Философия музыки 26-32

26. Мелодически раскрепощённая музыка Яна Зеленки указывает на его славянское происхождение.

Ян Зеленка – чешский Моцарт.

27. Георг Филипп Телеман – подлинный демократ в музыке.

Телеман пишет музыку для людей разных слоёв населения.

Музыка Телемана простая, непосредственная, сердечная. Она удобна для домашнего музицирования.

Музыка Телемана душевная, трогательная, будь она озорная или ласковая, порывистая или сентиментальная!

Телеман в музыке энергичный, напористый, как шквал ветра, или нежный, как личико невинной девушки.

В музыке Телемана ликующая радость сменяется лёгкой грустью, несущей тихий, светлый, ясный покой.

Музыка Телемана в высшей степени человечна.

Георг Телеман по-немецки музыкально-драматический, Георг Гендель по-итальянски оперный. Они движутся разными путями.

Телеман в опере песенный, Гендель – песенно-ариозный. Телеман – немецкий композитор, Гендель – немецко-итальянский.

Музыка Телемана – в основе своей немецкая, бессмертные творения Иоганна Себастьяна Баха принадлежат всему человечеству.

Композиторская натура Телемана необыкновенно широка: это музыкант трёх эпох: барокко, классицизма и романтизма, в противоположность ему, Бах – воистину необъятен, чьё творчество значительно для всех народов и всех времён! При этом не надо забывать, что Телеман обращается к человеку, а Бах – к Отцу Небесному!

Мелодии Телемана индивидуальны и человечны. Они свободны от баховской религиозности и генделевского аристократизма.

Телеман – миннезингер баховского поколения. Ему принадлежит 700 песен.

Между гамбургским музыкальным директором Георгом Телеманом и его преемником Карлом Эмануэлем Бахом есть связующее звено – немецкая песня.

Классическая немецкая песня развивается благодаря Георгу Телеману, Карлу Баху, Карлу Цельтеру, Феликсу Мендельсону-Бартольди и достигает лирико-драматических высот в песнях Франца Шуберта и Роберта Шумана.

Слушая оперы Телемана, порой кажется, что в эпоху барокко заглядывают Россини и Шуберт.

Телеман – предвестник сентиментализма и романтизма. Сделайте переложение для вокала скрипичных или флейтовых партий инструментальных ансамблей Телемана – и вы услышите мотивы немецкого зингшпиля. Поступите точно так же с песенно-танцевальными мелодиями композитора – и вы получите интонации песен Шуберта. Если же отдельные места его пьес сыграете на фортепиано – зазвучит Шуман. Своими мелодиями Телеман проникает в глубины человеческой души, согревает её теплом и лаской.

Пленэрную музыку пишут Телеман, Гендель, Моцарт, Шуберт, Берлиоз. Их можно считать предшественниками импрессиониста Клода Дебюсси.

28. Жан-Филипп Рамо – король изобразительности и красоты.

Рамо – принц благородства и изысканности.

Рамо – паж изящества и грации.

Рамо наслаждается красотой сельских идиллий.

 Жан-Филипп Рамо сочиняет музыку внешне сдержанную, внутренне напряжённую. Это происходит из-за того, что он находится между галантным веком Людовика XIV и эпохой Просвещения Вольтера и Руссо.

Музыка Рамо жизнерадостная. В ней воплощается образ энергичного, знающего себе цену француза.

Характер оркестровой музыки Рамо определяют энергия и энтузиазм!

Рамо отличается бодрой, иногда помпезной клавесинной музыкой!

Рамо – не столько вдохновенный творец в опере, сколько внимательный мастер.

В силу того, что оперы Рамо пробуждают гражданские чувства, их следует относить к предреволюционной эпохе. Танцевальная мелодия из оперы «Галантные Индии» Жана-Филиппа Рамо и молитвенная мелодия из оперы «Ринальдо» Георга Фридриха Генделя делают имена их создателей бессмертными!

Куртуазная музыка Рамо и Луиджи Боккерини облагораживает людей.

Рамо – предшественник мелодичных Франсуа Филидора и Андре Гретри. Примечательно, что «учёность» Рамо не заглушает его мелодический дар.

Рамо и Луиджи Керубини – композиторы высокой гражданственности.

Операм Рамо и Гектора Берлиоза свойственны героический пафос, мело-декламационный стиль, изобразительность и красочность музыки.

