Награды греции

Афинская декадрахма, известная как «марафонская», была отчеканена в Афинах в 466 году до н.э. в честь Марафонской битвы. Более поздние исследования дали основание предположить, что она была изготовлена в честь победоносного сражения Кимона при Эвримедонте, где греческие воины разгромили персов на суше и на море. На лицевой стороне изображена Афина с венком из оливковых листьев на голове, на оборотной стороне – сова с расправленными крыльями. Вес декадрахмы – 42,62 гр. (6)

С образованием первых греческих полисов в IX-VII веках до н.э. появилось первое греческое ополчение, воины которого воевали кто чем мог. При Солоне войско состояло:
- из зажиточных граждан и всадников, которые служили в коннице,
- менее зажиточные составляли тяжеловооруженную пехоту (те и другие могли сами себя обеспечить вооружением: шлемом, щитом и мечом). 

- малоимущие и неимущие составляли отряды легковооруженных воинов (греч. ghymnos = голых) и команды кораблей (1).

С началом обработки металла в VII-VI веках до н.э. ополченцы дополнительно получили возможность приобрести: железный панцирь, поножи и копье. На основе использования длинного копья греки разработали военную тактику «фалангу», которая была усовершенствована Александром Македонским.

Под защитное вооружение афинские воины надевали «хитон», спартанцы же воевали обнаженными. В поход ходили вместе со слугами, главная задача которых сводилась к переноске всего необходимого (еды, одежды, оружия) для своего хозяина. Поэтому древнегреческое ополчение было на тот момент не особо маневренным. С появлением у греков в IV веке до н.э. наемной армии – фракийских конников и легковооруженных воинов (пелтасты), они стали одерживать больше побед.

Как и другие народы, древние греки отдавали должное тем, кто храбро воевал и героически погиб. «Свою жизнь афиняне отдают за свое государство так, как будто она вовсе не принадлежит им», - сказано в эпитафии Перикла (в пересказе Фукидида) на торжественной церемонии погребения граждан, павших в боях за родину.

Кроме похвал, им доставалась большая часть добычи и, согласно поэме Гомера, им «нарезали темены» - наделы земли. Эти пожалования первоначально были не только платой за службу, но и знаками отличия, которые за свою многовековую историю неоднократно видоизменялись, пока не приобрели очертания современных нам наград.

На раннем этапе своего развития награды были чрезвычайно разнообразны по своему внешнему виду и достаточно необычны по содержанию. К примеру, в воинственных племенах пеонийцев, что жили в северной Греции, за отрубленную голову врага торжественно вручали золотую чашу (греч. koupa). Древние греки своих героев одаривали венками из ветвей лавра, дуба, мирта,  ветвью оливы или финиковой пальмы, прекрасными керамическими амфорами с дорогим оливковым маслом и деньгами. На одной из древнегреческих чаш (греч. fiali), что хранится в Британском музее, изображен фрагмент росписи, на которой четко видна процедура награждения победителя, хотя первоначально в античном греческом мире обретение славы уже считалось наградой (рис. 1).

«Предшественниками медалей считаются античные медальоны и конторниаты»(4) Древнего Рима, впоследствии усовершенствованные итальянскими мастерами эпохи Возрождения.

Однако справедливости ради нужно отметить, что история происхождения  медалей  более древняя и своими корнями она уходит во времена Древней Греции (примерно V век до н.э.), где ранее всего началась обработка металла (греч. metallion) и производство монет (греч. nomisma), над изготовлением штемпелей для которых трудились выдающиеся мастера древности такие как: Кимон, Сосион, EUAINETUS, PHRYGILLUS, EUCLEIDAS.

«Некоторые монеты по праву считаются медалями греческой античности".

Афинская декадрахма «Марафонская»

Афинская декадрахма, известная как «Марафонская», была отчеканена в Афинах в 467 году до н.э. в память о Марафонской битве. Более поздние исследования дали основание предположить, что она была изготовлена в память победоносного сражения Кимона при Эвримедонте, где греческие воины разгромили персов на суше и на море. Также есть предположение, что она была отчеканена в память морской битвы при Саламине, которая состоялась в последнюю четверть луны. На это указывает полумесяц, изображенный позади совы. Но это – только предположения. Полумесяц может указывать просто на просто на то, что совы – ночные птицы.

