Шляпа

– И всё же шляпа, что бы Вы ни говорили, вещь полезная! Я вот... – я провёл рукой по столу там, где оставил собственную шляпу, но её там не оказалось.

– И что же, позвольте спросить, в ней полезного? – мигом воспользовался образовавшейся паузой молодой человек.

– Да хотя бы...

Я задумался. И правда, чем полезны шляпы? На смену этому вопросу сразу пришёл второй. Чем лично мне была полезна конкретно моя шляпа? Третий вопрос я задал уже не самому себе, а своему собеседнику:

– Давно ли вы были у цирюльника?

– Что, простите?

– Неважно... Представьте ситуацию. Так сложился случай, что в очередной раз, придя к своему цирюльнику, вы обнаруживаете, что он, ну, скажем, заболел. Но стричься Вам, несомненно, нужно! Вам предлагают услуги свободных от работы...

– Подождите! – перебил меня мой собеседник. – При чём же здесь шляпы? Кажется, мы говорили о них.

– Именно к ним, а точнее к их пользе, я Вас и подвожу! – заверил я его. – Вы понимаете в конечном итоге, что другого выхода нет, и соглашаетесь на стрижку. Но, взглянув в зеркало, спустя, скажем, час или полтора, вы ужасаетесь. Упрекнуть незнакомого человека Вам, конечно, не позволит определённая степень интеллигентности. Но и на улицу в таком виде...

Мы оба усмехнулись, и мне стало ясно, что мы поняли друг друга.

– Вы меня, похоже, убедили. Но я решительно не понимаю, почему именно шляпы. В конце концов, всякий предмет с этой точки зрения будет полезен для человека.

Я уже не слушал его, потому как обнаружил окончательную утерю моей шляпы. Шляпа у меня была, надо сказать, отменная, поэтому потерять её я хотел меньше всего.

– Вы что-то ищете?

– Что?... Ах, да... да! Я здесь оставил свою шляпу минуту назад... Тёмно-зелёная, она уже не новая, но всё же...

– Да вы не переживайте! Сейчас подойдём к управляющему. Найдётся. Вы уже устроились?

– Давно. Я здесь живу уже второй... нет, скорее третий день... Вот и управляющий! Позовите его скорее!

– Пётр Сергеич, тут мужчина шляпу потерял...

Управляющий почему-то недоверчиво посмотрел на меня, словно потеря шляпы была случаем невозможным и крайне неправдоподобным.

– Вы в каком номере остановились? – голос этого маленького тревожного мужчины был неожиданно густым и низким.

– В семьдесят шестом. Прошу вас, помогите! У вас наверняка есть в гостинице бюро находок!

– Упразднили. Экономим средствА.

Так и сказал «средствА», представляете? Я потерял дар речи и повернулся было к недавнему собеседнику за помощью, но тот куда-то исчез. Я окончательно разволновался и снова обратился к управляющему.

– Пётр Сергеевич, эта шляпа крайне для меня важна! Может быть, её кто-нибудь нашёл и отнёс администратору или портье...

– Упразднили, товарищ, администратора. Экономим средствА!

Помилуйте, это уже издевательство! Я останавливаюсь в лучшей гостинице города, плачу за проживание, а перед обыкновенной дневной прогулкой у меня из-под носа умыкают собственную шляпу! Тут недалеко потерять над собой контроль. К тому же мой недавний приятель пропал в неизвестном направлении. Настроение моё было решительно испорчено. Прогулка отменялась, и я направился в номер. Комната была только что убрана и сверкала чистотой. Похоже, до уборки экономия «средствов» пока не добралась. Мои работы всё ещё лежали на столе со вчерашнего вечера, смотреть на них не было ни малейшего желания, и я вышел на балкон. Ветер был сухим и тёплым, практически неуловимым, солнце светило ярко, но жара уже спадала. Идеальная погода для прогулки. Я снова расстроился. Моя шляпа! Всё, что поддерживало меня в равновесии, было заключено в этой дурацкой шляпе! До чего же это глупо...

Вчера вечером, когда я ещё не сел за работу, шляпа лежала на дне моего чемодана, и я, кажется, даже не помнил, что взял её с собой. Затем четыре часа трудов... Смешно назвать трудами пустые четыре часа. И именно тогда, в минуту полного и безысходного отчаяния, я вспомнил... Да! Конечно же! Я взял ту самую шляпу... Завтра, когда наступит полдень, можно прогуляться в ней по городу, осмотреть его. И тогда... Тогда непременно я начну работу.

Я приехал в поисках вдохновения, но даже не подумал выйти за эти дни в город. Как я мог пытаться написать картину того, чего я до сих пор не видел? И вот, разговорившись в коридоре с... С кем? Кем был тот мужчина? Куда он так стремительно исчез? Нет! Он, конечно, не мог взять мою шляпу...

Хотя, постойте! Я оставил мою прекрасную беззащитную шляпу у него под носом, попутно расписывая её прелести... Конечно! Кто, если не он? Подлец наверняка выбрал удобный момент, пока я распевал дифирамбы, и взял её. Куда же он с ней мог пойти? Наверняка в цирюльню побежал, гад!... Да вот же он! Люди! Вор! Провокатор и лгун!!! Бежит со всех ног, но куда? Возвращается в гостиницу! Моя шляпа!!! У него в руках моя шляпа! И вернуться не постыдился, аферист проклятый! Ну, погоди!

Я ринулся в номер, спешно закрыл его и пулей пролетел в коридор. Негодник стоял, никого не боясь, и беседовал с управляющим. У-у-у, чтоб вас... И этот туда же. Экономия, как же... Сговорились! Ну, ничего... Махинатор Пётр Сергеич и Аферист повернулись и, увидев меня, рассмеялись.

– Вот постояльцы пошли! Шляпа-то ваша в ресторане при гостинице, в гардеробе висела! Со вчерашнего дня, – Пётр Сергеевич снова рассмеялся и уточнил. – Вы же вчера с нашими туристами в ресторан вызвались сходить. Вот там свою шляпу драгоценную и оставили! Иван там вчера тоже был, вот и подумал, что в гардеробе шляпа ваша.

Мой недавний приятель протянул мне шляпу. Тёмно-зелёная, не новая, конечно, но всё же... И правда, припоминаю, ходил вчера в местный ресторанчик. Шляпу сдал, а забрать – не забрал.

Коснувшись зелёной ткани, я ощутил мимолетную радость от обретения потери. Лишь на миг. За радостью меня пронзила мысль о том, а была ли нужда моя в этой самой шляпе столь острой, если после ужина я решительно направился домой и ни на секунду не вспомнил о ней. Позднее всего меня оглушил стыд. Из-за какой-то обыкновенной шляпы, которая, откровенно говоря, неизвестно откуда у меня взялась, я оскорбил хороших людей. Пускай не напрямую, но внутри себя я был полон ненависти к ним. Этого я снести уже не мог.

Я пробормотал извинения и вернулся в номер. В коридоре послышался голос Петра Сергеевича: «Гардероб упраздним! СредствА, знаете ли, экономить надо!»


Рецензии