Леонардо да Винчи ХХ века

                ДАЛИ САЛЬВАДОР
                (1904-1981)
                Испанский живописец


000
Когда рядом с вещами Босха, Брейгеля или Арчимбольдо, я смотрю на «сюрреализм» какого-нибудь Сальвадора Дали, он кажется мне, несмотря на его усы, каким-то обрюзгшим калекой по сравнению с этими родоначальниками сюрреализма, которые до сегодняшнего дня сохранили свою молодость и значение.
(Ю.П. Анненков)
000
Истинный Иоанн Креститель (сюрреализма. – В.Р.).
(Л. Арагон)
000
В нем 20000 вольт ничем не ограниченной образности.
(«Арт дайджест», 1941 г.)
000
Живопись Дали никогда не бывает лишена мысли.
(«Арт дайджест», 1941 г.)
000
Дали – это бомба в искусстве.
(П. Берд)
000
Все, что Дали в состоянии слышать, – это скрип своих патентованных кожаных туфель.
(А. Бретон)
000
Даже если иные черты его личности вызывают отвращение – …это настоящий гений, писатель, рассказчик, мыслитель. Ни на кого не похожий.
(Л. Буньюэль)
000
Это самый непрактичный человек в мире.
(Л. Буньюэль)
000
Дали и я – это души-близнецы.
(Ф. Гарсия Лорка)
000
Он, по-моему, уникум, и у него спокойствие и ясность суждения в отношении того, что он считает по-настоящему волнующим. Он ошибается – ну и что? Он живой.
(Ф. Гарсия Лорка)
000
Он трогает меня; Дали вызывает во мне такое же чистое чувство (да простит меня наш Господь Бог), как заброшенный в Вифлеемском дворике Иисус – младенец, под соломой постельки которого уже таится росток распятия.
(Ф. Гарсия Лорка)
000
…сердце, нежное, астрономическое,
сердце карточной масти, сердце…без ран.
(Ф. Гарсия Лорка)
000
Ты…
… на знамя глядишь, как на детскую шалость.
(Ф. Гарсия Лорка)
000
Бдительная душа.
(С. Гаш-и-Каррерас)
000
Дали умеет как-то очень весело говорить о никем не рассмотренных вещах, по зрелом размышлении оказывающихся весьма тонкими и разумными, - словом, все это – работа ума высокого полета.
(Ж. Грин)
000
Брат всегда был крайне впечатлителен и на удивление легко поддавался внушению.
(А.М. Дали)
000
Детскости он не утратил никогда.
(А.М. Дали)
000
Сальвадор боялся кассиров не меньше, чем телефонов и кузнечиков.
(А.М. Дали)
000
Сальвадор был очень умен, но долго оставался сущим ребенком, особенно в сравнении со сверстниками.
(А.М. Дали)
000
Сальвадор всегда отличался способностью безоглядно увлекаться чем-либо или кем-либо.
(А.М. Дали)
000
Сальвадор интересовался всем на свете, и только одно его совершенно не занимало – деньги и все с ними связанное.
(А.М. Дали)
000
Сделанное никогда не удовлетворяло Сальвадора – картина казалась ему лишь бледной копией той красоты, которую он носил в своем сердце.
(А.М. Дали)
000
Он – несчастнейшее существо и не ведает, что творит. Притом – образцовый, бесстыжий негодяй. Полагает себя умнее всех, а сам даже грамоты не знает.
(С. Дали-и-Куси)
000
Воображение у него посильнее, чем у Пикассо.
(Ж. Далмау-и-Рафель)
000
Пусть про Дали говорят, даже если говорят хорошо.
(Девиз)
000
Живопись Дали представляет собой самое значительное достижение в области перевоплощения натюрморта.
(Ж. Илер)
000
Живопись Дали реакционна.
(Ж. Илер)
000
Сальвадор Дали – враг всякой абстракции, враг кроссворда в картинках.