На лицевой стороне изображена Афина в аттическом шлеме, украшенном венком из оливковых листьев на голове, на оборотной стороне  – сова (в фас) с расправленными крыльями держит оливковую ветвь. Там же надпись – ;;; (сокращение от ;;;;;;;;, что означает «афинская»). Древняя легенда гласит, что именно так богиню увидели воины прямо над своими головами во время Марафонской битвы, а слева от поля битвы – веточку оливы.

Вес декадрахмы – 42,62 гр.

Berolino, Staatliche Museen, Munzkabinett

Сиракузская декадрахма «Демаретон

В 465 году до н. э. в Сиракузах впервые были отчеканены монеты-декадрахмы, весом 43,36 граммов, в память о победе этого города-государства над Карфагеном при Гимере. В их производстве принимал непосредственное участие резчик Кимон.

На одной стороне этой монеты изображена победная колесница, на которую спускается с неба богиня победы – Ника, и возлагает венок, а внизу -  убегающий лев (символизирует поверженный Карфаген). На другой стороне – профиль нимфы Арефусы или царицы Демареты с оливковым венком на голове в окружении резвящихся дельфинов, между ними - надпись ;;;;;;;;;;. 

Эти серебряные декадрахмы известны под названием «Демаретон», и названы так в честь сиракузской царицы Демареты, которая содействовала заключению мирного договора. А когда получила корону из 100 золотых талантов от поверженных карфагенян, то отчеканила монету. Хотя современные исследователи относят данные серебряные монеты к более позднему периоду - 479 до н.э..

Berolino, Staatliche Museen - munzkabinett

Золотой статер Александра III Македонского

Золотой двойной статер Александра III Македонского был отчеканен примерно в 336-323 до н.э., вес 17,16 г.

На лицевой стороне изображена богиня Афина в коринфском шлеме (предположительно, реплика с бронзовой статуи Афины-Промахос скульптора Фидия). Возможно, то было сделано Александром Македонским намеренно, чтобы напомнить, что богиня Афина помогла когда-то грекам победить в Троянской войне.

На реверсе – богиня победы Ника держит венок и флагшток - символ морской победы. Слева изображены молнии (или оболы – мера веса) и монограмма, а слева - надпись ;;;;;;;;;;. Два больших крыла богини Ники образуют фон, на котором грациозно выделяется ее силует.

Рисунки на лицевой и оборотной стороне данного статера  не имеют никакого отношения к деяниям Александра Македонского. Возможно, что он хотел напомнить еще раз о большой победе афинян в морском сражении  при Саламине и поражении флота Ксеркса.

Metropolitan Museum of Art

Тетрадрахма Александра III Македонского

Серебряная тетрадрахма Александра Македонского, вес 17.18 г, была отчеканена примерно в 336-323 до н. э. (прижизненная).

На лицевой стороне изображен Геракл в львиной шкуре (божество македонских царей или прославленный герой Гильгамеш для народов Востока). На оборотной стороне  - Зевс (почитаемый в Греции, а также и на Востоке как бог Ваал или Баал), сидит на троне, держит в одной руке орла, а в другой – скипетр. Слева от него – символ македонского царства – македонский шлем, справа и слева – надпись ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;.

Тетрадрахма (др.-греч. ;;;;;;;;;;;;) — древнегреческая серебряная монета в 4 (четыре) драхмы. Находилась также в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи, равнялась трём римским денариям. Вес от 15,5 грамм (родосская, или финикийско-родосская монетная система) до 17 грамм (аттическая монетная система). Тетрадрахмы начали чеканить в Афинах около 510 г. до н. э.

;;;;;, ;;;;;;;;;;; ;;;;;;

Тетрадрахма Лисимаха Фракийского

Серебряная тетрадрахма Лисимаха Фракийского – один из красивейших образцов медальерного искусства эллинистического мира, была отчеканена в память Александра Великого, примерно в 297 – 282 до н.э., ее вес - 16,96 г.

