Одиночество или цена жизни

ОДИНОЧЕСТВО ИЛИ ЦЕНА ЖИЗНИ

  Живу в лучшем городе России – Ленинграде. (Теперь, всё чаще, называют город Петроград). Сижу, пью чай. Нет, не по анекдоту, где стучат в дверь…, а просто, одна, и мысли хлопотные и бестолковые. Понимаю, что ерунда, но не уходят они из головы. Жизнь почти прожита правильно или нет, но в труде, учёбе, в заботах о близких и далёких, а родных  кровных, нет. И кому оставить, что досталось «непосильным трудом». Если бы.  Трудом настоящим. Работала много, и как «за того парня», но всё за какую не будь хитрую или ленивую женскую, но красивую, «особь», рядом, у меня в отделе, как бы работающую. То её научи, а у неё не получается, или у неё ребёнок маленький или трудный, а то ей лучше начальнику услужить, вместо работы. После, конечно, с ней кое -  как расставалась, но своё потраченное, на «такую», время жизни себе не вернуть.
  И так стало жаль себя, как никогда. Звоню своей единственной, «после сорока», подруге Ольге и что – то начинаю  ей изливать. Подружка у меня настоящая, и говорит мне – «Светка,  я к тебе, лучше, приеду, а то связь плохая, что слышу, что не пойму. У меня сегодня свободный вечер – наговоримся!» И, правда, давно не виделись, а всё по телефону, да мобильному, что б его.
  Через 20 минут приехала Ольга, на такси. Хорошо! Накрыли столик из того, что в холодильнике я нашла, и налили по 30 мл (столько медицина дозволяет и даже советует). Коньяк наш, хороший, старый. Ольга обнимает меня и ласково так, спрашивает – «О чём моя Светочка так печально мне звонила – говорила, ели слышно было, я не поняла, подруга?  « О чем ещё, о себе. Я же уже старая, больная, кому мне завещание или дарственную писать? Ты же знаешь, родных у меня нет и нуждающихся близких нет. Кто – то же должен быть обязан меня, как положено, похоронить – за наследство. Тебе и некогда и ты ни в чём не нуждаешься, подруга. Может у тебя есть, кто для этого, на примете?».
  Наливает Ольга ещё, уже не рекомендованные медициной, капли коньяка Коктебель и говорит, что сейчас она мне расскажет историю из своей жизни, какую никому не рассказывала.
  «Мне, как и тебе, скоро 75. Ты думаешь, что я всегда жила в счастье со своим полковником? А вот и нет. Только 36 лет, а до этого – нахлебалась, как говорят. Я же тоже сирота. После института, направили в бухгалтерию «Заготконторы потребкооперации Союза!». Жила в общаге, (общежитием не назовёшь.) Ожидала жильё в очереди, как молодой специалист по направлению. Вот уж и 3 года положенного ожидания проходят, жильё кому – то дали, а мне нет. Уйти с этой скучной работы и сразу из общаги
на квартиру – не потяну. Замуж никто не зовёт, таких, как я, и лучше – в два раза больше, чем хороших женихов. Всё, как в шутке – « Я стою у ресторана, замуж поздно, здохнуть рано».  Вечерами (свободными от работы на дом), читаю, шью, вяжу. Тоска до отчаяния. И…свершилось!
  Под 23 февраля, (за 3 дня до срока в 3 года, для обеспечения жильём молодого специалиста), вызывает меня директор. В кабинете у него профком, партком и молодой мужчина, на вид лет 25. Директор Лев Шмулевич ,( на всю жизнь запомнила),  держит в руках «Ордер» на квартиру и говорит мне – «Вы, Ольга Николаевна, согласно постановления…..и решения….и т. д., получаете ордер на квартиру.
Квартиру__ нам выделили 2х комнатную, в новом доме, в хорошем районе и с раздельными комнатами. Но поскольку Вы, Ольга Николаевна не замужем и не имеете детей, эту квартиру мы выдаём двум специалистам. Каждому по отдельной комнате и общая кухня и всё остальное тоже. Мы представляем Владимира Ивановича  - зам главного бухгалтера, он работает в нашей системе, но в другой конторе. Владимир Иванович, как и Вы, молодой специалист и стоял в очереди на получение квартиры и он тоже одинок, ещё.
Мы посовещались с товарищами « выше», и там решили, дать вам квартиру на двоих.  Отметим новоселье коллективом, а потом, может, и вашу свадьбу. Всё в жизни возможно и будет у вас семья в двухкомнатной квартире. – Продолжительное КХА, ха, хи. Вы, Ольга Николаевна, согласны? Владимир Иванович уже  дал своё согласие.
Радость и недоумение. Кто такой этот Владимир Иванович? А, вдруг, если откажусь, то с очереди снимут и из общаги выгонят?   
 Да, говорю и беру ключи. И заезжаем мы вместе с членами моего коллектива в общую квартиру. Мне досталась комната больше и с балконом, я радуюсь. Вещей у меня – чемодан и стопка книг. Пьем шампанское от профкома.
  Вечером Владимир Иванович не пришел. И завтра. И послезавтра. В пятницу он открывает входную дверь своими ключами, входит с молодой девушкой и знакомит со мной, говорит, что в своей комнате он будет жить с Катей, невестой. Они расписываются через неделю.
