Каратов Сергей. Лицом к поэзии. Обсуждение, ч. 2

«У поэтов есть такой обычай…» Поэты о поэзии и себе. Книга 1 / Составил Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –278 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3473/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/tecz
____________________________________

Каратов Сергей. ЛИЦОМ К ПОЭЗИИ. Обсуждение, ч.2

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Каратов Сергей, Стрелец Вик, Бобо Сергей, Мартуров Геннадий, Порошин Алексей, Рабин Анатолий, Асманов Александр, Тюренков Василий, Касьянов Сергей, Брагин Никита, Иванов Виталий

Саша (Асманову), если нет поддержки жанра со стороны СМИ, государства, спонсоров, то библиотеки и будут пустовать. Прав Рабин Анатолий, что 2% ИЗ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОЭЗИИ НА СТАДИОНАХ что-то понимали в ней. Но на поэзию была мода, созданная средой, где чтение поощрялось и в школе, и по телевидению и в газетах. Кстати, газеты, журналы, и каждый ресторан, где исполнялась песня, отовсюду автору шли гонорары. Я не являюсь сторонником обязательной оплаты, но когда платят, то не отказываюсь от денег и не бравирую этим. Прав Иванов Виталий, что любой труд должен оплачиваться. В этом уже заложен элемент уважения к автору. А ныне вообще редко где принято вспоминать о гонораре. Если и платят, то такой мизер, что за этими грошами я вообще не хожу в кассы изданий. Учась в Литературном институте, я получал гонорары, и они меня выручали в материальном отношении (не очень-то побегаешь на разгрузку вагонов, когда надо было читать сотни книг). Это были редкие и маленькие деньги (я мало котировался в ту пору, в отличие от тех авторов, которые не сходили с полос газет и журналов, торчали изо всех ТВ-ящиков, получали большие премии и награды - то есть, особо ангажированные творцы). И тут не надо подменять понятия, что всякая плата - есть фактор продажности. А ныне наоборот автор должен платить за то, чтобы выйти к читателю. Представим себе менеджера, который день отработал в офисе, а за это, уходя со службы, должен был бы внести деньги в бухгалтерию фирмы... Хорошо об оплате творческого труда пишет Сомерсет Моэм.
Относительно сегодняшнего миллионера и партийного служащего Асманов Саша прав: оба заняты. Но тот и другой не чужды были (и были бы) издавать свои труды в золотом тиснении. Я вижу сколько губернаторов, депутатов, военных, актеров всех мастей, продюсеров, кинорежиссеров и пр. активно занимают нишу литераторов, издавая мемуары и свою поэзию в том числе. Кроме того, чтобы стереть нас с вами, поэтов, увы, но теперь уже старшего звена, эти умники на авансцену выпускают молодежь, которая хоть и плохо пишет, но активно внедряется в творческую среду, занимает эту нишу и создает такой убогий и серый фон, на котором эти вышеупомянутые умники выглядят чуть ли не гениями. Я знаю десяток таких выдвиженцев, которые премированы, награждены, ездят за рубежи от творческих союзов. А вы говорите о том, что надо сидеть и писать в тиши. Вот мы и сидим в тиши, одни, без читателей, без поддержки (спасибо Дмитрию Бочарову, что он создал этот духовный рай - РИФМУ.РУ, где поставлен заслон для графоманов). Пишите стихи, статьи в газетах, идите в народ, к политикам, доказывайте важность сохранения языковой культуры, если мы хотим, чтобы русская поэзия жила, действовала на умы, сплачивала одаренных людей, а не оставалась затюканной Золушкой на задворках цивилизаций.

Каратов Сергей 29.12.2009 03:37
--------------------------------------------------

Вик, мы почти одновременно вышли со своими суждениями. Правда, Вы опередили меня, поэтому я не успел ознакомиться с очень подходящими по теме высказываниями о силе поэтического слова для души россиянина. Согласен с Вами, что истинное зерно поэзии прорастет не на асфальте, а на хорошо унавоженной почве, со знанием всех пластов жизни и всех пластов культуры.

Каратов Сергей 29.12.2009 03:51
--------------------------------------------------

Перечитал Юфит Татьяну, когда она уже не восторгается «лишь анекдотом», а высказывается по поводу творческой жизни в Томске и в Лондоне. Отлаженная жизнь располагает к созданию клубов по интересам. Это хорошо. В России на местах есть немало подобных образчиков литературной жизни. Она зависит от местных властей: если они выделили помещения, деньги на издания, на оплату руководителей литобъединений, деньги на проведение фестивалей с награждением победителей. Я сам участвовал в награждении молодых, но никогда не был и не буду награждаемым. А касательно слов Татьяны о том, что «людям бывает не до поэзии», я не согласен. После революции и гражданской войны, когда страна была измождена до крайности, интерес к поэзии был необычайно высок. Гораздо хуже получилось, когда духовность нашего народа была поражена ослепительным блеском золотого тельца и змеиным шуршанием зеленых. А это уже идеология.

Каратов Сергей 29.12.2009 04:10
--------------------------------------------------

Вот-вот! Сдается мне, Сергей сказал здесь нечто главное, резюмирующее, ставящее точки над «i».

Стрелец Вик 29.12.2009 06:57
--------------------------------------------------

Спасибо, Вик! Вы верно поняли и акцентировали внимание участников дискуссии на главной проблеме современности: если царят безнравственность и бездуховность, тогда в этой мутной воде кому-то легче ловить рыбу. А иные никак этого не желают понять и действуют по принципу: «отморожу уши назло родителям»...

Каратов Сергей 29.12.2009 07:25
--------------------------------------------------

Разбередил вулканы дум и мыслей бредни!)))
Много чего можно было бы сказать, да времени нет).
Не хочу обобщать, но припоминаю себя в 70-х и листочки пятой копии со стихами Цветаевой и Гумилева - в каждом слове чудилось откровение.
Причём, и в те времена была биб-ка «Огонька» и официально удобренные сверху поэты, которые не читались, почему-то... Но была идеология и забота о моральном облике - вот и издавались тонны)).

А сейчас грамотность возросла настолько, что любой срифмует пару строчек. Что, собственно и деется. Но рыться в доступном инетном развале стихов, отрывая «перлы», как-то не хочется...
То же самое было бы и с книгами - завалили б все прилавки, коль стали издавать да поддерживать, Фета с Заболоцким и т. д. похоронили б!
Хотя... воспитывать их надо, вкусы-то, и пиарить достойное!)

