В торговлю без любви

                В торговлю без любви, но надолго

       « Руфочка! Я думала, что тебя уже не застану. А ты почему ещё не уехала? Я после приёма – приняли, приехала на 4 дня вещички собрать. А что ты? Вовка обманул с общежитием?»
     -   « Да он не причём. Наоборот, страшно обиделся на меня. Люсь, а ты ещё не знаешь, почему я здесь? Пойдём в тенёк, сейчас всё расскажу.
        Вообще, то ничего особенного. Как всегда, в судьбе у меня -  тупик. Мы уже и билеты с Вовкой взяли предварительно на 27 – за 3 дня до приемных, а тут в моей семейке перемены. Сестру мою старшую ты знаешь, приспичило замуж, вдруг, за 200 км, и сразу уезжает после росписи и, не придумать, -  27 мая. Но папаня тут же – «Я вас вырастил, а теперь и я хочу для себя пожить». И, собрав вещички, ушёл к «культурно пьющей  училки», что через 2 дома, но за углом улицы. Я то, просто, обалдела, поревела, но посмотрела на маму и сказала Вовке, что б он мой билет пошел сдавать. Не могу я её сейчас одну оставить. Кем же мне себя потом называть? Подумала хорошо – не война же!
И подала документы в торговый на вечерний, а через два года, с практикой, буду пробовать на журналистику. Мечтаю. Зря что ли, прочитаны при фонаре, ночами,
 все книги из библиотеки старшей сестры, и те, что она прятала (до сих пор!)  под матрацем, и те, что я умудрялась купить в букинистическом магазине, и надо было прятать под своим матрацем – (те, кто был в опале, тех мы лишь читали!). Люсь, извини, нагрузила я тебя своей проблемой. Желаю тебе успехов в учёбе. Беги по своим делам и пиши чаще! Будет и на моей улице праздник!»
      
    На первый день моей практики мне пришлось большую часть дня прятаться за прилавком, на котором навалены были громадные тюки разных тканей и продавцы вдвоем (и я тоже), вытягивали нужный для покупателя, что бы отмерить, сколько требует покупатель. В городе меня все знали, и как только знакомый входил в магазин, я, стесняясь, пряталась. Стыдно было, что узнают, что я не поступила в институт. И так целый месяц. За то я поняла, почему при покупке в магазине 1 метра ткани, дома у меня только 95 см. До сих пор покупаю всё мерное с плюсом на погрешность!

