Раввин против экскурсовода

Сегодняшняя история будет про знания, полученные на экскурсиях.
В качестве эпиграфа вспоминается много чего.
- Во-первых, герой романа Якова Шехтера "Астроном", который сказал своему армейскому командиру, что в ешиве (еврейской религиозной школе) их учили задавать любые вопросы. На что командир ответил, что здесь не ешива, а армия.
- Во-вторых, после ответа шехтеровского командира естественно вспоминается апостол Петр у Шендеровича и его "разговорчики в раю!".
- В-третьих, наконец, вспоминается реальный случай, когда я спросил девушку-экскурсовода, что за предметы в руках у католических святых в соборе, где мы находимся. Гид, ничтоже сумняшеся, ответила, что это их орудия труда, которыми они зарабатывали себе на хлеб. Некоторые "орудия" выглядели странно для средств зарабатывания, но я помнил, что здесь не ешива, а экскурсия, да еще и в католическом соборе;), поэтому прекратил дозволенные вопросы. Позже друзья мне объяснили, что в руках у святых были орудия... с помощью которых их УБИЛИ! Они погибли за свою веру и поэтому в соборе их изображения. Страшно подумать, что бы я делал без умных друзей в руках экскурсовода.

И вот теперь собственно история про экскурсию уже не где-нибудь, а прямо в Израиле. Где вопросы и сомнения приветствуются.

Часть 1: ЭКСКУРСОВОД
Итак, израильский экскурсовод ведет нас в "Иерусалим Подземный" и на развалинах рассказывает историю завоевания Иерусалима армией царя Давида.
Есть библейский эпизод, в котором иевусеи (владевшие городом) говорили Давиду: "не войдешь ты сюда, ибо отгонят тебя слепые и хромые". Применение русского синодального перевода при описании событий из Книги пророка Шмуэля - это отдельный вопрос, но я обошел бы его стороной совсем, если бы экскурсовод не гордился так применением именно этого перевода. Типа если экскурсия на русском языке, применяем русский синодальный перевод. Ладно, проехали. Смысл моих претензий к переводу лишь в том, что я далеко не уверен в точности этого самого перевода в отношении фразы про "слепых и хромых".

Что же означает угроза иевусеев царю Давиду по мнению экскурсовода? Считали иевусеи - сказал он - что выставив на стены слепых и хромых, они "заразят" этими увечьями еврейское войско! Вот такими были иевусеи суеверными дикарями, полагает русскоязычный экскурсовод.

Тут у меня возник вопрос: интересно, иевусеи впервые попробовали провернуть такую штуку с "заражением увечьями"? Если впервые - тогда почему были уверены в успехе? Если же пробовали раньше - почему до сих пор не поняли, что эта фигня не работает?
Как видите, даже не будучи учеником ешивы, я уже с трудом вписывался в строгую гармонию экскурсии. Чтобы не получить ответ шехтеровского командира, я обычно воздерживаюсь от подобных вопросов:)

Часть 2: РАВВИН
И тут в очередной лекции рава Хаима Бурштейна из Литвы (которого я периодически слушаю) дело доходит до соответствующей главы. И раввин начинает разбирать тот же эпизод со "слепыми и хромыми" и тем, как иевусеи грозили этими слепыми и хромыми царю Давиду.
И говорит рав Бурштейн о следующем.
- Дело в том, что иевусеи считали себя народом, родственным филистимлянам. А когда-то Авраам обещал царю филистимлян Авимелеху не делать плохого ни сыну его, ни внуку, ни правнуку. Иевусеи хотели напомнить царю Давиду об обещании праотца Авраама. И выставили изображения(!):
1. Слепого - это символ праотца Ицхака, сына Авраама, ведь сказано, что зрение Ицхака ослабло к концу его дней (речь идет скорее о духовном зрении, или прозорливости, ступени чуть ниже пророчества).
2. Хромого - это символ праотца Яакова, внука Авраама, ведь он вышел хромым из битвы с ангелом Эсава.
Выставив изображения сына и внука Авраама, иевусеи напоминали Давиду об обещании Авраама "не делать плохого" потомкам Авимелеха. Но! Поколение правнуков Авимелеха, на котором истекал срок действия обещания Авраама, давно закончило свои дни. Таким образом "слепые и хромые" не повлияли на решение царя Давида завоевать Иерусалим, ведь его поколение было уже свободно от обещания перед тогдашними филистимлянами и их "родственниками" иевусеями.

Ну что, другая история? Мозги встали на место?:)

Я, правда, позволил себе собственное толкование, да не треснут меня томом Талмуда;)
Возможно, выставив изображения праотцев Ицхака и Яакова в виде слепого и хромого, иевусеи хотели еще и деморализовать еврейское войско! Они ведь знали, что многие победы до этого евреи получали с помощью чуда! А чудо дается за заслуги! Вот иевусеи и показали наших праотцев в виде слепого и хромого - потому что эти потери здоровья произошли с ними из-за определенных изъянов в служении. Таким образом, иевусейская пропаганда кричала с плаката: даже ваши великие предки были наказаны за грехи - а уж вам-то, ничтожным потомкам, точно не заслужить помощи Всевышнего, без которой нас не победить!
Но иевусеи забыли обо всей последующей истории еврейского народа, в ходе которой было заслужено много чудес - как произошло в итоге и с завоеванием Иерусалима.

Ну а мы с вами учимся, слушая ушами, не забывать думать головой:)


Рецензии