(Ж. Илер)
000
Апологет Месонье.
(Ж. Кассу)
000
Маньяк фотографически точной детали.
(Ж. Кассу)
000
Мастер аллегории дурного вкуса.
(Ж. Кассу)
000
Лорд Лейтон бульвара Сансет.
(О. Ланкастер)
000
Этот испанский эксгибиционист вдохнул новую жизнь в старый метод.
(О. Ланкастер)
000
Он продолжает проповедовать превосходство сложности над простотой, иерархии над равенством, метафизики над политикой, зрелости над юностью.
(Д. Макивен)
000
Никто на Западе не имел лучшего взаимопонимания с космосом, чем Дали.
(Ж. Матье)
000
Наделенный самым потрясающим воображением, какое только можно представить, вкусом и склонностью к блеску и пышному великолепию, к театрализации, ко всему грандиозному – и одновременно также к играм и к сакральному, Дали смущает мелкие умы, поскольку использует свет для сокрытия истин и поскольку применяет скорее диалектику аналогий, нежели тождества. Для тех же, кто озаботится выявлением эзотерического смысла его шагов, Дали покажется самым скромным и самым зачаровывающим волшебником, ясновидение которого простирается настолько, что начинаешь понимать: этот человек куда более важен как космический гений, нежели как живописец.
(Ж. Матье)
000
Он больше, нежели любой другой художник, преуспел в выражении ностальгии, ужаса, поэтичности и неразберихи, присущих нашему непростому времени.
(Р. Моурс)
000
Для него автоматизм или даже сон являются пассивным состоянием, бегством в иррациональное, в то время как паранойя представляет систематическое действие, которое добивается скандального вторжения в мир, в желания человека, в желания всех людей.
(М. Надо)
000
Он – испанец, будто сошедший со сделанного древесным углем детского рисунка, эдакий типичный испанец с улицы, если исключить невероятную длину его усов.
(А. Нин)
000
Одержимый живописью и фанатично преданный искусству, Дали был изначально внутренне одинок и мучительно неловок в общении. Он был, что называется, не от мира сего.
(Один из друзей)
000
Художник, рисующий наподобие некоего прерафаэлита, у которого с головой случилось что-то странное.
(Один из критиков)
000
Дали столь же антиобщественен, как вошь.
(Д. Оруэлл)
000
Дали является рисовальщиком прямо-таки исключительного дарования.
(Д. Оруэлл)
000
Он – эксгибиционист и карьерист, но отнюдь не мошенник.
(Д. Оруэлл)
000
Оснащён настолько полным и превосходным комплексом извращений, что ему может позавидовать любой.
(Д. Оруэлл)
000
Леонардо да Винчи ХХ века.
(Прозвище)
000
Невольник века.
(Прозвище)
000
Чешский мазила.
(Прозвище)
000
Он был сторонником ненасильственных действий.
(Ж. Риголь-и-Форнагера)
000
Дали потерялся, потерялся и еще раз потерялся. Потерялся в Сахаре, размером с телефонную будку.
(Г. Сакс)
000
Атом Дали.
(Самооценка)
000
Все творчество Дали в его жизни.
(Самооценка)
000
Гений самой разносторонней духовности нашего времени, истинно современный гений.
(Самооценка)
000
Главное, чтобы о Дали непрестанно говорили, пусть даже и хорошо.
(Самооценка)
000
Депрессивный неврастеник.
(Самооценка)
000
Дон Сальвадор всегда на сцене!
(Самооценка)
000
Когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену – получился Сезанн. Дали захотел подражать Месонье. Из этого получился Дали.
(Самооценка)
000
Наполовину сумасшедший гений, способный на большую отвагу.
(Самооценка)
000
Нет, никогда Дали не станет безумцем.
(Самооценка)
000
Непревзойденный провокатор.
(Самооценка)
000
Никогда и ни при каких обстоятельствах не выступать в обличье паяца.