  И стали мы на кухне и в других местах, жить втроём. Через полгода – вчетвером. Катя родила! За год совместное проживание для меня стало нежелательным, неприятным, невыносимым.
  Я дружила с Машей, библиотекарем. У Маши была большая семья –  дедушка с бабушкой, родители, дяди и тёти, и пока, 2 племянника. Бабушка  на пенсии, но ещё работала старшей медсестрой в больнице. Однажды, а я часто бывала вечерами у Маши,
Бабушка её Мария Ивановна, пришла к нам с Катей на балкон и попросила меня зайти к ней в комнату. Я прибежала! Если бы я знала о последствиях.
  Мария Ивановна, зная про моё житьё – нытьё, предложила такой вариант – я могу переехать в квартиру бывшего главного врача больницы, в какой она работает. Розе Петровне сейчас 80 лет , она одинока, нуждается в помощнице, и, если бы хорошая девушка согласилась досматривать, она бы оставила ей свою 3х комнатную квартиру после смерти ,а жить ей уже не долго. Обсудили с Машей. Что я теряю? У меня есть комната в ордере. Там находиться мне тяжело, неуютно, вредно. А попробуем!
  Пришла в гости к Розе Петровне с Марией Ивановной и Машей. Пили коньяк. Я удивилась. Но бывает же, что если даже нельзя, то с гостями можно. Вышли все на лоджию, Роза Петровна села в своё кресло – качалку, попросила Марию Ивановна принести из комнаты портсигар и зажигалку (очень красивые, серебряные), и закурила папиросу.
Потом подозвала меня с вопросами о моей жизни. Сиротство моё, мне показалось, ей понравилось. Она предложила мне маленькую комнату и сказала, что я буду  с её питанием, а раз в месяц она мне будет давать выходной для парикмахерской. 360 рублей ежемесячно, она будет мне выплачивать за мою работу помощницы. ( Моя зарплата ст. бухгалтера была 350 рублей). Ещё раз в месяц я должна с ней ходить на концерт в филармонию и раз в год ездить на отдых в Крым за её счёт.
   На смерть у неё есть сбережения, на которые, она обязывает меня похоронить её по всем правилам православия. Я согласилась.
   Не сейчас вспоминать, как мне жилось с ней 10 лет, скажу только, что через 10 лет ей исполнилось 90 лет, и она на свой юбилей пила «коньячок под шашлычок» и курила любимые папиросы. А я состарилась (мне казалось) на 20 лет.
   И снова – случай! В поезде, по дороге на отдых в Крым, в купе с нами ехал военный – старший лейтенант Леонид. Мы играли в карты, он рассказывал много интересного, и тем понравился Розе Петровне, и она предложила ему общаться и в Крыму. Я была послушной помощницей. Они обменялись адресами и мы разъехались. А через месяц старший лейтенант приехал в гости к Розе Петровне и скоро позвал меня одну на лоджию,  сказав, что он в меня влюбился, предложил уехать с ним в Ленинград. Его  там ждёт повышение по службе и ему присваивают очередное звание – майор СА.
  Я обомлела, у меня не слушались ноги. Наверно, это было заметно и он, мой Леонид Аркадиевич, поддержал, обняв за плечи, сказал «Не бойся. Я сделаю тебя счастливой». В моей комнате были мои вещи – одежда, парфюмерия, книги, и за месяц 360 рублей ещё мне не заплатила Роза Петровна, и я хотела объяснить это Леониду Аркадиевичу, но он спросил «Согласна?». Я закивала, и «слеза катилась». Он ввёл меня в гостиную, где теперь сидела Роза Петровна в своем кресле – качалке и раскладывала пасьянс.
 Папироса тлела в пепельнице. Она подняла голову и спросила Леонида – «По коньячку за встречу?» «Нет», сказал он, «можно, но только после того, как Ольга скажет Вам, дорогая, милая Роза Петровна, что она выходит за меня замуж. Вы прекрасная женщина и найдёте
себе помощницу ещё и лучше Ольги».  «Конечно», сказала Роза Петровна и потянулась к бутылке коньяка, говоря весело -  «Так за это и по 20 капель». Леонид спросил – «Так Вы, Роза Петровна, отпускаете Ольгу без препятствий?»  «Конечно, Леонид, я хорошо себя чувствую и мне нужна помощница на пол - дня, а комнату я сдам студентке и буду с барышом!» И Леонид налил всем по 20 капель, но выпила только Роза Петровна.
   Я взяла сумочку с документами, а Леонид, взяв меня за талию, вывел из «царства» Розы Петровны, и вызвал такси. У меня началась новая жизнь.
   Роза Петровна Разумовская (так по документам) прожила 101 год и похоронена с почестями по православным правилам. На её могиле постамент, где огромная, слегка наклонённая, красная роза. Светочка, милая моя подружка, умница и просто красавица! Это я тебе рассказала для того, чтобы сказать, что твои года – это не 101 год! Рано тебе беспокоиться о «Завтра»! Пить, хотя и очень хороший коньяк, точно, больше нельзя, а на чай поехали к нам. Мы – я с Леонидом Аркадиевичем тебя любим и всегда с тобой! Всё будет хорошо, моя дорогая подруга. Так, как должно быть, так и будет!». Я успокоилась,
да, как будет, так и будет. У Бога всего много и чудны дела Его, и я доверяю Ему  себя.
    И, может, будет ещё продолжение нашей дружбы и нашей жизни, подруга, до 101 года!
 


Рецензии