Рыбалка в прямом эфире. Если не сейчас, то когда
-Семь семь на месте. Приглашайте Фирсова, 2.
-Семь семь. Приглашаю. Роман, это последняя заявка?
И уже зная ответ, диспетчер продолжает:
-Хороших выходных. Ждём Вас в понедельник.
Я улыбаюсь. Ольгин голос в эфире всегда согревает теплом, даже когда чем-то недоволен. Или когда она пытается выяснить что же конкретное я имел ввиду когда хохмил, ох уж эти мои завуалированные двух-трёхсмысленности. Или же отчитывает, нервничая, потому что знает, что мои ответы дадут возможность продолжить обвинительный диалог в эфире, но последнее оправдательное слово опять останется за «заумным весельчаком» и вызовет опять бурю смешных эмоциональных комментариев в эфире, а на работе это нехорошо.
А ещё меня ждут выходные. Удочка, черви и ароматный прикорм.
-Спасибо. Целую. Отключаюсь.
-Оставьте св…
Я уже выключил рацию и одновременно с этим влетаю на любимую радиоволну, вздыхая с улыбкой «как же я соскучился!»и осознавая, что без постоянного познавательно-развлекательного голоса в эфире я долго не могу. А так как одновременная работа рации и радио своим наложением создают фоновый шум, мне не приходится приходится в конце дня"разрывать" свое внимание.
В эфире снова веселые голоса ведущих радиоэфира.
-Итак, сегодня у нас для Вас приготовлены два билета в кино, в кинотеатр «Океан» на фильм Пьедро Альмадоваро «Распахнутые объятья». Сеанс состоится завтра в 19 часов. А теперь наш вопрос. Как называлась река Мельгуновка до 1970 года?
Я понимаю, что происходит что-то невероятное и затравленно, оглядываюсь. "Где мой телефон? Где же мой телефон?"
-Итак, внимание у нас уже есть первый дозвонившийся. Представьтесь, пожалуйста.
Последнее куда я смотрю это ладонь правой руки. И пальцы автоматически выбивают до боли знакомый мотив на клавиатуре. ЗАНЯТО.
Первый мой конкурент просит подсказку. Я улыбаюсь, да-да, мой конкурент. А если не знаешь, конкурент, зачем тебе подсказка?
ЗАНЯТО. ЗАНЯТО.
-Здравствуйте, представьтесь.
-Сергей. А второму можно подсказку?
-Конечно, будет подсказка. А Вы рыбак Сергей?
И вдруг невероятное. Я дозвонился на вторую линию многоканального телефона. Неужели сейчас угадает второй? Шансов мало. Но…
-Первая подсказка. 2 буквы.
Мои зубы скрежещут. Куда проще? Если он не угадает, какая ещё будет подсказка. Одну из двух букв назовут что-ли. Не знаешь, так не знаешь. Теоретически, слог можно предположить и попасть, но это лишь невероятная теория вероятности.
Но вдруг моя нога начинает вибрировать и за вибрациями нарастающий звон заглушает разговор в эфире. Блииин, ну зачем мне два телефона? На экране два слова Ольга Такси. Я улыбаюсь, неужели о чем-то мы не договорили или ей не понравился мой радиопоцелуй. Мне приятно, но ситуация накалена и я сбрасываю. Я понимаю телефон не всегда это помощник в жизни. Мешает, блин. А кстати? С кем я пойду на этот фильм? С Ольгой? Или с Машей? Эти мысли проносятся за половину мгновения. Потому что второй половиной занят голос ведущего.
-Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.
-Здравствуйте! Меня зовут Роман.
-Роман, вам тоже нужна подсказка.
-Если Вы только вы не подскажете букву или сами не произнесете ответ. Нет, спасибо. Это же наш край, наша история, наша страна.
Это патетика и пафос, но я всё-таки немножко горжусь подобным знанием, но и не меньше мне хочется, чтобы мой звонок запомнился и всё ярче горит желание из этого небольшого знания сделать мини-шоу.
Пока я это говорю, нейроны моих извилин закручивают хохму. Как у них это получается — я не знаю.
Улыбка озаряет салон автомобиля.
-Итак, мой ответ.
Голос переходит в бас, хочется сравнить себя с Левитаном, но куда мне до мэтра, и гул глухой парадной торжественности гремит в эфире.
-Река называлась Мо. Министерство Обороны.
Я ждал улыбку, смех, весёлые слова. Но эффект превысил все самые невероятные ожидания. Ведущие загремели гоготом, нет даже хохотом, но правильным резким мужским. И громким. Эфир ревел, всхлипывая и рокоча.
