Философия музыки 33-54

33. Любовно-сладостная музыка Пьетро Локателли очаровывает сердце.

34. Желая угодить королю-флейтисту Фридриху Великому, Иоганн Кванц пишет самую разную музыку: воинственную, галантную, пастушескую.

35. По ясности музыкального языка Иоганн Хассе сравним с такими блестящими мастерами оперы, как Вивальди, Перголези, Чимароза, Россини.

36. Бальдассаре Галуппи в опере – венецианский гондольер, распевающий популярные арии и песни.

37. За короткую жизнь Джованни Перголези создаёт несколько гениальных произведений. Среди них – комическая опера «Служанка-госпожа» и духовная кантата Stabat Mater (Стояла мать скорбящая).

Stabat Mater Перголези – глубоко эмоциональное произведение, по выразительности не уступающее моцартовскому Реквиему.

Перголези воплощает печаль Богоматери в красивой музыке. В этом состоит секрет популярности Stabat Mater.

Перголези – неиссякаемый источник жизнерадостности. Он пишет одну из первых комических опер.

Джованни Перголези в оперном жанре простонародный, уличный, так сказать, демократический. В сравнении с ариями Георга Генделя и Кристофа Глюка, он более простой, но более конкретный и ясный.

Перголези – музыкальное чудо, сравнимое разве что с Вольфгангом Амадеем Моцартом!

Перголези предвосхищает простую и ясную музыку Джоаккино Россини!

Перголези обладает редким мелодическим талантом. В этом отношении он сравним только с Вольфгангом Моцартом, Францем Шубертом, Винченцо Беллини, Фредериком Шопеном, Жоржем Бизе. К несчастью, жизнь этих гениев до обидного коротка: земной век Моцарта длится 35 лет, Шуберта – 31, Беллини – 34, Шопена – 39, Бизе – 36, а Перголези – и вовсе 26! Божий дар – хрупок!

Перголези – универсальный гений. В его операх находим стилистические черты, свойственные музыке композиторов последующих веков, начиная от Кристофа Глюка и кончая Сергеем Прокофьевым.

38. Карл Филипп Эмануэль Бах – композитор рыцарского духа и благородной души.

Музыка Карла Баха омывает сердца людей родниками духовности.

Музыка Карла Баха обогащает слушателей духовной красотой.

Музыку Карла Баха определяет возвышенный строй мыслей.

По натуре Карл Бах – проникновенный лирик.

Интимная, доверительная, задумчивая музыка Карла Баха предназначается для исполнения в кругу близких людей.

Музыка Карла Баха особенно выразительна в сдержанной печали.

Элегическая скорбь определяет характер многих произведений Карла Баха.

Карл Бах создаёт музыку светлой меланхолии и сдержанной радости.

Музыка Карла Баха – стилистически чистая.

Музыка Карла Баха воплощает в звуках кантовский «категорический императив» Канта. Она призывает к духовному совершенствованию.

Карл Филипп Бах пишет музыку для короля Фридриха Великого, аристократических салонов и, разумеется, для церкви.

Карл Бах творит музыку, учитывая вкусы короля Фридриха, который демонстрирует уважительность во взаимоотношениях с подданными. Аккомпанируя королю Фридриху Великому, Карл Бах имеет дело с просвещённым монархом, флейтистом, композитором, поэтом и писателем, выдающимся полководцем и государственным деятелем.

Классицизм Карла Баха, с одной стороны, идиллический, пастушеский, с другой, - помпезный, королевский.

Карл Бах пишет флейтовые сонаты для Фридриха, в натуре которого выделяются две черты: воинственность и меланхолия.

Изысканна и благородна красота флейтовых сонат Карла Баха. Они нравятся монарху, и он не без удовольствия играет их публично.

В отличие от музыки кантора Иоганна Себастьяна Баха, творчество его детей Карла Филиппа и Иоганна Кристиана в основном светское: если музыка Карла воспринимается как созерцание благородного человека, то музыка его младшего брата Иоганна – это мальчишеская радость и веселье.

В органных произведениях Иоганн Себастьян Бах создаёт величественный музыкальный храм, Карл Бах «разрисовывает» витражи собора звуками, а Иоганн Бах распахивает окна для солнечного света.

Карл Бах и Антонио Вивальди – противоположные творческие личности: музыка Вивальди солнечная, жизнерадостная, Карла Баха – спокойная, задумчивая.