(Самооценка)
000
Сальвадор Дали призван стать величайшей куртизанкой своей эпохи.
(Самооценка)
000
Самый проворный художник в мире.
(Самооценка)
000
Художник утробной боли.
(Самооценка)
000
Человек скачущий.
(Самооценка)
000
Дали представляет собой плотоядную рыбу…которая плавает между холодными водами искусства и тёплыми водами науки.
(Д.Т. Соби)
000
Безумец, приносящий счастье.
(Современники)
000
Гений саморекламы.
(Современники)
000
Один из самых блестящих рисовальщиков XX века.
(Современники)
000
Беспокойный и неутомимый художник с осиной талией, причудливыми усами и глазами старого прорицателя, гадающего с помощью магического кристалла.
(«Тайм», 1939)
000
Он обладает такими способностями к рекламе, которые должны заставить любого циркового агента по связям с прессой позеленеть от зависти.
(«Тайм», 1936г.)
000
Он был весьма неестественной, натянутой личностью.
(Л. Фини)
000
Нет никаких сомнений, что он был гением.
(Ж.-Л. Фосиньи-Люсенж)
000
Он играл в сумасшедшего, но в то же самое время он всё-таки действительно был немного безумен. Ему вообще всегда давалось с трудом проведение грани между реальностью и фикцией.
(Ж.-Л. Фосиньи-Люсенж)
000
Он умел вести самую приятную и интеллектуальную беседу, и его мысли были весьма оригинальны. Дали был хорошо осведомлён во многих вопросах, но политика и злоба дня его не интересовали. Его ум всегда был нацелен на метафизические проблемы.
(Ж.-Л. Фосиньи-Люсенж)

000
У Дали были прекрасные манеры, он был очень хорошо воспитан.
(Ж.-Л. Фосиньи-Люсенж)
000
Никогда не видел более совершенного прототипа испанца! Какой фанатик!
(З. Фрейд)
000
Больше, чем любой другой живописец этого столетия, Дали играл роль художника, роль человека искусства как сумасшедшего и фокусника.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Законченное воплощение шаманствующего заклинателя, умеющего, словно по волшебству,  сотворять чудеса, славу и деньги.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Каждый сделанный им мазок кисти был эквивалентом пережитой трагедии.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Необычный, парадоксальный, страдающий человек.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Он ненавидел коллективность. Обособленность была фундаментальным догматом его жизни.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Он обладал такими свойствами, как энтузиазм и смелость в ломке всех барьеров.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Последний из великих денди.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Человек, который предпочитает «тюрьмы, возведённые им самим».
(М. Этерингтон-Смит)
000
Человек редкого интеллекта, но одновременно также и человек, попавший в ловушку хрупкости собственной души.
(М. Этерингтон-Смит)
000
Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность.
000
Благосклонные случайности были моими союзницами.
000
Большинство людей, которые мне встретились, я рассматривал только и исключительно в качестве тех, кого я мог бы использовать в своих честолюбивых странствиях, как носильщиков.
000
- Верите ли вы в чьё-либо бессмертие?
- Да, в своё собственное.
000
В моей верности традиции и в моей реакционности куда больше мятежа и кощунства, чем во всех ваших ублюдочных революциях.
000
Всё, что со мной происходит, имеет какой-то высший, исключительный смысл.
000
Для меня в искусстве – вся сущность бытия.
000
Другие так плохи, что я оказался лучше.
000
Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу ; создать Вселенную.
000
Единственное различие между безумцем и мной в том, что я не безумец!
000
Если бы я не работал, что бы я делал здесь, на земле? Скучал бы, как устрица. Поэтому я терпеть не могу устриц.
000
Живопись – только одно из средств выражения моего тотального гения, который существует, когда я пишу тексты, когда я живу или когда тем или иным способом манифестирую своё волшебство.
000
Зависть прочих художников всегда служила мне термометром успеха.