Бобо Сергей 29.12.2009 10:18
--------------------------------------------------

Мне кажется, потому, что поэзия и качественная литература сейчас НЕ ВОСТРЕБОВАНЫ!!!
Поддерживать будут то, что приносит мани. Особенно в условиях кризиса, перестройки и т. п. Не до изящных искусств.
Многие деятели искусств (Валерий Гергиев) научились сами зарабатывать. ЕЩЁ КАК!!!
Поэтам не мешало бы тоже этому научиться. Вон бардовская песня (Олег Митяев и др.) прекрасненько себя чувствует.

Мартуров Геннадий 29.12.2009 10:37
--------------------------------------------------

Ага. Если бы Митяев не был бы много лет другом Путина, то хрен бы он благоденствовал))) А остальная бардовская песня как была в заднице, так и не вылезает из оной.

Порошин Алексей 29.12.2009 20:22
--------------------------------------------------

По-моему, получился серьезный разговор на насущную тему!
Все смогли высказаться, поделиться о наболевшем, и это прекрасно! Всем хочу пожелать отличных новогодних праздников! До встречи в Новом году!

Каратов Сергей 29.12.2009 21:31
--------------------------------------------------

А. Порошину
Лёша, ты снабдил иллюстрацией моё утверждение, что поэзия вторична к материальному. Митяев и вся прочая бардовская братия продолжает сегодня, как и 20 лет назад, ублажать слух материально благополучной русской эмиграции. Имей любитель бардовской песни в России такие же возможности, барды собирали бы денежки дома.
Разумеется речь не об олигархах, а о среднем классе.

Рабин Анатолий 29.12.2009 21:39
--------------------------------------------------

Востребовано... ГЕННАДИЙ, СЕРЕЖА, столько раз проверял - ВОСТРЕБОВАНО ВСЕ КАЧЕСТВЕННОЕ. Только, как и раньше, - дозами, каплями, единицами. А все остальное - РЫНОК. Так о чем мы говорим? Хочется писать, как Пушкин, а получать, как Михалков? Ну, нет этого. Ну, пусть кто-то создаст прецедент - всем только на пользу будет... Вот только НЕТУ прецедента. И пусть Митяев будет другом - да, слава Богу! И пусть еще имен 20 в нынешней карусели получили раскрутку - ура! Но... Есть такое понятие в строительстве, например, - «освоить капиталовложения». То есть - построить что-то на данные тебе деньги. Вот дали ЛЮБОМУ из нас (именно ДАЛИ) миллиард. Я бы посмотрел на того, кто им и как распорядится, (а главное, на отношение к нему прочих миллиарда не получивших).
Ребята, не надо врать самим себе. Нам НИКТО и НИЧЕГО никогда не даст просто уже потому, что ЭТО НЕ НАШЕ ДЕЛО - фонды распределять.
И тогда - не надо ругать минкульт. Он ничего не делает, но было бы хуже, если бы как раньше...

Асманов Александр 29.12.2009 21:49
--------------------------------------------------

И ТОЛЯ... Митяев - хороший бард (мне кажется). А Розенбаум плохой (мне кажется). А еще есть сто хороших и 10.000 плохих. Давай сядем в кабинет и начнем им распределять фонды... Хочешь войти в историю? Лавры Бенкендорфа покоя не дают?
Общество НЕ В СОСТОЯНИИ отличить хорошее от плохого в творчестве. Общество и государство НЕ ЗА ТЕМ СОЗДАВАЛИСЬ. Это НЕ ИХ ДЕЛО. Хочешь им помочь? Так валяй.

Асманов Александр 29.12.2009 21:53
--------------------------------------------------

Саша (Асманову). В свое время и Пушкин тоже засучивал рукава и создавал газету, приобретал журнал. И от гонораров он не отказывался за свои книги. Что уж тут на все смотреть с какой-то пораженческой позиции? Получается: за что ни возьмись - априори ничего не получится, или получится пшик. Киношники не стесняются стяжать деньги на постановки фильмов, театралы (я уже говорил) тоже тянут одеяло на себя, для музыкантов вон какой Дом музыки отгрохали, Консерваторию расширяют. Одни литераторы должны сидеть смирно и ничего не делать, ничего не просить у власти. Однако в том же Израиле писателям издают книги за счет государства, и никто не считает это делом зазорным. Согласен, что само общество не в состоянии отличить хорошее от плохого. И государство тоже умыло руки. Вот и возникли самодельные ценители, которым наше с вами литературное течение кажется тупиковым. Они создали свой критерий отбора. А мы должны сидеть и тихо погибать. Это резервация, друзья мои. Отсюда надо выбираться.

Каратов Сергей 29.12.2009 22:32
--------------------------------------------------

Саша, уточняю, если ты не понял: когда в карманах у любителей поэзии будут деньги не только на ЖСК и одежду, они будут платить за поэтические и бардовские вечера. И никакое государство им не будет нужно для поддержки. А к этому идёт. А фонды от государства не зависят. Metropolitan Opera почти полностью существует на деньги любителей оперы - частных благодетелей и фондов.

Рабин Анатолий 29.12.2009 23:42
--------------------------------------------------

Ну вот, договорились уже до того, что материальное - первично, а поэзия - вторична. Ну-ну!
Толя, ткни меня носом в реальную такую программу, я бежал бы из поэзии без оглядки. Возможно, от стыда за такой мир. Возможно, от невыносимой смрадности такой установки. От унизительного и убийственного понимания, что обожравшийся мир, увешанный золотыми финтиклюшками, колбасами и пищащими от лимона устрицами, катится в тартарары и миру этому нафик не нужна культура, не нужна поэзия, не нужна хорошая музыка. А нужны стихи типа «Люби меня, как я тебя, глазами голубыми». И нужны песни типа «Ты моя мисочка, я твой тазик». И нужна живопись типа приклеенного к холсту протухшего башмака и пары матерных слов на густом ультрамарине лубочных небес.
Да елки-палки! живите как угодно благополучно, кушайте половниками вашу черную, красную и хоть бы и синюю икру, купите себе танк (из прихоти: могу себе позволить!), усыпьте все пальцы бриллиантами, а запястья какими-нибудь сумасшедшими часами типа «Vacheron Constantin» за полтора миллиона, на каждое запястье по штуке и на щиколотки тоже. Удовлетворяйте таким образом свои представления о счастье и, т.с., о настоящей жизни.
Но ради Бога! при чем тут поэзия?!

