П. Гнедич-Очерки Крыма

                П.П. Гнедич

                Очерки Крыма
              По поводу исполняющегося столетия присоединения Крыма
                (Из путевых заметок)
("Нива", том № 21, 1880 г.)

Слуху милые названья,
Зренью милые места
Светлой цепью обаянья
К вам прикована мечта.
                Кн. П. Вяземский

                I
    В настоящее время исполняется столетие завоевания Крыма. В семидесятых годах прошлого века, несколько походов, предпринятых под начальством кн. Долгорукова и других, кончились, как известно, присоединением Таврического полуострова к России.
    Крым всегда был самым желанным приобретением из всего Черноморского побережья. В глубокой древности здесь процветали эллинские колонии; потом с падением Эллады, и с появлением на её развалинах Византии, греко-византийские колонии сменили древнегреческие. Затем появляются и исчезают разные народности: половцы, хазары, караимы, генуэзцы. Наконец, в XIII веке татарская орда укрепилась внутри полуострова, и в XV веке распространила своё владычество и на береговую полосу, До сих пор мы видим разбросанные по всей Тавриде памятники минувших эпох, отчасти бережно поддерживаемые, отчасти безжалостно истребляемые...
    Южный берег Крыма - одна из самых роскошных провинций России. Выгодное положение у открытого моря, и превосходные гавани, благословенный климат, наконец, краса побережья, - всё говорит в его пользу. Тысячи больных направляются сюда для морских купаний и виноградного лечения. Сжатый, плотный морской воздух, обильно насыщенный кислородом, чистый, без тех примесей, которые неизбежны в континентальном климате, и которые так вредно действуют на лёгкие, - этот воздух представляет неиссякаемое целебное лекарство от всевозможных болезней, и во всяком случае действует радикальнее многих, пресловутых заграничных вод. Доктор Боткин, объехавший южное побережье, ещё более установил своими наблюдениями его репутацию, а удивительно благотворное влияние крымского климата на здоровье Государыни Императрицы подтвердили выводы почётного профессора.
   Но как же мы воспользовались этим благодатным уголком, что сделали за это столетие? Чем отличается в настоящее время Крым от Крыма византийского, генуэзского и татарского? Какие удобства мы дали больным для их излечения? Какова торговля и военное положение Крыма?..

                II

   В Крым можно попасть двумя путями: морем, на одесских пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли и - по железной, так называемой, Лозово-Севастопольской дороге. И тот и другой путь приведёт вас в одно и то же место - великое, незабвенное в истории России место - в Севастополь.
   Если вы подъезжаете к нему на пароходе, вас поразит оголённость выжженных солнцем скал, монотонными пластами разбросанных по берегам. Если вы подъезжаете по железной дороге, - впечатление даётся несравненно более благоприятное, - город, кажется, красив и изящен. Впрочем, вы подготовлены к этому впечатлению грандиозностью пути: скалами, пропастями, туннелями, поминутно мелькающими перед вами. Вы видите дрожащие, словно построенные из лучинок мосты, ужасные уклоны и завороты, скалы, подпёртые железными болтами. Постоянные переходы от яркого света к совершенной тьме сообщают вам какое-то нервное настроение. Но от окна оторваться не можешь: утомлённый монотонностью предыдущего пути, поражаешься новой, невиданной картиной...
   Поезд идёт возмутительно тихо. Через мосты он перебирается так, что калека на костылях его перегонит. Порою часа два стоит он на полустанке: гора "осела" и потому мост чинят. Через злополучный мост перебираются, конечно, с большой опаской: строительная комиссия, производящая поправку, наивно поздравляет пассажиров с благополучным переездом...
   Заключение из всего сказанного: дамы предпочитают сделать на лошадях крюк в сто слишком вёрст на Алушту, через Чатыр-Даг, чем совершить этот "удобный" переезд по железной дороге. Да и вдобавок далеко не всегда освещают вагоны, а потому путешественницы питают инстинктивный страх к тёмным туннелям: примеры бывали маленьких неприятностей...

   Вёрст 37 до Севастополя, полотно дороги идёт по выемке в скале в шесть сажень глубины, а затем, переходя в насыпь, идёт в трёх саженях от известной Инкерманской киновии*, приютившейся у подножия громадной скалы, вы замечаете остатки древней крепости. Когда Крым перешёл в подданство России, путешественники находили здесь ясные следы крепостных построек - башни, стены, рвы, мосты, мощеные дороги и пр. теперь - вследствие ли времени, или от других причин, на месте укреплений мы видим только бесформенную груду камней.
   На осмотр Инкермана** стоит пожертвовать несколько часов. дело в том, что возле киновии, в скале находится пещерный городок, - масса пещер (крипт), служивших помещением для крепостного гарнизона греков, называвших это место не Инкерман, а Каламита. именем Каламитского залива назывался теперь Севастопольский рейд. затем некоторые из пещер были обращены в церковь. Доныне хорошо сохранилась одна маленькая церковка с воздушным балкончиком, висящим над железной дорогой, с которого открывается весьма эффектный вид на рейд и высоты.
   Из церковки каменные лестницы взбегают наверх к развалинам крепости. Конечно, церковь реставрирована. Возобновление её было сделано года за три до Восточной войны, тогда же устроена была и Инкерманская киновия. Война много способствовала разрушению Инкермана: ядра залетали в крипты и церкви, иконостас пробит пулями. Ведь здесь 24-го октября 1854 года была знаменитая "битва на инкерманских высотах".

   Я уже сказал выше, что в конце прошлого столетия памятники Инкермана находились в несравненно лучшем состоянии, чем теперь. О поддержке их заботились мало. Война опередила время, - последняя башня была разрушена ядрами "союзников". Но с этим ещё можно бы примириться: война - неизбежное зло. Досадно то, что из драгоценного памятника старины устроили... каменоломни, и чудеса строительного искусства безжалостно рассыпаются под вандальским ломом... Последнее зло, кажется, устранимо...
_________________________
*Кино;вия, или Ценобий — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе.

** Инкерман - название турецкое: он - пещера керман-крепость.
 

           продолжение следует...


Рецензии