Когда произойдет следующий раздел Польши. Часть 1

                Тезисы.
   Большая часть территории Польши получена путем захвата территорий соседних государств в периоды их ослабления. Восстановление справедливости, то есть возвращение этих земель, преподносится как раздел Польши.


В современной западной политической картине мира история Польши преподносится, как цепь трагедий связанных с ее неоднократными разделами. В этом, как правило, обвиняется сначала Российская империя, а затем СССР. Эти трагические события как бы дают моральные права на требование особого отношения к Польше, привилегий, а сейчас даже поднимается вопрос о материальной компенсации за «страдания».

При этом полностью снимается вина за катастрофическое развитие событий с польской элиты. Игнорируется тот факт, что в так называемом «разделе Польши» всегда участвует Германия, Австро-Венгрия, в последнем «разделе» Польши приняли участие Англия и США.

Один из главных отрицательных моментов связанных с таким представлением связан с тем, что он не позволяет польскому народу избавится от комплексов неполноценности, от инфантилизма. Умело разыгрывая трагические моменты истории, пафосно раздувая эмоциональный шум, манипуляторы управляют политикой Польши, толкают её на поступки, которые раз за разом наносят вред стране.
Поскольку разделы Польши повторяются регулярно, то, по-видимому, в основе этого явления лежат некоторые фундаментальные геополитические причины. Выявив их можно предсказать, когда и как произойдет следующий раздел Польша.

Не пытаясь анализировать все мелкие детали исторического процесса остановимся только на некоторых основных этапах развития Польши.
Заметим, что уже на этих первых этапах формирования Польши имело место много специфических черт, которые затем неоднократно проявлялись в ее истории.

В польских и немецких хроника описана история возникновение Польского королевства в 10 веке. Польский народ, польская нация сформировались из большого племенного  славянского союза полян.

Поляне в силу географических условий оказались ближайшей окраиной Священной Римской Империи Карла Великого.  Формирующиеся Польское государство находилось под мощным экономическим, культурным, военным давлением империи. По-видимому, особенности родового устройства полян не позволили сформироваться национальной элите осознающей свою суверенность и ответственность за судьбу народа.

Рассмотрим первый этап возникновения королевства Польша в десятом веке.
В этот период в Европе Священная Римская империя Карла Великого (первый Рейх)достигла наибольшего расцвета.

Заметим, что внешнее единство и целостность империи уже начало разрушаться.  Внутри империи развертывалась борьба между королевствами: Западно-Франкским, Лотарингским и Восточно-Франкским королевством. В этой борьбе участвовал еще один претендент на управление всей империей Католическая церковь.

(В основе мечты о единстве Европы лежит идеалистическое представление об Империя Карла Великого. Попытки возрождения империи предпринимались неоднократно. Последняя попытка реализуется в наше время, это Евросоюз.)

На окраинах империи располагались земли различных племенных союзов славянские, мадьярские и другие племена. Они имели свою «государственность», то есть свои обычаи, своды правил жизни, свою родовую аристократию.

Одно из условий существования Римской империи связано с необходимостью проведения экспансии соседних территорий. За счет ограбления пограничных колонизируемых земель и народов создается и поддерживается существование государственной структуры империи. География Европы такова, что для ее расширения есть только одно восточное направление. Именно это определяет извечный натиск Германии на восток «Дранг нах Остен».

В 777-804 год были захвачены и полностью колонизированы области населенный племенами Саксов. Саксов крестили, так как это было принято в Европе крестом и мечом. Со времен Римской империи были известны методы подавления народного сопротивления: уничтожение местной элиты и замена её своим административным аппаратом, создание «резерваций», «концентрационных лагерей», массовые переселения отдельных частей народа в географически отдаленные места.  Саксов  отдельными родами переселяли на запад, а освободившиеся земли передавались во владение франкской знати и колонистам из Германии.
(В двадцатом веке все эти методы были развиты и широко используются в наше время.)