И когда первый из них включился в жизнь, кстати второй почти не говорил до этого, он был гостем студии или новым вторым ведущим, практикующимся (Я не успел в этом ещё разобраться), я продолжил.
-Ну, смех смехом. А все реки до 1970-го года, до военного конфликта на Даманском острове реки Уссури, носили китайские названия и я могу с десяток имен приморских поилиц накидать, не задумываясь, и с современными русскими названиями.
-А ну-ка попробуйте.
"Чёрт возьми, мог ведь 5-тью обойтись. Не выдумывать же?" Но слово не воробей и я начинаю перечислять, потом уже дома в интернете смотрел какие я знал и не назвал и был приятно удивлён, я назвал основные все, а не названные слышал раз или два в разговорах или словах отца без особо запоминающихся пояснений.
-А вообще, знания знаниями. Но в данной ситуации я, как в фильме "Миллионер из трущоб". Не нужно, думаю, радиослушателям даже вкратце пересказывать Оскароносный фильм.
Я снова улыбаюсь. Не зря ему дали Оскар. Фильм что надо.
-Это как, Роман?
-На этой реке состоялась моя первая взрослая рыбалка, ещё в начале 80-х. Отец, меня привёл к камышовому окну на реке Мо, я только так её называл (хотя уже запомнил и её русское Мельгуновка) с котелком каши с анисовыми каплями. Хлебные катыши с кашей, отдельная тема, с большой палец величиной, наполненные этим ароматом, он готовил себе на спиннинг на сазана. Я с тех пор люблю этот запах, и добавляю в некоторые деликатесы (без лишней скромности я так называю свои кулинарные изыски).
После некоторых слов ведущие одобрительно хмыкают, но не перебивают. И не пытаются ускорить, как никак эфир. И это греет душу ещё больше.
-Показал как ловить, как правильно ловить, точнее вытаскивать рыбу, вытягивая понизу над водой на себя. И ушёл, оставил меня, чтобы не мешать, насладиться самостоятельной рыбалкой. В деревне я рыбалил ранее, хотя на момент нынешней охоты на речного зверя мне было 8, но и в деревне на каникулах я с 5 лет ловил пескарей, подлещиков, гальянов. Я помню котлетки из этой мелочи.
И вдруг, я понимаю, что ещё слово и ведущие начнут сворачивать мой рассказ. Я резко ускоряюсь.
-Оставшись один, я сразу забыл об уроках «правильной рыбной ловли» и первый восьмисотграммовый карась полетел прямо через меня в траву далеко позади. Нашел я его по леске, как-будто сказочный клубок размотали полностью, а в конце лежит приз - приплюснутый рыцарь в серебряной с отливом кольчуге.
Поощрительные звуки с обратного конца радиоволны меня расслабляют и поощряют.
Я вспоминаю мамины рассказы с захватывающей легкостью, лаконично описывающие интересные случаи из её насыщенной директорскими командировками по стране жизни. И её часто, очень часто повторяющиеся слова «Напиши рассказ. Тебе давно пора что-нибудь изложить интересное на бумаге. У тебя колоритный слог».
-И второго ждала та уже участь и я реально помню, как грозно прихрустнула, как-будто надломившись, двух коленная бамбуковая удочка. И шмякнулся он громче, хотя улетел он ещё дальше за спину, мне даже жалко его было. Будто, Слава Богу, о грязь или лужу какую-то, хотя понимал там луг и густое плотное зеленое покрывало. Я профессионально складываю улов в железную сетку с крышкой на пружине. И забрасываю в воду.
-Зато третий карась мне показал, что такое интрига! = я говорил и понимал впервые, как это интересно, что же будет дальше.
Эфир меня слушал, не торопя и не перебивая. Может в тот день я был слишком красноречив. Подобное внимание мне льстило. И мой рассказ превращался в новомодный мой особенный стэндап, не заготовленный заранее, выученный или прочитанный текст, а реальный онлайн-рассказ из жизни во всей своей украшенной, блестящим серебром, красе.
-Когда я, решил также через голову вытянуть, нет, нет, не вытянуть, а вырвать зубами у реки, и третьего карася, и дернул удочку, выдергивая красивого червяка из самого центра, из самой глубины камышового окна из пасти добычи в надежде, что он там крючком зацепится за тевтонские внутренности, и я своего друга микро-змея буду уже спасать изо рта третьего рыцаря, сегодня пришедшего без меча. Кстати, только я насаживаю червяков особым образом, рисуя инициал). Я напрягаюсь...
Радиоволна доносит смешок ведущих.