Музыка Карла Баха и Доменико Скарлатти по характеру разная: Скарлатти – театрально-изобразительная, Карла Баха – духовно-выразительная.

Карл Бах – талант, но не гений, каким является Кристоф Виллибальд Глюк: если Глюк – трагедийно-идиллический, то Карл Бах – возвышенно-идиллический.

Классицизм Карла Баха ещё во многом барочный, промежуточный, занимающий среднее положение между Иоганном Себастьяном Бахом и Йозефом Гайдном.

Отличаясь мелодическим богатством, Карл Бах ещё не пишет индивидуально неповторимых мелодий зрелого классицизма Гайдна и Моцарта.

Истоки музыкального чуда Вольфганга Амадея Моцарта находятся в клавесинной музыке Карла Баха!

 Из мифологических идиллий Карла Баха появляется на свет реальный человек: дитя Йозеф Гайдн, юноша Вольфганг Моцарт, мужчина Людвиг ван Бетховен.

Рельефный мелодизм Карла Баха предвосхищает музыку Людвига ван Бетховена. Кроме того, произведения Карла Баха отличаются почти бетховенской энергией и радостью.

Карл Бах закладывает фундамент классицизма в музыке. Более того, в его творчестве встречаются интонации будущих романтиков: Карла Вебера, Феликса Мендельсона-Бартольди, Фредерика Шопена, Роберта Шумана.

Музыкальное плебейство не затрагивает Карла Баха. Он выступает для своего времени светочем красоты и разума.

39. Одухотворённые мелодии Кристофа Виллибальда Глюка никогда не утратят своей красоты.

Бессмертная лирическая мелодия Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» проливает Небесную скорбь на грешную землю.

Спустившись в Аид, Орфей Глюка видит, как души умерших людей тоскуют по чудесному земному раю.

В отличие от мелодий Георга Телемана, Георга Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, мелодии Кристофа Глюка приподнимаются над музыкальным ладом, получают относительную свободу, обретают индивидуальные черты. Они становятся лёгкими, радостными, взволнованными, и, словно птенцы, выпархивают из материнского гнезда на волю.

Создавая оперы для парижской сцены, Глюк пользуется музыкальными достижениями французских мастеров Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо.

Возвышенную красоту музыки Глюк воспринимает от итальянских арий Георга Фридриха Генделя.

Мелодии Глюка содержат в себе дух, который витает между баховской верой в Бога и бетховенской верой в человека.

Кристоф Глюк преобразует итальянскую оперу-сериа в музыкальную драму.

У оперного реформатора Глюка имеются предшественники: композиторы Италии, Германии и, конечно же, Франции. Среди последних – эмоциональный Люлли и интеллектуальный Рамо.

Великие реформаторы оперы обычно критически оценивают своих предшественников. Не исключение – Глюк и Рихард Вагнер.

Оперная реформа Глюка совершается в период расцвета оперы, Вагнера – её заката, у Глюка музыка светлая, рациональная, у Вагнера – тёмная, эмоциональная.

Оперная музыка Кристофа Глюка пробуждает гражданские чувства парижан в предреволюционную эпоху.

Музыка Глюка столь же порывиста и страстна, как душевные излияния в литературе французского просветителя Жан-Жака Руссо.

Глюк – музыкальный Руссо: он, подобно философу, с редкой непосредственностью выражает свои чувства и переживания.

Что общего между композитором Глюком и писателем Денни Дидро? Герои их произведений – это страстные, мятежные натуры: Орфей спускается в Аид, чтобы вывести из него любимую Эвридику, монахиня Сюзанна делает всё, чтобы вырваться из монастырского ада. Их путь на свободу полон испытаний и соблазнов!

У трёх авторов, пишущих комические оперы, а именно: у Глюка, Жан-Жака Руссо и Денни Дидро, есть одно общее свойство: они стремятся к правде и простоте музыкального высказывания.

Почему возникает оперная война между «глюкистами» и «пиччинистами» в Париже? Общество делится на два лагеря – тех, кто в операх Кристофа Глюка чувствует дыхание революции, и тех, кто беспечно наслаждается нежной лирикой Никколо Пиччинни.

«Оперная война» «глюкистов» и «пиччиннистов» возникает, помимо всего прочего, из-за разницы эстетических ориентаций композиторов: Глюк – лирико-драматический, Пиччинни – лирико-сентиментальный.