Палабские славянские племена лютичи, ободриты и поляне и др. оказались на пути этой экспансии. Между племенами велись извечные традиционные войны. Эти войны велись с соблюдением некоторых неписанных правил, поскольку между племенами существовали не только противоречия, но и междуплеменные связи, то есть имел место симбиоз племен проживающих на пограничной территории.

После полного покорения и включения саксонских племен в империю, границы империи раздвинулись до славянских племен. В приграничье началась жестокая, безжалостная борьба с империей и за само существование племен. Эта война велась без соблюденияя каких-то норм и правил.

Славянские племена заведома проигрывали эту войну. Империя имела предельно четко сформулированную цель и соответствующую стратегию. Полное покорение и порабащение племен, захват и освоение их земель.  Племена же имели стихийно формирующуюся оборонительную стратегию направленную на защиту своих территорий и сохранение существуещего порядка. Отсутствие государственности не позволяло им выработать сколь нибудь долговременную стратегию борьбы. 

Под давлением военной угрозы осуществлялась духовная экспансия племен через миссионеров католической церкви. Миссионеры осуществляли подмену родовых религиозных культов, служащих обоснованием духовных ценностей рода, стройной теологической христианской теорией. Своей деятельностью, как правило, связанною с подкупами, с многоходовыми политическими интригами, они превращали часть местной знати в агентов влияния империи.

Приняв новую религию и элементы западной культуры, родовая знать племен разрывала свою духовную связь с народом. После такой трансформации, она была не способна выработать свою «национальную» политику и возглавить  борьбу своего народа с экспансией. Вся её борьба с экспансией сводилась к эгоистической торговле землями и интересами племен, которые она разменивала на  обещание привилегий в империи.

Заметим, что после покорения народа, основная верхушка элиты, как правило, уничтожалась. Этим действием запад гарантировал себя от возможных попыток восстания племен.

Рассмотрим жизнеописание первого Польского короля Болеслава Храброго и приведем комментарии описывающее виденье этих событий из нашего времени.

Болесла;в I Храбрый - годы жизни (966 —1025) — князь, с 992—1025 первый король Польши, князь Чехии в 1003—1004. Представитель династии Пястов.

 Описание в хрониках деятельности Болеслава начинается с того, что в 995 году он в союзе с  имперской германской армией вторгается на территорию полабских славян лютичей и ободритов. В ходе кампании он встречается с германским императором Священной Римской империи Оттоном III и признает свою вассальную подчиненность.

На польские земли приходит католицизм. В 1000 году император Оттон вместе с папским легатом Робертом, во время своего пребывания в Польше, создают в Гнезно архиепископство, во Вроцлаве, Кракове и Колобжеге были созданы епископства. Болеслав согласился на уплату денария Святого Петра (один грош с каждого дома). Епископ Познани, подчинялся архиепископу Магдебурга.

В  январе 1002 года умирает император Оттон III, не оставив наследника. При дворе императора начинается борьба за наследство. Сталкиваются мощные группировки различных претендентов. В итоге побеждает Генрих II (Святой) король Германии.

Неразумная жадность Болеслава I  толкает его на бессмысленный грабеж соседей  входящих в империю. Болеслав пользуясь тем, что центральная власть занята определением претендента на императорский престол, вторгается в области Лужицу и Мейсен и пытается их захватить. В марте 1003 года Болеслав нападает на Чехию и захватывает Прагу, провозглашает себя князем Чехии. С местной элитой он не церемонится, по его приказу чешский князь Болеслав III был ослеплён.

Очевидную реакцию метрополи на такие действия он непросчитывает, хотя было очевидно, что после того как в метрополии будет определен новый император, придется отдать все награбленное и еще заплатить за нападение, но это не остановило польского князя.

