называется «Гора Левитана», а всё потому, что на горе стоит та самая церковь, которую изобразил Исаак Ильич Левитан в свое замечательной работе «Над Вечным Покоем».
Исаак Левитан приехал в город Плес в 1888 году, летом 1893 года он начал работу над картиной на озере Удомля, церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Сама картина-то сборная, создана из нескольких кусков, писалась в разных местах.
Но центральной фигурой картины является именно Петропавловская (при Левитане, ныне Воскресенская) церковь окруженная полем и погостом, а вокруг река (на картине Левитана озеро Удомля, в действительности в низине находится река Волга).
На картине церковь изображена в низине и как бы на неё смотришь сверху вниз, хотя на самом деле церковь стоит над рекой на огромной высоте и подыматься к ней надо по массивной деревянной лестнице с тремя пролетами.
Особенно здорово церковь смотрится ночью при свете фонарей, фото даже наверное не может передать всех впечатлений, которые я там получил. Об убранстве я уже упомянул, но повторюсь и дополню: оно также меня очень и очень впечатлило, внутри церкви, как и во многих храмах, снимать нельзя без благословения, в данном случае думаю личного и тогда я его получить не смог...хотя конкретно в этой церкви снимать внутри и нельзя вовсе возможно, но и ни одно фото и не передаст все впечатление и какой-то дух присутствия, который я почувствовал, именно там возможно очень и очень сильно можно почувствовать Бога (в каждом храме можно, но там особенно, возможно это личное восприятие) его присутствие, даже если ты в церкви один - ты вовсе не один и это ты очень сильно чувствуешь (ощущение никакими словами и фото не предать).
Если есть возможность - очень рекомендую туда съездить, набраться сил и сходить в эту скоромную, но уникальную церковь), можно с экскурсией, можно без. Я крайне рекомендую оба варианта и лично самому (самой\самим свой группой) лучше идти вечером, заодно полюбуетесь обалденным закатом над Волгой.

Вот так: благодаря группе «Черный Кофе» и Третьяковской галерее я узнал о картине «Над Вечным Покоем» Исаака Левитана, на которой изображена маленькая деревянная церковь, которая хоть и маленькая, но производит крупное впечатление внутри души, а благодаря поездке в Ивановскую область, в город Плес, в санаторий "Актер-Плес" я смог лично её увидеть и все это почувствовать.
В 2015 году я лично взбирался на гору Левитана и видел Воскресенскую церковь своими глазами и смог её заснять.
Так же отмечу, что справа от лестницы, ведущей на вершину горы Левитана, напротив входа в церковь, стоит памятник Исааку Левитану, изображающий его в момент написания картины (не смог почему-то найти фото, хотя перерыл много папок в компе, постараюсь его найти, но фото прям мистичное, если можно такое слово применить - бронзовый Левитан перед холстом под фонарями звездами и Луной))). Рядом с церковью находится небольшой погост, с которого открывается вид сверху, который в свою очередь открывает шикарный вид на реку Волга в Ивановской области в городе Плесе, на высоте 54 метра.

Вот так такая маленькая деревянная церковь, о которой я узнал из песни оставила у меня очень огромное впечатление зрительное и духовное.


По воспоминаниям с экскурсий по городу Плес и собственным впечатлениям)
С уважением и пожеланием добра, Вальтер.


Рецензии