Хотите денег за поэзию и на поэзию? Они - деньги - появятся как только ваши произведения поднимутся до вполне определенных высот и станут востребованы. Когда издатели, ввиду спроса, станут заключать с вами контракты и выплачивать авансы. А пока ничего этого нет - не о чем и мечтать.
Ну и что ж, что в Израиле каждому пишущему платят за издание книжки! Кто эту книжку видит? Кто покупает? Пфф! Узенький кружок друзей, и чаще просто - в дар. Да и те - читают ли?

Сов. согласен с А. Асмановым - «ВОСТРЕБОВАНО ВСЕ КАЧЕСТВЕННОЕ».

Стрелец Вик 30.12.2009 01:14
--------------------------------------------------

Найдите свою небывалую нишу, обмотайте магнитофонной лентой земной шар, как В.С.Высоцкий, переживите то, что пришлось пережить И.Бродскому, отстаивая свое Слово, троньте Словом гитарные струны так, как Б.Окуджава, чтобы отозвался каждый нерв всею истинно человеческой гаммой запредельных чувств, и при этом не струсьте, подписывая письма в защиту Даниэля и Синявского, а затем и Солженицына, создайте свой особый, ни на что не похожий поэтический мир, как А.Галич... и только тогда можете рассчитывать на какие-то пироги с визигой...
Времена-то теперь другие. Но каждому времени сопутственны свои имена. И всегда есть место звучным именам от поэзии.

Стрелец Вик 30.12.2009 01:57
--------------------------------------------------

Несмотря на красоту слога, согласен с ВИКом :)))
В Эмиратах еще при рождении ребенку денег дают... Да и вообще - много есть разных способов. В конце концов - пришел человек в банк, взял сотню тысяч кредита и выпустил себя пристойным тиражом. Потом остаются семечки: сдать в магазин и ждать, когда придут миллионы. И где эти миллионы?

Уважаемые оппоненты, если говорить о деньгах «на поэзию» и «за поэзию» всерьез, а не из области мечтаний, то ведь речь не идет о том, чтобы издать книжку, правда? Такая возможность сегодня есть даже у самого нищего поэта. Но вдруг в нем просыпается настоящий здравый смысл, и он не идет в банк брать ненадолго в долг - не идет и все... ПОЧЕМУ???

Когда речь идет о «поддержке поэзии», мы стыдливо забываем, что в нынешней действительности не производим «ликвидного товара». Т.е. нам надо не издаваться - нам надо, чтобы за звание литератора платили деньги и не очень строго спрашивали о результате... Вспоминаю опять-таки Булгакова:

«За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображена была скала, а по гребню ее ехал всадник в бурке и с винтовкой за плечами. Пониже — пальмы и балкон, на балконе — сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами и держащий в руке самопишущее перо. Подпись: «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия), Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)». У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.»

Так? Чтобы узнавали, руку жали и в глаза глядели с уважением и значением? Чтобы давали квартиру, гонорар, звание?

Увы... Прошли те времена (а может и не «увы»). По сей день в кафе ЦДЛ обретаются те, кто (если уж здраво размышлять) даже на «стихи.ру» особой ценности бы не представлял. Но все чин-чинарем. До сих пор помню, как трое или четверо поэтов старшего поколения били себя в грудь, отстаивая свое авторство на стихотворение «Дай-ка, милый, сниму с тебя валенки»... И то ли еще бывало...

ТОЛЯ, скажи мне, как человек практический: стихи - это товар? Если ты оптимист, и считаешь, что «таки да», то сколько на тот товар покупателей? И сколько его «производителей»? Вот совсем тупо: если уж данный товар нужен потребителю, то КТО? КАК? и ЧЕМ? собирается его оценивать? ЧТО поддерживать? КОГО выбирать? ИЗ КОГО? Конкурсы проводить и фестивали? Брррр. Нет, уважаемые оппоненты - это идеи бредовые. Уважение к литературе возникает только в том обществе, где литература в качестве ценности ПРИВИТА. Все можно поменять - лет через 50. Когда подрастут дети наших детей и внуков. А попытка решить проблему чапаевски: «отнять и разделить» - это, на мой взгляд, бессмысленно и, к счастью, неосуществимо.

Асманов Александр 30.12.2009 02:27
--------------------------------------------------

... Продолжу чуть-чуть.
Давайте все же не Минкульт винить - что его винить, он сам не знает, чем занимается в области литературы - давайте на себя оглядываться. Верите, что поэзия - это ценность великая в нынешнем прагматическом обществе? Издавайтесь - кто мешает. Я тут нарыл чудесную историю про первые издания Пушкина - и то, как он права на тексты за карточный долг отдавал, и то, как его издатели обжуливали. Так ведь - СПРОС на него был. Расхватывали дорогущие (по тем-то временам) издания. Ну так и вперед... Производите ценности, продавайте, зарабатывайте и отдыхайте на Багамах...

Ну так ведь нет? Вместо этого мы многозначительно щуримся и поджимаем губы, когда говорим о «падении нравов», «воровстве в культуре», «плохих издателях» и т.п. Вот Эвелина Ракитская - честнейший издатель, который своих авторов еще и продвигает - ну и как у ее издательства идут дела? Хлеб и квас. Причем кваса больше. Вот Сергей Касьянов - мощный, состоявшийся автор со всеми положенными регалиями: каким темпом распродаются его поэтические (очень красиво и умно изданные) книги? Могу навскидку перечислить еще десятка два имен разной степени «раскрученности» - и у всех результат близок к нулю. Так на что надо тому же Минкульту деньги тратить? На квартирники, куда и так любители приходят? Или на стадионы, куда сегодня кнутом не загонишь? Или на тиражи, которые будут гнить на складах?

Дело не в ведомствах, не в чиновниках, не в минфине. Дело в образовании и воспитании. Какой процент детей поэтов читает на ночь стишок-другой? Так чего мы ждем от остальных? Где, простите, альтернатива тому «беспределу», который творится в отношении к литературе? Тот же Высоцкий (которого не пущщали) распродался в первых своих тиражах с дракой у прилавков. Аналогично - Галич. Аналогично - Окуджава. Еще есть несколько имен, которые тоже были востребованы рынком... Да и тот же Бродский, те же Цветаева-Ахматова-Мандельштам-Пастернак-Гумилев - переиздаются и покупаются (иначе бы не переиздавались).