С музыкальной «живописности» Рамо начинается импрессионизм Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Рамо открывает музыкальную Индию для Лео Делиба и Оливье Мессиана!

Без Жана-Филиппа Рамо невозможно представить творчество Луиджи Керубини, Гектора Берлиоза, Лео Делиба, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Оливье Мессиана, Пьера Булеза. Все эти композиторы относятся к изобразительно-декламационной ветви французской музыки.

29. Ромен Роллан пишет о Георге Фридрихе Генделе как о человеке «несокрушимого духа».

Гендель – многонационален. Великий композитор создаёт музыку в немецком, итальянском и английском стилях.
Гендель обогащает старинную английскую музыку мощным германским духом. Это нравится англичанам, чья держава претендует на господство в мире!

Гендель отличается энергичным характером и трезвостью ума в жизни и творчестве. Англичане возносят Генделя на пьедестал славы. Затем они низвергают его. И вновь поют хвалу. В конце концов, ставят при жизни памятник.

Гендель в творчестве мужествен и красив: он – Гектор и Парис в одном лице.

В ораториях Георга Фридриха Генделя присутствует библейский дух.

Гендель – немецкий Самсон в оратории.

Мощь, энергия, радость определяют характер музыки ораторий Генделя.

В ораториальной музыке энергия Генделя бьёт ключом, в ней всегда торжествует радость!

Георг Фридрих Гендель в ораториях грандиозный, в операх – лирический и нежный.

В оперных ариях Гендель возвышен и благороден.

Арии Генделя ниспосылают Небесный покой.

Арии Генделя ободряют и очищают душу.

Если арии Генделя собрать вместе, то окажемся в саду дивных мелодий.

Тем людям, которые никогда не наслаждались ариями Генделя, не доступна Божественная красота!

Скорбная музыка оперы «Ринальдо» Генделя возносит наши мысли к Небесам!

Арии Георга Фридриха Генделя имеют немецкую песенную основу, которую он разукрашивает итальянским виртуозным пением Антонио Вивальди.

У Иоганна Себастьяна Баха вера в Бога – духовная, у Генделя – духовно-разумная. Бах обозревает библейскую историю духовным зрением, Гендель – духовно-человеческим.

Размеренный ритм музыки Генделя и Баха позволяет видеть в каждом из них спокойно шагающего человека. Но, в отличие от Баха, который созерцает Небо, Гендель идёт по земле, любуясь горами, долинами, каждым цветком у дороги.

Жан-Батист Люлли в опере – небесный, Георг Гендель – небесно-земной, Кристоф Глюк – земной.

Генделевская радость передается Йозефу Гайдну и Вольфгангу Моцарту.

Гендель предвидит музыкальное будущее: в операх он по-моцартовски изящен, в ораториях – по-бетховенски могуч.

Гендель – предтеча Людвига ван Бетховена, композитора огромной энергии и воли!

Гендель и Бетховен – оптимисты с ясным и светлым взглядом на мир.

Гендель – один из величайших лириков, Франц Шуберт XVIII века.

В своих гениальных песнях Шуберт едва ли не цитирует оперные арии Генделя.

Мощной генделевской энергетикой обладает музыка Людвига ван Бетховена и Рихарда Вагнера.

Гендель, Бетховен и Вагнер – атланты, держащие на руках музыкальный небосвод Европы!

30. Иоганн Себастьян Бах – величайший гений.

Библия и протестантский хорал – вот две главные опоры музыки Баха.

Музыка Баха – это звучащая Библия.

В музыке Баха отражается Божье Слово.

В каждой ноте Баха присутствует Божественный дух!

Музыка Баха содержит в себе духовную энергию, исходящую от Бога и направленную к Богу.

Над музыкой Баха простирается Божественное Небо, обитель Всевышнего.

Музыку Баха оглашает радостное пение ангелов, славящих Отца Небесного.

Баховскую музыку венчает Божественный дух, охватывающий землю и Небо, человека и его внутренний мир.

Музыка Баха заключает в себе Божественное человеческое начало. Она сходна с Божественной и человеческой природой Иисуса Христа.

Бах радостно и благоговейно принимает мир, созданный Господом Богом.

Бах восторгается гармонией и красотой Божественного мира.

Бах любит Отца Небесного по-домашнему – душевно и ласково.