       Следующая практика – парфюмерный отдел – «аристократический». Можно было узнать все ароматы, иногда попользоваться за «так». « Пшик» ещё был редкость, а всё пробочки. Самых любимых духов было несколько, а вот самыми не любимыми,(но любимые всеми и самые дорогие) стали «Красная Москва» Протирая стеклянную двигающуюся полочку с целым рядом духов, я столкнула именно «Красную Москву».
Флакон слетел почти сам, притёртая (надёжная) пробка откололась и духи начали вытекать, заполняя своим стойким ароматом всё вокруг. Страх, слёзы, стыд  - всё смешалось с этим ароматом в моих руках – я взяла в руки мокрый, наполовину пустой
Флакон и приползла к заведующей отделом Лиде. На удивление, спокойно, она мне сказала, что с любым могло случиться, не бери в голову, и духи хорошие ещё остались во флаконе. Ты возьми себе, но со стипендии(17 руб. 30 коп.) мне отдашь 5 руб.30.коп.
В отделе этот запах стоял до конца моей практики, а руки я не могла отмыть не чем и целый месяц. Вот такой была «Красная Москва» во флаконе с притёртой пробкой! С Лидой мы стали большими друзьями, подругами и она стала вводить меня во все секреты нашего магазина знаменосца. Работать в нём было престижно, и меня присматривали «на завтра».
        Урок от Лиды №2
На третью практику мне доверили самостоятельную работу – в центре зала островок в подотчёт – прилавок с витриной пуговиц, под стеклом – всякая мелочь для шитья, бритья, браслеты для часов, заколки для волос и т.п., а сверху – колесо с витриной галстуков – были ну очень модными! За спиной на стене стеллажи с пуговицами до самого потолка,
Под прилавком - сотня коробок с галстуками, а я со всем этим просто белочка молодая, в атласном черном халатике и большим белоснежным воротником, а на тонкй талии – поясок золотой, и всё «Это» на французских каблучках в 10 см (весь день в одних модных туфельках, до постели, и ножки не болели!)
Подходим к главному. У колеса с галстуками в три ряда тётки – выбирают. Я замечаю руку в сумке у передней тётки, и рука нащупывает палку колбасы и хочет вытянуть, осторожно. Этой тётке я уже доставала 2 галстука, ей не понравились. Она ворчит в мою сторону. Тогда я говорю ей – «Лучше в сумку свою посмотрите – колбасу тянут». Толпа вся засуетилась, тётка сориентировалась и бегом за вором. Убежал. Меня стали все хвалить, кроме Лиды.
Она сказала, что милиция знает всех таких воришек, но надо поймать за руку. И она их
Знает, но мешать им опасно.
      Урок был закреплён через неделю. Молодой парень просит у меня достать с витрины опасную бритву. Даю ему в руки. Он просит волосок с моего «хвоста», так проверяют лезвие. Говорит – « Острое, а как по твоим красивым глазкам пройдёт, что бы, ты, что не надо, не видела, а значит и не говорила, что не надо».  Я мгновенно  оказалась у спасительной дверцы своего прилавка, и -  к Лиде - она стояла в своём отделе и тоже мгновенно, схватила метр с железными наконечниками и уже « лупила» его почём попало, крича, « вот теперь я сдам тебя ментам».  В руках у парня всё еще была та бритва и он не знал куда её деть, сообразив, что там отпечатки его пальцев, сунул в карман куртки, не бросил её. Неделю меня провожали до троллейбуса через черный выход и встречали на крыльце до открытия магазина. Повторение – мать  учения. Но, «с лысиной родился и с лысиной умрёт!» - пословица или поговорка, но верная, русская, народная, а потому случай с колбасой повторился, но уже с цыганкой.
         Через 20 лет, в голодные перестроечные годы, автолавки с товарами всякого ассортимента, становились на проходах улиц, на мостиках, у входа в предприятия, перед рынком – удобно торговать бесконтрольно. Толпа, ругань в очереди, хватают всё, не поняв, что почём и сколько, не понимающие в сдаче, все недовольные. Любопытно и мне, а ,вдруг, и нужное достанется. А впереди сумка, не закрывающаяся от напиханных и торчащих палок колбасы, сыра плавленого и куриной лапой. Я подумала, чего ещё не хватает? Но рука рядом со мной, вытягивает толстенную  копчённую из сумки, и я, молча, толкаю впереди стоящую хозяйку этой колбасы и глазами показываю на действие чужой руки. Непонятливая кричит мне «Что Вы меня всё толкаете?» Я ей глазами на цыганку. Наконец она поняла и выбирается из толпы, а цыганка, (с десятком цыганят), нападает на меня со всеми словами мата и угрозами моей внешности и жизни, как подбегут взрослые цыганы. Из толпы меня никто не защищает. Испугалась, но стараюсь спокойно напомнить ей ответственность за воровство, а сама продвигаюсь к остановке  автобуса и останавливается мой №6 передо мной и я спасена! Через неделю местная «сигаретоводочная» мафия взорвали дворец барона, и все цыганы покинули город! И все обрадовались результату разборки между местными и пришлыми. 
            Хватит о грустном! Получен диплом товароведа – работать на базу «Посылторга».
Снова учёба - «Забудь, чему тебя учили». Готовлю всем обед, и куда пошлют. Жду. Через месяц «пришлась ко двору»
           Первая командировка на 2 дня в Москву на Мясокомбинат. Громадный МАЗ с прицепом под гофру для наших  посылок. 200 км туда, 2оо назад и под погрузкой день.
Успеть надо. Водитель не наш, лет до 50. «Не бойся, дочка, всё успеем!»
Доехали, загрузились, ночью можно ехать обратно – дорога свободней. На проходной требуют командировку и к ней паспорт. Паспорта у меня нет. Хотят ставить машину под разгрузку. Нахожу адрес директора комбината (тогда было возможно), еду, плачу, обещаю привезти «потом». Важный человек, директор, обнимает истерические плечики и говорит – «У меня у самого такая же дурочка, сейчас позвоню, и машину выпустят. Но пусть тебе это будет уроком. Я вижу, ты хорошая девочка, и пусть твоя жизнь начнётся с удачи».
Слёзы мешали спускаться по мраморной лестнице, но сердце согрели ласковые слова человека, которого я не забуду никогда. На базу мы прибыли утром, я справилась с первым командировочным заданием. А про паспорт – никому, только себе на всю жизнь!