А то, что нет имен - это, господа, не к Минкульту претензии и не к Белому Дому. Это к нам.

Асманов Александр 30.12.2009 02:42
--------------------------------------------------

Да, все именно так и обстоит.
«Уважение к литературе возникает только в том обществе, где литература в качестве ценности ПРИВИТА».

И где, добавлю, не путают грешное с праведным.
Я, скажем, считаю себя человеком вполне успешным в материальном плане. Успех этот начался как раз тогда, когда общество «последнего СовСоюза» стало устремляться к первым свободам. Но никогда не придавал я значения грубой материи (а всякие достатки и есть эта грубая, хоть и жизненно потребная, материя), размышляя о поэзии, никогда не пытался связывать эти несвязуемые понятия.
От количества тугриков в кармане творчество не может положительно измениться. Разве что - наоборот...
Знавал я поэтов-бродяг (почти бомжей, если хотите) - с горящими глазами и блестящей способностью сказать Слово. Знал и гонимых поэтов, осевших где-нибудь в кочегарке, в котельной, в дворницкой... Там Слово звучало в полную мощь...

Стрелец Вик 30.12.2009 03:37
--------------------------------------------------

1. Никогда не предполагал, что образованных и талантливых зрелых людей придётся убеждать в первичной необходимости накормить, обуть и одеть их потенциального читателя. Не удивлюсь, узнав, что Вик ещё в тайне верит в коммунизм. Даже от пафоса его строк веет чем-то неземным. Вик, нематериальный ты наш, читать надо: вторична не поэзия, но потребность в духовном. Уверен, твоя нынешняя жизнь далека от твоих идеалов, но она тебя почему-то устраивает и ты никуда от неё «не бежишь без оглядки от стыда за такой мир».

2. Сколько русских поэтов было в 19 веке в пяти поколениях? Все дворяне, образованные и праздные. Вместе с давно забытыми - хорошо, если пара сотен.
А сколько сегодня на десятках сайтов? Три-четыре в «классическом жанре», вероятно, останутся потомкам.
Появятся новые формы, в них будут основатели и корифей - добавьте! Умножьте на 5 поколений.
3.Человеческие знания, опыт не падают с небес, они создаются методом проб и ошибок. Пока отставшая в идеальной 70-летней слепоте Россия приобретёт накопленный другими опыт сохранения духовных ценностей в мире рыночной экономики, пройдут годы. Будет всё время идти своим путём - десятки лет.
Не возражайте: 20 лет назад опасно было думать даже о рыночной экономике.
4. Все наши споры не стоят копейки: мы писали, пишем и, надеюсь, будем любить и писать стихи. И будут средства их читать, публиковать и дарить миру красоту.
Спасибо за внимание!
С Новым Годом!

Рабин Анатолий 30.12.2009 04:51
--------------------------------------------------

Отнюдь не втайне, Толя :-))))))) Я нисколько не стесняюсь высказывать мнение, которое... сбивает поступь дружно шагающего в ногу мирового сообщества.
Почему бы и не верить в прекрасную сказку. Я вообще верю в сказки. В них много жизни, коей - такой красивой - среди человеков найти сложновато. А что за зверь - коммунизм, никому, на самом-то деле, неведомо. Оттого, что большевики повесили вывеску «социализм-коммунизм» и творили под этой вывеской все то, что с понятием «коммунизм» никоим образом несовместно - никак это понятие (коммунизм) не прояснило. Они просто-напросто дискредитировали понятие, оболгали понятие, короче говоря, выдали часы за трусы. :-) И был в стране обыкновенный, но уникальный и небывалый ГОСКАПИТАЛИЗМ. И НИКАКОГО СОЦИАЛИЗМА-КОММУНИЗМА НЕ БЫЛО И В ПОМИНЕ. И ДАЖЕ НАМЕКА НА ЭТУ ФОРМАЦИЮ НЕ БЫЛО. НО БЫЛА ВЫВЕСКА. И БЫЛИ ВСЯКИЕ ГРОМКИЕ (НО ЛЖИВЫЕ) ЛОЗУНГИ.
И мир капитала с удовольствием подхватил и поддержал этот ярлык. А все потому, что настоящая идея (по Марксу) режет этот мир без ножа, делает несостоятельным такое окончательное и такое утешительное... всем хорошо известное заявление Уинстона Черчилля.
Так что ярлык с легкой (или тяжелой) руки большевиков пришелся очень кстати. И капиталистический запад должен быть безмерно благодарен большевикам за эту такую правдоподобную чушь, в которую безоглядно уверовало человечество. Оказалось, что не только одного человека можно сбить с толку, не только группку людей, но - целое человечество.

Таким образом, большевики сделали огромную услугу западу, подарив ему этого синтетического цепного пса с кличкой «коммунизм». И пес этот верой и правдой служит западу, оберегая его от некоторых очень неприятных истин...
Может быть, и не пес даже, а нечто вроде огородного пугала.
:-))

Стрелец Вик 30.12.2009 05:33
--------------------------------------------------

Очень интересный получается разговор теперь уже самых активных оппонентов. Одно мне понятно, что во времена Пушкина поэтов было крайне мало в силу того, что вся остальная Россия (кроме выделившегося дворянства) пребывала в безграмотности. Именно в ту пору царь Александр I, вернувшийся победителем из Европы, сам глотнувший воздуха свободы и просвещения, вскорости открыл в стране театральное училище (имени Щепкина ныне), а также Царскосельский лицей, в первый набор которого попал и юный Пушкин. Поэт - это фигура штучная, и она вытачивается и полируется каждая по отдельности. Это была эпоха великой победы, дух героизма витал в умах современников. В этом времени и состоялся Пушкин, и не только он один. Целая плеяда ярких имен. А последующие годы нанесли лак и позолоту на эти имена. Не на пустом месте они появились эти самые личности. Приходу яркой личности предшествуют обстоятельства, не им созданные. Почему-то некоторым нашим товарищам кажется, что забота властей и вложение денег в искусство только навредит. А я так не считаю. Вот даже содержать сервер Рифма.ру Дмитрию Бочарову нужны немалые деньги. И почему надо думать, что человек, издавший на свою кровные маленькую книжку (не раскрученную никакими СМИ) должен прийти в магазины и тут же быть раскупленным. Да его книжку просто не возьмут в магазин! Потому что товаровед не ведает о том, что перед ним будущий гений... Пошлет подальше.
Спорить о том, нужна ли поэзия обществу бесполезно, но необходимо. Скажем, дождь горожанину не нужен, ему по фигу окружающие газоны и декоративные кустарники, ему плохо, потому что за воротник течет. А крестьянину без дождя - ну никуда! Урожай погибнет от засухи. Горожанин и крестьянин, они не поймут друг друга. Так, кто из них мыслит по-государственному?
Надо создавать студии, устраивать выступления, издавать книжки, пусть даже и не раскупаемые. «Моим стихам, как драгоценным винам, придет черед» - писала Цветаева. И выше голову, господа поэты!

