В иерусалимской долине Геенна

В ИЕРУСАЛИМСКОЙ ДОЛИНЕ "ГЕЕННА"
(Записки паломника)


От автора. Этот материал был опубликован в 2006 году в интернет-журнале "Русский инок" и в том же году скопирован на сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме. Ныне  этот сайт представлен по-другому и с новыми материалами.  В марте 2008 года интернет-журнал "Русский инок" уничтожили неизвестные лица. Злоумышленникам удалось вывести ресурс из строя  и испортить  многие его материалы, в том числе и статью автора этих строк  – "Армагеддон и "Геена огненная". Записки паломника в Святой Земле". По мнению  бывшего редактора  монаха – Всеволода Филиппьева, нападение  на  "Русский инок" было совершено, скорее всего, сатанистами (хотя ответственность так никто на себя и не взял), которые  и прежде  совершали атаки на интернет-ресурс.

 
...Мое желание побывать в долине "Геенна", где согласно Библии "червь не умирает и огонь не угасает", связано   было прежде всего с ее необычным названием. Этот аргумент я и привел в дни Успенского поста одному из священников  Русской духовной миссии и получил у него благословение. Спрятав  в рюкзак молитвослов, карту Иерусалима, фотоаппарат и бутылку минеральной воды,  я  направился к Яффским воротом в Старом Городе, откуда и  начинается эта долина. Итак, "В геенну огненную, // В тьму кромешную, //  В огонь неусыпающий, // В реку огненную, // Что на севере муки // И на юге, // На востоке солнца // И на западе... (М. Кузьмин. Хождение Богородицы по мукам).

Расположенная на юго-западе от Старого города, долина обнимает фундамент старой городской стены, заворачивает влево и ниже Сионской горы смыкается с Кедронской долиной. В справочной литературе об Иерусалиме встречаются разные названия этой долины – "Гай Бен Эном", "Гай Эном", "Хинном", "Хе Гинном" или "Гейхенном". В переводе с иврита название "Геенна" звучит как "долина сыновей Гиннома (Эннома)".  Автор фундаментального издания – "Энциклопедический путеводитель по Израилю" ( Иерусалим, 2004 ) Игорь Торик, считает, что происхождение названия долины точно не известно. Вероятно, она названа по народу, некогда там жившему, – "сыновья Эннома". Археологические раскопки, проводимые в 1960, и в 1975 – 1980-х годах учеными Н. Авигадом и Г. Барканом, выявили некоторые интересные находки в этой долине. В частности, обнаружены следы некогда существовавшей здесь византийской церкви и римского военного крематория, а также большое количество древних могил, многие из которых в разные времена были ограблены. В одной из  могил находился  оссуарий (т. е. костница)  в виде колодца для хранения скелетированных  останков. Сюда же сбрасывали и  человеческие тела. Среди золотых и серебряных украшений, а также  стеклянных и керамических изделий найдены одна из древних монет и два маленьких и очень тонко свернутых серебряных свитка с текстом  на древнем иврите. Строители, прокладывая в наше время на некоторых участках долины городские дороги, нашли много древних захоронений.

Сегодня в этой долине можно видеть овраги и скалистые обрывы с небольшими пещерами, заваленными мусором. В некоторых местах долина напоминает ущелье. Повсеместно разбросаны камни, строительные бетонные изделия и поломанные канализационные трубы. Повсюду  долину пересекают узкие тропинки, ведущие из Старого города в соседние арабские деревни.  В долине чаще всего можно встретить представителей арабского населения Иерусалима и его пригородов. Местами долина заросла колючим кустарником, кривыми деревьями и травой. Увы, и сегодня в ней встречаются кучи хозяйственного мусора, масса разодранных полиэтиленовых пакетов и сумок, разорванные матрацы и непригодная мебель, выбрасываемые арабами. Среди камней, куда сбрасываются остатки дурно пахнущей на солнце пищи, жужжат крупные мухи, ползают какие-то жуки и прячутся бездомные кошки. Кой-где  мне приходилось даже ускорять шаг и закрывать платком нос по причине острой вони, исходящей от  дохлятины. В наиболее глубоких местах долины слышно эхо. В самой долине, где под землей недавно проложены канализационные трубы, можно встретить небольшой участок гравийной дороги, стоки для воды, предназначенные, вероятно, для  зимних дождей.  Можно видеть  и каменные ограждения, а также всякие будки –неизвестно  для каких целей.