Новый император, еще не коронованный, Генрих II, король Германии занят укрепление государства, он подавляет мятеж герцога Боварского на западе Германии. Король присылает посольство Болеславу с предложением мира и с согласие на утверждение ему титула князя Чехии. Однако Болеслав  поддерживает противников Генриха и   захватывает всё маркграфство Мейсен и Верхнюю Венгрию (современную Словакию).

В феврале 1004 года соединённые силы лютичей и немцев под командованием Генриха II вторглись в Лужицу и захватили её, но сильные снегопады вынудили союзников отступить. В августе 1004 года Генрих II входит в Богемию. В Богемии началось антипольское восстание, которое изгоняет поляков из Праги.

(В истории это событие повторится не один раз. Народное восстание и бегство поляков из Киева,из Москвы и даже из Варшавы)

Таким образом, Болеслав I, потративший на завоевание Богемии огромные средства военные силы, смог её удерживать не более года. С этого же времени княжество Богемия стало верным союзником Германии во всех её войнах с Польшей!!!

В августе следующего года император Генрих вновь собрал армию (сбор армии происходил в Леске, близ Магдебурга) и повёл её в Польшу. В Лужице, у Добролуга, к нему присоединилась армия Богемии во главе с Яромиром и баварские войска во главе с Генрихом V Баварским.К войскам Генриха II присоединились лютичи (славянские  племена).

Болеслав, узнав о наступлении войск императора, уклоняясь от сражения, бежал на восток Польши. Генрих II повёл армию на Познань, польский князь вынужден был просить мира. Условия мирного договора неизвестны, но, судя по всему, Болеслав терял Лужицу и Мейсен, а также отказывался от прав на трон Богемии.
 
Практически сразу после подписания мира Болеслав  начинает готовиться к новой войне. Собирая новые силы, он посылает  своих людей к лютичам, чехам и лужичанам, пытаясь привлечь их к союзу. Но они не доверяют его призывам и известили короля  Генриха о происках Болеслава I. Болеслав настолько достал всх своими набегами, что они потребовали от короля начать войну против Болеслава, грозя в противном случае разорвать союзнические отношения.

Ситуация с непредсказуемым, нелепым поведением польского князя повторяется вновь. Стоит императору королю Германии поверить польскому князю и заняться  проблемами империи в центре и на западе, как Болеслав вновь напоминает о себе. Пользуясь тем, что Генрих II вновь отправился в центральную Европу, Болеслав вторгся на территорию между реками Эльба и Одер и разорил земли Магдебургского архиепископства.

 В 1010 Генрих II объявляет о походе на Польшу. Немцы и чехи вновь разгромили войска Болеслава.  Он укрылся в восточных областях Польши.

В январе 1013 года к Генриху II прибыли послы от Болеслава просивших заключить мир. 24 мая 1013 года Болеслав принёс германскому королю вассальную присягу. По условиями мира, Болеслав получил Лужицуиц и область Мильценов в качестве имперского лена, а также обязался сопровождать Генриха II в походе на Рим за императорской короной, в свою очередь Генрих II обязался предоставить Болеславу 500 рыцарей для похода на Киев. Это одно из первых упоминаний о развитии наступления империи на Восток.

На восточных рубежах польских земель встретились две ветви христианства: Русь, крещенная по византийскому обряду и великое княжество Польское принявшие католичество. Свободными, не принявшими крещение, оставались литовские, племена, пруссы и  другие прибалтийские племена. Сразу же между христианскими религиями началась беспощадная война за зоны влияния.

Католический Рим подталкивал Польшу, которая еще не сложилась как государство к войне на Востоке.  Генриху II движение Польского князя на восток так же было выгодно, оно снимало напряжение на границе империи в Саксонии и Богемии.

Католическая церковь и Болеслав делают ставку на туровского князя Святополка (Окоянного) сына Новгородского князя Владимира (Крестителя). Князь Святополк идя против отца, принял католичество и женился на дочери Болеслава.