На лицевой стороне данной тетрадрахмы изображен посмертный портрет Александра Великого в царственной диадеме и рогами быка, что означает «богу подобный» как Зевс или Аммон.

С обратной стороны изображена фигура Афины Никифорос, сидящей на троне, которая держит в правой руке Нику с лавровым венком, под ней – монограмма и полумесяц. Возле трона вооружение Афины. Надпись слева -  ;;;;;;;;;, справа – ;;;;;;;;.

Сам Александр придерживался мнения, что только изображения богов и божественные символы могут присутствовать на монетах. После его смерти это правило нарушили  преданные Диадохи – полководцы, разместив на монетах его посмертный и свои прижизненные портреты. Первым это сделал Птолемей I в 305/304 до н.э. после принятия титула царя, а после него – Деметрий Полиоркет в 295 до н.э.

Athens, Nomismatiko Mousio

Золотой статер Деметрия I Полиоркета

Золотой статер отчеканен примерно в 300-295 до н.э. в честь большой победы Македонского царя - Деметрия Полиоркета, над Птолемеем I около города Саламин, Кипр. Некоторые считают, что и статуя Ники Самофракийской (находится сейчас в Лувре, Париж) была возведена в честь этой же победы.

На лицевой стороне изображена богиня Ника на носу военного корабля, победно трубит в горн.

На оборотной стороне – Афина Промахос держит в одной руке щит, украшенный головой Медузы-Горгоны,  а другой рукой с силой бросает копье. По горизонтали и вертикали – надпись ;;;;;;;; ;;;;;;;;;. Монограмма из двух перекрещенных топориков.

Эта золотая монета была найдена в 1977 году во время археологических раскопок, проводимых  в Эпидавре, в святилище Артемиды. Она принадлежит впечатляющему золотому кладу из 92 золотых статеров (среди них: 4 - Филиппа II,  87 - Александра III и 1 – Деметрия Полиоркета).

Nomismatiko Museio, Athens 

Золотой статер Тита Фламиния

Отчеканен примерно в 197 до н.э., вес 8.50 г (поверх золотых статеров Филиппа V, которые чеканили греческие города примерно с 196 до н.э.)

На лицевой стороне изображен прижизненный портрет Тита Фламиния - римского консула и полководца в почтенном возрасте. Портрет отличает искусно-сделанные локоны волос и бороды. На оборотной стороне – богиня Ника в полный рост, держит  в одной руке венок, в другой – земной шар.  Надпись – T.QVINCTI.

Эта редкая монета отчеканена греческими мастерами в честь победы римского военачальника над македонским царём - Филиппом V, в битве при Киноскефалах, Фессалия, за контроль над Грецией. По условиям мирного договора Македония вывела войска из Греции и Малой Азии, сократила вооружённые силы  и уплатила контрибуцию. С того момента Рим стал гарантом «свободы»: Македония получила от Рима даже самостоятельность. По всей Греции Тита Фламиния почитали не иначе как «освободитель Греции». В Дельфах можно увидеть  сохранившееся до наших дней основание статуи римского полководца с соответствующей надписью.

Аврелий Виктор в труде «О знаменитых людях» (LI) так писал о нём: «разбил в сражении царя Филиппа (165), занял его лагерь. Cына его, Деметрия, он принял заложником, потом, взяв с него денежный штраф, вернул ему царство. Он провозгласил в Немее (167) через глашатая свободу греков».

;;;;;, ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;

Золотой в 20 статеров царя Евкратида I Бактрийского

Золотой (в 20 статеров) царя Евкратида 1 Бактрийского был отчеканен примерно в 170 – 145 до н.э., вес 169.2 г. Это – самая большая золотая монета античности (ее диаметр – 58 мм).

На лицевой стороне – портрет в профиль царя Евкратида 1 с царской диадемой (лента), в македонском шлеме, на котором закреплен рог и ухо быка. А также с впечатляющим навершием – плюмажем. На плечах наброшена тога и видна часть доспеха.

На оборотной стороне – конные Диоскуры на ходу в полном вооружении держат копья и пальмовую ветвь. Надпись сверху – ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;.

