Школьные годы. глава 2 дество

       ЛЮДИ ТВОРЯТ ИСТОРИЮ,  А ИСТОРИЯ  ТВОРИТ  ЛЮДЕЙ

 
                ДЕТСТВО МОЁ


       Рано утром, в день, когда солнце было в созвездии Тельца, а именно – 22 апреля 1935 года в селе Ново-Егорьевка на Алтае родился я.
С первым же вздохом, в меня вошла душа и я закричал: «У-у-ва-а! Ува! Вот он я!»

     Моей маме едва минуло 20 лет. По ее воспоминаниям, день был ясный, солнечный –  вокруг появились  зеленые листочки, земля пробуждалась к новой жизни от долгой зимней спячки, а роды были трудными, она боялась смерти, но бог ей дал, хотя и нелегкую, но долгую жизнь, она умерла на 84 году жизни у меня на руках 23 декабря 1997 года. В последний путь ее провожал не только я, но и внуки и правнуки. – Мир праху твоему! Царство небесное твоей душе! Пусть земля будет пухом! Нелегок был твой земной путь. И я не всегда был внимателен и ласков. Господи, прости мне все мои прегрешения!

    Родилась мама 25 октября 1913 года в зажиточной семье, о чем свидетельствуют фотографии того времени, запечатлевшие на своих снимках бабушку Варвару и её самою в возрасте 2-3 лет.
Маленькая девочка в белом платьице, в нарядном чепчике на голове и яблочком в пухлых ручках, в белых чулочках и туфельках, стоит на роскошном венском стуле и широко открытыми глазками удивленно смотрит в объектив.

    Её счастливое детство нежданно-негаданно оборвалось октябрьской революцией семнадцатого года, когда ей едва исполнилось четыре годика. Ветер социальных перемен с ног на голову переменил общественный уклад жизни, лишил собственников не только их имущества, но и фактического права на жизнь. Сломав старые корни, революционная буря разметала по белому свету молодую поросль, как никому не нужные осенние листья дерев.

    Окончив историко-филологический факультет и неплохо разбираясь в политике, я только сейчас осознал, что вся современная история, которую изучал в институте, прошла через жизнь моих предков, о которых я и сейчас ничего не знаю, через всю жизнь моей матери, моего отца, меня самого и вообще через жизнь всех сограждан, в прошлом, настоящем и будущем.

    Несмотря на то, как можно судить по оставшимся дореволюционным фотографиям, что октябрьская революция разрушила благополучно устроенный для мамы быт жизни, я никогда, ни в детстве, ни сейчас, когда перед её смертью наступила новая разруха уже советского уклада жизни, не слышал от неё не единого слова осуждения октябрьской революции и советской власти, при которой уже родился я, вырос, и был активным гражданином, искренно верующим её светлым идеалам, что «человек  человеку – друг, товарищ и брат».

    Детство матери прошло на просторах Алтайского края – Барнаул, Рубцовск, Ново - Егорьевск. Всё это родные места.

    В ходе бескомпромиссной четырёхлетней гражданской войны новая, советская власть боролась за социалистический уклад в производстве и утверждение новых общественных отношений. Однако ликвидируя права и привилегии  капиталистов и помещиков, провозглашая равенство и братство, новая власть наделяла правами и привилегиями тех, кто их не имел, и тем самым опять воссоздавалось неравенство граждан.

    Ни белый террор Деникина и Колчака, ни всемирная поддержка их государствами Антанты, не смогли остановить победоносного шествия новой, советской власти на всём огромном пространстве России от Чёрного моря до Тихого океана.

    В ходе гражданской войны советская власть не только разрушала прежний уклад жизни, но созидала новый, социалистический. Уже в начале двадцатого века во весь рост была поставлена задача хозяйственного строительства. Для освоения национализированных заводов, фабрик и других предприятий требовались грамотные люди, специалисты в области народного хозяйства и государственного управления.

    Ключом к решению этой задачи было развитие народного образования. На смену дореволюционной школе («орудия классового господства буржуазии») пришла единая, советская, трудовая школа.

    Для получения высшего образования создавались рабочие факультеты («рабфаки»). Привилегии одних сменялись привилегиями других: преимущественное право для поступления в ВУЗы представлялось рабочим и крестьянской бедноте.

    Так что детство и юность моей родной мамы выпало на сложнейшее время социальных перемен в результате и ходе Октябрьской социалистической революции. В большинстве своём, частная собственность уничтожалась вместе с жизнью собственника. Поэтому я ничего не знаю о своих предках, т.е. родителях моих родителей. Я ничего не знаю ни о дедушках, ни о бабушках, а мама мне о них никогда не рассказывала. Знаю, что деда звали Николай по фамилии Проненко. Когда и как он умер или погиб мне неизвестно. Знаю, что бабушка Варвара одна растила мою маму в самое трудное пореволюционное время.