Кристоф Глюк в музыке – итальянский австриец, его музыкальный преемник – австрийский итальянец Антонио Сальери.

Драматический Глюк подготавливает почву для оперы спасения Сальери и Бетховена.

В музыке Глюка появляются пламенные гражданские чувства задолго до Луиджи Керубини и Людвига ван Бетховена.

Глюк – предтеча Бетховена и Вагнера!

Глюк предваряет трепетную лирику Никколо Пиччинни и Винченцо Беллини.

Музыка Глюка предвосхищает лирические мелодии Андре-Модеста Гретри и Шарля Гуно.

Оперная музыка Глюка изливает такой солнечный свет, какой свойствен музыке Моцарта, Бетховена и Россини, свет же музыки Глюка – внутренний, душевный и духовный, присутствующий в музыке романтиков Винченцо Беллини, Гаятано Доницетти, Джузеппе Верди.

Эхо глюковских идиллий долетает до Густава Малера.

Кристоф Виллибальд Глюк закладывает фундамент оперного искусства XIX-XX веков.

40. Светлую оперную музыку Никколо Йоммелли с восторгом принимают в Германии, однако она не пользуется успехом в Италии.

41. Музыка Пьетро Нардини проста, нежна, задумчива и столь же привлекательна, как юные рафаэлевские мадонны.

42. Никколо Пиччинни – волшебник нежной музыки.

Пиччинни – чародей мелодии.

Пиччинни – одухотворённый лирик.

Музыка Пиччинни ласкает слух и душу. Особенно выразителен композитор в нежной меланхолии.

Возвышенно-скорбные мелодии Никколо Пиччинни делают его предшественником чувствительного Винченцо Беллини.

Необыкновенно выразительны духовные произведения Пиччинни, отличающиеся Небесной чистотой и ангельским целомудрием.

Кристоф Глюк создаёт гениальную арию «Потерял я Эвридику», Пиччинни – столь же гениальную арию «Аве Мария». Не становится ли различие в мироощущении античного Глюка и христианского Пиччинни ещё одним камнем преткновения между композиторами?

43. Мелодии в операх Томмазо Траэтты легки и грациозны, как порхающие бабочки.

44. Джузеппе Сарти – многогранная творческая личность. Среди его учеников такие противоположные композиторы, как трагедийный Луиджи Керубини и водевильный Степан Денисов.

45. Йозеф Гайдн – простодушный крестьянин в жизни и музыке, вместе с тем он – веселый, остроумный, блестящий гений!

Гайдн поднимается до высот гениальности благодаря усердию и труду.

Гайдн – далеко не простак в музыке: его розыгрыши и шутки имеют остроумный подтекст.

«Тихий» Гайдн на самом деле – такой же своенравный и дерзкий художник, как Моцарт и Бетховен, ибо все трое прокладывают новые пути в музыкальном искусстве.

Гайдн живёт 77 лет, имеет весёлый нрав, готов подсмеиваться над глупостью людей, порой сам попадает в комичные ситуации и никогда не унывает.

Гайдн – дитя радости и озорства. Он смотрит на жизненные неудачи с чувством юмора.

Жизнелюбивая натура Гайдна отражается в его музыкальных произведениях.

Музыка Гайдна отличается природным целомудрием.

Гайдн в музыке прост и непосредственен.

В музыке Гайдна присутствуют игра, озорство и удивление ребёнка!

Музыка Гайдна увлекает детской радостью!

Гайдн наделён светлым, искрящимся талантом. Его музыка наивная, но интересная.

Музыка Гайдна – это калейдоскоп радости.

Гайдн – симфонист молодого творческого духа.

Гайдн ловко катит симфонический обруч по бездорожью.

Опера «Орфей и Эвридика» Гайдна ещё раз доказывает, что музыкальный спектакль без красивых арий скучен.

Музыка Гайдна воплощает праздник жизни и торжество разума!

Братья Йозеф Гайдн и Михаэль Гайдн – дети природы, хотя с разным к ней отношением: Йозеф – любуется природой, Михаэль – растворяется в ней.

Музыка Йозефа Гайдна – умная, Михаэля Гайдна – красивая: на основе этих двух качеств формируется стиль Вольфганга Амадея Моцарта.

Как пишут музыку Гайдн и Моцарт? Гайдн складывает из кубиков дом, Моцарт вышивает цветочки. Музыка того и другого – своему гениальна.

