События октября 1993 года в Москве

События сентября-октября 1993г. в Москве (Конституционный кризис, расстрел Дома Советов).
…Пришло время определить, что же такое вся советская система власти, «Советы», действовавшие формально с 1917 до 1993 года. Изначально, т.е., с 1905 г. Советами называют органы управления рабочими стачками. Микроколлективы завода, фабрики, делегируют своих активистов «плоть от плоти» в штаб забастовки, и те выполняют их наказы на более высоком организационном уровне.
Идея обретает масштаб, особое звучание. Кажется, что это новая, эффективнейшая форма власти, призванная сменить монархию, разного рода буржуазно-заумные Думы, стать, быть может светочем для народов планеты Земля. Свои комитеты народных депутатов появляются у матросов, солдат, крестьян, упомянутых рабочих, студентов, вплоть до (где то в еще российской Литве) католических пасторов. Буржуазия, впрочем, (ведущий класс в государствах Европы) от системы Советов отлучена принципиально и повсеместно.
Между тем, Советы в их чистом виде не против капитализма, частных свечных заводиков, крепких земельных владений, и т.п. Вообще, желания народных депутатов весьма противоречивы. Казаки требуют сохранения всех льгот землевладения, и одновременно полного государственного обеспечения при прохождении службы, солдаты отказываются идти на фронт, но призывают сражаться со зловредной Германией «до победного конца». Народ желает жить в единой могучей стране, пользуясь всеми благами такого положения, но, при этом – вполне независимо.
Инициативные деятели ВКП(б) первыми осознают значение актуальной формы народовластия, выдвигают лозунг «Вся власть – Советам», и, рано или поздно, так или иначе, возглавляют ее военно-революционные комитеты. Так, весьма малочисленные (25 тыс. чел. на начало 1917 г.) коммунисты получают рычаги управления колоссальными народными массами.
Довольно скоро «Советы» и «Коммунистическая партия» становятся синонимами. Власть рабочих делегатов (например, в пику ВКП(б) восстанавливающих свободную торговлю хлебом) заменяет привычная (пусть даже и «коммунистическая») бюрократия. Прояснить существенные отличия пытаются моряки Кронштадта в 1921 году. Впервые за долгое время побывавшие в отпуске, вернувшиеся на свои корабли и в гарнизоны матросы рассказывают о жесточайшей продразвестке в селах, заводах-тюрьмах, где бледные от голода рабочие трудятся под присмотром ЧК. Новый их лозунг – «Советы без большевиков». Лев Троцкий организует штурм Кронштадта, РККА теряет десять тысяч бойцов, против четырех тысяч защитников острова-крепости, но добивается успеха. Более о том, что Советы и Компартия не одно и то же, никто практически не вспоминает.
К 60-м годам прошлого века прочно складывается следующая система. Местные Исполнительные Комитеты (исполкомы), раз в два года организуют выборы в краевые Советы. Работники исполкома – абсолютно все, состоят в Коммунистической партии, скованы дисциплиной и так называемой корпоративной этикой. По неким своим соображениям, или же просто по наитию они выбирают из списков примерных трудящихся подходящие кандидатуры, проводят собеседования и, в случае согласия избранников, выдвигают на голосование. Выборы, до 1990 г. совершенно безальтернативные. Приманка для пролетариев, скорее всего, не готовых оставить привычное рабочее место – повышенная заработная плата, обустроенная квартира вне очереди, продуктовые распределители, тому подобные льготы. Впрочем, депутат не обязательно входит в штат Совета, какой-либо структуры исполкома, выполняя свою функцию на общественных началах, непостоянно.
Параллельно исполкомам работают местные администрации. Порой исполком, открепленный от сколь-либо реального ведения хозяйственных дел представляет собой лишь такую приятную синекуру. Иногда же он включается в работу «на земле», и, тогда с администрацией почти полностью смешивается. Формально Совет выше и тех и других, он вправе отменять все их распоряжения, но, обладая весьма аморфной структурой и невысокой мотивацией, как правило, избегает лишних телодвижений. Довольно сложно представить, что вот, депутат, вчера – рабочий на станке, избранный, по сути, безвестным клерком исполкома (вариант – «коллегиальным» решением нескольких ответработников) так вдруг, осмелев, врывается к главе администрации (или Комитета), принимается что-то втолковывать – и приходит точно к задуманному им результату. Чтобы правильно вести дело, следует иметь серьезные навыки управления людьми, массивный стол с множеством подписанных ящичков, опытную секретаршу, и все такое прочее.