    Однако благодаря декрету Совнаркома от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» «всё население республики в возрасте от 9 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться». Моей маме по достижению школьного возраста в 1921 году удалось поступить в школу и получить неполное среднее образование, что позволило ей будучи «грамотной» в августе 1931 года в возрасте 17 лет начать работать в качестве счетовода. Овладение специальностью по ведению бухгалтерского учёта стала основной её трудовой профессией на всю оставшуюся жизнь вплоть до выхода на пенсию в 1968 году с должности главного бухгалтера районного отделения госбанка, за работу в котором она была награждена медалью «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  Начало самостоятельной трудовой жизни моей мамы выпало на период организации и проведения планов первой пятилетки (1928/29 – 1932/33 гг.), основной задачей которой было превращение страны из аграрной в страну с высоко развитой индустрией и коллективизацией сельского хозяйства.

Большую роль в проведении коллективизации сельского хозяйства сыграли машинно-тракторные станции (МТС), организация которых была определена постановлением Совета труда и обороны от 29 июня 1929 года «Об организации МТС».
На работе в Ново-Егорьевской МТС и встретила моя мама моего отца Макарова Анатолия Арефьевича, работника политотдела МТС, летом 1934 года они поженились, а в начале следующего года, а именно 22 апреля 1935 года, на свет божий появился и я.

В 1936 году родители мои переехали на постоянное место жительства в более тёплые, чем на Алтае края, а именно в солнечную Киргизию, в село русских переселенцев конца XIX века – село Сталинское (бывшее и ныне Беловодское), расположенное в центре Чуйской долины в сорока километрах от столичного города республики – г. Фрунзе (ныне Бишкек). Здесь я вырос, выучился, женился, и прожил основную часть своей трудовой жизни.
 
Человек не сразу начинает осознавать себя как личность, судьба которой предопределена на небесах («чему быть – того не миновать»), но и теми общественно-политическими событиями как внутри страны, так и за её рубежами.
Жизнь не только отдельного человека, но и целых народов и государств зависит от действий и поступков того или иного человека, обличенного верховной властью и наделённого полномочиями от имени своих избирателей, которых впоследствии ввергает в пучину страданий и смерти.

1938-1939 годы характеризуются резким обострением международной обстановки. В сентябре 1938 года на конференции в городе Мюнхене руководители государств Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье – главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции решили урезать границы Чехословакии в пользу Германии, тем самым только укрепив её агрессивные устремления.

Летом 1939 года Япония начала агрессию против Китая. Перед СССР реально возникла угроза войны сразу на двух фронтах – на Западе и Дальнем Востоке.
В связи с этим 1 сентября 1939 года в СССР был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», согласно которому «все мужчины – граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать службу в составе Вооружённых Сил СССР». Возраст призываемых в армию снижался с 21 года до 18 лет. Срок службы увеличивался с 2 до 3 лет.

Был утверждён и новый текст воинской присяги: «Я всегда готов по приказу  Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».

В связи с обострением международной обстановки в середине 1939 года, мой отец, молодой человек двадцати пяти лет от роду, Макаров Анатолий Арефьевич, 1914 года рождения, был призван на действительную военную службу в ряды РККА.
Мы с мамой остались одни, поэтому отца своего я фактически не знаю и помню очень-очень смутно. В день рождения в четыре годика он подарил мне игрушку – большой автомобиль. Принимал ли он участие в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939 года, или он принимал участие в военных боевых действиях зимой 1939/1940 годов на советско-финской границе, в результате чего была прорвана Линия Маннергейма и укреплена безопасность города Ленинграда, я не знаю.

Между тем грозовая туча второй мировой войны всё тяжелее набухала и расширялась над всей Европой. В апреле 1940 года немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию. После захвата Голландии, Бельгии и Люксембурга гитлеровская армия вступила на территорию Франции, которая 22 июня, после взятия Парижа, капитулировала перед Германией.

А над зелёными долинами Киргизии в светло-голубом небе ярко сияло солнце. По арыкам вдоль улиц говорливо струилась прозрачная вода от таяния горных белых снегов на горных вершинах. Мама ходила на работу в госбанк, я бегал в детский садик, где было шумно и весело.

