Деревенские праздничные яства

   В деревне Брылинское Буйского района Костромской области престольным праздником был Петров день (12 июля).  Гостей в деревне принимали со всей щедростью и радушием - как полагается.

   С вечера бабушка варила холодец (студень), разливала его по эмалированным тарелкам, чтобы к утру успел застыть. Дом наполнялся чесночно-мясными ароматами.

   С вечера она готовила и кисель, такой густой,  что резали его потом ножом на квадратики прямо в эмалированной плоской тарелке. Чаще всего кисель варили с черникой - тёмный, сладкий. Лакомство не хуже конфет. (Кстати, конфетам бабушка предпочитала кусочки сахара, наколотого специальными щипцами для колки сахара).

   Пироги - с черникой или "свитные" (плюшки, по-нашему)- бабушка пекла рано утром,  в день праздника (тесто ставила поздно вечером). Я просыпалась от аппетитного запаха, заполнявшего всю избу. В пирогах - аромат праздника!  Я тоже люблю печь пироги, но те, бабушкины, были какими-то особенными. То ли потому, что пеклись в русской печке, а там особая атмосфера, то ли бабушка знала какой-то особый кулинарный секрет...

   А ещё раньше бабушка варила пиво. К сожалению, я не запомнила все "манипуляции", которые производила бабуля, чтобы получился этот хмельной напиток. Помню, что сначала в печи на противне сушилась нарезанная тонкими ломтиками красная свёкла. Она, скорее, не сушилась, а вялилась. Готовая,   она была на ощупь мягкой, слегка липкой и сладкой-пресладкой!
   Бабушка доставала глиняный бочонок (жбан) с отверстием сбоку (внизу), которое затыкали деревянной пробкой. После тщательного мытья в эту посудину наливали тёплую кипячёную воду, всыпали вяленую свёклу и оставляли на какое-то время (на ночь - точно, может и дольше, не помню). Получалось тёмно-бордовое варево - сусло. Его бабушка наливала и мне: "Пей сейчас, а то положу хмелю - потом не дам!"

   Хмель рос рядом, в овраге: обвивал деревья, поднимаясь лианой до вершин крон. Собирать его доводилось и мне. Я помню его запах и вкус. Он мне не нравился. "И как эти взрослые пьют пиво с горьким хмелем?" - по-детски размышляла я. Но пиво хвалили: говорили, что  лучше "Жигулёвского". Бабушке нравились такие отзывы, особенно похвала зятя, моего отца, большого ценителя и активного "дегустатора" этого веселящего напитка.

   Кроме пива, гости угощались ещё одним "доморощенным" продуктом - самогоном. (Зимой дед гнал его дома, у печки, а летом - в овраге, где в процессе охлаждения змеевика (это деталь самогонного аппарата) был "задействован" ручей с ключевой водой).

   Были на праздничном столе и малосольные огурцы, и селёдочка - с лучком, с душистым подсолнечным маслом! И всё это - к картошке, тушёной либо варёной - главному яству и в праздники, и в будни. Курица из домашнего курятника тоже (в виде жареного деликатеса) попадала на праздничный стол.

   Гостей в дом не приглашали - они сами приходили, незваными, потому что знали, что в престольный праздник в деревню можно прийти в гости любому человеку из других деревень и его примут и угостят в любой избе. Но обычно приходили те, кто в родстве, пусть и далёком-далёком. Близкую родню приглашали к определённому времени, чтобы вместе пообедать. Обед затягивался до вечера, пока не приходило время загонять коров с пастбища.  Женщине напиваться допьяна нельзя: корову надо доить, а главное - "люди осудят". Мнение окружающих для сельчан было очень значимо. Но на мужчин это влияло в меньшей степени: выпивали крепко. Назавтра слегка похмелялись и ...шли на работу. Делу - время, потехе - час.

   Пели застольные песни. Бабушка пела редко, но если пела, то "Шумел камыш" и "Когда б имел златые горы...". Пела низким, похожим на мужской , "северным" голосом. Я знала все слова песен, но подпевать стеснялась. Поев за столом, с куском пирога уходила на улицу или смотрела с печки на веселье взрослых.
 
   Престольный праздник в каждой деревне отмечался раз в году.

   Других деревенских праздников я не помню.
   
   


Рецензии