Как осуществляется пополнение органов власти все в той же Северной Америке? Инициатива целиком исходит от единственного человека. Положим, вы бизнесмен, имеющий навыки организации успешного производства, неплохо ладящий с коллективом сотрудников. Подходит то время, когда желание сделать что-то хорошее, давно задуманное для родного города обретает абсолютно реалистичные очертания.
Первый шаг – обсуждение своей идеи в кругу друзей и знакомых. Второе –  поход  в гор. администрацию (вас ожидает вполне радушный прием), заявление о намерениях, наем, здесь же, либо где-то еще, помощника в ведении предвыборной кампании. У вас появляются волонтеры. Вы сами были когда то таким же – тинэйджером, вращающимся в штабе патрона-кандидата, вручающим флаеры прохожим, заодно знакомящимся с представителями противоположного пола, поедающим кусок за куском бесплатную пиццу в неограниченных количествах, ну и да, постигающим исподволь искусство вхождения во власть. Теперь пиццу и колу покупаете вы. Без всякого стеснения, с неизменной улыбкой, обходите дома избирателей, предприятия, школы, больницы, жмете сотни рук, беспрерывно спрашиваете и предлагаете. Принимаете добровольные пожертвования. Выборы. Сутки без сна. Теперь вы мэр. Можно приниматься за предвыборную программу, в которой задуманное вами с детства причудливо перемешивается с желаниями избирателей. В жизнь входит элемент новизны. Это второй, невидимый, метафизический, но насущный наш хлеб, без которого общество просто распадается. Кушанье же под лукавым названием «стабильность», заметим, обычно просрочено, несколько отдает гнильцой, и приводит, при долгом его употреблении, к общему упадку сил.
Итак, мы видим, что вполне обычный человек, вовсе не обязательно – бизнесмен, способен пройти во власть, даже и без советской системы выборов. Это изначально, его личное, осмысленное желание. На низшем уровне разделение властей в стиле Администрация – Советы вовсе не обязательно. Впрочем, противовесы команде мэра в США существуют и здесь. Во-первых, это незавимый Суд. Любой гражданин вправе обратиться к Фемиде, практически по всякому вопросу, и работникам администрации приходится это все съедать. Существующее в Америке (но не России) прецедентное право позволяет решать многие проблемы с ходу, и тем, кто затеял разбирательство – дает тонизирующее чувство причастности к высокому законотворчеству. Второе – организованная, выборная, нацеленная, помимо небесного, на решение и вполне земных задач, церковь. Третье – любые другие общества (комьюнити), вполне способные провести манифестацию, бойкот, некую резонансную показательную акцию, и т.п., в рамках существующих законов. Если же ни то, ни другое, ни третье не работает, возможен сценарий, определенный многими популярными американскими фильмами: появляется герой (герои), с оружием в руках, жестко вразумляющий переродившуюся, сплотившуюся в безобразный конгломерат, власть.
…С 1990 года исполкомы, Советы нижних уровней повсеместно, как бы сами собой низводятся, а на первый план выходят технические, назначаемые вышестоящими руководителями, администрации. Вместе с тем, организованный в том же 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР, а также, перенявший полномочия Всероссийского Съезда Советов (с 1937 г.) постоянно действующий Верховный Совет Российской Федерации являют собой вполне деятельные структуры. Основная масса депутатов, тайно или явно, выступает против «капиталистических» инициатив администрации президента Б. Ельцина, саботирует «шоковую терапию», распродажу государственной собственности, безоглядную приватизацию, отказывается ратифицировать Беловежское соглашение, и тому подобное. Впрочем, и сами народные избранники, критикуя все подряд, ничего своего, действительно дельного не предлагают.
21 сентября 1993 года Борис Ельцин издает указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Вышеозначенные Съезды-Советы упраздняются. Новый законодательный орган – Федеральное собрание (Государственная Дума, избираемая на пять лет, плюс Совет Федерации, с неограниченным сроком действия). Особых различий, как будто, нет. Депутаты, выборы, противовесы, уровни, разделения и союзы…Люди в новом составе – другие, «свои», и это важнее всего.