Я делаю паузу, как будто переводя дух и облизываю губы. Теперь я понимаю, ведущие прервать, даже если захотят не смогут.
Я держу паузу. Вспоминаю деда, которого никогда не видел. Дед умер на другом конце страны. И я только через год побываю на его могиле в поездке по местам отцовских «детство, отрочество, юность». Через Эстонию (в гостях на хуторе у Хаапсалу), по волге от Питера-Москвы до Саратова-Энгельса. И я вижу с высоты своих восьми лет, что кроме моего деда заслуженного артиста РСФСР никто, наверное, не мог держать так театральную паузу. И эту паузу я посвящаю ему. Могли и могут артисты все и всё. Но мой дед был ещё тем артистом довоенным, военным и надолго послевоенным, то есть каким-то особенным артистом театра. И звание это получил где-то сразу после войны.
-Роман, ау! Что с третьим карасем?
"Боже мой! Где я? Кто здесь? Не может быть, это же радиоэфир. Где моя совесть? Какая к черту пауза?"
Я улыбаюсь, - ожидание ведущих удалось на славу.
"Эх, как бы не отключили. Улыбка больше не покидает моего лица"
-Ах, да!-Я улыбаюсь себе. - Я дёргаю. Удочка трещит в колене и... -Я снова придерживаю паузу для пущего эффекта.
-Над водой переваливается через планку прыгуна с шестом монстр, громадина, не карась в серебряной кольчуге, а тевтонский рыцарь, непонятно как оказавшийся в районе не того озера, наша Мо впадает в озеро Ханка, самое большее на Дальнем Востоке.
Я опять умничаю, растягивая эфир.
-Кстати, Река Уссури и озеро Ханка маньчжурские имена сохранили!
Теперь уже акцентирую внимание на информации, идущей в разрез с темой вопроса.
-Удочка ломается. Я остолбенело слежу за ее коленом. Летят доли мгновений и я уже вижу, как леска до этого змейкой, лежащая в воде перед бамбуковым удилищем, вдруг начинает распрямляться и блестящая струна ведёт по воде золотистый бамбук прочь из камышей.
На глазах наворачиваются слеза радости (не сорвался) , слезы охотника (врешь, не уйдешь), слёзы обиды за серебряного крокодила, и я бегу вперед метровыми шагами в ботфортовых сапогах. Мне весело. Охотничий азарт тянет в реку. Правый ботфорт наполняется мгновенно, как пустая деревянная кружка в деревне опущенная в полную бочку с колодезной водой. Я падаю на живот в воду и краешком пальцев хватаю удилище. Также резко встаю. И как невод двумя руками бережно и агрессивно через плечо тащу добычу, удочку с речной громадиной на другом конце. Мне так кажется до самого берега. До самой тверди под ногами.
Приготовившись к неподъемной тяжести, я напрягаюсь и двумя руками приподнимаю бамбуковый обломыш, сначала недоуменно, а потом заливисто смеясь. Это был самый первый, самый нестандартный, самый странный опыт выхода из разочарования. На удочке нет ничего, ни 2-х килограммового карася, ни грузила, ни крючка.
-Третий карась ушел. Но я смеюсь, смеюсь судорожными всхлипами, смеюсь открыто и громко, смеюсь разочарованно и счастливо. Меня переполняет кураж. Да, теперь я профессиональный рыбак, сетка с двумя карасями бьёт по высоченным сапогам.
Всё нужно сворачиваться и я ускоряюсь в правильном направлении.
Но я ещё не знаю, что это только середина.
-Спасибо, радио. Что Вы есть. Что Ваши интересные эфиры дают не только призы, но и море познавательной информации.
-Спасибо, Роман, за яркий рассказ и пятничный позитив, который Вы подарили городу. Оставайтесь за эфиром. Мы расскажем, как Вы сможете получить свой приз.
Через мгновение мне рассказывают о билетах. Но кураж в душе не утихает и мне хочется продолжения праздника. Драгоценные секунды уходят. И уже когда ведущий за эфиром начинает прощаться. Секунды для меня начинают делиться на мгновения.
Я, как фантастический герой, замедляю, торможу и как перед этим затравленно осматривал салон авто в поисках ретранслятора на огромные расстояния деловых, семейных, дружеских разговоров, так и теперь хаотически осматриваю закоулки своего сознания в поисках умного вопроса или красивого продолжения.
Конечно, предложу почитать стихи. Стих. Стишок. Маленький.
Ну, конечно!Я ухмыляюсь и смелая улыбка рвется в бой. Пускай насладятся философией моих мыслей в стихах большим произведением.