Евкратид 1, кроме таких выдающихся золотых монет-медалей, чеканил и серебряные тетрадрахмы, подражая древнегреческим аналогам. А его прижизненный портрет считается одним из самых искусно-выполненных для всего средне-эллинистического периода медальерного производства.

Cabinet des medailles, Paris

Бронзовый медальон Константина I Великого

Бронзовый медальон императора Константина I отчеканен в 326 н.э., вес 39.78 г, к празднованию 20-летия его правления.

На лицевой стороне изображение Константина Великого в древнегреческой диадеме (лента на голове как у Александра Великого), его взгляд устремлен вверх, будто он молится (так делали первые христиане). Надпись гласит – CONSTANTINUS AUG[USTUS].

На обратной стороне изображен император Константин в образе Зевса, сидит на троне и протягивает своему старшему сыну - Криспу. земной шар и птицу Феникс. Молодой цесаревич представлен в образе бога Диониса, держит в руке трофей, у его ног стоит, склонив голову, пантера, что символизирует побежденного врага - Лициния в Хризополисе, Вифиния (324 н.э.), а также покоренный Восток. По окружности начертана надпись VGLORIA SALUSET VIRTVS C[RYS]P.

Nomismatic Museum Athens

Медальон Юстиниана I (копия со слепка)

Медальон (в 36 солидов = 160.6 г золота, диаметр 86 мм) Византийского императора Юстиниана I был отчеканен в 534 г. в честь отвоевания у вандалов Карфагена – победы выдающегося полководца Велизария. За эту победу он удостоился Триумфа (последним в истории), звания – консул, кроме того, в его честь были отчеканены памятные медали, которые также не сохранились.

На лицевой стороне монеты изображен бюст Юстиниана I в доспехах императора, в древнегреческой диадеме (лента) и в шлеме македонского типа с плюмажем. В руках он держит скипетр, на шее у него – гривна, над головой – нимб. Легенда отличалась традиционностью - D[ominus] N[oster] IVSTINIANVS P[er]P[etuus] AVC[ustus], что означает «Наш Господин Юстиниан постоянный (вечный) Август».

На оборотной стороне - император верхом на богато-украшенном фалерами коне с сарисой в руке. Перед его лицом – звездочка (символ божества Сола). Впереди идет крылатый ангел (вместо римской богини Виктории), который держит в руках финиковою ветвь и трофей. По-окружности располагается надпись SALUSET GLORIA ROMANORUM, т.е. «Благо и слава римлян», внизу буквы – CONO, что означает «чистое золото Константинополя».

British Museum, London.

Золотой медальон из Абукира

Один из золотых медальонов с изображением Олимпиады (матери Александра Великого) был приобретен на аукционе в 1962 году при поддержке премьер-министра Греции и передан в Археологический музей города Салоники. Как и другие медальоны, он был отчеканен в первой половине III века н.э., вес 81.86 г, диаметр 58 мм.

На лицевой стороне – идеализированное изображение молодой Олимпиады в профиль (Поликсены — принцессы из провинции Молоссия, Ипир, жены Филиппа II и матери Александра Великого), на ней — хитон, на голове — гиматий, одной рукой она его придерживает. На голове — диадема (лента).

На оборотной стороне — изображено морское чудовище с головой и передними конечностями быка, что мчится по волнам на 2-х рыбинах и моллюске. Обнаженная женщина едет на его спине, сидя на своем платке, который она придерживает правой рукой. Она положила венок на голову монстра — это Нереида Фетида, мать Ахиллеса, гомеровской герой, которого идеализировал Александр Великий.

Archeological Museum, Thessaloniki

Они использовались древними греками не только для увековечивания памятного события, но и для награждения победителей в спортивных состязаниях.

Кроме того, победителю соревнований вручалась чаша на треножнике; как это видно на серебряной тридрахме, отчеканенной на острове Кос в 480 — 450 году до н.э.  Ее также можно увидеть в Нумизматическом музее города Афин, Греция.