Гайдн вырезает фигурки из дерева, Моцарт лепит из глины: у них разный подход к музыке.

Гайдн – фактурно-изобретательный, Моцарт – мелодически изящный.

Гайдн трезвучный и гаммообразный, Моцарт – фигурационно-мелодический.

Природа Гайдна – сельская, Моцарта – пригородная.

Гайдн наслаждается жизнью, Моцарт видит радостные и печальные её стороны.

Что ни говори, мелодии Гайдна и Бетховена находятся ближе к народной музыке, нежели мелодии артистичного Моцарта.

Гайдн и Бетховен стремятся к подлинно народной мелодичности. В отличие от них, мелодии Моцарта – аристократические, изысканные.

Гайдн пишет бесконфликтную, светлую музыку, его ученик Людвиг ван Бетховен – драматическую. Какая огромная разница между композиторами старшего и младшего поколения!

Мысль Гайдна о разумной жизни Бетховен расширяет до всего человечества, до братства между людьми и народами!

46. Музыка Иоганна Кристиана Баха согрета итальянским солнцем.

Иоганн Бах – жизнерадостный композитор с изысканным музыкальным вкусом.

Иоганн Бах не претендует на гениальность. Однако его музыка возвышенная и одухотворённая.

Иоганн Бах, выходя из церкви, любуется красотой природы.

Симфоническая музыка Иоганна Баха празднична, как весенняя радуга.

Музыка в симфониях Иоганна Баха кружится, подобно хороводу полевых цветов. Их незатейливый танец сопровождает радостный звон клавесина.

Представьте себе мальчишек, весело играющих на лугу. Вдруг один из них отвлекается от игры и видит на лесной просеке образ Иисуса Христа, после чего мальчишка возвращается к сверстникам. Это похоже на симфонии Иоганна Баха.

Клавирные сонаты Иоганна Баха привлекают раскрепощённым мелодизмом.

Среди многочисленного баховского семейства есть один композитор, которого можно назвать «золотым Бахом»: это Иоганн Кристиан Бах!

Иоганна Баха именуют «английским Бахом», на самом деле он – немецко-итальянский, о чём свидетельствует его всегда радостная музыка!

Основная черта Карла Баха – благородство, Иоганна Баха – изящество.

Музыка Иоганна Кристиана Баха ближе, чем творчество других сыновей великого Баха подступает к XIX веку. Её влияние испытывает молодой Вольфганг Амадей Моцарт.

Клавирный Моцарт – в значительной степени наследник Иоганна Баха, с которым он встречается и берёт уроки композиции.

Иоганн Бах в симфонии – безоблачный, счастливый, по-юношески задорный. Его музыка – почти моцартовская, только без всякого намёка на трагедийность.

Симфонии Иоганна Баха и Моцарта стилистически близки, но они разные по форме: у Баха преобладает сюитность, у Моцарта – сонатность.

В вокальной музыке Иоганн Бах – мелодраматический и одновременно изысканный композитор. Он находится между Кристофом Глюком и Вольфгангом Моцартом.

Из всех современников Моцарта Иоганн Кристиан Бах самый мелодичный композитор.

Мелодичность в фортепианной музыке Иоганна Баха предвосхищает эпоху романтизма.

47. Оперная музыка Михаэля Гайдна, младшего брата Йозефа Гайдна – это торжество благодушия и сентиментальности. Михаэль Гайдн сочиняет музыку тихой надежды. Он верит в добродетельное человечество. Хотите подышать горным воздухом, насладиться сельскими идиллиями – послушайте его оперу «Свадьба на альпийском лугу», в которой воплощаются красота и безмятежность природы.

Музыка Йозефа Гайдна – умная, Михаэля Гайдна – красивая. То и другое позднее воспринимает Вольфганг Амадей Моцарт.
 
48. Андре Гретри наделен Всевышним редким даром писать сердечную музыку.

Замечательные мелодии Гретри становятся гимнами как приверженцев короля, так и сторонников республики. Большой талант нужен всему народу!

Гретри – композитор счастливых мелодических откровений.

Оперы Гретри дарят слушателям редкие по красоте арии.

Гретри очаровывает публику задушевными мелодиями.

Слушая мелодически красивую оперную музыку Гретри, отдыхаешь сердцем и душой.

Андре Гретри – мелодист первой величины, французский Шуберт, только живущий более чем за полстолетия до него.

Одухотворённая лирика присутствует во французской опере на протяжении всей её истории, от Гретри до Массне.