000
Из всех современных художников я – единственный, кто может делать то, что ему вздумается, и ещё неизвестно, не объявят ли меня однажды Рафаэлем нашего времени!
000
Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что  я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не имеет никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа.
000
Какие бы ни выпадали на мою долю грёзы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверностью.
000
Картина – просто незначительная и мелкая штука в сравнении с тем подлинным волшебством, которое я излучаю.
000
- Кого вы, маэстро, считаете самым талантливым художником в мире нашего времени?
- Себя.
   000
Люблю инквизицию!
000
Меня всегда завораживало золото, в каком бы виде оно предо мной ни представало.
000
Меня зовут Сальвадором – Спасителем – в знак того, что во времена грозной техники и царящей посредственности я призван спасти искусство от пустоты. Только в прошлом я вижу гениев.
000
Механизм изначально был моим личным врагом.
000
Мировую славу я завоевал только с помощью Бога и повседневного героического самоотречения необыкновенной женщины – моей жены Гала.
000
Мне предстоит выстоять одному и погибнуть в одиночку.
000
Мои возможности извлекать из всего пользу поистине не знают границ.
000
Мои часы показывают точное время.
000
Мой путь лежит в стороне от всех дорог.
000
Моя высокая цель – вечная Традиция.
000
Моя гитлеровская мания есть явление чисто параноидное и по природе своей абсолютно аполитично.
000
Моя смерть – самое неотъемлемое моё достояние!
000
Мы, Гала и я, являемся детьми Юпитера.
000
Надеюсь, никто не посягнет на мой высший титул – титул шута. Шутом был Чарли Чаплин, а ведь повсеместно признано, что он воплотил эпоху. Так что вообразите, что Чарли Чаплин не только шут, а кроме того рисует, пишет картины, ставит спектакли, то есть делает все то, что делаю я, это уже непревзойденная степень гениальности.
000
На меня обрушились все краски мира.
000
Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава Богу, врагов хватало.
000
Не было ничего более далёкого от моего мышления, чем всяческая мистика, - ничего.
000
Не верить мне у вас нет оснований, ибо я имею обыкновение сам уличать себя во лжи, а главное – первым!
000
Не могу долго общаться с князьями и миллионерами ; понятие о чести ведет меня прочь, в цыганские пещеры.
000
Ненавижу музеи и почти все, что в них.
000
Не переношу никакого тумана, пусть даже и самого безобидного.
000
Ницше пробудил во мне мысли о Боге.
000
Нормальность ставит меня в тупик.
000
Обычно мельницы делают муку – я же собираюсь из муки делать мельницы.
000
Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума.
000
Передо мной постоянная дилемма. Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду.
000
Пикассо испанец – и я тоже испанец! Пикассо гений – и я тоже гений! Пикассо  коммунист – и я тоже нет!
000
Пикассо разрушает. Я же – строитель. Мы являем собой два полюса испанской анархии.
000
По аналитическим и психологическим способностям я намного превзошёл Марселя Пруста.
000
Порой мне трудно отличить искусство от жизни.
000
Право говорить дала мне жизнь, которую я прожил, моя жизнь – и ничто другое. Во мне воплотилась, причём самым впечатляющим образом, послевоенная Европа – все её трагедии, все фарсы и опыты ставились и надо мной тоже, я играл во всех спектаклях.
000
Самое гениальное, что всё моё мастерство идёт исключительно от ума.
000
Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия.
000
Сплетен я никогда не боялся. Я даже позволяю им расти.
000
Среди моих знакомых нет человека по имени Пролетариат!
000
Сюрреализм – это я!
000
Техника моя достигла такого совершенства, что я даже в мыслях не могу допустить такой нелепости, как собственная смерть.
000
Шести лет от роду я мечтал стать поваром. В семь захотел сделаться Наполеоном. С тех пор тщеславие моё непрерывно растёт.
