Рыжебородый план Барбаросса

     Красная армия (РККА) ничего премудрого в плане Барбаросса (переводится, как рыжебородый) изначально не наблюдала.
     В проекте величайшей аферы 20-го века, предусматривавшую нападение на СССР декларировалась основная стратегия Третьего рейха. Правда, с уточнениями, что исключительные размеры территории России делают абсолютно невозможным её полное завоевание. В случае захвата оперативно-стратегические рубежи: Ленинградский, Московский и Киевский исключат возможность у Кремля оказывать какое-либо сопротивление. Необходим быстрый разгром русских, чтобы не было войны на два фронта (с Англией). Планировался скорейший захват Ленинграда.
     Даже в приблизительном рассмотрении, это был чисто авантюрный план, основанный на спорных допущениях и предположениях. Ежу было понятно, а не Генштабу вермахта о том, что быстрый разгром СССР был просто невозможен вследствие его географических размеров и плохих дорог. Резервы Германии вплоть до продуктов питания были удручающе скудными. Надежды возлагались на подлежащие оккупации пшеничные поля Украины.
     Экономические возможности Третьего рейха не соответствовали целям и задачам войны.
     Климат, местность, социальные, экономические, политические, военные условия немецким Генштабом совершенно не изучались вследствие острой нехватки времени.
     Военно-технического превосходства у Германии до войны никогда не было.
     Фронт вторжения немцев увеличивался до 2800 км, или до 16 км на дивизию, при нормативных 5 км.
     Через весь документ прослеживалась хвастливая переоценка боеспособности вермахта.
     Без преувеличения, план Барбаросса был документом с набором благих пожеланий, нежели доктриной боевых действий против сильного противника, каким был Советский Союз.
     Великий фюрер ошибался. Он исходил из искажённых, а подчас и фантастических представлений о военном и экономическом потенциале СССР.
     «Если бы меня заранее проинформировали о том, что русские произвели такое большое количество вооружений, я не поверил бы и решил, что это дезинформация... а если сведения, которые докладывал Гудериан, соответствуют действительности, то принять решение о нападении на СССР было бы значительно труднее...» (21.07 и 4. 08.1941 г. А. Гитлер).
     «Мы серьёзно недооценили советскую боеспособность, и, главным образом, вооружение Красной армии. Мы даже приблизительно не имели представления о том, что имели большевики в своём распоряжении...» (август 1941 г. генерал Гудериан).
     «У германского командования почти полностью отсутствовали данные о подготовке резервов, подвозе подкреплений и снабжении войск в глубоком тылу противника, о новом строительстве и промышленном производстве СССР. Хуже того, когда немецкое руководство получало информацию о России из других источников, не соответствующую его собственным представлениям, эти сведения игнорировали или признавали неправдоподобными...» (нем. историк Клаус Рейнгардт).
     Невероятно! Приблизительными оказались первоначальные немецкие данные о численности личного состава РККА. Начальник штаба Верхового командования сухопутных войск Франц Гальдер только 11 августа узнал, что Красная армия насчитывает уже 360 дивизий и бригад, а не 213, как он полагал в день начала войны.
      В Берлине искажённо оценивали экономические возможности СССР. Гитлер почему-то считал, что Россия в случае войны способна удовлетворить свои потребности в нефти только на 10 процентов, а марганец, вольфрам и молибден остро необходимый в сталелитейном производстве не добывает вовсе.
     Помощь в сторону Советского Союза от возможных союзников не предусматривалась.
     «Оглядываясь назад, можно без преувеличения сказать, что экономически война была проиграна Германией еще в 1940—1941 годах. Ни мощь вооруженных сил, ни производительность военной промышленности не были доведены до наивысшего возможного уровня, и потерянное тогда время уже не могло быть наверстано...» (нем. историк Ганс Керль,).
     «29 ноября 1941 года министр вооружений Тодт заявил фюреру: «В военном и военно-политическом отношении война проиграна (!)».
     «Выиграть эту войну Германия не могла никак. Была лишь возможность договоренности с СССР на определенных условиях. Но Гитлер был Гитлером, и под конец войны он вел себя все более безумно...» (нем. историк Берндт Бонвеч).
По всему получается, что во всех отношениях к войне с СССР Германия была не готова.
     В большой политической игре требуется предугадать ход соперника, исходя из наиболее реального сценария развития событий. Но практически невозможно предугадать его ошибку. Гитлер смог обмануть советского вождя народов, лишь предварительно обманув себя и германскую нацию.
     Сталин же, на основании имеющихся в его распоряжении данных, сделал единственно верный вывод о том, что в ближайшее время до достижения решающего превосходства над Англией, нападение на СССР для арийской нации равнозначно самоубийству.
     Если таковое случится, то преднамеренная авантюра приведет Германию к затяжной войне на два фронта. И здесь для Третьего рейха ничего хорошего не будет. Для успешного ведения боевых действий и захвата территорий у немецкого государства не было ни сил, ни времени, ни ресурсов.
     К великому сожалению, великий демон всех времён и народов не прислушался к здравому смыслу и сделал фатальную для себя ошибку. Фюрер вступил в противостояние с СССР. Тем самым Адольф Алоизович Шикльгрубер подписал себе смертный приговор, а Германия капитулировала. Собаке — собачья смерть.   