Начавшиеся в 776 году до н.э. в Олимпии спортивные состязания — Олимпийские игры — были запрещены в 394 году н.э. Феодосием I Великим как идолопоклонничество. И возобновились вновь только в 1859 году по инициативе майора греческой армии (Эвангелис Цаппас) под названием Афинские игры, так как прошли на одном из стадионов города Афин.  Тогда в качестве приза выдавали по старой традиции деньги: за 1-е место — 100 драхм, за 2-е место — 50 драхм.

Греческим героям публично выражали благодарность, освобождали от налогов, кормили и поили бесплатно самого героя и всю его семью до самой их кончины. В честь победителя сочиняли эпиникии — хвалебные песни, которые обычно исполняли под музыку в сопровождении хора и танцоров. Метрическая структура этих песнопений основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода — завершающего укороченного стиха. Основоположником данного жанра считают выдающегося древнегреческого лирика Симонида Кеосского. Хвалебные стихи и оды сочиняли и другие знаменитые греческие поэты древности, среди них, например, Вакхилид (4):

Одна есть мера, один есть путь для смертных

К счастью;

Суметь прожить жизнь, не омрачая духа,

А у кого на уме несчастные заботы,

Кто день и ночь ранит душу мыслью

О грядущем,

Тот мучится бесплодно… Что пользы

Волновать праздно стенающее сердце?…

В священной роще ставили статую или бюст победителя, который по сложившейся традиции, повязывал голову шерстяной лентой и завязывал ее на так называемый «Гераклов узел», который символизировал силу и власть. Лента приравнивала героя к «небожителям», т.к. издревле греки изображали наиболее почитаемых ими богов Олимпа на разнообразных керамических изделиях, и непременно украшали их головы подобными лентами. По прошествии некоторого времени изысканной разновидностью ленты, но изготовленной из благородных металлов – золота, серебра и электрона, стала диадема. Перевоплощение шерстяной ленты в диадему произошло, как предполагают ученые, во времена Александра Македонского. Это наглядно видно на одном из предметов клада - диадеме в виде полого кольца, стилизованного под изогнутое тело змеи, найденной в древней усыпальнице македонского царя Филиппа II. На ее поверхности хорошо виден соединительный замок в виде завязанного узла из матерчатой ленты.

Нетронутое грабителями захоронение обнаружили при археологических раскопках, проводимых в 1977 – 1978 годах под руководством греческого профессора Манолиса Андроникоса в городке Вергина, что на севере Греции. Там раньше находилась столица Македонского царства – Эгги. Вскрыв древнюю гробницу, перед взором археологов предстали украшенные фресками помещения с бесценными сокровищами: серебряными и золотыми культовыми предметами, личными вещами царя, золотым ларцом с прахом царя, украшенного изображением звезды на крышке (символ Македонского царства). А также серебряные урны, увенчанные тонкой работы золотыми погребальными венками цветущего дуба и мирта.

Большое впечатление произвела на археологов позолоченная пектораль (похожая на египетское ожерелье «шебиу», «воротник» византийских царей и «оплечье» русских царей), вооружение (щит и поножи, по которым и определили принадлежность вещей Филлипу II (царь хромал) и облачение — шлем с высоким гребнем под названием «коринфский». Название происходит от древнегреческого слова korifi, что означает «вершина». Очертания такого шлема сохранились до наших дней в головном уборе национального женского подвенечного костюма в провинции Македония на севере Греции. Бытует предание, что якобы сам Александр Македонский наградил им женщин за проявленное мужество. Возможно, что причиной тому стал следующий факт, описанный Плутархом: «однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики». Так вот она предложила сжечь дворец Ксеркса:  «пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота».               

Восстания против поработителей вспыхивали повсюду:

- в 1463 году началась первая Турецко-венецианская война, которая спровоцировала восстания на Крите, в Мани, в Аркадии и Спарте. Венецианцы были повержены, а восстания были жестоко турками подавлены.

- в 1475 году во время второй Турецко-венецианской войны турки пытались захватить остров Лемнос, который защищали греки и венецианцы.  Защитникам удалось отбить атаки турок на крепость Котсинас, благодаря героизму юной дочери погибшего командира – Марулы. Тем не менее, остров сдался под натиском турецких войск.

