О традиционной семье часть 3

  А теперь – слайды.

  Шутка. Теперь немного экономики и социологии, извините.

  Итак, крепость и многодетность традиционной семьи объясняется не «духовными скрепами» и моралью, а экономической целесообразностью. В настоящий момент, по крайней мере, в России нет никакой необходимости ни во взрывной многодетности, ни в «крепких традиционных семьях – что б один раз в 17 лет женились, и все».

  Да и вообще, предел мечтаний большинства развитых стран – это хотя бы воспроизводство населения (два с чем-то там ребенка на одну женщину), собственно – увеличение населения уже мало кому нужно в принципе. Возрастной баланс бы выдержать, да не допустить резкого старения общества.
 
  Тут надо сделать некоторое лирическое отступление от темы.
 
  Вообще, проблема старения общества действительно есть. Если кратко – пенсии, пособия и зарплаты бюджетникам в общем и целом платятся из налогов и сборов с работающих в данный конкретный момент физических и юридических лиц. Как нельзя наесться и выспаться впрок – так по хорошему говоря, нельзя и заработать себе на пенсию. Ну, то есть, формально можно – можно откладывать средства, можно вкладывать в недвижимость или бизнес – но все это будет работать и не обесценится, если, примитивно выражаясь, работает в нормальном, стабильном режиме экономика. Если есть кому двигать этот бизнес, снимать эту недвижимость, двигать деньги.

  Фактически, количество трудоспособного населения в России сейчас – около 82 млн. человек, то есть, на двух условных «иждивенцев» приходится три работающих. Не будем также забывать, что фактически лишь один человек из этих трех работает в «реальном секторе» экономики – то есть мы уже получаем соотношение один к четырем. В будущем это соотношение станет еще больше, так как в трудоспособный и репродуктивный возраст вступает поколение 90-х – самое малочисленное и проблемное. Эта же тенденция наблюдается во многих развитых странах –старение населения и уменьшение доли молодых и трудоспособных.
Да, мы столкнемся с колоссальным возрастным дисбалансом не завтра, а лет через 25-30. Пока вовсю рожает и трудится поколение последнего советского бэби-бума, и именно на него возложено много ожиданий и надежд. Как же полагается их (нас, я тоже к этому поколению отношусь) стимулировать на самоотверженное спасение общества от демографического кризиса?

  Самый простой способ – пойти по пути шантажа и запретов. Вот в Китае, где наблюдается весьма внушительный гендерный дисбаланс, незамужних работающих женщин гнобят и критикуют – сначала Партия настаивала на «одна семья – один ребенок», а теперь Партия настаивает как минимум на двух, и желательно девочках – идите и родите. Во многих европейских странах и США ограничиваются репродуктивные права граждан под соусом «святости жизни» и «прав эмбриона» (что не мешает государству мощно плевать на святость жизни и права уже рожденных людей – но это ж частности, не правда ли?). Я уж молчу про традиционные и религиозные государства, где выражение «репродуктивные права» рассматривают исключительно в ключе обязательств зачать и доносить хоть даже с риском для собственной жизни – и для этого используют и пропаганду, и вполне серьезные законодательные меры.

  Шантаж и попытка оболванить собственный народ редко дают хороший эффект. Хотя бы потому, что люди не такие дураки, как хочется о них думать некоторым – и если в среднем, скажем, среднестатистическая российская семья способна произвести и вырастить одного-двух детей – то хоть заагитируйся, хоть продавай презервативы по рецептам – вряд ли кто-то сильно поведется. Да, можно пойти дальше – налоги на бездетность, «менструальная полиция», запрет женщинам работать, но это уже попахивает сами знаете чем, и сами знаете чем это обычно для власти заканчивается.

  Можно пойти более прогрессивным путем: понять, что ребенок для современной семьи – это длительный и очень дорогостоящий проект, и дать семье деньги и льготы. Пусть немного, но компенсировать то время и силы, которые семья тратит на доращивание нового гражданина до дееспособного возраста. Казалось бы – вот сейчас женщины облегченно вздохнут, наконец-то нужда работать в поте лица наравне с мужчинами отпадает, и погрузятся на 3-5-10 лет в репродуктивную деятельность, в свое «природное предназначение». Не вышло.
Более того, эксперименты с социальной политикой в разных вариантах показали, что прямое закидывание деньгами и льготами работает, но плохо – образованная, здоровая, амбициозная женщина из среднего класса (которая, вроде как, идеальная кандидатка для рождения и воспитания качественных граждан – а ведь нам нужны «качественные граждане») все как-то находит себе более интересные занятия, а женщина из рабочего класса просто вынуждена находить себе, может, и не более интересные занятия, но хотя бы приносящие ей какую-никакую зарплату, если не хочет всю жизнь прожить на грани бедности.

  И вот получается, что развитые страны уж как только не изгаляются – а толку мало. Прогрессивное условное «белое» население стареет и вымирает, упорно не слыша призывов пламенных патриотов и демографов перерожать Китай и Индию, да и Сомали с Бангладешем в придачу, пока не началось.


Рецензии