Рецензии
Задним умом все крепки. Но в 1940-1941 гг., когда разрабатывалась стратегия и планировались операции по нападению на СССР, ни для германской , ни для советской стороны не все было так ясно и понятно. Во всяком случае, по комплексу показателей, характеризующих боевую мощь армии, РККА была слабее Вермахта и к современной войне не готова. Именно поэтому Сталин боялся столкновения с Германией и всячески старался конфликта в 1941 г. избежать. С другой стороны, просчет Гитлера и его окружения был в том, что они не учли потенциальных возможностей советского государства, советской системы. Но как это можно было сделать практически до начала войны? Да никак!

Расстояния и состояние путей сообщения препятствовали проведению операций как той, так и другой стороне, количество вооружений удалось поднять только в результате беспрецедентных результатов эвакуации промышленности и налаживания производства на Востоке, переформировать, сформировать и обучить воинские части и соединения в столь сложной обстановке удалось, использовав уникальные мобилизационные возможности системы (как бы мы ни оценивать ее с точки зрения понятий демократии и гуманизма). Перечисления аналогичных факторов можно продолжить...

Безусловно, пропагандистские утверждения «враг будет разбит, победа будет за нами!», которые воодушевляли народ и армию, были жизненно необходимы. Однако, у высшего руководства страны такой уверенности в первые недели и месяцы военных действий не было. Недаром Сталин в кругу своих соратников, накануне своего известного радиообращения 3 июля 1941 г. к народу, сказал: «Ленин создал нашу страну, мы ее просрали».

P.S. Не будем останавливаться подробно на всех неточностях при характеристике войск и ресурсов, которыми располагал к началу войны СССР и сравнений их с Германией, которая к тому времени подмяла под себя всю Европу и использовала ее ресурсы. К примеру, боевой состав РККА включал 303 дивизии и 22 бригады , т. е. 314 расчетных дивизий, а не «360 дивизий и бригад», не говоря уже о том, что на всем Западном ТВД было развернуто из них 170 дивизий с возможностью в дальнейшем выдвинуть из тыловых военных округов еще 57 дивизий. Германия развернула против СССР 152 дивизии и 2 бригады, а также 29 дивизий и 16 бригад союзников, всего 181 дивизию и 29 бригад, т. е. 196 расчетных дивизий. Если дивизии Вермахта были полностью укомплектованы по штатам военного времени, то советские имели большой некомплект личного состава и техники. Уровень боевой подготовки и боевого опыта войск и штабов при этом вообще не стоит сравнивать. Так что и количественно, и качественно преимущество было, безусловно, на стороне Вермахта.

Игорь Абросимов   31.08.2017 19:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.