Беломорканал

Он вступил в строй в 1933 году и соединил Белое море с Онегой, а через нее с реками Свирью, Ладогой, Невой, Балтийским морем, а теперь и с Волгой.
У канала две истории: одна – история уникального гидротехнического сооружения, сыгравшего в жизни Севера да и всего Советского Союза столь значительную роль, что её переоценить не-возможно.
Другая – история каторжного труда тысяч и тысяч заключенных. Работали здесь, по сути дела, без всяких механизмов. Лопатами, кирками да тачками были взрыты и перемещены миллионы кубометров гранита и земли. И по сей день еще кое-где можно встретить по берегам остатки бывших бараков, глядя на которые нетрудно представить себе, в каких условиях жили строители. Берега канала усеяны безымянными могилами, и никто в наши дни не пытается установит имена тех, чьи кости иной раз вымываются на поверхность талыми водами.
За отказ от работы, побеги, недовыполнение нормы – питание срезали всей бригаде. Всех «филонов» переводили в роты усиленного режима на голодный паёк. Зато ударникам развозили «премиальные пирожки». Работали без выходных: каждый день перевыполнения нормы давал сокращение срока заключения на 1/2 или 1/3 дня…. На безжалостную эксплуатацию заключенные отвечали «туфтой»: в зачет под различными ухищрениями шли невыполненные работы. ОГПУ боро-лись с этим с помощью расстрелов.
Труд женщин использовался на всех работах: в прачечных, на вывозе камня, в столовых и на валке леса. Нормы выработки от мужских почти не отличались.
Такую массу заключенных невозможно было держать на работе под конвоем. В зоне их запирали на ночь. Днем они были расконвоированы. И хотя пройти в одежде «второго срока» сотни километров по тайге, избежав встречи с пикетами и местным населением, было очень нелегко, в по-бег все равно уходили. Только в 1932 году на советскофинской границе было задержано более 7 тысяч беглецов. Как правило, им добавляли от года до трех за побег. Отправляли в штрафное отделение на Соловки. Но иных «в воспитательных целях» по приговору коллегии ОГПУ расстреливали.
А в советских газетах тех лет печатались материалы о самоотверженном труде строителей канала, о том, как благородный, самоотверженный труд на благо Родины перевоспитывает в недавнем прошлом воров, бандитов и уголовников.
Это была откровенная, хорошо продуманная ложь. Настолько изощренная, что на нее клюнул даже побывавший на стройке Максим Горький. Чекисты сумели организовать для него такие «потемкинские деревни», что пролетарский писатель и впрямь поверил в благотворное влияние каторжного труда на «заблудшие души» уголовников. Строительству Беломорканала придавалось в стране огромное значение. Сам «вождь и учитель всех народов» Сталин, так не любивший выбираться за пределы Москвы, по приглашению Кирова и в компании Ежова и Ворошилова совершил путешествие по каналу своего имени.
Канал был построен всего за 20 месяцев. Сроки для такой стройки поистине неслыханные. Общая протяженность канала – 227 километров, 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков…. Ничего подобного ранее в России не создавалось. Исполнилась давняя мечта мореходов – открылся прямой путь из Белого моря в Балтику.

18.10.13

А канал имени Москвы строился с лета 1932 года до 15 июля 1937 года – 4 года 8 месяцев. И вода из Волги пошла в Москву-реку, напоила столицу. Было налажено судоходство Москва – Волга.


Рецензии
Жили для того времени в соответствии с наказанием.Лично знала даму,отец которой его строил:всем коллективом поделили деньги на капремонт.На власть обид не держал, с канала они все приехали с наградами за ударный труд.

Ольга Не   31.08.2017 16:14     Заявить о нарушении