Музыка Баха – это восхождение к горнем высотам, одновременно, она не отвергает обыкновенные житейские печали и радости.

Всем своим существом и всей своей музыкой Бах находится под отеческой опекой Всевышнего. Даже в светской, иронической или сентиментальной музыке композитор остаётся во власти Божественного духа.

Поклоняясь Всевышнему, Бах создаёт музыку сияющей радости в ожидании близкой встречи с Богом.

В «Рождественской оратории» Иоганн Себастьян Бах возносит хвалу Творцу мира. Его музыка вызывает у верующих радостное настроение.

Грандиозные «Страсти по Матфею» Баха длятся свыше четырёх часов. Религиозное чувство автора достигает в них всей своей полноты в альтовой арии, в которой композитор обращается к Богу – Создателю земли и неба, райских кущ, где царит вечное блаженство.

Баховские органные произведения – это фрески бытия в трёх измерениях: человек обращает взор к господу Богу, человек предстаёт перед Ним в молитвенном благоговении, душа человека уносится туда, где поют райские птицы.

В органной музыке Баха есть место для духовной мощи библейских пророков и душевной кротости Иисуса Христа.

Органная музыка Баха опирается на идею противопоставления смерти и вечной жизни, Голгофы и воскресения Божьего Сына. Между этими эмоциональными полюсами существует множество промежуточных состояний человеческой души.

Играя клавесинную музыку Баха на фортепиано, современные исполнители зачастую превращают её в механические упражнения, оторванные от Небесной обители Бога. В их руках клавесинная музыка перестаёт быть воскресным праздником и духовным восторгом.

Трагическая музыка Баха носит молитвенный характер: в ней выражается душевное состояние Иисуса Христа перед распятием.

Лирика Баха очищает душу, дарит райское блаженство. Каждый день хочется пить из этого целебного источника!

Всевышний озаряет всю музыку Баха, начиная от грандиозных творений и кончая флейтовой миниатюрой-шуткой!

Великие произведения искусства содержат в себе непостижимую тайну, о чём свидетельствует музыка Иоганна Себастьяна Баха.

Музыка Баха состоит из трёх пластов: 1. созерцание Божьего мира, 2. эмоциональные оттенки созерцания, 3. земные чувства.

Музыка Баха имеет два уровня содержания: религиозное и одновременно светское. От слушателя зависит, какой она будет для него – религиозно-светской или светско-религиозной.

В музыке Баха отсутствуют рефлексия и субъективизм: у композитора чёткий ритм и ясные мелодии.

Ритм музыки Баха – это ровно бьющееся сердце, это мерно идущие часы, это метроном вечности.

Мирская музыка Баха живая, яркая, увлекательная. Освободив её от барочного ритма, получим классицизм.

Эмоциональный мир произведений Баха безграничен. Вопрос состоит в другом: насколько высок духовный уровень современных исполнителей баховской музыки. Знают ли они подлинного Баха? Или они всего лишь приспосабливают его великую музыку к мещанскому быту?

Иоганн Себастьян Бах – ветхозаветный Ной в музыкальном искусстве. Выдающийся немецкий композитор собирает и обобщает музыкальный опыт прошлых веков, чтобы предохранить его от забвения.

Иоганн Себастьян Бах – гений среди гениев. Таких немного: Гомер, Данте, Уильям Шекспир, Иоганн Гёте, Лев Толстой.

Музыкальный талант Баха универсальный. Композитор изучает церковную музыку Джованни Палестрины и светскую музыку Антонио Вивальди.

Вивальди, Бах, Моцарт – это те композиторы, чья музыка от первой до последней ноты гениальна.

Георг Телеман служит при городском магистрате, Георг Гендель – королевский капельмейстер, Иоганн Себастьян Бах – кантор церкви. Музыка Телемана – городская, Генделя – светская, Баха – церковная.

Три выдающихся немецких композитора имеют разные творческие облики: Телеман – демократический, Гендель – аристократический, Бах – религиозный.

Творчество Баха опирается на хоровую музыку Палестрины, оркестровую музыку Вивальди, органную музыку старинных немецких мастеров. Так образуется прочный фундамент творчества Баха!

Музыка Баха опирается на хорал, Георга Филиппа Телемана – на песню и танец. Это означает, что музыка Баха – церковная, Телемана – светская.

