Посещение музея-дачи Райниса и Аспазии. Юрмала

Посещение музея-дачи Райниса и Аспазии (Юрмала, Латвия, Майори, улица Плиекшана 5/7, август 2017-го года).

Здравствуйте!

В предыдущем проекте («Музеи родного города»), я посетил дом-музей Райниса и Аспазии в Риге, на улице Базницас 30 (что в самом центре столицы), подробно познакомился с жизнью этих людей, а также узнал, что они значат для страны... Теперь же, хаотично выбирая несколько музеев Латвии (для расширения кругозора), я решил осмотреть и дачу выдающихся драматургов. Тем более, что она в Юрмале, в самой центральной её части – Майори (это там, где информационный центр, начало прогулочной улицы Йомас и, конечно же, живописный дуговой изгиб реки Лиелупе). А это значит, что можно было совместить приятное (лето ведь в курортном городке!) с полезным.

Ну, и перед знакомством с дачей, для освежения памяти…

Райнис – это Янис Плиекшанс, а Аспазия - Йоханна Эмилия Лизете Розенберга. Оба - значимые фигуры в латвийской культуре конца XIX-го - начала XX века. Судьбоносная пара, родившаяся в один и тот же год – 1865-й. Он – поэт, политик, общественный деятель, переводчик, редактор газеты, драматург. Она – поэтесса, драматург, общественный деятель, идейный, социальный и политический борец. Они друзья, коллеги, супружеская пара и товарищи по несчастью (ссылки, ссылки, ссылки Райниса, а жена рядом)… Россия, Швейцария… Повидали немало, прежде чем снова смогли вернуться в Латвию и продолжить свою жизнь в родном краю… Собственно говоря, в ссылку отправляли только Райниса, а Аспазия, как верная жена, товарищ и, творчески духовная личность, не желала его одного оставлять, что, на мой взгляд, заслуживает только похвалы, так как, такие женщины в современном мире – редкость… И это факт…

В честь пары названы улицы, бульвары, парки, кладбище. Установлены памятники, мемориальные таблички (причём, не только в Латвии).

Ну, а Юрмала… А какой же творческий человек, живущий в Латвии, обойдёт стороной этот живописный край? Здесь для вдохновения есть: Рижский залив, река Лиелупе, пляж, солнце, тепло, вода, загар, купание (летом), тишина и покой (осенью, зимой, весной), лес, парк, заповедник…

Вот и Райнис так думал, приобретая дачу себе и своей любимой для работы, творчества и отдыха, в самом узком месте Юрмалы (там, где река так близка к морю, что очень быстро можно пройти туда-обратно) – в Майори, совсем недалеко от залива (хоть до него ещё нужно пройти), пешеходной улицы Йомас (о, она тут, в 2 минутах ходьбы) и леса. Хорошее местечко…

И домик ничего себе. Вернее, даже не дом, а длинный, двухэтажный, деревянный коттедж, построенный в конце XIX-го века и отреставрированный в XXI-ом (совсем недавно), который гармонично вписывается в юрмальские ряды богатых и знатных особняков, хоть роскошью и не отдаёт. Зато здесь правит культура, история и искусство, проводятся семинары, творческие вечера, дни памяти драматурга… Райнис приобрёл его в 1926-ом году и провёл здесь три последних года своей жизни вместе с неразлучной женой, творчеством, тишиной, прогулками по пляжу, купанием в раннем часу и многочисленными рукописями…

За небольшую плату (2 евро за вход) любезные смотрители музея покажут, расскажут всё, что вы хотите знать про этот дом, проведут краткую экскурсию разъяснительного характера (осмотр самостоятельный, при желании – 7 евро, и гид в вашем распоряжении, но об этом уже нужно договариваться заранее), покажут документальный фильм про Райниса и Аспазию, разрешат погулять по дому, пофотографировать, оценить быт и почувствовать атмосферу тех лет…

Ну, что… Дом большой. Просторный, с пристройкой, балконом. С многочисленными комнатами, которые, кстати, супружеская пара сдавала в аренду или обустраивала для своих друзей, приезжающих в гости. Внутренний дворик очень мил. Без сада, фонтанов и прочего, но мил. По-простому, по-домашнему.

Комнаты простые, обставлены, как в обычных старых домах, деревнях, избах. То есть, книги, шкафы, кровати, письменный стол, комод, ночной столик, вазы, стулья…

Понравилось, что комнаты творческих супругов были раздельными, что говорило о том, что они не мешали работать друг другу, уважая и покой, и полёт мысли, и личное пространство. Любовь любовью, а прерванную мысль вернуть трудно. Трудно снова сказать так, как хотел в первый раз. Трудно, а порой – невозможно…

В музее также я узнал, что второй своей родиной Райнис считал Швейцарию. Хм… В ссылке он был 15 лет (с 1905-го по 1920-й). Места там красивые, живописные. Как только разрешили, он смог вернуться на родину. Но не переставал думать о горной стране. Из чего смело делаю вывод, что, несмотря на вынужденную ссылку, ему там очень нравилось.

Вид из окон разнообразный, так как они выходят не только на улицу Плиекшана (названа в честь Райниса, кстати говоря)…

На самом деле, музей небольшой (дом просторный, да, а музей небольшой). И я понимаю, что не все любят читать стенды на стене, но, если вам хоть немного любопытно, как жили выдающиеся деятели искусства конца XIX-го – начала XX—го века, то советую посетить эту дачу. Ну, а потом, можно хоть на Йомас, хоть на пляж. Дабы здесь всё рядом. Продумал Райнис местечко. Хорошо продумал…

Благодарю за внимание!..

Алекс Джей Лайт.


Рецензии