В Священном Писании эта долина упоминается как "кетеф Хенном" в связи с разделом между коленами Иегуды и Вениамином ( Иисус Навин 15,8; 18,6). Согласно историческим данным, по Иосифу Флафию, в 63-м году до Рождества Христова в кетефе Хенном находился лагерь Помпея. Долина была местом проведения  языческих обрядов, когда при царе Ахазе ( в других источниках – во времена царя Соломона) идолопоклонствующие иудеи приносили ханаанскому кровожадному богу Молоху человеческие жертвоприношения (Иер 7, 31 –32 ). В качестве жертвы на алтарь ему клали ребенка – первенца, причем, убивали и сжигали его под хоровое пение, чтобы в округе не были слышны душераздирающие крики. Отсюда к этому месту   родились ненависть и презрение иудеев. В Библии предсказывается , что это место будет называться "долиной убиения", где птицы и звери будут пожирать останки и трупы павших в бою. При царе Иосии эта долина стала своеобразным крематорием под открытым небом. Она превратилась в место ужаса и отвращения, где было принято сваливать городской мусор и всякие нечистоты , кроме того, трупы казненных преступников и павших в бою, а также непогребенные трупы людей и животных. В зависимости от погоды над страшной свалкой висел вонючий шлейф ядовитого дыма. С целью уничтожения зловония и  упреждения распространения в Иерусалиме заразных болезней в самой долине горел постоянно поддерживаемый огонь, уничтожавший гниение (Ис 66,24), (Мк 9,43 – 48).

Позднее "Геенна огненная" превратилась в символ вечных мучений грешников, где "червь не умирает, и огонь не угасает" ( Мк 9, 44). То, что здесь не съедали черви, сжирало пламя огня или тлело на углях. Отсюда, говорят, и пошло выражение "огонь неугасимый". Долина стала использоваться для обозначения места, где все нечестивые понесут последнее наказание и будут окончательно уничтожены в огне. В православной литературе "геенна огненная" стала использоваться как прообраз адского пламени ( Мт 5 , 22; 18, 9), который станет участью грешников после их смерти ( Лк 12, 5). Тело и душа их будут брошены в геенну огненную: "...и бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф 10, 28). Иносказательно,  иерусалимская долина "Геенна" ("Геенна Огненная") превратилась в символическое место будущих мучений и загробных наказаний грешников, конечной гибели их души и тела, отсюда и  другое ее название – "Долина ада".

...Если  набраться терпения и следовать пешком вдоль всей долины "Геенна", то  из нее можно попасть в иерусалимский район Хакель-Дама (Акелдама), имеющий и другие названия – Село или Поле Крови, Село Скудельничье. Игумен Даниил, совершивший в 1104 – 1107 годах паломничество в Иерусалим, написал  об этом селе так: "...его купили за ту цену, за которую Иуда продал Христу, для погребения странников. Село расположено на юг от Сиона, по одну стрелу от ущелья, под горой. По этой стороне горы можно много пещер, вырубленных в камнях и на дне этих пещер дивно и чудно устроены гробы. Здесь погребают бесплатно странников, так как это место искуплено кровью Христа (См.: "Жития и хожение Даниила, игумена Русской Земли"). 

По преданию, эту территорию, предназначенную для погребения бездомных странников, старожилы называют еще и "землей горшечников". В переносном значении деньги, полученные Иудой, стали "ценой Крови Христа" ( Мф 27, 3 –10) – так возникло название Поле Крови. Неподалеку отсюда, на горе Злого Совещания (якобы здесь, в загородном дворце Каиафы, состоялось первое обсуждение планов казни Иисуса Христа),  ныне расположен греческий православный женский монастырь св. Онуфрия. Этот святой, живший в IV веке в одной из здешних пещер, отмолил у Бога  землю – Хакель-Даму (Акелдаму). Монастырь возведен в XIX веке, хотя историки утверждают, что на этом месте уже когда-то стоял храм, разрушенный персами в 613-м году. Около монастыря обнаружены древние могилы, останки стены и колодец, куда сбрасывали тела погибших воинов-крестоносцев. Под монастырем находится так называемая "Пещера апостолов", где останавливались на отдых ученики Христа ( Мк 14, 50).

...Ожидая в этом монастыре начало вечернего богослужения, я достал из рюкзака молитвослов,  нашел в нем  Покаянный канон и стал читать. Часто останавливался во время чтения. Мучили всякие помысли. После раздумий во время пребывания в иерусалимской долине  "Геенны" значение каждой  строки канона наполнялось особым содержанием  и   воспринималось  достаточно остро. И уже вечером в гостинице, вспоминая дневную дорогу в долине, где  "червь не умирает и огонь не угасает", и перечитывая при этом книгу "Пламень вещей", где собраны  изречения преп. Ефрема Сирина,   глаза мои остановились  на этих строках: "Грешник  не в состоянии представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла опечалить нас?.. И что такое геенна перед благодатью Воскресения Его?"


Рецензии