Танцевальность Баха принадлежит к высокому барочному искусству, танцевальность Телемана – это народная бытовая сфера музыки. Бах – строг и сдержан, Телеман – непосредственен и раскрепощён.

В музыке Бах обращается к Богу, Телеман – к народу. Поэтому музыка у них разная: ритм Баха – строг и размерен, Телемана – причудлив, Бах – полифоничен, Телеман – гомофонен.

Бах и Георг Фридрих Гендель – геркулесовы столбы, открывающие путь к новой музыке.

У Баха вера в Бога – духовная, у Генделя – духовно-разумная. Бах обозревает библейскую историю духовным зрением, Гендель – духовно- человеческим.

Бах – верующий и в светской музыке, Гендель – светский даже в церковных произведениях. Бах – кантор, Гендель – капельмейстер. Красота музыки Баха – религиозная, Генделя – светская.

Музыку Баха пронизывает Божественный дух, Генделя – человеческая энергия.

Бах славит величие Бога, Гендель – мужество человека.

У Телемана, Баха и Генделя разная публика: музыкой Телемана восхищается народ, органу Баха внимают верующие, операм Генделя аплодирует высший свет.

Баха называют отцом европейской музыки. В его произведениях нередко встречаются глюковские и моцартовские интонации.

Бах в музыке – бог, Вольфганг Амадей Моцарт – ангел.

Музыка Баха – это не ручей, что означает его имя в переводе с немецкого языка, и даже не море (как называет его Людвиг ван Бетховен), Бах – необъятный океан, переплыть который никому не дано.

Сыновья Иоганна Себастьяна Баха - талантливые композиторы, даже выдающиеся, но – не гении!

Каков стиль музыки членов баховского семейства? Иоганн Себастьян Бах – зрелое барокко: чёткий ритм, яркие и лаконичные мелодии; Вильгельм Фридеман Бах – ранний переходный классицизм: ослабленный барочный ритм, сентиментальные мелодии, отдельные драматические всплески эмоций; Карл Филипп Эмануэль Бах – ранний классицизм: возвышенный, созерцательный характер музыки; Иоганн Кристоф Бах – средний классицизм: музыка по-гайдновски наивная и простая; Иоганн Кристиан Бах – зрелый классицизм: музыка отличается моцартовским изяществом и красотой.

Сыновья Баха Карл Филипп Бах и Иоганн Кристиан Бах имеют собственное музыкальное лицо, хотя их мелодии ещё недостаточно индивидуальны.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха разделяется на музыку умного Карла Филиппа Баха и сердечного Иоганна Кристиана Баха.

Гениальный Иоганн Себастьян Бах завершает эпоху барокко, его сын Карл Филипп Эмануэль Бах – открывает эпоху классицизма.

31. Доменико Скарлатти – ювелир в музыкальном искусстве.

Сонаты для клавесина Скарлатти отмечены вдохновенным порывом и одновременно – рассудительностью.

Клавесинные сонаты Скарлатти демонстрируют редкое мастерство автора.

Музыкальные фактуры Скарлатти бурлят весенними ручьями.

Мелодии Скарлатти отличаются детской непосредственностью.

Скарлатти – мастер ярких музыкальных картин.

В сонатах Скарлатти изображаются сцены из жизни народа.

Музыка Скарлатти обладает тонким итальянско-испанским колоритом.

Кроме сонат перу Скарлатти принадлежат оратории и кантаты. Они демонстрируют уверенное владение композиторским письмом. В них присутствует гармония и красота, светлая лирика и героический эпос.

Скарлатти – автор 15 опер. Его арии имеют песенно-танцевальную основу. Их ясные и светлые мелодии нравятся публике.

Творчество Доменико Скарлатти оказывает заметное влияние на музыку классицизма и даже романтизма. Это проявляется в лаконичных мелодиях Людвига ван Бетховена, Феликса Мендельсона-Бартольди, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе.

32. Скрипка Джузеппе Тартини иногда нежно поёт, иногда сотрясает мир.

Скрипка Тартини властно захватывает в свой плен.

Тартини демонизирует скрипку.

Джузеппе Тартини создаёт скрипичную музыку, вдохновляясь старинной итальянской поэзией. Дух его музыки поднимается до высот поэзии гениального Данте, до рая и ада, Бога и дьявола. Вот из чего рождается знаменитая соната Тартини «Дьявольская трель!»


Рецензии