- в 1494 году король Франции – Карл VIII,  провозгласивший себя императором Востока, предпринял попытку идти военным походом на Восток и вновь образовать Византию. Помогать ему в этом деле поднялся весь христианский мир.

- в 1571 году победа над турками в морском сражении при Лепанто (Мессина) вдохновила греков на очередное восстание, которое вспыхнуло в Мани под руководством братьев Мелиссиносов - Макария (митрополита Монемвасии) и Феодороса. Оно охватило весь полуостров Мореа, Фракию и Македонию, Святую Гору. Оно также было подавлено турками.

- в 1671 году Карло I Гонзага – герцог Невера (потомок рода Палеологов) предъявил свои права на Византийский престол, и чтобы вернуть священные христианские реликвии создал Орден христианских рыцарей, построил флот. Его затея не увенчалась успехом, но поднялись на борьбу маниаты. Освободительное движение распространилось на весь Балканский полуостров.

- в 1770 году первая Русско-турецкая война, которую греки прозвали «Орловское восстание», тоже способствовало возникновению восстаний.  Русская армия не смогла тогда ничем помочь, и турки и албанцы оккупировали Пелопоннес.

Нужно сказать, что после каждой неудачной попытки освободительного движения восставшие подвергались смертной казни, нападкам и гонениям, но одновременно с этим еще больше разгоралось «пламя» нестерпимого желания сбросить турецкое иго. И ряды восставших пополнялись; они организуют отряды с командирами, которые турки прозвали «клефты», что означает «воры». В народе же это слово считается почетным прозвищем, что было синонимом «партизаны». На сторону «клефтов» перешли так называемые «арматолы». Они были организованы турецкими властями как отряды вооруженной стражи из добровольцев. Кроме того, отряды пополнялись плохо вооруженными, необученными и малограмотными крестьянами, которые привнесли особый колорит в освободительное движение, т.к. невольно поспособствовали зарождению национальной греческой военной формы.

Их одежда, украшения и вооружение (1) становятся своеобразными почетными знаками для отличившихся в бою воинов, да и для всех участников национально-освободительной борьбы того времени были:

- феска (fesi) на голове с кисточкой из черного шелка, повязанная дополнительно сверху платком. Любопытно, что чем больше была феска и пышнее платок на ней, тем выше был ранг владельца.

- жилетка (geleki или toka) с золотым шитьем, серебряными и золотыми пуговицами (стр. 160-161)

- рубашка (poukamiso) с широкими рукавами;

- юбка (fustanella) у крестьян и брюки (vrakas) у рыбаков. Повстанцы носили юбки как знак отличия; у командиров юбки были пышнее и длиннее. Когда была учреждена Королевская гвардия (falanga, будущие «эвзоны») в 1835 году, ношение юбки рассматривалось как награда. В настоящее время на юбке традиционно делают 400 складок в память четырехсотлетия османского ига.

- вязаные чулки из черной или белой шерсти (kaltses);

- башмаки (tsarouchia) из кожи с приподнятым мыском на гвоздях. Крестьяне украшали свои башмаки пучком шерсти черного цвета по праздникам, а повстанцы нашли им новое применение; они прятали в них заточенные лезвия, т.к. носить оружие запрещалось в то время. Сейчас понпоны выполняют только декоративную функцию. 

Греческие воины обильно украшали свои одежды серебряными и реже золотыми изделиями:

- круглой или треугольной формы медальон на цепи (filachto, что в переводе с греческого означает «оберег») с каким-либо предметом внутри, изображением св. Георгия на поверхности;

- на груди крест-накрест защитное вооружение - большой диск на цепях, который со временем стал знаком отличия (kioustekia);

- такое же украшение носили и ниже пояса (sougias);

- треугольной формы подсумок (fisekliki), украшенный 3-5 рядами круглых дисков (фалер) меньшего размера, с красным камнем посередине;

- пояс с многочисленными карманами для разного вида оружия (selachi).