                Удача №2
       Командировка на Центральный склад в Москву за запчастями к тяжелым мотоциклам – дефицитом. Та же машина, тот же водитель, и я, с паспортом, термосом, бутербродами (для водителя тоже!) Туда – утро, дорога прелесть, среди лиственных, сосновых посадок и
величественных елей. Богатство красок от изумрудного и оранжевого до фиолетового и пурпурного. Висят ещё редкие гроздья рябины и много птиц, белок и даже зайцы. Театр из окна кабины громадного МАЗа. Хочется петь, но я не умею, а водитель себе тихо напевает.
        Добрались без проблем, оформлены документы и машину ставят вниз под склад, где конвейер и грузчики для погрузки в машину. Склад на 2ом этаже, где отборщики отбирают по накладным и грузчики, упакованное, и нет, ставят на конвейер. Конвейер можно останавливать, если надо проверить, перепроверить, что спускается вниз к другим грузчикам. Укладывают, как я скажу. А что там отобрали, в том ли количестве и качестве, я знать не могу.
            Поднимаюсь наверх, подхожу к заведующему складом, и говорю, что я одна сразу в двух местах быть не могу. Прошу, доверяю вам, командуйте погрузкой, как считаете нужным. А я в следующий раз приеду к Вам с лучшими фирменными тульскими пряниками, чтобы хватило всем, каждому отборщику и грузчику. Загрузили, водитель укрыл тентом, вдруг дождь или от другой беды , и покатили медленно и осторожно – груз был мелкий, хрупкий и дорогой. Приехали в 2 часа ночи и водитель предложил машину в своём дворе до утра оставить, будет под присмотром, а мне сказал, чтобы я -  на такси домой, выспаться, а утром на работу ,он там будет меня ждать.
           Дома мне сказали, что я дура, в машине на 2 миллиона дефицитных деталей и, если
Разграбят, мне тюрьма. Почему то не было страха, только тревога и надежда.
          На работу я пришла вовремя, а полмашины было уже разгружено. Меня отправили в отдел и позовут, когда всё закончат, и я подпишу результат. 6 человек переживали вместе со мной и ждали результат до конца дня. Приёмка шла медленно, и часть оставили на следующий день. Вот где страх навалился, кошмар в мыслях, силуэты тюрьмы (она была в центре города), жаль маму, обида на всех тех и этих, но на работу пришла как всегда, «в боевой раскраске» - глазки, губки, пудра, каблуки. Через 3 часа зовут на склад и наш, уже
уставший,  завскладом говорит, что выявилась пересортица, а так всё сошлось. И тут слёзы, не могу остановить. На лице « раскрас» индейца,  все поздравляют, а зав. отделом подаёт приказ на премию за отличную работу и посылает в кассу. Наш старший уже заказывает 20 фирменных пряников, зав отдела заказов вносит шампанское и поздравляет меня, а я бегу за водителем, чтобы сказать ему слова благодарности, но мне сказали, что он уехал уже час назад. Через неделю поеду в Москву снова за охотничьими ружьями и запчастями к ним, и тем, что там охотникам нужно, и с тем же водителем и 2ми коробами пряников….
Работа, как работа!


Рецензии