Некоторые особенности системного преподавания хими

       Одним из важнейших направлений в повышении эффективности подготовки учителей  химии в современных условиях является преодоление издержек узкой профессиональной  специализации посредством повышения роли междисциплинарных связей, комплексного  усвоения знаний, системного мышления. Современные средства коммуникации и массовой  информации способствуют формированию у студентов фрагментарного, "клипового"  мышления и восприятия.
       Явно наблюдается разрыв и противоречие между ускоренными темпами  развития технологий и традиционными формами и методами обучения.
       Химия всегда была, а сейчас в очевидной форме является,  настолько обширной отраслью интересов человека, естествознания, что многие ее разделы представляют собой, по существу, самостоятельные, но, тем не менее, тесно взаимосвязанные отдельные науки.
       Поэтому, среди множества задач, стоящих перед  современным химическим образованием, одной из основных является формирование у учащихся системного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и концепций химии
с технологическими, биологическими, экологическими проблемами развития человечества.
       Решение этих  задач существенно осложняется высокой степенью дифференциации  химической науки, как по предметам, так и по объектам ее исследования.
       Поэтому,  независимо от конкретной области приложения химического образования (подготовка  специалистов, учителей, технологов, экологов, "знатоков" окружающей среды и т.д.), актуальной является разработка обобщённых, интегральных курсов, дисциплин, учебных и  методических пособий, учебников, способствующих формированию у обучающихся современного, целостного, системного химического мировоззрения.
       При этом, по нашему мнению, сочетание химии и информатики в процессе образования позволяет подготавливать профессионалов нового, расширенного качества, в  наибольшей степени способных реализовать эту задачу. Очевидно, также, что в современном  мире достижения химии в полной мере может воплотить в практику, в том числе и образовательную, лишь тот специалист, который владеет компьютерными и информационными системами. Поэтому, в  государственном   социально-гуманитарном университете организована подготовка учителей химии с
дополнительной специальностью "информатика".
       Учитывая особенности подготовки  учителей химии и информатики ( бакалавров, магистров и кандидатов наук) и современные запросы  региона,  в учебный процесс были введены соответствующие дополнительные дисциплины:  "СКМ Math Cad", "Компьютер в современной химии и технологии", "Основы  искусственного интеллекта", "Решение прикладных задач с использованием современного программного обеспечения", "Химия жизни",  "Космохимия" и др.
      Применение новых  информационных технологий должно стать одним из важнейших способов интенсификации  процесса обучения химии и повышения качества подготовки специалистов.
      Кроме того, в реальном процессе обучения химии,  необходимо, наряду с изучением  химических закономерностей, давать знания о природе и методологии формирования  самого знания.  Важно сочетать изучение конкретных химических свойств объектов и процессов с  рассмотрением гносеологических проблем установления истины, с анализом объективной и  субъективной составляющих в методическом обеспечении процесса познания.
      Такой подход способствует формированию у студентов понимания взаимосвязи процессов,  происходящих в природе и в обществе, закономерностей устройства, функционирования и развития природных систем разного уровня: от атома до Вселенной.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

Вы высказали пожелание реформы преподавания химии на принципах комплексной междисциплинарности.

Я предлагаю вообще все естественные и гуманитарные научные и учебные дисциплины заменить одной научной и учебной дисциплиной - Теорией Относительности Реальности. Это обеспечит сокращение в несколько раз объёма учебного материала и при этом увеличение в несколько раз фундаментального содержания научной и учебной информации.

Естественно, научная и учебная информация должна быть структурирована в эволюционирующую естественную классификацию во фрактале-голограмме алгоритма структуры Универсальной Матрицы (6х5) - Матричный Фрактал Относительности Структуры и Функции Реальности (МФОСФР), которая заменит все существующие классификации информации.

Александр Константинович Макеев   31.08.2017 09:43     Заявить о нарушении
И кто это будет и сможет преподавать. Сейчас хотят вместо физики, химии и биологии ввести естествознание. Где взять знатоков всех наук? Аристотелей нема...

Александр Ивашкевич   06.09.2017 14:13   Заявить о нарушении
Александр, любой язык это эволюционирующее всезнание. Нет ни одного слова словаря любого языка, которое не было бы составной частью этого словаря, вне зависимости от научной дисциплины, которая применяет то или иное "научное" слово.

Каждый школьник, студент осваивает знания множества учебных дисциплин и ничего, не обвиняют учащихся в ереси всезнания! Вот и каждый преподаватель в потенциале всезнайка, ведь он сам когда-то учился в школе, вузе, осваивал множество учебных дисциплин!

В науке тоже запросто можно быть "презренным" еретиком, занимающимся исследованиями и изобретательством во множестве научных дисциплин! А узкий специалист, как флюс: его нарывает гноем закостенелых знаний узкой темы и прорывает в одном направлении, или вдруг всё равно взрывает во многие направления!

Александр Константинович Макеев   07.09.2017 09:00   Заявить о нарушении
Даю ссылку: Кто будет учить знаниям всезнания http://www.proza.ru/2017/09/07/487

Александр Константинович Макеев   07.09.2017 09:29   Заявить о нарушении