000
Эротика всегда казалась мне отвратительной, искусство – божественным, а смерть прекрасной.
000
Это не я являюсь шутом, а чудовищно циничное и наивно-бессознательное общество, которое прикидывается серьезным, чтобы было чем прикрыть свое безумие. Я же, не лишним будет напомнить, не безумец.
000
Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, и потому что брежу.
000
Я был одним из первых больших художников, который стал работать ради рекламы.
000
Я был приучен к тому, что обо мне всегда заботились, причём с соблюдением самого преувеличенного ритуала.
000
Я бы не купил ни одну из своих картин.
000
Я в жизни никогда не шутил!
000
Я в любой ситуации стараюсь спровоцировать как можно больше неразрешимых противоречий, дабы, воспользовавшись случаем, выжать из всего этого максимум иррационального сока.
000
Я всегда задаю себе один и тот же вопрос: где начинается глубокий и философствующий Дали и где кончается Дали чокнутый и нелепый.
000
Я всегда имел дар с лёгкой непринуждённостью манипулировать мельчайшими реакциями людей, которые меня окружают, и повелевать ими.
000
Я всегда умею выпутываться из затруднительных положений.
000
Я выражаю себя через посредство драгоценных украшений, цветочных клумб, эротизма, мистики.
000
Я действительно считаю себя Сальвадором Спасителем современного искусства, ибо я один способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с Разумом все революционные эксперименты современности, следуя великой классической традиции реализма и мистицизма.
000
Я довольно поверхностное существо и всегда готов прийти в восторг от оболочки – хотя бы потому, что оболочка – объективная данность, ее можно потрогать руками. И сегодня именно в объективной данности я нахожу поэзию, только через нее я ощущаю трепет Вечности.
000
Я и сам никогда не знаю, когда начинаю имитировать правду, а когда говорю её на самом деле.
000
Я…католик, человек апостольский и римский.
000
Я люблю, когда несчастны  другие.
000
Я – мистик.
000
Я не ищу, я – нахожу.
000
Я не люблю безмерной любви и потому тщательно избегаю всего, что может привести в экстаз. Впадая в экстаз, теряешь соображение.
000
Я не могу согласиться с полным исчезновением моей личности.
000
Я не сюрреалист, я ; сюрреализм.
000
Я никогда ни от чего не отрекался, но, напротив, всё подтверждал, возвышал, расставлял по местам, подчинял воле разума, освобождал от материальной оболочки и одухотворял.
000
Я остаюсь последним и единственным сюрреалистом.
000
Я парю над всем благодаря своему почти сверхчеловеческому интеллекту.
000
Я пишу картины потому, что не понимаю того, что пишу.
000
Я посадил себе на колени Уродство и почти тотчас же почувствовал усталость.
000
Я, по самой структуре мышления, ярко выраженный параноик.
000
Я предназначен самой судьбою не более и не менее как спасти современную живопись от лености и хаоса.
000
Я принадлежу к редкой породе людей, которые одновременно обитают в самых парадоксальнейших и наглухо отрезанных друг от друга мирах, входя и выходя из них когда заблагорассудится.
000
Я провокатор высшей марки.
000
Я просто обязан явить гениальность, пусть даже в пороке.
000
Я разрешаю себе умереть.
000
Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах – они ведь показывают точное время.
000
Я – фанатик пунктуальности, живописец, который очень серьёзно работает и в качестве хобби разыгрывает из себя клоуна.
000
Я хочу, чтобы все закончилось на мне.
000
Я – художник в высшей степени театральный.
000
Я человек поверхностный и люблю всё внешнее.
000
Я – шут, гистрион. Заметив, что мои идеи производят эффект, я их индустриализирую.
000
Я являюсь тотальным сюрреалистом, которого никогда не сможет остановить никакая цензура и логика. Мне не диктуют свои законы никакая этика, никакой страх, никакие катаклизмы.


Рецензии