Издревле было почетно получить в награду оружие: во время Революции 1821-1829 гг. у греческих воинов особой популярностью пользовались ружья (kariofili): их делали в Венеции на оружейном заводе «Carlo e figli». Кроме того, повстанцы - «клефты», «арматолы» и крестьяне имели на вооружении пистолеты, ножи, ятаган, саблю, которые часто представляли собой семейные реликвии. 

Во время Османского ига появилось необычное награждение, когда турки предоставляли грекам почетное звание «Драгоман», что означает «переводчик». Вместе с тем, это была достаточно влиятельная личность, имевшая дипломатический статус, которая могла получить, по желанию, аудиенцию у султана в Константинополе. Например: дед Александра Ипсилантиса (героя борьбы за независимость) был «драгоманом». В 1774 году он принял участие в подписании Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Россией, и получил за это почетное звание «драгоман» и трон господара Валахии.

Любопытно, что султан наградил турецким титулом «Бей» - вождя семейных кланов полуострова Мани (юг Пелопоннеса)  - Петроса Мавромихалиса. При нем жителям полуострова - маниатам, которые всегда считали себя потомками древних спартанцев, удалось сохранить независимость. Среди греков Петро-бей имел огромный авторитет: в 1821 году он примкнул к восставшим, в 1823 году - стал президентом Временного правительства, а в 1832 году – членом Национального правительства.

Другой выдающийся деятель греческой революции – Иоаннис Мексис, судовладелец с острова Спеце получил от султана звание «Назир» острова. Во время освободительной войны он снарядил корабли и выделил огромную сумму денег (735.360 золотых драхм) на борьбу с турецким флотом, сам лично участвовал в одном из сражений, и был награжден одним из первых греческих орденов – орденом Спасителя.

Было бы не справедливо не упомянуть выдающуюся греческую женщину – героиню революции – Ласкарину Бубулину. Она содержала небольшой флот с экипажами и армию повстанцев; за свой счет она построила корвет, названный «Агамемнон», и финансировала подпольную греческую организацию «Филики Этерия», штаб-квартира которой находилась в Одессе, а в 1821 году она проявила личное мужество во время осады крепости Нафплион. Впоследствии император Александр I присвоил ей звание адмирала российского флота и «даровал мечом».
-----------------------------------
Библиография;

1. «О Еллиникос стратос прин кэ мета тин эпанастаси 1821», Стамулис Григорий

2. «The arms of Greece”, Robert Elgood, Thames & Hudson, 2009 (стр. 160-161)

5. «Сто панигири ту Агиу Симиу», Аристиди Кс. Кавайа, Месолонги, 2007 г.

6. www. livepedia.gr

3. Награды для греков во время Революции 1821 – 1828 гг.
-------------------------------

Дальнейшее развитие наград и становление греческой наградной системы тесно связано с образованием греческой армии и независимого греческого государства.

К XVII веку большая часть территории Греции была под властью османов, однако некоторые ее районы долгое время оставались непокоренными:

- юг полуострова Пелопоннес (район Мани), где жителям удалось сохранить самоуправление;

- Дунайские княжества (Молдавия, Мунтения, Бессарабия), которые по Айналы-Кавакской конвенции 1779 года находились под защитой и покровительством России;

- острова Ионического моря (Керкира или Корфу, Паксос, Лефкос, Итака, Кефалония, Закинф, Китира), составившие Государство Семи Островов, которое попеременно переходило из рук в руки: сначала России в 1793 году, потом Франции в 1807 году, а затем Англии в 1814 году.

Именно на Корфу появился первый батальон регулярной греческой армии, образованный Ф. Ушаковым, и именно оттуда вышли выдающиеся деятели греческой революции: Т. Колокотронис, Никитас Стамателопулос по прозвищу Никитарас, что означает «богатырь», а также Пларутас, Вилаетис, Петмезан и многие др.

Обучение и закалку воины греческой армии прошли во времена Национально-освободительной войны за независимость, которая продолжалась с 1821 по 1829 год.  По словам самих греков, революцию «начали и закончили два брата»: в 1821 году Александр Ипсилантис поднял бунт в Яссах (Молдове), а Димитрис Ипсилантис дал последний победный бой туркам в 1829 году в  Петре ( район Беотиа).