Каратов Сергей 30.12.2009 09:23
--------------------------------------------------

 «Востребовано... ГЕННАДИЙ, СЕРЕЖА, столько раз проверял - ВОСТРЕБОВАНО ВСЕ КАЧЕСТВЕННОЕ. Только как и раньше – дозами, каплями, единицами».
(А. Асманов)
Ну да – поштучно!
«Как и раньше…». В конце 50-х начале 60-х книгу стихов, допустим, Е. Евтушенко (не будем обсуждать его творчество с современных позиций, в то время оно было (воспринималось, во всяком случае) и НОВАТОРСКОЕ и КАЧЕСТВЕННОЕ) купить было немыслимо, а издавалось тогда всё не тысячными тиражами (10 – 20 и более тысяч)!. «Юность» с его стихами зачитывали до дыр. Студенческая молодёжь особенно. Вот это была ВОСТРЕБОВАННОСТЬ! Ряд «КАЧЕСТВЕННЫХ» поэтов того времени (имена всем хорошо известны) стадионы собирали на чтение своих стихов. В городах открывались, так называемые, литературные кафе, куда невозможно было пробиться. Работали сотни ЛИТО. И т. д. Вот это была ВОСТРЕБОВАННОСТЬ!
А кто сейчас издаст книгу (любым способом) и ОФИЦИАЛЬНО (не через друзей-знакомых, а обычные книжные магазины) распродаст её, да ещё так, чтобы получить прибыль?
Кто сейчас напишет современное, скажем, (также «КАЧЕСТВЕННОЕ») «Горе от ума» (или «Василий Теркин») да так, чтобы театры и киностудии это произведение друг у друга из рук рвали, а на спектакли народ лишний билетик спрашивал? Вот это будет ВОСТРЕБОВАННОСТЬ.
А «ВОСТЕБОВАННОСТЬ… дозами, каплями, единицами» – нонсенс. Обычный междусобойчик. Поэты для поэтов, да ещё 10 - 20 чудаковатых коллекционеров.
Несомненно, «высокое» искусство – элитарно. Но речь сейчас не о нём: Сергей Каратов ставит вопрос об «издание однотомника каждого достойного поэта и писателя страны». На него и надо искать ответ.
Но и вопрос Н. А. Некрасова, заданный, 150 лет назад («Эх! Эх! Придет ли времечко, Когда (приди, желанное!..), Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого - Белинского и Гоголя С базара понесет?») всё ещё остаётся без ответа.

Мартуров Геннадий 30.12.2009 09:44
--------------------------------------------------

На мой взгляд, на самом деле :) Сергей Каратов поднял один из важнейших вопросов – использования Поэзии как первостепенного национального и государственного ресурса. Для возрождения нашей Родины.
И что тут можно сказать насчет нашего правительства и, в частности, министерства культуры?.. Если поэзия и поэты не поддерживаются специально и гасятся, значит, там сидят наши враги. А если по недомыслию – непрофессионалы.
Всё вполне очевидно.
В любой случае, этих чинуш надо снимать.
С Новым годом! :)

Иванов Виталий 30.12.2009 11:04
--------------------------------------------------

Мне лично кажется, что нельзя сравнивать востребованность поэзии и вообще, искусства, в тоталитарном и «свободном» обществе. В тоталитарном (информационно-тоталитарном) нормальный человек постоянно ощущает дефицит информации и пытается его компенсировать за счёт подтекстовой иносказательности, которую несёт литература, живопись и т.д. Он пытается как бы прорубить окно в мир правды, а в «свободном» окна рубить не нужно – там и стен то нет вовсе, поэтому у людей нет потребности продираться сквозь шоры официальной идеологии к мнимому мерцанию истины. А раз нет потребности, значит, нет и готовности платить. А Россия в настоящий момент является в этом смысле «свободной» -- человек всегда может выйти в инет, прочитать разные мнения по интересующему вопросу, проанализировать их и сделать собственный вывод.
Вот если сравнить нефть и золото. Нефть – крайне необходимый продукт, поэтому и ценится. А золото – просто условный эквивалент материальных ценностей, само по себе оно не представляет особого интереса – плюсы устойчивости к окислению компенсируются минусами других характеристик. Но люди выбрали его в давние времена, когда природные антикоррозийные свойства были крайне важны. А сейчас просто продолжается эта традиция, т.к. разведанные запасы золота ограничены, добыча его сложна, в общем, оно может служить условным эквивалентом труда и материальных ценностей. Но если вдруг откроется какое-то новое и большое месторождение, то оно обесценится, как бы люди не пытались сдержать этот процесс. И нефть обесценится, если будут найдены более дешёвые или принципиально иные энергоресурсы. Так и поэзия. Она не может играть роль золота, как, скажем, изобразительное искусство, т.к. поэзия не материальна. И средством познания истины она тоже сейчас не может являться, т.к. у людей есть мнимое ощущение, что «всё и так понятно». Поэтому поэзия интересна только поэтам. Вот поэты и должны благодарить Бога, что он дал им такую возможность выражения своей сути, приведения её к стройному виду. Но ждать признания от общества, а тем более пытаться насаждать его… на мой взгляд, просто глупо.
Да и вообще… даже на этом сайте поэзия не способна примирить людей, зацикленных на какой-то своей идее… так как же можно требовать, чтобы она имела ценность для других людей.

Тюренков Василий 30.12.2009 12:05
--------------------------------------------------

Во много с Вами согласен, Василий. Сейчас не время поэзии (основные причины Вы назвали). И государство (особенно во время кризиса!) не будет спонсировать поэтов себе в убыток. Мы все знаем немало примеров, когда хорошие (КАЧЕСТВЕННЫЕ) поэты, издав книгу небольшим тиражом, не могут её затем продать.