(Потом в истории будет подобная женитьба Лжедмитрия на Марии Мнишек. В литературе схожая сюжетная линия есть в повести Гоголя «Тарас Бульба».)
 
В 1013 году после свадьбы князь Святополк вместе с женой и колобрежским епископ Рейнберн отправляется в Киев.

(По-видимому, Святополка (Окаянного) можно считать предтечей всех диссидентов и изменников на Руси:князь Курбский, Филарет, Мазепа и т.д.).

Летописи сообщают, что Святополк был одним из соучастников готовившегося заговора по отвращению Руси от «византийского обряда», но заговор был раскрыт, и великий князь Владимир бросил Святополка с женой и духовником в темницу.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел на свободу. Нарушив традиции престолонаследия,он вступил на Киевский престол. Его поддержали бояре Вышегорода под Киевом и народ.
(Первый майдан на Украине!).

В течение  года были убиты три единокровных брата Святополка — Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики и являлись его единокровными братьями. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

(Аналогичное событие имело место в 1612 году. Отряд польских шляхтичей, наверняка с изменниками боярами, идет в Кострому с целью убить Михаила Романова.) 

Польские, хроника Титмара Мерзебургского, в которой рассказывается, как Святополк бежал в Польшу, часто интерпретируется в пользу его невиновности, так как в ней нет упоминания о княжении Святополка в Киеве и каких-либо действиях против Бориса и Глеба. Княжение Святополка в Киеве подтверждается археологическими находками. Найдены монеты, которые чеканились в Киеве с его именем.

(Эта хроника может служить одним  из первых примеров фальсификация событий в западной историографии)

Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом (Мудрым). В 1016 году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против Святополка. Войска встретились под Любечем на Днепре, ни одна сторона долго не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска Святополка были разбиты и сброшены в озеро, Ярослав занял Киев.

Святополк бежал в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. О самом походе будет сказано ниже.

Война на востоке не ограничила аппетиты Болеслава I. Он не понимает сложности ведения войны на два фронта. Он продолжает проводить провокационные интриги на западе польских земель и развязывает войну против императора.

В 1014 году Болеслав направил к чешскому князю Ольдржиху своего сына Мешко для ведения переговоров. Наивность Болеслава I, граничащая с глупостью поражает, он хочет заключить союз против Империи с Чехией и  Богемией. С княжествами, которые в 1004 году изгнали поляков из Праги и чехи хорошо помнили устроенную ими грабеж и резню.

(Что-то подобное наблюдается в союзных отношениях Гитлера и Польши перед ВОВ и современные отношения Польши и Украины).

Болеслав полагает, что политика государства определяется капризами и волей правителей. Не понимая, что интересы государства заставляют принимать решения, даже вопреки желаниям короля или князя.
 
В результате таког посольства, часть свиты Мешко была перебита, а сам сын польского князя вместе с другой частью свиты был взят в плен и передан в руки германского императора с соответствующей информацией о метяже польского князя. Император освободил сына Болеслава за символический выкуп, а самого пригласил  на встречу князей в Мерзебурге. Польский князь туда не явился, послав туда в качестве представителей маркграфа Германа Мейсенского и посла Стойнефом.
 
В апреле 1015 года в Мерзебурге, император конфисковал принадлежавшие польскому князю Мисьненскую и Лужицкую области и в июле 1015 года выступил против Болеслава. Союзниками императора выступили племена «безбожных» лютичей и Чехии. Предполагалось, что император выступит из Магдебурга чрез Лужицу к Кроссену, где две другие армии, Бернгарда Саксонского и князя Ольдржиха, должны были соединиться.

3 августа 1015 года император перешёл Одер под Кроссеном и разбил польский отряд под предводительством сына Болеслава Мешко: «Шестьсот поляков были убиты, в то время как императорские силы понесли лишь незначительные потери».

