2017-05-28 Разбор техники стихосложения с Мастером

2017-05-28 Разбор техники стихосложения с Мастером
Рифма.ру. 28.05.2017

1.

ЗАСТОЛЬНЫЕ ДРУЗЬЯ

Нам всем осталось лишь пол шага…
Но пили мы всегда до дна.
И вот к безумию преграда
С последней стопкой - сметена!

Одною мы пошли дорогой
И вышли вместе - в никуда…
Мы обещали слишком много,
Не исполняя никогда.

Давно устала ждать надежда,
Не захотела ждать беда…
Безумства час искали прежде?
Нашли безумье – навсегда

Январь 1983

----------------------------------------------------------

Виталий, простите, последнее слово первого катрена - не должно быть «сметена»? (у Вас «сметана»).

Китайник Леонид
-----------------------

Да, это вкралась очепятка, не знаю уж как.)
Спасибо, Леонид!

Нравятся ваши стихи, Леонид. Спасибо!

Виталий Иванов
-----------------------

Виталий, извините меня, «больного грамотея», мучающегося каждой опиской - в Вашем последнем стихотворении «пол шага» нужно писать слитно. Но это бы ладно - хуже то, что нормативное ударение падает на последний слог - полшагА, что несколько сбивает метр в стихотворении...

Китайник Леонид
-----------------------

Леонид.
Всегда исключительно благодарен за верные, доброжелательные замечания.
Все мы не без недостатков, делаем ошибки, не без того.)
Можете любые конкретные свои замечания ставить прямо под текстом, на мой взгляд, это правильнее, и меня совсем не стеснит, наоборот! Послужит, возможно, уроком не только для автора, но и нас всех, братьев-поэтов.)
Давайте так впредь и будем – прямо под текстом. Повторюсь, буду только лишь благодарен любым замечаниям по существу.
Что же касается этого конкретного замечания, на мой взгляд, в данном случае допустимы два варианта. В русском языке порядочно таких мест, допускающих различные ударения. Это одно из них. Ничего, думаю, страшного.
А вот вместе или раздельно…
Тоже неоднозначно. Возьмем в качестве примера «пол литра». Можно написать так. А можно пол-литра, а вот если написать поллитра, даже вордовский грамотей выдает нам ошибку.
Честно сказать, в данном вопросе, на мой взгляд, вряд ли стоит отстаивать принципы. Вопрос достаточно темный, окончательно не разрешенный. Язык живой, и мы с ним живые. Главное не делать грубых ошибок, небольшие неточности, варианты, нюансы, на мой взгляд, вполне допустимы. И это как раз и является залогом богатства русского языка.

Виталий Иванов
-----------------------

Виталий, извините, мне не нравится эта идея. Правила написания слов с «пол» четко установлены грамматикой, никаких разночтений быть не может. Полшага пишется слитно. Наиболее современный источник нормативных написаний - gramota.ru. Я против того, чтобы эту дискуссию публиковать и запутывать читателя. Правда, один источник допускает ударение на втором слоге - полшАга. Спасибо за понимание.

Китайник Леонид
-----------------------

Буду рад, если и этот свой приват вы выставите под стихотворением. А я, соответственно, выставлю свой.
Что нам скрывать от народа?)

Виталий Иванов
-----------------------

Леонид. Вы, кстати, затронули тему, которая может быть интересна не только лишь нам. Здесь есть филологи, а не только поэты.)
Интересно услышать профессиональные мнения. Вопрос-то немаловажный!

Виталий Иванов
-----------------------

Виталий, я не очень понял, о чем Вы предлагаете спрашивать. правила написания «полу» (слитно, раздельно, с дефисом) очень сложны, там есть масса исключений, но они однозначно определены, разночтений быть не может. если автору нужно узнать написание любого конкретного «полусочетания» :) , нужно просто пойти на gramota.ru и ввести это слово в поле «проверка слова», выйдет правильный вариант. Если будет написано, что слово не найдено, значит, автор неправ и нужно попробовать другой вариант.