25 сентября подходы к Дому Советов («Белому Дому») с народными депутатами, журналистами, охранниками, всего около 700 человек, блокируются ОМСДОН, дивизией им. Ф. Дзержинского и ОМОН. 28 сентября зона блокады расширяется до всего, немаленького надо сказать, Краснопресненского района. Периодически, сквозь заграждения из колючей проволоки и поливальных машин пытаются пробраться, защитники «подлинного народовластия», многочисленные и решительные манифестанты. 1 октября ситуация как будто нормализуется: вводятся в строй инженерные коммуникации, свет, телефонная связь, подается вода. Однако, Председатель Верховного Совета, Руслан Хасбулатов, чувствуя, что, в столь спокойной обстановке теряет рычаги власти, начавшиеся было переговоры грубо прерывает. 2 октября, напротив высотки МИДа, на Смоленской площади, демонстранты сооружают баррикады, оказывают серьезное сопротивление ОМОН, к вечеру же, согласно достигнутой договоренности, организованно расходятся.
Баррикады возводят и сторонники действующего Президента: на Тверской, у Центрального телеграфа, Моссовета, без особой системы, всего около двадцати пяти построек.
3 октября у Тверской 8 ( памятник Юрию Долгорукому) собираются 2 000 человек, противодействуют направленным на их разгон 350 бойцам внутренних войск, захватывают 10 из 12 армейских грузовиков, с ключами в замках зажигания. В 15.20, 3 октября манифестанты, пройдя по Новому Арбату к городской мэрии (до того – административное здание СЭВ, «бетонная книжка») принимаются растаскивать ограждения. По приказу своего руководства, сотрудники милиции и ОМОН открывают по демонстрантам беспорядочный огонь из пистолетов и автоматов. Людская масса, однако, уверенно продвигается вперед. Со стороны Дома Советов на помощь приходит около двух десятков человек с автоматами АК-74. Происходит захват четырех, стоящих возле «Белого Дома» БТРов внутренних войск.
Несколько десятков сторонников Советов, на армейских грузовиках ВВ, выезжают к телецентру Останкино, требуют предоставить им свободный эфир. Приходит в действие неустановленное взрывное устройство, гибнет спецназовец, спровоцированные бойцы «Витязя» и ОМОНа открывают огонь по толпе, и убивают не менее 46 человек.
К вечеру на Тверской, у здания Моссовета (вот казус, через дорогу напротив памятника Юрию Долгорукому) собираются около 50 000 человек, в-основном, сторонники Ельцина. Все здесь перемешивается. Сторонники Верховного Совета отступают из Останкино к «Белому Дому», но для них еще далеко не все потеряно. Две направляющиеся к Москве колонны Таманской дивизии останавливаются на полпути. Офицеры и солдаты саботируют указания Министерства обороны как могут. Дворец Съездов принимает пополнение, несколько десятков бойцов-добровольцев с оружием.
Ночью 4 октября Б. Ельцин принимает решение о штурме, подготавливает письменный приказ уже упомянутому выше командующему ВДВ Павлу Грачеву. Рано или поздно, прорываясь сквозь беспорядочный «френдли фаер», танки Таманской дивизии прибывают в пункт назначения. В восемь двадцать утра шесть Т-80 выпускают по 12-13-м этажам Верховного Совета двенадцать снарядов. Горят баррикады и поливальные машины. Погибают восемнадцать беспечных «зрителей». К вечеру бойцы группы «Альфа» уговаривают защитников «Белого Дома» сдаться, под личные гарантии безопасности. Около семисот человек прекращают сопротивление, терпят различные унижения, но, так или иначе, остаются в живых. Нескольким десяткам бойцов удается уйти. Неизвестные снайперы, для общей дестабилизации обстановки, либо же просто «войдя во вкус», продолжают вести огонь в различных районах Москвы, по всему, что движется, до ночи 5 октября.
Потери автор не распределяет «по сторонам конфликта», всего же погибают, по усредненным оценкам, триста человек. Сгорают три или четыре БМП.
Конституция от 12 декабря 1993 г. вряд ли способна дать ответ на вопрос «Где мы все сейчас находимся»? Депутаты, в Думу, и местные органы власти избираются, да, но механизм этих выборов запутан так, что понять, кто есть как, практически невозможно. Мэры городов могут, в принципе, выбираться напрямую, но вряд ли кто-нибудь из нас видел градоначальника (или, как ныне принято, «сити-менеджера») обходящим квартиры, жмущим руки избирателям, слушающего и говорящего.

"История почти Всего" https://ridero.ru/books/istoriya_pochti_vsego/


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.