Мартуров Геннадий 30.12.2009 12:24
--------------------------------------------------

Дамы и господа! Граждане дорогие!
Прочел сию длиннющую дискуссию. Сам я (и поболее многих))) люблю порассуждать о духовности и упадке ея, о нужности (ненужности) поэзии. Но сейчас хочу сказать обо всей ситуации цинично и математично.
Приступим.
Была такая страна (ежели кто не забыл) СССР. Население - 250 млн. чел. 200 млн. потенциальных читателей. Примем за аксиому, что поэзия нужна 1 проценту читающего населения (эта горестная цифра в блогах много раз звучала). Итого - 2 млн. потенциальных (а в условиях сурового книжного голода и реальных!!!) читателей.
Минимальный, выпускаемый госиздатом в Москве (а другого не было) тираж любой поэтической книги - 10000 экз. У некоторых сановных графоманов доходило, впрочем, до 50000. Книга ПРИНУДИТЕЛЬНО поступала во ВСЕ книжные магазины страны благодаря мощной ВСЕГОСУДАРСТВЕННОЙ книжной сети, лежала там по нынешним временам практически бесконечно (1-2 года!) и принудительно же распродавалась (остатки тиражей были ничтожны). Итак, книга любого графомана Пупкина занимала ПОЛПРОЦЕНТА (!!!) от востребованности поэтического слова в стране, что позволяло покупать на гонорар Пупкина машины, а сановному графоману и еще множество благ. О талантах не говорю - они раскупались мгновенно: в столице с переплатой, а в провинции - в первые недели появления в магазине.

2009 год. Россия. Москва. Никакой ОБЩЕЙ сети нет и в помине. Своя всероссийская (хиленькая) сеть есть только у издательств «Эксмо», АСТ и еще (мало кому известная) торговая сеть «36,6». 99% выпущенных книг оседают из-за этого в Москве.
Считаем дальше.
Москва. 15 миллионов (с приезжими-работающими) населения. 10 миллионов потенциальных читателей. 100 тыс. читателей поэзии. Скажем... 3000 ежегодно издающихся поэтических книг тиражом 500 экз. На каждого потенциального читателя поэзии приходится 1,5 (!!!) книги Пупкина - в 300 раз больше, чем при совке. Вопрос: ОНО ЕМУ (читателю) НАДО? При полном выборе любой классики и полном же отсутствии запретов! Я пошутил над вами, дорогие дамы и господа!))). Я привел идеальный пример: Пупкин поступил в книжные магазины и продается! Он не поступил, не продается, а несчастный Пупкин дарит книжки теще и золовке...

Вот так и раскрывается ларчик, любимые мои! Вот так и создается миф о невостребованности поэзии - с помощью оснащенных инетом воплей многотысячных Пупкиных.
Зададимся другим вопросом: хороша ли принудительная продажа пупкиных государством при совке? Пупкиных - наверно, плохо. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ (и тут я не демократ) - прекрасно! За шкирку читателя и пусть читает хоть что-то, а не грабит в подворотнях.
Тут надо что-то выбирать: либо голая свобода украшенного полиграфией самсебяиздата, либо тоталитарное государство с навязанной культурой. Выбор сложен. В первом случае: не кричите уж, дражайшие, о ненужности поэзии и всегда помните, что ты сам себе царь и бог.
Во втором: не обижайтесь на цензуру и мечтайте о покореженном сборнике раз в ...цать лет.
Третьего не дано.

Касьянов Сергей 30.12.2009 12:27
--------------------------------------------------

Значит, никто не верит в силу поэзии :) и не считает необходимым использовать её для поднятия национального духа. Средствами государства. Ну-ну. :)

Иванов Виталий 30.12.2009 12:38
--------------------------------------------------

Почему же, Виталий! Верю!!!
См. второй вариант...)))

Касьянов Сергей 30.12.2009 12:45
--------------------------------------------------

Многое так, Серёжа.
Но вот на что хочется обратить внимание: «О талантах не говорю – они раскупались мгновенно: в столице с переплатой, а в провинции - в первые недели появления в магазине».
Это точно!
А сейчас как с Талантами. Раскупятся 10 000 экз. Таланта? Думаю, нет. А 1000 экз. Таланта? Скорее всего, тоже нет. Почему? Вот на что надо ответить. Таланту придется примерно 1/2 тиража продавать приятелям, другую – дарить друзьям и родственникам.:
(О Пупкиных не говорим вообще. Особенно много их было в области Марксистско-Ленинской философии и т. п. Лежали тиражи, лежали и просто сжигались).
Добавлю из другой области. Практически все ПЛАНОВЫЕ научные статьи в сборниках авторы должны оплачивать по количеству авт. листов. Не так чтоб очень дорого, но это плановые (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ!) работы, записывающиеся в часы второй (не учебной) половины дня (вот такая-то ситуэйшэн). Монографии также часто издаются за свой счет. Простенько, небольшим тиражом (300 экз.), не очень дорого (около 300 $). Хочешь своё показать – будь любезен. Особенно часто это бывает перед защитой докторских. Монография по теме обязательна, а издать иначе как за свой счет невозможно.
Поэты и писатели далеко тут не одиноки.
Так что либо ищите спонсоров (что часто и делается во многих странах), либо раскошеливайтесь (что также часто делается в других странах). А потом раздаривайте большую часть тиража. И Таланты и Пупкины!:)

Мартуров Геннадий 30.12.2009 14:15
--------------------------------------------------

СЕРЕЖ, речь не мальчика, но мужа. «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Как ни крути, но Василий Тюренков прав - избыток информации (причем, что особенно страшно, избыток информации профанирующей, искаженной) породил нежелание забивать в голову ничего лишнего. Песенные тексты и ранее «прихрамывали» в большом количестве случаев, но сегодняшняя песня (а ведь песня - один из лучших пропагандистов поэзии) уже даже не хромает в литературном отношении. Она лежит и не шевелится.
Впору идти по улице с фонарем и по методу Диогена кричать «Ищу читателя!»

Мы сейчас всего лишь констатируем факт: между автором и читателем сегодня лежит пропасть. В связи с этим никакой денежный поток к авторам не идет (я не беру авторов детективов и любовных романов, естественно). И у меня большой вопрос: чем эта пропасть должна быть заполнена? Какие мосты через нее надо перебрасывать?

