1 Студенты надписанты
К сожалению, Вадим Делоне, написавший, что «виновных так и не нашли», неправ.
Мне неизвестно, кого изгнали из Университета из числа тех, кто был тогда в холле общежития. И не слышал я, что кого-то из них вообще изгнали. Но тех, кто писал на стенах лозунги, из университета вычистили. Их было четверо. Придумал и возглавил эту акцию пятнадцатилетний студент первого курса физфака НГУ Саша Горбань, которого все считали вундеркиндом. Да он и на самом деле им был. Ещё трёх студентов он привлёк в качестве помощников. Но если быть совсем точным, то он привлёк Петрика, а тот ещё двоих своих друзей.
Вот имена всей четвёрки:
Саша Горбань, 1952 года рождения, студент 1 курса физического факультета, член ВЛКСМ.
Алик Петрик, 1948 года рождения, студент 1 курса гуманитарного факультета, член ВЛКСМ.
Юра Мешанин, 1948 года рождения, студент 3 курса того же факультета, член ВЛКСМ;
Лёня Попов, 1947 года рождения, студент 5 курса физического факультета, член ВЛКСМ.
Я написал «придумал и возглавил эту акцию», но сам Саша Горбань предпочитает другую формулировку: «я был инициатором и организатором».
В одном из интервью Саша рассказывает:
– В 15 лет поступил в Новосибирский Государственный Университет, но был исключён, так как в январе 1968 г., будучи другом Саши Даниэля (сына осуждённого писателя Юлия Даниэля) и юного опального поэта Вадима Делоне, организовал трёх студентов старших курсов НГУ на политическое выступление против судебного процесса Гинзбурга-Галанскова.
Так что, бесспорно, что именно студенты во главе с Александром Горбанем нанесли несмываемой краской на стены общественных т жилых зданий Академгородка лозунги с протестами против закрытых и несправедливых судов над советскими писателями и их защитниками. После проведённого КГБ следствия осенью 1969 г. Саша Горбань был исключён из ВЛКСМ и отчислен из НГУ. В НГУ его так и не восстановили. Были исключены из НГУ также Юрий Мешанин и Леонид Попов. Петрик бросил учёбу и уехал из Академгородка ещё раньше.
Расскажу более подробно о Саше Горбане, которому на тот момент было без трёх месяцев шестнадцать. Мальчишка, – но его имя с той поры вписано в историю свободолюбивого Академгородка как бесстрашного борца за свободу.
О Саше Горбане уже есть литература. В частности, написана книга недавно скончавшимся Омским писателем Александром Лейфером (1943–2017), но почему-то о ней мало кто знает (1).
Лейфер обильно цитирует героев своей книги и их знакомых.
Я мог бы просто сослаться на книгу Лейфера, поскольку в ней довольно много фактического материала, но кое-что в ней меня не устраивало, увидел я и лакуны в изложении Сашиной жизни. Поэтому я решил сам написать о Саше Горбане, убрать придуманное, разъяснить мотивы его поступка, рассказать о его мытарствах и о людях, пришедших ему на помощь.
В очерке, который мой читатель прочтёт дальше, использованы многие интервью Лейфера с Сашей и его мамой Деборой Яковлевной Сапожниковой Игнорировать этот материал было бы неправильно. Но многое и добавлено мной, поскольку я довольно долго в период написания этой книги переписывался с Александром Николаевичем Горбанём по электронной почте, и он был терпелив, даже когда мои вопросы были не очень скромны.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/08/30/595
1. Л Александр Лейфер. Разгадать замысел бога. Художественная биография А. Горбаня. Журнал «Ночь и день», 2006, №№5-6.
Свидетельство о публикации №217083000343