Страна кающихся праведников

До праведника мне безусловно далеко. Но каяться уже приходится регулярно.

Сначала это приходилось делать в советской школе. За то, что я не хотел, как другие, прогуливать уроки, прикалываться над учителем, заниматься на уроке всякой фигней. В общем не хотел быть таким же "плохим" как все. Окей, это можно списать на нелюбовь коллективов к "белым воронам" вообще. Но тем не менее, о качествах коллектива это явление все равно уже говорит.

Я тогда думал, что в серьезной взрослой жизни каяться за хорошее поведение не придется. Три раза хаха!

На старой работе пришлось каяться перед важным человеком за отказ совершать определенные жульнические сделки! Почему нет?! - возмущался мужик - это же и предприятию и людям доход! Риск сесть в тюрьму его не останавливал, риск затянуть туда других тоже. Моральный аспект не останавливал от слова вообще. Наконец я разозлился и заявил: НЕ ХОЧУ я этого делать! И тут вдруг как будто пароль прозвучал! Мужик сказал: а, не хочешь? Ну тогда ладно, не надо.

Во время командировок в гостинице мне приходилось чуть ли не извиняться за то, что я не хочу оформлять счет на бОльшую сумму, чем на самом деле. Чтобы заработать на возмещении затрат. Тетка каждый раз недоумевала: не надо писать 3 тысячи вместо 2,5?! Почему?! Это же 500 рублей вам! Этот разговор обычно заканчивался фразой: "А, вы наверное бухгалтер!" Отсюда делаем вывод, что только бухгалтерский цех заслужил в народе славу честных фриков, никак не желающих надуть свое предприятие.

И вот я наконец ушел из всех больших систем - однако что это? Снова оправдания!

Теперь, оказывается, я должен оправдываться перед таксистами! Который уже таксист, когда нужно проехать большое расстояние, просит меня: "Не могли бы вы отменить заказ?" То есть понятно да? Я позвоню снова его диспетчеру и скажу, что передумал ехать! А мужик меня естественно отвезет, но деньги положит уже в свой карман, а не отдаст фирме!
А теперь каково моё положение.
Мне в этой фирме дали большую скидку, хотя я ничего не просил.
Я вызываю их такси довольно часто, так что меня хорошо знают, по крайней мере даже знают мои основные маршруты.
И мне в конце концов просто противно заниматься каким-то мелким жульничеством!
Но теперь, как и во многом другом, судьба подставляет "под удар" не меня самого, а других людей на моих глазах. И как бы намекает: тут у меня человечек сейчас страдать начнет, поступишься своей моралью, или будешь бесстрастно на страданьица его взирать? Ась?

И вот страдающий таксист, которому может и на самом деле платят мало, начинает возмущенно недоумевать: почему ж ты, гад, не хочешь мне помочь обуть мою мироедскую фирму?!

Вчера я разозлился вконец, вспомнил кое что и "включил бухгалтера": во-первых, сказал мужику, что если не нравится везти меня, пусть высаживает нахрен; а во-вторых, что я долго работал на большом предприятии и там не жульничал - так тем более теперь не буду! Мужик слегка охренел от количества и тона заявлений и всю оставшуюся дорогу ехал тихо и несколько все же произнесенных фраз начинал словами "а скажите, пожалуйста..."

Но я вот о чем подумал.
Если бы меня попросили помочь заработать денег не в ущерб независимой коммерческой фирме, а в ущерб некоторым "окологосударственным" структурам, которыми руководят назначенные по фамилиям люди, мои принципы, возможно, не подали бы голоса. То есть существуют люди и системы, обман которых я не считал бы большим грехом. Причем действия могут быть одинаковыми. Скажем, если бы в стране ввели госмонополию на такси, я бы совершенно спокойно отменял заказы, помогая таксистам зарабатывать.

Из этого я делаю вывод, что власть, создавая преференции "своим" компаниям и людям, тем самым провоцирует широкие массы на встречное жульничество. Люди чувствуют обман, под каким бы соусом власть его не подавала, и отвечают на него обманом. А потом границы размываются. И человек уже не понимает, почему, предъявив увеличенный счет за гостиницу в некоей госкорпорации, где он был дешевым винтиком системы, он не может предъявить такой же счет в фирме Петра Петровича, которую тот чудом создал с нуля. Человек думает: я теперь жулик, что мне терять?! Буду уже жульничать!

Вот в этом искажении морали власть виновата перед народом страшно. Виновата в создании условий, в которых человек либо обманут и обобран, либо стал жуликом. Ответом человека может быть поведение избирательное. Есть формула, по которой, как считается, действуют правители: "друзьям все - остальным закон". А закон при этом - понятно какой. На это человек может ответить формулой: "каждому - по заслугам". Обществу - в соответствии с моральными установками и принципами, авторам и исполнителям дурных законов - их же монетой.

И каяться тут, считаю, не за что.


Рецензии