Воспоминания Клюкиной Рыжковой Александры, 1

ПАМЯТНАЯ ВСТРЕЧА
У моей хорошей подруги была удивительная память, мы с
Любой удивлялись, как она помнила многие подробности. А я
не помню, когда Нину оставляли после уроков. Может, в мате-
матике Нина была и слаба, но в училище, когда начались спе-
циальные медицинские предметы, она училась хорошо. «Шиб-
коДельноПоратоБаско» – так я называла подругу моего детства
и юности. После окончания медицинского училища разлетелись
мы все в разные сторонушки. Нина по распределению попала в
«глушь», где и отработала фельдшером до выхода на заслужен-
ный отдых. Какая тёплая и радостная была у нас недавно встре-
ча! «А помнишь? А помнишь?..» – Эти слова не сходили с наших
уст, и мы смеялись, как маленькие дети. Нина вспоминала мой
колокольчиком звенящий смех и озорные смешинки-изюминки
в глазах, мою заповедь: гулять – так гулять, работать – так рабо-
тать, чтобы середины не было. А если любить, то искренне. Лю-
бой человек становится талантливым, если не расстаётся с лю-
бовью. А юмор? «Юмор тебе достался от деда Васи и тёти На-
сти», – сказала Нина. Да, несомненно. Мои мама и дед так и ис-
крились юмором. Говорили они с шутками да прибаутками, ино-
гда в рифму. А дед, когда выпьет, любил петь частушки, иску-
сно снабжая их матюшками. В четыре или в пять лет я уже суме-
ла спеть частушку «с перчиком» серьёзной соседке, введя в кра-
ску родителей. Нине я тоже некоторые спела. От бурной реакции
на частушки она чуть со стула не слетела. «А помнишь, как мы
у тебя списывали? – спросила Нина. – А ты мне однажды сказа-
ла, чтобы я сначала посуду вымыла, а потом дашь списать». Мне
стало смешно: «А полы я вас не заставляла мыть?». – «Полы?
184
Нет!» – Мы так смеялись, что бартерными сделками я начала за-
ниматься ещё в школе, но коммерсанта из меня не получилось.
Моя строгая тётя Дуся всегда ругалась, что я разрешала списы-
вать. Перед школой все собирались у меня, поджидая друг друга.
Некоторые подруги успевали даже утром «сделать» уроки, у нас
дома. Затем весёлою гурьбой мы шли в школу.
– А помнишь, какая строгая была у тебя мама? Наказывая, я
помню, она тебя шлёпнула лопатой по заднему месту, – спроси-
ла я.
– Да, мама всё время меня стегала, но не так, чтобы ДУШЕ-
ВЕРЁДНО, – сказала Нина.
– Что? Переведи! – Я не могла удерживаться от смеха, услы-
шав диалектные слова.
– «Душеверёдно» – сильно, а мама меня стегала не очень
сильно, – пояснила Нина, тоже смеясь. – Это от глагола вередИ-
лась – ушиблась.
– Ну, хватит граять – смеяться, то есть, – пошутила я. – Что-то
я замёрзла от смеха.
– Ой, лихо! – Нина так и ставила меня в тупик своими выска-
зываниями. – Спать хочу!
– Спать я буду сегодня с тобой, а не с мужем, – заявила я.
– А спать-то мы с тобой сегодня лягем кривулька в кривуль-
ку? Ты же замёрзла.
Нина серьёзно объяснила мне, как в холода, в войну, люди со-
гревались, не давая замёрзнуть друг другу. Ну, вот, так и при-
шлось разговор закончить на грустной ноте. На другой день
опять были воспоминания.
– А помнишь родительское собрание в пятом классе, когда
были приглашены и ученики? – спросила я Нину. – Твой отец
стыдил нас за плохую успеваемость. Он говорил, что партия и
правительство заботятся о нас, о школе, выделяя огромные сум-
мы денег на наше образование, чтобы мы выросли честными, до-
стойными, образованными людьми.
185
Отец Нины был коммунистом, работал в то время председате-
лем сельского Совета. С его «лёгкой руки» Нину стали дразнить
парни: «Партия и правительство».
– Конечно, помню. Такое не забывается, – сказала Нина.
– А ты как терпела? Когда перестали обзываться?
– А я не обращала внимания, как будто не слышу, вот парни и
отступились.
Напоследок Нина совсем уморила меня, сказав:
– У нас в родной деревне «латка» – это глиняная ёмкость, в ко-
торой растворяют тесто. И есть слово «ладка».
– А что, это не одно и то же? – спросила я.
– «Ладка» пишется с буквой «д», – поясняет Нина. – Это са-
мое ценное место у женщин.
Тут уж я дала волю смеху, чуть не упав с табуретки, ведь
смеяться-то я мастерица. Муж влетел в комнату, чтобы узнать,
что случилось. Обычно мы с Ниной такими буйными не бываем.
Пришлось мне доходчиво объяснить ему:
– Помнишь, в молодости, соседский мальчик Серёжа, кача-
ясь на качели, пел песню про Ладу? Вместо слова «хмуриться»
он пел: «Курицы не надо, Лада!». Вот Нина и рассказывает, что
у них женскую курочку называют «ладка». Вот тут уж смеялись
втроём. Мой серьёзный муж не отставал от нас. Не зря говорят:
«С юмором не дружить – желчь в себе копить»...
3 января 2013 года ушла из жизни моя подруга детства и юно-
сти Нина Петровна Пешкова (Антипина). Светлая память Ниноч-
ке, фельдшеру от Бога.


Рецензии