22 июня 1941 года огненный смерч войны перекатился через западные границы СССР – началась Великая Отечественная война.
В соответствии с планом «Барбаросса» на границе СССР заранее были сосредоточены фашистские войска. Группа под названием «Норвегия» предназначалась для удара на Мурманск и Кандалакшу. Группа армий «Север» наступала на Прибалтику и Ленинград; группа армий «Центр» через Минск и Смоленск была нацелена на захват Москвы; группа армий «Юг» левым крылом наносили удар в направлении на Киев.

Имея преимущество в специальной подготовке и внезапности нападения без объявления войны, противник быстро добился соотношения сил в свою пользу, и советские войска вынуждены были отступать, ведя тяжёлые оборонительные бои и неся большие потери. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, враг напирал всей своей мощью по всей линии фронта и в начале октября 1941 года начал наступление на Москву. Но в ожесточённых оборонительных боях советские войска выстояли на подступах к Москве и 6 декабря 1941 года перешли в решительное контрнаступление, и тем самым развеяли миф о непобедимости фашистских войск.

Я не знаю, в каких войсках, и на каком фронте пришлось воевать моему отцу. Всю войну мы с мамой не имели от него никаких известий и только в День Победы получили «Извещение» через Райвоенкома следующего содержания: 

«Ваш муж, солдат Макаров Анатолий Арефьевич 1914 года,
 уроженец Семипалатинской области, Кустанайского района,
 верный воинской   присяге, проявив геройство и мужество,
пропал без вести в ноябре месяце 1941 года. Настоящее
извещение является документом для возбуждения
 ходатайства о пенсии.
Приказ НКЛ СССР»

Отцу в то время едва исполнилось 27 лет, а мне было 6. Мы жили в глубоком тылу.
Но грозные дни всенародного бедствия никого не обошли стороной. Вся страна жила под призывом: «Всё для фронта! Всё для победы!». На продукты питания повсеместно была введена карточная система. Это помогло нам избежать смертельного голода.
Две первых военных зимы мы с мамой жили на улице Шевченко в казенной квартире, которая состояла из небольшой прихожей (сеней) и одной комнаты на два окна. У задней стены была сооружена русская печь с лежанкой, на которой я спал. Из мебели имелись лишь небольшой стол, два стула и полутороместная кровать с железными спинками.

В доме было холодно, топили чем попало. Мать не вела никакого хозяйства, постоянно была занята на работе. Меня от холода и голода спасало то, что я ходил в детский садик вплоть до осени 1943 года, когда я пошёл в школу. Учёба в первом классе запомнилась тем, что на большой перемене между вторым и третьим уроком нас кормили горячей кашей, как правило, сваренной из кукурузной крупы на простой воде без каких-либо заправок. Но это было так приятно, что вкус её я помню и сейчас. На летние школьные каникулы в колхозе им. Фрунзе организовывались оздоровительные площадки  с обедом для школьников.

В 1944 году нам пришлось переехать с улицы Шевченко на улицу Красноармейскую, где нам пришлось жить на квартире с подселением.

9 мая 1945 года наступил долгожданный День Победы. Вспоминая свои детские годы в дни войны, удивляешься, как мы смогли выжить, не замёрзнуть от холода и не умереть от голода. Как страна сумела выстоять и победить жестокого и беспощадного врага, главной целью которого было не только захват чужой территории, но и уничтожение Советской власти, первого в мировой истории государства рабочих и крестьян.

    Я хорошо помню день 9 мая. Накануне ночью прошёл теплый весенний дождь. К утру ветер стих, тучи разошлись, небо вызвездилось. С восходом солнца на зелёных умытых дождём листьях запрыгали солнечные зайчики. Как обычно все разошлись по работам. А где-то к 11 часам дня улицы вновь оживились – оживлённые толпы людей возвращались раньше времени по домам с великой радостью – закончилась война! Мы победили!

    Стала налаживаться мирная жизнь, уцелевшие на войне солдаты стали возвращаться домой.
    В начале 1946 года у нас в доме по вечерам стал появляться вернувшийся с Дальневосточного фронта солдат Романенко Семён Васильевич 1911 года рождения, приехавший, как и мы, на постоянное место жительства в Киргизию из северного Казахстана. По профессии он, как и мама моя, был бухгалтер. Видно на этой основе они оказались знакомыми. За все годы войны в нашем доме никогда не было никаких мужчин. Семён Васильевич был вдовец, жена его умерла ещё в 1944 году, а двое детей – сын Валентин и дочь Лидия, пока он был на фронте, находились в интернате.
    В августе сорок шестого года мама зарегистрировала с ним брак, и так я приобрёл отца. Мы переехали к нему в дом по улице Луговая. Семён Васильевич забрал своих детей из интерната, но его сын Валентин внезапно умер от менингита, и поэтому, когда в декабре сорок седьмого года в семье родился совместный ребёнок, его назвали Валентином. Так мы и росли в новой семье: я, сводная сестра Лида и новый брат Валентин.