Кстати, число «читателей» во времена Пушкина далеко не равнялось числу дворян и прочей грамотной публики. Напомню о народном творчестве: как бы оно нынче ни приелось, а ведь живо было. И еще как живо. И даже мода на него была. Поэт там черпал ритмы, сюжеты - а это, в свою очередь, сближает уже не столько классы, сколько соотечественников.

Что касается советских тиражей: согласен с Геннадием. Сам видел, как сжигали и отправляли в переработку нераспроданное. И вообще, в условиях тотального регулирования, каждый, выбивающийся из общего потока, очень заметен. Скорее не видно тех, кто «в потоке».

Не верю я в государственную помощь литературному процессу. Невыгодна она ему. И еще тем не выгодна, что человек читающий порой даже и думает. Потому литературу никак не «пиарят». И, думается мне, пока не будут. Так что смысла не вижу даже мечтать о серии: «Все достойные поэты России».

Асманов Александр 30.12.2009 16:27
--------------------------------------------------

По мне - лучше уж первый вариант. Как есть.

Брагин Никита 30.12.2009 16:46
--------------------------------------------------

Я лично говорю даже не о гражданской поэзии, тем более - не заказной. А о таких стихах, как например поэзия Ворошилова Сергея или Семена Островского. И еще есть… все знают! :)

Иванов Виталий 30.12.2009 19:27
--------------------------------------------------

Не буду, конечно, говорить о своих стихах. Лирических. Это не удобно.

Иванов Виталий 30.12.2009 19:58
--------------------------------------------------

И как только, паче чаяний, случится государственная помощь литпроцессу, с этого момента начнется новый идеологический отбор. Помощь окажется выгодной государству.
И Пупкин вновь гордо поднимет голову. :-)

Стрелец Вик 30.12.2009 21:35
--------------------------------------------------

В пылу полемического задора мои друзья не приняли ни одного моего предложения (за исключением двух-трех человек). Все мои доводы упирались в одну фразу, которую произносил в качестве заклинания известный Ворон Эдгара По. Но ворону было проще, он не писал стихов и не испытывал желания издавать книгу. Ну, ладно я. За эти 22 года после выхода последней советской книжки стихов, я не издал за счет государства или спонсоров ни одного сборника, не съездил ни в одну командировку (даже в соседнюю область) и т.д. Но я знаю опытных рифмоплетов (из Пупкиных), которые издали чуть ли не собрания сочинений. Значит, существуют дотации для отдельных товарищей, которые нам далеко не товарищи. Вот о чем речь. А вы весь гнев изливаете на моё предложение. Что в нем такого худого вы усмотрели, что так набросились на мои доводы (в пользу бедных). Тем более, что сами пишете и тоже наверняка нуждаетесь в изданиях, в творческих обменах с зарубежными коллегами, в поэтических фестивалях и т.д. Вы так оскорбились моим предложением, словно я подвигнул вас на какую-то гнусность. Вы ни разу не отозвались на мой конкретный довод, что за Рифму ру тоже кто-то тратит свои деньги или своё время, не получая ничего, кроме хлопот. Красиво и неоправданно отвергать и не предлагать ничего взамен - это поистине царский жест. Но искусство требует, если не жертв, то хотя бы пожертвований.
Я сегодня был в новейшем дворце Крокус сити холл, который облюбовали господа с Рублевки. Вы знаете, меня поразил размах стройки, великолепие и убранство залов, а более всего потрясло то, что этот дворец украшен надписью перед входом в зрительный зал:

CROCUS CITI HALL
Посвящается великому певцу и моему другу Муслиму Магомаеву
Арас Агаларов 29 октября 2009 г

Вот как дела делаются, господа поэты!

Каратов Сергей 30.12.2009 21:45
--------------------------------------------------

Вот-вот. Прекрасно понимаю, СЕРГЕЙ. Поддерживаю!
К сожалению, не материально.

ВИКУ СТРЕЛЬЦУ
Не думаю, что обязательны крайности. Государственная поддержка вовсе не означает запретов на частные публикации.

Иванов Виталий 30.12.2009 22:16
--------------------------------------------------

«существуют дотации для отдельных товарищей, которые нам далеко не товарищи.»
Да-да! Есть такие графоманы-миллионеры, их проплачивают специально! Не трудно догадаться - кто и зачем. И только настоящим поэтам не достается совсем ничего… Это ужасно!

Иванов Виталий 30.12.2009 22:23
--------------------------------------------------

Виталий, я исхожу из принципа, который выразил великий Конфуций:
«Лучше зажечь одну свечу, чем всю жизнь проклинать темноту…»

Каратов Сергей 30.12.2009 22:45
--------------------------------------------------

Да нет, Серёжа, никто на тебя не нападает. Просто надо исходить из конкретных условий места и времени. А здесь и сейчас они именно таковы, как ты говоришь. Ловкачи Пупкины найдут способ напечатать любое говно, а нормальным талантливым поэтам просто так никто никакой поддержки не окажет. Мне как-то говорил один американец, если мне нужен спонсор, я рассылаю сотни писем. Кто-то да откликнется. Мы сейчас примерно в таких же условиях.
Вот я писал, что приходится платить за научные публикации. Но в советское время можно было годами ждать выхода уже утвержденных к печати работ. Сейчас заплатил, и через месяц получил. Что лучше? Не знаю. Наверно, тут у каждого будет своё мнение. Но столько работ, сколько я напечатал за последние, скажем, 5 лет, раньше никогда бы за это время не вышло.

Мартуров Геннадий 30.12.2009 23:02
--------------------------------------------------

C таким талантом, Сергей.. как у нас.. :) можно осветить не только маленький уголок.
Собственно, и не хочется скрывать наши свечки. :) От народа, скрывающегося в темноте.
Я частенько шучу. Но не всегда. :) И в данном случае полностью тебя поддерживаю и разделяю! :)

Иванов Виталий 30.12.2009 23:03
--------------------------------------------------

На сколько частей, Виталий? :)))

Мартуров Геннадий 30.12.2009 23:19
--------------------------------------------------

Я сейчас вышел на широкую арену через Гугл и увидел, что мы не только «в стенах Рифмы.ру», а нас видят и читают все желающие (как в Доме-2 на ТНТ). Правда, не все имеют возможность вступить в полемику. Вероятно, нашу позицию поддержали бы и другие пишущие, у которых и вовсе нет возможности издать свой сборник. Кто знает, может нашелся бы и спонсор как Арас Агаларов, которому бы не составила труда издать хотя бы малую толику поэтов, за которых не было бы стыдно ни спонсору, ни читателям. А заодно он бы помог и серверу Рифма ру.