В это же время войска Бернгарда Саксонского со своими союзниками (в их числе были и лютичи) атаковал армию Болеслава при Кюстрине, а потому польский князь не смог прийти на помощь сыну. Однако ни северная армия вместе с лютичами под командованием герцога, ни южная армия из богемцев и баварцев под командованием князя Ольдржиха, вторгшаяся в Силезию и захватившая королевскую крепость и замок у Герлица, не смогли соединиться с императором.  Одна из групп основных сил немецкого войска попала в окружение и потеряла около двухсот человек убитыми. После отступления немецких рыцарей сыну Болеслава Мешко удалось захватить мейсенский Унтербург.  Преследуя отступавшие войска Генриха II, поляки во главе с Мешко снова форсировали Эльбу и сожгли нижний город Мейсена.

Положение Польши из-за недальновидной политики князя осложнилось. Он должен был вести войну практически со всеми соседями. В 1017 году боевые действия против Болеслава начал Ярослав Мудрый, изгнавший из Киева Святополка.

Летом 1017 года Генрих принял решение о новом походе на Польшу. Эта война шла с переменным успехом  и хотя ни одна из сторон не добилась решительной победы на поле боя, Польша потерпела полное поражение. Саксонские князья выступили посредниками в заключении мира с Болеславом 30 января 1018 года в Баутцене (на территории Польского княжества).

Германскую делегацию на переговорах с Болеславом, возглавлял архиепископ Магдебургский. Болеслав вынужден был согласится на все условия.Все награбленное нужно было вернуть,земли Лужицы и землю Мильчан стали имперским леном. По условиям мира Болеслав I лишился Верхней Венгрии.

Генриху II необходимо было решать основную проблему в борьбе за власть. Ему срочно надо было отправляется в Рим, для борьбы за имперскую корону. Отголоски борьбы с Римом имели место и на далекой окраине империи. Церковь не одобряла союзы Генриха II c языческими племенами. В этом вопросе она приветствовала более «принципиальную» позицию польского князя.

Здесь уже можно видеть истоки будущей политики Польского государства, когда оно ищет своих покровителей в дальнем зарубежье, пытаясь играть противоречиях покровителей с соседями Польши.
(Покрвители Франция в 19 веке, Англия в 20 веке, США в 21 веке. Причем всегда Польша оказывается мелкой разменной картой в игре этих стран.Правильная политика состояла в создании сильной Польши опирающейся на свои ресурсы. Это было предложено Польше Советским Союзом после Второй Мировой войны, но полская элита чувствуя свою несостоятельность скатилась к традиционной политике.)

Католическая церковь подталкивала Болеслава к походу на Русь. Обещая ему поддержку и содействие. Генрих II принимает на себя обязательство поддержать военными силами поход против Руси. В это же время был заключён мир с союзницей Германии, Венгрией.

Киевский поход Болеслава I.
 
(Исторический первый поход Польши на Киев, на Русь. Будут походы в семнадцатом веке, в девятнадцатом, в двадцатом, а итог всегда был один и тот же.)

В походе участвовали 300 немецких рыцарей, 500 венгерских воинов и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свой войско, двинулся навстречу Болеславу. Войска встретились на Западном Буге.

Войско Киевского князя было разбито. Ярослав отступил, дорога на Киев была открыта. 14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в столицу Киевской Руси.  Взятию Киева предшествовали набеги на город печенегов и его грабеж. Гордость Болеслава переходит все пределы, все вассальные обязательства забыты. Он считает себя, равным императорам Западной и Восточной империй. Во время своего пребывания в Киеве Болеслав отправил Генриху II посольство с сообщением о благополучном завершении войны и желании и впредь сотрудничать. Такое же посольство было отправлено и византийскому императору Василию II.

В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян. Поляки в Киеве находились менее года.

В польской хронике Титмара Мерзебургского, говорится об успешном возвращении Болеслава из похода. Титмару С собой Болеслав увёз богатую добычу и множество пленных, а также, сестру Ярослава, которую он взял в наложницы. По пути в Польшу Болеслав захватил Червенские города. Однако, следует заметить, после этого похода в летописи исчезает вся информация о деятельности Болеслава I.