Китайник Леонид 29.05.17 03:26
-----------------------

В принципе я с вами согласен. Конечно, надо соблюдать правила. Но не всегда и не все правила устраивают поэтов.) Согласитесь. Даже «правила русского языка». Язык, он живой. И не помещается в прокрустово ложе.) Конкретно, не вижу большого греха в отмеченном вами месте. Иначе здесь не напишешь. Именно пол шага, а не пол-шага, тем более, полшагА! Можете меня расстрелять.) Большое спасибо вам за внимательность к языку и моим скромным трудам. Искреннее!

Виталий Иванов
-----------------------

Да я, в общем-то, с Вами согласен. Это я такой пурист. Причина, по которой я строго придерживаюсь метра, в том, что я люблю музыку больше поэзии, так что музыкальность, мелодичность, звучание для меня очень важны.

Китайник Леонид от 29.05.17 07:14
-----------------------

Леонид
Так и я в поэзии больше всего ценю музыкальность. Перенасыщенность образами мне только мешает.)
Но здесь, в строчке
«Нам всем осталось лишь пол шАга…»
- на мой взгляд, надо очень постараться захотеть прочитать «полшагА», )))
Извините меня! Но ведь вполне очевидно, что и как хотел сказать автор. Да, возможно, есть некоторая шероховатость с точки зрения «правил», но не такая уж она страшная. Это вполне разговорно. И, на мой взгляд, «пол шАга», даже в отдельности, само по себе, звучит несравненно музыкальнее «полшагА». Нет? :)

Виталий Иванов
-----------------------

Впрочем, по зрелому размышлению, пожалуй, поправлю. Полшага.
Спасибо!

Виталий Иванов
-----------------------



2.

Рифма.ру.  07.06.17

Виталий Иванов
-----------------------
Замечательно, Леонид! Как всегда.
Но вот в этом катрене, видится недоработка.

Девушка в бежевой шали
с балетной походкой,
что наши жизни смешали
в знакомстве коротком?

Сбой размера и «что наши жизни смешали» - вроде как выпадает смысл.
Нет?

Китайник Леонид
-----------------------
Спасибо, Виталий!
Я не слышу сбоя - поясните? Вот посложная запись --- «нечетные» строки написаны трехстопным дактилем с неполной третьей стопой: 1. дЕ-ву-шка-в бЕ-же-вой-шА-ли.... 3. чтО-на-ши-жИ-зни-сме-шА-ли... ---- «четные» строки написаны (редчайший для меня прием) двухстопным амфибрахием: 2. с ба-лЕтной-по-хОд-кой... 4. в зна-кОм-стве-ко-рОт-ком. вроде все ударения и стопы на месте, нет? ----- по поводу неуклюжести вопроса согласен с Вами: вопрос должен звучать более развернуто: 'что же это такое было смешано нашими жизнями в коротком знакомстве'? пробовал пару вариантов, но остановился на этом. Спасибо, как обычно, что читаете и откликаетесь!

Виталий Иванов
-----------------------
Размер и ритм этого катрена отличается от последующих.
И смысл, конечно, понятен.

Девушка в бежевой шали
с балетной походкой,
что наши жизни смешали
в знакомстве коротком?

Может?
Девушка в шали
бежевой, с балетной походкой,
нам не мешали
в знакомстве коротком.

Китайник Леонид
-----------------------
глупость я написал, Виталий, об «амфибрахии в четных строках». Это просто дактильная строка перенесена на втором слоге, вот и вышел «амфибрахий»... но метр выдержан, по-моему. извините милосердно...

Виталий Иванов
-----------------------
Леонид
Размер первого катрена отличается от следующих. В рифмовке.
Но вы правы, это не главное, напрягла «неуклюжесть» вопроса. Спотыкаешься и задумываешься.)
Понятно, это не преступления. Извините меня.
На второй день я понял, что имелось в виду.

Китайник Леонид
-----------------------
Отличие размеров в строфах сознательное. Это как условия и решение задачи отличаются :) - в этом я криминала, если честно, не вижу - много первосортной русской поэзии так написано. А вот неуклюжесть этого '«то наши жизни смешали» раздражает, я понимаю. Не справился. какие могут быть извинения, всегда благодарен за критические замечания! Спасибо.


Рецензии