Дикая природа России. Белый медведь

МЕДВЕДИ ПОЛЯРНОГО ВРАНГЕЛЯ
Фиолетово-желтовато-зеленые ветвисто-изломанные ленты северного сияния змеились в непрерывном танце-калейдоскопе, отчетливо изваянные на глубоком фоне дегтярно-черного полотнища арктического изогнуто-бесконечного небосклона.
В неровном дрожащем свете природной иллюминации вспыхивали  мириадами блесток мельчайшие алмазы морского льда… оглушительная тишина ледяной вечности не нарушалось ничем… Полярная зима …
Государственный заповедник «остров Врангеля» - самый крупный пограничный осколок суши на крайнем Северо-Востоке России. Его местоположение удивительно тем, что символизирует некоторые важные, невидимые, но на картах и в умах людей существующие физико-географические границы.
Этот остров – стык западного и восточного полушарий, и 180-й картографический меридиан делит его на две почти равные части. Здесь прочерчивают незаметную и на картах границу между Восточно-Сибирским и Чукотским морями.
Врангель – это вытянутая эллипсовидная выпуклая линза суши у кромки арктических льдов, общей площадью 7670 кв. км, из которых – 4700 квадро-километра занимают поблескивающие даже в период короткого лета горы.
Складчатая горная суша вечно противостоит напору Северного Ледовитого океана, и ближайший союзник материковый берег Чукотки отделен от острова 140 км проливами Лонга в самой узкой его части. К 60 км к востоку от Врангеля еще восемь квадратов суши острова Геральд, также принадлежащей заповеднику.
Северные земли никогда не оставались без внимания предприимчивых и смелых людей, и остров Врангеля не исключение. Первые сведения об этом крупном острове были получены российскими государевы людьми от местных жителей чукчей в середине XVII в.
История не сохранила его аборигенного средневекового названия, но в до сих пор в современном переводе с чукотского – сохраняется его промысловый смысл, и это «остров белых медведей». Можно утверждать, что до сих пор остров входит в до сих пор существующие семейно-родовые владения местных аборигенов зверобоев.
По наследству передаются секреты и тайны промысла в таких родовых землях, завещается снаряжение, устная же традиции рассказа, что столь совершенна, что абориген попадая в те места, которые раньше и в глаза не видел, детально знал все и все, только на основе своей памяти услышанных им рассказов. И при любой власти смогут сохраниться эти традиции, если будут жить на этой земле наследники.
Остров Врангеля – всегда имел большое геополитическое значение. Как и весь Дальний Восток, на эти территории всегда стремились попасть предприимчивые иностранцы.
Россия закрепила за собой остров, назвав его с в честь известного русского мореплавателя XIX века с простой немецкой ФИО – барона Фердинанда Петровича Врангеля.
В 1911 г. на острове был поднят российский флаг, но большевицким «начальникам Чукотки» в 20-е годы пришлось немало потрудиться с маузером в руках и надежным пулеметом Максимушкой за спиной, чтобы отвадить о природных богатств вполне официальные американские партии оккупантов.   
Молодой советской республике требовалось, как и прежнему свергнутому решительно царскому режиму, природные богатства – и на острове Врангеля существовали промысловые базы-поселения.
Эскимосы – потомственные морские охотники-зверобои это население, которое всегда связано по всему крайнему Северо-Востоку с Берингией – удивительным мостом межу Старым и Новым Светом, с той перемычкой, что всегда незримо соединяет Северную Америку и Северную Евразию.
В 1976 г Постановлением Совета Министров СССР на острове с прилежащей к нему морской акваторией и островом Геральд был образован государственный природный заповедник. Несмотря на статус природного заповедника и принадлежность к всемирному природному наследию в Советском Союзе на острове было постоянное население.
В 90-егоды прошлого столетия государственная поддержка была прекращена, и поселок Ушаковский, как и тысячи других селений в России фактически прекратил свое существование.  Но в 2014 году Россия вернулась на несколько столетий назад, и вновь флот, теперь уже Краснознаменный Тихоокеанский основал военное форт-поселение, несмотря на все природоохранные статусы. Геополитика всегда рулит и оказывается доходчивей в понимании у властей, чем забота о сохранении природы. Что же очевидно, что государственные политические интересы важнее всегда будут чем экологические ограничения и природные унаследования.
Но как и в других частях Арктики, вокруг Врангеля кипят еще нефтеугеродные страсти: морское пространство активно исследуется, оценивается на предмет наличных запасов и моделируется на перспективу его освоения. В чем же состоит большой интерес и значение заповедного острова Врангеля.
Во-первых, это российская территория, с и как с любым участком принадлежащим государству, воля отдельных групп людей может полностью поменять то, что было сформировано и поддерживается природой. И это значит, что остров может перестать быть частью целостной ненарушенной природы, и пополнить уже внушительный перечень неузнаваемо трансформированных антропогенных территорий.
Во-вторых, остров Врангеля один из важнейших местообитаний белого или в англоязычном смысле полярного медведя, здесь «родильные дома» этих уникальных хищников, полностью в своей жизни связанных с морем, льдами и прибрежными территориями.
Последние, в отличии от других северных обитателей суши, белому медведю бывают нужны крайне ограниченно. Этот медведь – номад, северный кочевник, мореплаватель и проходимец в одном «лице».
Пушистый полярник уникален во всем. Кожа у белого мишки почти угольно-черная. И таковая по своей морфологии уникальна, ведь всем известно, что шкура белого медведя - правильно, БЕЛАЯ!
Парадокс, в том, однако, что она только кажется белой. Этот уникальный сшитый на заказ матушкой природой его костюм состоит из полых стержней, заполняемых воздухом. Именно с изучением таких природных конструкций появляются инновации человека, вот со "шкурки" белого медведя были сворованы и стали коммерчески-успешными мембранные технологии охотничьего престижного дорогостоящего «сукна».
Формально белый медведь входит в семейство медвежьи, но по своему природному функционалу этот хищник, наравне с другими морскими млекопитающими - моржами, тюленями, и китообразными, относится к полуводным обитателям, способным чувствовать себя превосходно на суше и на море.
Настоящий второй покров медведя – это его толстенный в обычном состоянии слой жира, накапливаемый и поддерживаемым им заботливо под меховым густым покровом.
Медведи – ловкие морские охотники, они способны сутками караулить свою основную осторожную добычу – нерп у лунок и полыней. Они же способны напугать огромное стойбище моржей, и в возникшей среди морских гигантов давке всегда не останутся без добычи.
Медведь силен, умен и изворотлив в природе. В той суровой природе Арктике, что не предусматривает пребывание человека. И поэтому ситуация выяснения – кто настоящий хозяин – человек или медведь будут существовать всегда.   
Охота на белого медведя – это вообще особый вопрос. Аборигены охотились на него из-за мяса, в Канаде, на Аляске и сейчас существует квота на отстрел людьми доказавшими свою принадлежность к коренным малочисленным народам.
В современных условиях выгоднее продать трофейщикам это право на добычу белого медведя, чем добывать себе. В зарубежной Арктике подобный бизнес вполне процветает.
Ну охотники это понятно, законно или незаконно, в основе лежит намерение добыть зверя. На мясо или как трофей, за большие деньги или по случаю, попутно…
Вот этот последний как бы случайно, попутный аспект – камень преткновения между человеком и природой. Чаще ведь любое государство – интересуется своими масштабными задачами, и на этом фоне – приглянувшие части природы перестраивают, исследуют, разбирают на составные части. Не обращая особого внимания на живность.