В то время греческая армия имела 3 более-менее обученные, экиперованные и вооруженные подразделения, состоящие из «клефтов», «арматолов», крестьян, гетеристов* и добровольцев-филэллинов со всех концов Европы. Известно, что среди них был английский поэт - лорд  Байрон, который умер, сражаясь в Месолонги.

На 1-ом Национальном собрании, которое состоялось в 1822 году в Пиаду, близ Эпидавра, было объявлено о независимости Греции, избран президент - Маврокордатос, принята демократическая конституция, а статья № 9 Закона «О военной организации» определяла, что «для военнослужащих Греции действует военный Кодекс Франции, после необходимых уточнений».

Регулярная греческая армия той поры состояла из 2-х полков с  По 5 капитанов в каждом. Всего было 400 бойцов. Первым Военным министром был избран Иоаннис Колетис. Согласно Закону «О добровольной мобилизации», срок службы устанавливался в 3 года, и предоставлялся «надел земли» для добровольцев. Тогда же были определены и национальные символы Греции: герб – круглый щит синего цвета с белым крестом в обрамлении двух оливковых ветвей:  флаг – прямоугольное полотнище с 9 бело-голубыми полосами (что соответствует 9 слогам национального девиза «;;;;;;;;; ; ;;;;;;;», что в переводе с греческого означает «свобода или смерть») и белым крестом в верхнем левом углу.

Во время османского ига знамена восставших имели на своей поверхности, в основном, изображения креста или двуглавого орла. Первое знамя греческой революции, поднятое в 1821 году в Молдове Александром Ипсилантисом, имело на одной стороне изображение св. Константина и Елены и надпись «;; ;;;;; ;;;;», а на другой – изображение Феникса и надпись «;; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;;». Внешний вид государственного знамени изменялся в последующие годы; корона на нем, то появлялась в королевский период правления, то исчезала - в республиканский.

На 2-ом Национальном собрании, которое состоялось 1825 года, в самый тяжелый период борьбы за независимость,

Согласно Закону «О 1 солдат от 100 жителей каждого города или деревни в возрасте от 18 др 30 лет, исключая: единственный сын. Этот закон просуществовал вплоть до 1988 года.

Третье Национальное собрание 1827 года в … в статье 99 « Национальной конституции» указывается  «пенсионное обеспечение военнослужащих». Иоанн Каподистрия избирается правителем Греции (президентом). Он положил начало ругулярной греческой армии. Направил усилия в 2-х напроавлениях:

-  создание регулярной армии и ополчения 

-  обучение военнослужащих

За недолгое правление ему удалось:

- Организовать легкую кавалерию/стрелков/полк     /пехоту

- создать военную школу

- школу стрелков и создать из них полк

- детей  повстанцев направлял на обучение в военные школы иностранных госцдарств

- пригласил (40) высших офицеров из Франции для обучения греческих солдат



Флот 1828...

После убийства Каподистрии в 1831 году его место занял ненадолго его младший брат – Августин Каподистрия. Однако только после воцарения первого короля Греции Оттона I (1837) состоялось греческое государство и образовалась регулярная греческая армия. Был учрежден и первый орден – орден Спасителя.

Высшая греческая награда – «Орден Спасителя» «;;;;; ;;; ;;;;;;;» была учреждена 20 мая 1833 года как напоминание об освобождении Греции Божьей милостью. За ним последовали и другие ордена и медали.
----------------------------------
Библиография:

1. «Древняя Греция», под редакцией С.Л. Утченко и Д.П. Каллистова, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1954 г., стр. 46.

2. «Греческое искусство — древние монеты», Манто Икономиду, ;;;;;;;; ;;;;;;, ;;;;;, 1996 г. (стр. 130-131, 117).

3. «Вергина», М. Андроникос, изд-во «Эквотике Афинон», Афины, 1992 г.

4. «Античная лирика», перевод с древнегреч. и латинского, изд-во «Художественная литература», Москва, 1968 г.

5. «Детский Плутарх», В. Бутромеев, изд-во «Полипринт», Минск, 1994 г.


Рецензии