Одесса, которую все потеряли

Одесса, которую все потеряли…
Одесса – город, который знаком любому образованному человеку, даже, если он там никогда не бывал. Одесский юмор, одесские песни, одесские дворики, Одесский театр оперы и балета, так похожий на Будапештский. Когда-то я целую ночь прогуляла около него в хорошей компании... 
«На Дерибасовской открылася пивная, там собиралася компания блатная…» Может, это «Гамбринус» – питейное заведение в подвальчике на главной улице вольного города Одессы, где играл на скрипке легендарный еврей-одессит Сашка, которого описал русско-татарский писатель Александр Куприн как символ неуничтожимого одесского духа и великой силы всемогущей музыки? Когда я впервые еще студенткой попала вместе с мамой в Одессу, помню, как она настойчиво искала этот «Гамбринус», нашла и удивилась, насколько скромно он выглядел. Никто там не играл, но легенда витала в воздухе.
А великие одесситы! Сколько их было! Писатели: Бабель, Ильф и Петров, Паустовский, Катаев, Вера Инбер, Жванецкий, Юрий Олеша… Музыканты: Гилельс, Эдуард Грач, Давид и Игорь Ойстрахи, Рихтер. Артисты, режиссеры, ученые, политики. Некоторые особенно известны! И все они  – часть великой российской культуры.
Кто же не знает забористые «Шаланды, полные кефали» в исполнении Леонида Утесова! И этот знаменитый одесский говорок! Таким всегда рассказывают невероятно популярные в России еврейские анекдоты. Без него они не кажутся смешными! Таки-да! 
«Я вам не скажу за всю Одессу –
Вся Одесса очень велика ...
Но и Молдаванка, и Пересыпь
Обожают Костю моряка».
А еще Большой Фонтан, Аркадия, Дача Ковалевского – все это районы легендарного  города  у моря.  Красивые места. Между ними ходит трамвай. Прямо из центра города, где  от подножия памятника основателю Одессы Дюку Ришелье начинается Потемкинская лестница, по которой прыгала детская коляска в великом фильме Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
«Фонтан черемухой покрылся,
Бульвар Французский весь в цвету…» – такая география в песнях.
Но ярче всего одесский колорит и дух жителей города проявился у Исаака Бабеля в «Одесских рассказах», где рассказывается история еще одного выдающегося одессита – налетчика Мишки Япончика (Моисея Винницкого). В 1960-е годы, в период хрущевской оттепели эти рассказы, а также бабелевская «Конармия» были невероятно популярны у читающей советской интеллигенции. Помню увлеченные бесконечные обсуждения домашних и их гостей этих произведений, громкие читки отдельных фрагментов, смакование некоторых эпизодов. Конечно, генератором этих страстей вокруг литературы оказывалась моя мама. Она всегда была неравнодушна к настоящему искусству.
На прошлой неделе по телевизору показывали прекрасно снятый сериал по рассказам Бабеля «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Потрясающе переданный неповторимый одесский дух, колоритные одесские персонажи, неподражаемый одесский говорок, непередаваемый одесский юмор! И хотя главный герой – налетчик и грабитель, организатор, как бы сейчас сказали, преступной группировки, он, прежде всего, одессит и часть уникального городского сообщества, где между «своими» как-то полюбовно улаживаются самые сложные проблемы, а у «чужих» нет никакого авторитета.  Фильм по-бабелевски ярко рассказывает авантюрную историю недолгой жизни находчивого и предприимчивого, не лишенного благородства  короля преступного мира Одессы, немного Робин Гуда, немного артиста, немного бесстрашного искателя удачи. Талантливо и художественно выверенный сериал, бережно передающий специфику жизни великого вольного города…
Есть несколько хороших сериалов об одесском преступном мире. Например, «Ликвидация».  Там тоже есть одесский колорит, одесский говорок, одесский юмор, одесские дворики, одесские нравы… Он тоже скрупулезно сделан, полон подлинных деталей, реалистичных и узнаваемых героев.
Я люблю смотреть такие фильмы. Но у меня возникает вопрос, вероятно риторический. Почему НИКОМУ, НИ ОДНОМУ РЕЖИССЕРУ не пришло в голову (и слава богу!) сделать на основе этих сюжетов или об этих персонажах какой-нибудь злой фильм типа «Левиафана»? И что мешало им смешать преступников с грязью, изобразить их отвратительными душегубами и стяжателями, как они делают это при съемке фильмов по российской или советской тематике? Некому защитить одних и есть кому других? Или есть заказ на негатив только в одной области? Печально… и неблагородно.


Рецензии