    Семён Васильевич был доброжелательным человеком, трудолюбивым, у меня с ним были хорошие отношения. Я его называл «папа», и всегда обращался к нему на «Вы» до самых его последних дней. К большому сожалению, он умер рано от эмфиземы лёгких, не дожив года до пенсии.

    Чуйская долина протянулась вдоль северных склонов Киргизского хребта с востока на запад шириною до пятидесяти километров. По линии средневекового шелкового пути из Средней Азии в Китай устроена шоссейная дорога Ташкент – Ош – Фрунзе – Алма-Ата. По обеим сторонам этой дороги раскинулись сёла русских переселенцев с 1886 года. Наиболее близкие сёла были: Александровка – Садовое – Беловодское – Петровка – Полтавка, которые входили в территорию Сталинского (позднее переименованного в Московский) района, где и состоялась моя основная судьба, мой жизненный путь, наиболее значительные общественно-трудовые достижения.

    Все сёла по протяжённости вдоль трассы достигали до 7-10 километров каждое, вплотную примыкая друг к другу, занимали полосу поселений с юга на север шириной не более 3-5 километров.

  Улица Луговая, на которую мы переехали жить, была односторонней и проходила по северной оконечности села, за которой сразу начинались сенокосные луга с выпасами и заболоченными мочажинами, заросшими высокими камышами, в которых ещё можно было встретить фазанов и рыжих лисиц.

    С двенадцати лет у меня началось пробуждаться и формироваться самосознание, интерес к окружающему меня миру и формирование самостоятельного характера.

    Поздними летними вечерами, когда, наконец, утомлённое длинным днём, солнце скрывалось за дальними вершинами гор, мы, группа мальчишек, живших ближайшими соседями, собирались за околицей на лужайке и начинали рассказывать, кто чему был горазд: всякие истории и сказки о злых колдунов, волшебников, чудовищ  и прочие разные небылицы, вычитанные из сказок типа «Аленький цветочек», или тут же придуманных и невероятных по своему содержанию,  главное, чтобы было как можно страшнее.

    С наступлением осенней слякоти и зимних холодов компании распадались, мы сидели по домам. Помню свой первый поступок по преодолению страха. Как-то поздним вечером вся семья сидела в передней комнате при бледном свете керосиновой лампы, беседуя ни о чём определённом. Неожиданно зашёл разговор, отчим обратился ко мне, хватит ли у меня мужества сейчас выйти на улицу, обойти дом и постучать в заднее окошко комнаты. В ответ (я же не мог при всей семье признаться в трусости) я молча поднялся и вышел за дверь. Во дворе было страшно темно, особенно сразу после света в комнате. Быр-р-р! Сердце сжалось и тревожно заколотилось. Однако, превозмогая страх, обошёл домишко, стукнул в заднее оконце, и тут же быстро вернулся в комнату, где был встречен уже как «герой».

    Не зря утверждают, что в жизни всегда есть место подвигу. Во взрослой жизни не раз приходилось превозмогать себя, свои надуманные и действительные страхи.

    В начале декабря сорок седьмого года у родителей родился сын, которого в память об умершем назвали Валентином. Мы все его очень любили. Но судьба его сложилась не лучшим образом. Учился он посредственно. Рано пристрастился к алкоголю. Умер в 44 года. Царство ему небесное!

    Летом сорок восьмого года, по неизвестной мне причине, родители переменили место жительства, переехав с улицы Луговой на Ак-Суйский переулок на западном конце села, который в простонародье называли «Остров», так как эта часть села была расположена между раздвоенными руслами высокогорной речки Ак-Суу, которая разграничивала село Беловодское (Сталинское) от села Петровка. Здесь мы прожили более двух лет.

    В это время я учился в пятом и шестом классах. Появились новые друзья-товарищи, как в школе, так и по месту жительства: Коля Белимов, Витя Науменко, Леня Толовко, Юра Кравченко. Главной основой дружеских отношений была близость по возрасту и местожительству. Зачастую, если не сказать, что ежедневно, к исходу дня, когда солнце уже опускалось к закату, мы собирались на центральной улице у моста через большую речку Ак-Суу, гоняли на велосипедах или играли в лапту, лазили по садам.


Рецензии