Кампания 1943 года. Глава 32

 Глава 32.



 Зимнее наступление сорок второго - сорок третьего года, развернувшееся по всему фронту от Ленинграда до Кавказа, ничем уже не напоминало азартных атак Красной Армии, предпринимавшихся прошлой зимой без достаточной поддержки артиллерией, танками и авиацией. Теперь всё это имелось в избытке и применялось массированно. Только один залп дивизии тяжёлых "катюш" М-30 обрушивал на противника 3840 ракет общим весом в 320 тонн. Количество танков в Красной Армии достигло 7350 машин - втрое больше, чем год назад. Увидеть на поле боя одиночный танк стало теперь редкостью. Танки действовали корпусами и целыми армиями. Качественно усилилась авиация. Радиосвязи в кабине пилота не было теперь разве что на стареньких У-2. Численность вооружённых сил выросла с трёх миллионов июня сорок первого года до шести миллионов шестисот тысяч человек в декабре сорок второго. За это же время в ряды вооружённых сил влилось 822 000 офицеров. Было чем воевать командирам соединений и начальникам штабов. Да и школу генералы за полтора года войны прошли хорошую. Не было недостатка и в стратегических резервах Ставки: 1600 самолётов, 1000 танков, четверть миллиона обученных бойцов.

 Так обстояли дела на фронтах и в тылу, когда Василевский вызвал в штаб Воронежского фронта в Боброве командующего Брянским фронтом генерал-полковника Рейтера и командующего 13-й армией генерал-майора Пухова. С Пуховым Василевский делил в 1926 году комнату в общежитии Высшей стрелковой школы, из которой оба вышли командирами полков.

 - У нас на Воронежском фронте, товарищи, в наступлении на Острогожск и Россошь остались неиспользованные резервы: три стрелковые дивизии, три стрелковые бригады и 4-й танковый корпус.  Позавчера вечером мы с командующим Воронежским фронтом доложили в Ставку план  новой наступательной операции. Замысел её прост: ударами Брянского и Воронежского фронтов по флангам 2-й немецкой армии с севера и с юга окружить эту армию, чтобы затем расчленить её и уничтожить лобовым ударом 38-й и 60-й армий. С этой целью  мы попросили Ставку прислать из резерва артиллерийскую дивизию, два полка танков КВ и ещё 90 танков для восполнения потерь танковых бригад в ходе предшествующей операции. Вчера план Ставкой утверждён. Начинаем 23 января. К 30 января освобождаем Воронеж и Касторное, громим 2-ю немецкую армию, разворачиваем главные силы Воронежского фронта по реке Оскол  от Старого Оскола до Уразово, после чего наносим по сходящимся направлениям три удара на Харьков. Тем временем правофланговые армии с рубежа реки Тим развивают наступление на Курск, обеспечивая ударом правый фланг и тыл главным силам фронта, наступающим на Харьков.

 Таков замысел в общих чертах. Генералы Москаленко и Рыбалко уже приступили к перегруппировке войск на своих участках. Всё ли понятно, товарищи? Выполняйте. 

 В срок уложиться не получилось. Операция началась 24 января. К исходу 25 января 60-я армия генерала Черняховского освободила Воронеж. В тот же день в наступление пошла 38-я армия генерала Чибисова.

 26 января настал черёд наступать 13-й армии генерала Пухова. Мела метель. Был сильный мороз. Проваливаясь в снег по пояс, пехота, пусть не так быстро, как хотелось бы в штабе, продвигалась вперд.

 Выслушав доклад Василевского по телефону, Сталин выразил удовлетворение развитием наступления.

 - Вылетайте-ка в Москву прямо сейчас. Нужно посоветоваться.

 Вскоре Василевский входил в кабинет Сталина. В кабинете он застал странную картину: начальник тыла генерал Хрулёв выкладывал на стол перед Сталиным погоны офицеров царской армии.

 - Идите-ка сюда, Василевский. Вы ведь служили в царской армии. Какие погоны носили? Вот эти? А что. Выглядит прилично. Предложу на Политбюро внедрять новую форму и погоны. Думаю, товарищи поддержат.   
 

 


Рецензии