Интонационные нити чудесных мелодий Гретри тянутся к Бизе и Делибу.

Гретри – ярко выраженный лирик в опере, в чём-то сравнимый с Петром Ильичом Чайковским. Не случайно русский композитор использует мелодию Гретри для характеристики графини в «Пиковой даме».

49. Джованни Паизиелло – чудотворец пленительных мелодий.

Оперы Паизиелло имеют огромный успех при королевских дворах Неаполя, Петербурга, Вены, Парижа, но сегодня более чем из ста написанных им опер почти все забыты. Сколь ненадежна прижизненная слава!

Мелодические жемчужины Джованни Паизиелло рассыпаны по операм Вольфганга Моцарта, Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаятано Доницетти, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. А это – уже вечная слава!

50. Луиджи Боккерини – автор элегантной и одновременно простой музыки. Он нравится всем: аристократам и народу.

Музыка Боккерини изысканна и благородна, как манеры испанского кабальеро.

Музыка Боккерини олицетворяет свет, красоту, изысканность, галантность, упоение счастливой жизнью.

Когда звучит музыка Боккерини, слышится взволнованный клёкот розовых фламинго, взлетающих в небо.

51. Добавьте к музыке Карла Стамица тонкое изящество, и вы получите Моцарта!

Явственно обнаруживаются общие свойства в произведениях кларнетной музыки Карла Стамица, Вольфганга Моцарта и Карла Вебера. Кларнет в их музыке всегда яркий и блестящий.

52. Максим Березовский создает музыку целомудренной чистоты и Небесной святости.

53. Музыка Доменико Чимарозы проста и радостна, как ясный Божий день.

54. Музыка Антонио Сальери озаряет Европу солнечным светом.

Когда звучит музыка Сальери, мы видим голубое итальянское небо и цветущую природу.

Чтобы представить себе Венецию, послушайте «Венецианскую симфонию» Сальери: её музыка изливает солнечный свет, радость и счастье!

Музыка Сальери лучезарная, тёплая и приятная. Помимо этого, она по-театральному броская и эффектная. Выделим ещё некоторые свойства музыки Сальери: непосредственность выражения эмоций, простоту и ясность высказывания, мелодичность и красоту музыки – то, что характерно для демократического искусства. Этими ценными качествами Сальери обогащает австрийскую музыку подобно тому, как Муцио Клементи – английскую, Луиджи Керубини – французскую, а Катерино Кавос – русскую.

Жизнерадостное творчество Антонио Сальери благотворно влияет на музыку Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Сколько душевной глубины в Реквиеме Моцарта, столько же благородной сдержанности в Реквиеме Сальери. Моцарт и Сальери – гении, достойные друг друга.

Сальери – удачный соперник Моцарта при венском дворе.

Сальери – самонадеян, Моцарт – своенравен. Разве могут они находиться в дружеских отношениях?

В 1787 году появляются две разные по смыслу оперы – «Тарар» Сальери и «Дон Жуан» Моцарта: в первой из них торжествует дух свободы, во второй – власть рока, герой Сальери поднимает народ на борьбу с тираном, моцартовский герой – сластолюбивый проныра, которого настигает заслуженная кара.

В опере «Тарар» Сальери прославляет героя, Моцарт в «Волшебной флейте» - мудреца. У этих композиторов неодинаковый взгляд на жизнь.

Сальери выступает прогрессивно мыслящим композитором. В опере «Тарар» отображается идея свободы: герой вместе с народом свергает тирана! Эту идею позднее разрабатывают Людвиг ван Бетховен, Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Джакомо Мейербер, Джузеппе Верди. Напротив, Моцарт разрабатывает в «Волшебной флейте» не социальную, а этическую идею мудреца-спасителя, получающую дальнейшее развитие в операх Рихарда Вагнера.

Сальери в опере – талантлив, Моцарт – гениален. История отдаёт предпочтение Моцарту!

Три величайших музыкальных педагога воспитывают трёх величайших композиторов: Франческо Дуранте – Перголези, Джованни Мартини – Моцарта, Антонио Сальери – Бетховена.

Музыка Людвига ван Бетховена многими своими качествами обязана Сальери.

Без мелодизма Сальери не появились бы гениальные песни Франца Шуберта.

Любопытно, что Шуберт считает самым замечательным композитором современности именно Сальери, а не Моцарта!


Рецензии