Каратов Сергей 30.12.2009 23:23
--------------------------------------------------

СЕРЕЖА, я бы с удовольствием поддержал твое предложение (когда-то поддерживал, ты в курсе) :)))) Однако, нельзя ли его более точно сформулировать. Пока в исходной теме я вижу только пожелание, чтобы деньги не воровались, а тратились на поддержку литературы.
Как сейчас ищут (и находят) спонсоров, я видел. Своими собственными глазами. Из того, что видел, вынес убеждение, что сам никогда ничего подобного для себя искать не буду - слишком процесс далек от поэзии и вообще - от литературы. Посоветовать пройти эти круги другому тоже не могу... Так что формально, у меня, например, никакого решения нет, кроме одного - по мере сил публиковать что-то в журнале, основываясь на собственном вкусе - ну и продвигать как-то еще, исходя из разных возможностей, которые нет-нет да и подворачиваются.
Но попробуй сформулировать: что ты предлагаешь конкретно делать? Если это не связано с поиском и разоблачением тех, кто увел деньги из Большого, то посмотрим, может что-то и придумается.
Вообще говоря (как мне представляется) есть целые творческие союзы, которые так или иначе должны были бы... Ну и т.п. Вот нет у меня конкретики... Подскажи - буду рад.

Асманов Александр 31.12.2009 01:49
--------------------------------------------------

Очень даже приняли, Сергей. Только, думается мне, каждый по-своему.
Я вот полагаю, что лучше меценатства в этой области ничего нет. Так что надо прежде всего воспитать меценатов. А это, опять же, начинается с прививок хорошего вкуса к литературе смолоду. И может быть удалось бы получить в итоге настоящих тонковкусых (пардон за сомнительно звучащее слово) меценатов. А не таких, каких я не однажды наблюдал: замечательная поэтесса (например) несколько раз ходила выпрашивать денег на сборник у бывшего комса, владеющего ныне крупными ресторанами и казино. Он ей все переназначал встречи, упиваясь, видимо, ее унижением, но в конце концов дал. Слывет при этом большим книголюбом. Я посмотрел чего он там любит: какие-то несусветно графоманские триллеры, где сплошь пиф-паф и бандит с деревянной мордой...
Ну вот я и говорю: воспитать меценатство - дело немалое.

Стрелец Вик 31.12.2009 05:17
--------------------------------------------------

Но ведь есть же и среди нынешних богатых буратин-миллионеров умницы, интеллектуалы. Я почему-то уверен - есть. И сдается мне, что нужно только умело подтолкнуть их, помочь определиться в выборе. А тут уж слово за мастерами журналистики, которые разыскали бы звучные примеры в нынешнем окружении и показали бы высокое исторически-резонансное звучание подобных актов покровительства. Тут нужна тонкая вкусная журналистика в лучших популярных, читаемых газетах, журналах...

Стрелец Вик 31.12.2009 05:50
--------------------------------------------------

Вот мы и выходим на конкретику (и, как ни странно, именно ей я сейчас занимаюсь). А конкретика заключается в том, чтобы по возможности писать не только стихи, но и «о поэзии» - писать доступно, умно, интересно. Так, чтобы доходило до потенциальных меценатов и спонсоров. А потом издаваться так, чтобы им было, чем гордиться. Потому что некачественное издание становится не предметом гордости мецената (и не подвигает к повтору и его, и его единомышленников), а напротив, отвращает от самой мысли спонсировать и меценатствовать.

Есть единственный способ как-то возвращать внимание к поэзии и желание оказывать помощь авторам: дать повод гордиться соучастием. Не довольствоваться халтурой. Если делать книгу - делать ее с хорошим дизайном, на хорошей бумаге, с хорошей обложкой, а не так, как сейчас принято: «иллюстрации мне рисовал приятель, версту сделала дочка друга, а печатали на «ромайоре» в конторе, где девушка знакомая в столовой работает».

Нынешние миллионеры - уже не те, что вчерашние. Очень многие из них уже начали сечь в дизайне (жизнь заставила), кое-кто кое-что знает в изобразительном искусстве (Кристи и Сотбис постарались), модно стало ходить на дорогие музыкальные концерты, на оперу, на балет («все ходят, и я хожу»). Возвращается танец (а где женам брильянты прогуливать - не на «тусне» же корпоративной). И т.п. Вот только никто литературу этим людям не предлагает, либо (если уж предлагает), то именно так, как рассказывает ВИК - плавно переходя от унижения к презрительной гордыне.
Предлагайте. Пишите статьи. Пусть кто-то наконец всерьез займется КРИТИКОЙ (не путать с тем, что мы пишем тут под стихами). Причем так займется, чтобы даже неподготовленному человеку стало ясно: «вот тут интересно, а вот тут нет». Надо искать внятные слова, ясные позиции, оставив сложности для литературоведов - надо помогать разбираться тем, кто может помочь выжить. Не так уж сложно. Кстати, я у себя материал, который отвечает этим критериям, всегда с радостью опубликую.

Асманов Александр 31.12.2009 17:40
--------------------------------------------------

Критика - это хорошо. Но это обоюдоострая штука. Ранит иной раз самого критика :) А вообще - пусть будет работа, деятельность, реальные дела. Нас действительно читают, иных - даже много, и не только на Рифме. Пусть так будет и дальше. А пока - с Новым годом!

Брагин Никита 31.12.2009 18:12
--------------------------------------------------

Виталий, Алексей, Василий, Сергей, Татьяна, Анатолий, Саша, Вик, Никита, - всем, кто зашел на блог, нашел возможность и желание высказаться, хочу выразить благодарность! Как только оклемаемся от праздника, будем думать сообща, как нам найти способ расшевелить богатых и влиятельных людей, чтобы наше дело тоже не оставалось на обочине большой культурной жизни страны, планеты. А пока всем вам желаю здоровья и творческого долголетия! Ваш Сергей Каратов

Каратов Сергей 31.12.2009 22:43
--------------------------------------------------

Достаточно посмотреть на лицо этого Фурсенко, чтобы убедиться, к культуре он не имеет ни малейшего отношения.
С Новым годом! :)

Иванов Виталий 04.01.2010 10:04
--------------------------------------------------


Рецензии