По другой версии не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, Святополк разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские Вышгородские бояре. Меньше чем через год, лишившийся военной поддержки, Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося  Ярослава.

Киевский князь призвал на помощь, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк потерпел решающее поражение. Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана.

По рассказу «Повести временных лет»,  братоубийца был наказан параличом и безумием: «…и расслабишася кости его, не можааше седети, несяхут и на носилех» — и умер во время бегства. Место смерти Святополка обозначает как «между ляхы и чахы».
 
(Это напоминает бегство всех временщиков ставленников Польши и Запада: Мазепа, Петлюра, Скоропадский, уход Ющенко).

В 1025 году состоялась коронация Болеслава — он стал первым польским королём.
Приведенное описание правления Болеслава первого позволяет заметить  характерные черты  польской государственности.

Одна из причин не состоятельности Польского государства связана с тем, что с одной стороны Польша приняв католицизм, отказалась от своей суверенности над духовной жизнью народа, а с другой стороны процесс колонизации Польши Германской империей был не закончен.Польская элита не прошла жесткую школу западного вассалитета.
Не вдаваясь в религиозные догматы, укажем на различие взаимодействия светской власти и  церквей.

Православное христианство, христианство византийского вероисповедания всегда носило подчиненный характер по отношению к светской власти. Первый христианский император Константин Великий принял решение о придании христианству официального статуса. Не церковь венчала его императорской короной, а он сам принял христианство.

Этот подчиненный характер восточной церкви сохраняется всю историю. Крещение Руси проходило по тому же сценарию, сначала русские князья выбирают веру исходя из политических соображений христианство, а затем осуществляют крещение народа.

Католическая церковь возникла на обломках погибшей под ударами варваров Западной Римской империи. Католическая церковь вынуждена была структурироваться как независимая структура. Отсюда вся система монастырей и различных монашеских и военных орденов. На первом этапе формирования государств в Западной Европе эта структура в целом  была сильнее любого государства. Она могла организовывать международные крестовые походы, обладала единым языком латынь и т.д.

Но по мере возникновения и укрепления империй и государств возникала борьба светской власти и католической церкви. Одна из причин возникновения протестантских церквей связан с тем, что светские государства хотели иметь у себя все рычаги управления духовной жизнью общества. 

Католический Рим проводил имперскую, глобалистскую политику, вмешивался во внутренние дела всех государств Западной Европы. Императоры, короли, князья всячески противостояли этому влиянию, борясь за свой суверенитет.
 
Польша оказалась в промежуточном состоянии. С одной стороны она приняла католическую веру, но с другой стороны колонизация Польши не была закончена, то есть не произошла ассимиляция племенной элиты западными элитами. Поэтому в действиях Польши всегда имеет место не до государственность. Польша не сумела создать свою независимую религию. Духовное управление Польши лежит за её границами.

На Руси сложилась оригинальная структура власти. Правит не один князь, а целый  княжеский род. Каждый из князей не является полным хозяином своего княжества. Сегодня он княжит в Киеве, завтра во Владимире. Все князья связаны родственными связями и некоторой родовой этикой и моралью.

(Фактически это прообраз боярской структуры управления, русского дворянства, номенклатуры).

Такая распределённая система управления обладает большой гибкостью и свойством регенерации. Убийство одного князя, разгром какого-то княжества слабо влияет на всю структуру в целом.

В Польше реализован обратный сценарий. При ослаблении соседних государств, Польша захватывает некоторые, как кажется ей бесхозные части и территории. После того как эти государства восстанавливаются и возвращают свои земли, Польша воспринимает это как её раздел.

Продолжение следует.


Рецензии
Интересно! Спасибо!

Мария Березина   04.09.2017 23:56     Заявить о нарушении