Триколор, как знак свободы-акция Юных гениев-1996г

  В полдень первого января но-
  вого, 1996 года на централь-
  ной площади Ангарска двумя
  неизвестными подростками
  был совершён акт установки
  российского трёхцветного
  флага.


Событие это, случайно зафиксированное на киноплёнку одним из очевидцев, стало, пожалуй, главным происшествием нынешних новогодних праздников, проходивших до  того момента весьма спокойно и строго в рамках предусмотренных для народа развлечений, как-то: оглушительная стрельба из восьмизарядных китайских хлопушек и подрывание бутафорских бомбочек под ногами смирных прохожих; бодрое съезжание как в трезвом, так и в подвыпившем в виде, - последнее, как правило, на четвереньках и отдельно от собственных шапок, - с большой ледяной катушки, а также запускание в небо всё тех же импортных фейерверков и обязательное  фотографирование зажиточных горожан возле умело вырубленных из снега и основательно политых для прочности водой монументальных фигур, среди которых выделялись непременная спутница надвигающегося года - четырёхметровая мышь с мышатами, завораживающий слабонервных граждан лик медузы Горгоны и традиционно впечатляющие размерами изваяния Деда Мороза с внучкой Снегурочкой на тройке снежных скакунов.

Возле последней скульптурной группы произошло событие, нарушившее, в некотором смысле, политическое равновесие, царившее на пьяненько-веселой площади, осененной до того времени с двух сторон двумя разными по цвету и фактуре флагами - огромным российским бело-сине-красным полотнищем, полоскавшемся на ветру в  недосягаемой высоте на здании мэрии, и другим, хотя и более скромным, но так же уверенно развивающимся красным флагом, установленным на фасаде известного горожанам дома со шпилем.
Произошло же следующее. Двое подростков с риском для жизни вскарабкались на доминирующую над площадью фигуру Деда Мороза и умудрились воткнуть в самое его темечко небольшой российский флажок.

Прошло всего несколько минут, и безликая до того фигура снежного деда приковала внимание десятков находившихся на площади людей.
Странное дело. Только что те же самые люди равнодушно толпились между двумя флагами, совершенно не замечая их.
Флаг над мэрией оставался для них отвлеченно-бюрократическим знаком, поставленным туда по команде свыше, где ему и положено быть. Придёт завтра другое указание, и, может быть, та же бестрепетная рука заменит один - другим.
Присутствие этого флага понятно так же, как и другого, ярко-красного на здании банка напротив (водружённого в ноябрьское празднование). Он тоже был результатом очередной политической игры, решения какого-нибудь комитета или политбюро, снова входящего в силу после декабрьских выборов.

Поставленный же нашими детьми небольшой, трепетавший на ветру флажок будил другие чувства. Он развивался гордо и независимо, нарушая задуманное опытными головами флажное равновесие, и возвращая вместе с тем российскому символу  главное его значение. Он снова, как четыре года назад становился знаком свободы!
Свободы быть богатым или нищим. Свободы, от которой, едва вкусив её уже спешат отречься те, кто считает, что им стало труднее других. Свободы и возможности сказать "да", если даже большинство вокруг требует "нет", и, наконец, свободы водрузить свой флаг.

И люди на площади сразу преобразились, перестав быть одинаковыми. Они смотрели на новый флаг и зависимости от того, как они приняли эту трудную свободу, одни - с нескрываемой хмуростью на озабоченных лицах, другие - и таких было большинство - с открытыми радостными улыбками.

В общей сложности российский флаг простоял над праздничной площадью чуть больше часа. Произошло это, во-первых, вследствие недостаточного владения частью молодёжи, пытавшейся завладеть манящим трехцветным сувениром, средними альпинистскими навыками. Требовалась например, точно встать носком сапога в глаз Деду Морозу и нащупать свободной рукой малозаметную выемку на его затылке для того, чтобы удерживаясь в таком положении, извлечь глубоко вбитое древко. Во-вторых, не думавшие пока уходить "хозяева флага" вовремя одергивали чересчур шустрых "альпинистов".

Во втором часу дня к ставшим центром общего паломничества ледяным фигурам, оттеснив неведомо откуда взявшегося кинооператора, решительно приблизилась большая группа нетрезвых подростков во главе с "лидером", который потребовал немедленно убрать флаг. Не дожидаясь разрешения и совершенно не обращая  внимания на резонные возражения противной стороны, один из них принялся быстро карабкаться вверх, на голову ледяного деда. Еще мгновение - и цепкая рука вырвала хрупкий флажок, который скользнув подбитым голубем по щеке Деда Мороза, упал к ногам агрессивно размахивающих кулаками подростков.

Стоявшие на двухметровом возвышении - спинах ледяных коней - двое невысоких парней неожиданно оказались в окружении весьма недружелюбно настроенных, если не предположить большее, - посланных сюда с определенной целью, - лбов-подростков.
Тем не менее старший из них повёл себя мужественно.

-Послушайте, ребята. Во-первых, этот флаг является нашей собственностью, и значит вы не имеете права его забирать, спокойно обратился он со своей импровизированной трибуны к орущей внизу ватаге. - А во-вторых, это всё-таки флаг нашей страны и подобное обращение с ним тем более недопустимо...
Речь его привела нападающих в еще большую ярость.

-Паровоз, покажи-ка ему наше обращение! - скомандовал лидер, обращаясь к самому  здоровому из прибывших на площадь "борцов с флагами".
Засопевший от усердия "паровоз", а за ними и вся ревущая братия бросились на штурм ледяных коней.

Оказавшиеся неплохими спортсменами двое попавших в ловушку ребят умудрились всё-таки оттолкнуть от себя туго соображавшего "паровоза", спрыгнули в этой толкотне  с лошадей и, воспользовавшись возникшей суматохой, поспешно ретировались с площади, показав неплохие скоростные качества бегунов на дистанции от центра до швейной фабрики, на которой и произошел окончательный отрыв от преследователей.

Как удалось узнать вскоре автору этих строк, описанная выше установка российского флага на главной площади города является первой в этом году публичной политической акцией новой молодежной организации "Юг", в аббревиатурном  сокращении от полного её названия - "Юные гении". И думается, эта акция им вполне удалось.


16.01.1996 г.


Рецензии