-Скажите. А если я прочитаю потом что-нибудь из своей поэзии.
-Ооо! Да? Вы серьёзно? Конечно. Только у нас для этого отдельная передача. Вы готовы ещё две минуты подождать.
-Для любимого радио, сколько скажете.
Идёт реклама. За ней звучат звуки заставки передачи «Мужской клуб». И ведущий объявляет.
-Победитель нашего конкурса согласился (приятно, не напросился, а согласился) поучаствовать и в нашей следующей передаче. Роман, мы вас слушаем. Говорите.
-Я хотел прочитать стихотворение. Серьезное. Я не только хохмач. Философское.
Эфир поощрительно буркнул.
-Мои стихи апреля нынешнего 2009 года (сейчас на дворе стоит осень).
Я называюсь, забывая при этом даже, что моя фамилия это секретный пароль для призов. Да, причем тут приз. Это же ещё более реальный улов. Эфир. И снова улыбка.
Называю стихотворение. И начинаю декламировать, создавая свои личные 60 секунд славы. Нет, такое произведение нужно читать медленнее, минуты полторы-две (я вспоминаю свою телевизионную деятельность где мне нужно было придумать и вместить в 25-30 секунд рекламный звучабельный текст(на телевидении я говорил аудиабельный). Но я считаю, так много забрать времени у эфира, как сегодня, это по меньшей мере неприлично.
Я начинаю читать стихи и вспоминаю отца. Отец ушел от нас быстро. Оставив чувство слова и колоссальный багаж памяти о выездах на рыбалку и за грибами, о футболе и филателии, о флоксах для мамы и семейных сюрпризах с заходами в гараж, о собраниях в школе и о шахматах (он обиделся тогда, что я хоть и занял первое место, но проиграл одну игру, обиделся на тренера, что тот допустил в течение дня сыграть шесть (турнир за один день) турнирных партий (не короткий блиц, а 40-минутных).
Отец не ушел сам, его забрали. Самым бессовестным образом забрала работа. В прямом и переносном смысле. Отец не доработал три месяца до пенсии (у моряков она в 55). Он не любил больницы и врачей, он тянул до последнего. Онкология не щадит никого.
Мысли пролетают за мгновение и я продолжаю.
- Памяти ушедших.
Дождь влагой обесцвечивает небо,
Пелена тумана обесцвечивает смог,
Свист вьюги обесцвечивает снегом,
Бесцветный наш создатель очень строг.
Климат-контроль, Природа, Власть у Бога,
Зато бессмертна жизнь твоей души,
Душам людским не пишут эпилога,
Мы в вечности живём - святой тиши.
Я тоже обесцвечусь своим небом,
Время разнесет бесцветный прах.
Не знаю буду чертом я свирепым,
А может ангелом я буду в небесах.
Там скажут: Кто? За что? Заплатит сколько?
Мы отдадим бесцветный долг своей судьбы.
Живём мы волею небесной, волей рока,
Совсем не каждый в небе счастье заслужил.
Ты честен, справедлив, тебе зачтётся.
Раскрась подлунный мир своим добром,
Зачем его молить? К нему стучаться.
Будь праведным своей судьбы творцом.
Эффект получается прямо противоположный, в мыслях бешеным галопом проносится студийный хохот по поводу побуквенно юморно расшифрованного китайского названия реки, превращенного моей хохмой в политическую аббревиатуру, караси, перелетающие через меня и правый ботфорт, наполненный водами реки Мо.
Сейчас же эфир молчит. Эфир переваривает. Эфир переосмысливает.
И я понимаю они не ждут продолжения. Они под впечатлением. Они подбирают слова. И следующие слова, перемежающиеся негромкими хлопками присутствующих в студии, звучат, как музыка.
-Роман, где можно почитать Ваши стихи. А Вы можете прийти к нам? И вообще, откуда Вы такой?
Я опешил. Я не знаю, что сказать. Я обескуражен.
Взгляд останавливается и смотрит сквозь радио. Я вижу, как память опять закручивает клубок времени и вновь бросает меня в мгновение выключения рации и включения радио с вопросом, который позволяет мне нырнуть в мою первую взрослую речку (9 лет мне поди уж). Я смотрю на вензель нанизанного червяка, падаю в реку за моим третьим карасем, передо мной в воде пролетает вся моя жизнь к моменту радийного конкурса, родители, театралы дедушка с бабушкой, поднимаюсь на берег, распрямляюсь во весь рост и начинаю декламировать свои стихи.
Свидетельство о публикации №217082900693