Вспомним, в континентальной части США государство строящее железные дороги позволяло  преследовать и истреблять бизонов.
В Индии англоколонизаторскому строительству мешали тигры-людоеды, в Африке – львы, ну в Арктике – белые медведи.  Ну а полярники все люди, более того, в отношении честолюбия, тщеславия и гордости, впрочем как личных качеств – мужества, упорства, целеустремленности – суперлюди.
И как было не привезти и не подарить "хорошему человеку" завидный сувенир – шкуру белого медведя. Раньше  позволяли себе многие, не перевелись такие люди и сейчас.
Впрочем, основную лепту в отстрел белых мишек вносили и будут безымянные зимовщики, пограничники, геологи, строители, все тех кого волею судьбы или приказом государства забросило в Арктику.
Нельзя сказать, что более полвека международных усилий по сохранению белого медведя не принесло усилий.
Известный биолог-медвежатник Станислав Беликов и опытный полярник Никита Овсянников в научном обзоре по состоянию белого медведя в российской Арктике пишут:
«Символ  Арктики  —  белый  медведь  (Ursus maritimus Phipps, 1774), вплоть до середины прошлого столетия подвергался прессу чрезмерной охоты во многих полярных районах, что привело к резкому сокращению численности отдельных популяций. Вид оказался на грани исчезновения...».

Биологи, несмотря на полярные мнения о будущем белого медведя, сходятся в одном – мы не знаем сколько белых медведей живет!
Раньше эти сведения невозможно было получить из-за кардинальных различий в политической системе, ныне достаточно точную оценку мировой численности белого медведя не получается получить, по причине не менее острых политических разногласий. Удается это сделать в будущем - никто пока предсказать не может.
Есть и вполне объективные трудности:  сезонное  распределение  белых  медведей в значительной степени зависит от динамики ледовых условий. Их миграции в пределах огромных и практически безлюдных территорий.
Сезонность - яркая примета жизнеообитания полярного хищника. Летом большинство медведей отступают вместе с морскими льдами на север, зимой возвращаются.
Нередко звери заходят на сушу материков или островов. Но льды сейчас стремительно тают, сокращается общая площадь ледников, медведь отступает следом. А вот за ним идет человек на ледоколах, оседает уже в море на буровых платформах, продолжая содержать зимовочные станции и военные базы. И что будет далее с дикой природой Арктики, вольным символом которой предстает пока еще белый медведь?
 
Белый медведь. Фото Станислава Беликова.      


Рецензии