Путешествие к вулкану. Часть 2

  На пароходе «Советский Союз»
  30 - 31 июля 1976 года

  Посадка на пароход – красавец, гигант, один из крупнейших судов Тихоокеанского флота, началась часа за полтора до отплытия. Обилие пассажиров на причале. Солдаты унылой болотной массой слева. Справа – парадно сияют белоснежными  форменными рубашками моряки. В середине разноцветная толпа гражданских, главным образом - женщины.

  Процедура посадки тянулась долго. Патруль, видимо пограничники, проверяли билеты и паспорта. Наконец, я поднялась по трапу и длинным узким коридором прошла к своей каюте 2-го класса. Первоначально разочаровалась. Я надеялась на двухместную и по опыту речных пароходов представляла ее комфортабельной, белоснежной. Эта же оказалась длинной, узкой, шестиместной. Справа располагались шкаф и умывальник. Затем двухъярусные койки по типу солдатских. Слева еще два таких же шкафа. А впереди снова две двухъярусные койки, напротив - красный диван и столик со светильником. В общем, довольно уютно.

  Но самое мое любимое место на пароходе – палуба.  Поэтому, едва устроившись и растолкав вещи по шкафам, отправилась туда.
  Проводы затягивались. Наконец по радио предупредили провожающих о необходимости покинуть пароход, затем еще раз, уже после того, как  подняли трап, о возможности оставшихся выйти в главном порту.

  Объявили отплытие. К пароходу подошли два буксира «Чароха» и «Богатырь». С носа и кормы им кинули трос, и буксиры стали оттягивать судно от берега. Это длилось минут двадцать. Затем передний стал заходить вперед, а задний носом медленно приближался к носу парохода и тихонько толкать его. Так «Советский Союз» был развернут, и оказался посередине Амурского залива. Вдали еще виднелись раскинувшиеся по склонам живописных сопок многоэтажные здания, мачты кораблей, подъемные краны исчезающего в тумане многоярусного Владивостока.

  Над пароходом кружили чайки. А с причала все еще махали и  посылали воздушные поцелуи провожающие.

  «Советский Союз» - самое большое пассажирское судно нашей страны.  Оно обслуживает Камчатскую экспрессную линию – одну из основных пассажирских линий Дальневосточного бассейна  протяженностью 1340 миль. Длина парохода двести пять метров, ширина двадцать четыре метра, водоизмещение тридцать тысяч тонн. Корабль может развивать скорость  в восемнадцать узлов. Машинная установка, которая обеспечивает такую скорость, имеет мощность двадцать восемь тысяч лошадиных сил.

  Пароход подобен целому плавучему городу: со своей электростанцией, вырабатывающей электроэнергию (до 2,7 тысяч киловатт), мощной радиостанцией, которая позволяет осуществить радиосвязь с самыми отдаленными уголками земного шара, двухпрограммным трансляционным узлом. В помещениях, которых  свыше тысячи, установлено восемьсот пятьдесят репродукторов.  Имеются две автотелефонные станции на триста и сто номеров и около ста электрических часов. В трюмах парохода в состоянии разместиться до трех с половиной тысяч тонн различных грузов.

  На судне десять палуб, на них находятся жилые и пассажирские помещения, с почти полутора тысячами плацкартных мест.  Пассажирские каюты отделаны деревом ценных пород и инкрустом.  Чтобы разместить такое количество пассажиров, экипаж (триста двадцать человек) и груз понадобилось бы около четырехсот железнодорожных вагонов.

  Горы каймой окружили залив с обеих сторон, и долго еще пароход шел в их прощальном эскорте. Вот справа показалась последняя сопка с отдельной, вдающейся в море скалой, на которой краснел маяк. Справа  же – красивый высокий и небольшой остров. На нем виднелся монастырь, и белели еще несколько зданий.   
  Все это скоро осталось позади.  Впереди только море.
Сильнее подул ветер. Море становилось все темнее, белые гребни волн замелькали на его поверхности. Стало слегка качать.  Вскоре всё скрылось в темно-серой сплошной мгле. Небо и море  стали единым. И я вдруг впервые начала осознавать, что такое пучина, особенно, когда вечером, уже часов в десять, сидела на открытой палубе одна, глядя в эту водяную бездну.

  Как успела узнать, на пароходе едут туристы из Братска и Прибалтики, дети из пионерских лагерей. Они долго торжественно скандировали и распевали прощальные песни провожающим.

  Моими соседками по каюте оказались две студентки из Владивостокского университета, с биофака, которые возвращались домой в Петропавловск на каникулы. О Камчатке говорят с восторгом, особенно одна – Надя. Она там   родилась, выросла, прожила одиннадцать лет. Приморье ей не нравится. Девушки рассказывали мне о снежных зимах, когда дома заносит снегом по первый этаж, а на улицах для пешеходов и транспорта вырывают туннели. О землетрясениях, которые бывают часто: раза два в месяц, хотя и не очень сильные. Самое большое, которое ощутили сами, было в 1972 году. Говорили о тревожном чувстве, страхе, охватившем людей в эти мгновения,  и все начинают бежать неизвестно куда. И все же Камчаткой восхищаются. Завидуют мне, что еду на вулканы. Сами там еще не были.

  Любопытно, каждый человек, с кем столкнулась здесь, почти легенда, во всяком случае, для меня – окружен ореолом экзотики. Вечером, когда сидела на палубе и смотрела в море, подошел молодой человек. Спросил:   
- Что Вы там увидели?
- Воду.
- Только-то?
- И волны.
- Волны всегда одинаковые.   Первый раз?
- Здесь первый раз.
  Оказалось, моряк. Работает на подводной лодке, на Камчатке. Когда узнал, что еду на вулканы, тоже позавидовал.

  На следующий день утром стало тепло. Почти не качало. Спалось хорошо, лишь изредка сильно кололо сердце.  А вообще-то, когда нет качки, едешь спокойно, лучше, чем на поезде.

  На море все те же белые гребни волн. Серое, единой массой, небо. Рядом со мной на верхней палубе, на носу парохода, также, как и вчера вечером, туристы из Прибалтики, без умолку болтающие на своем языке. Прекрасно знающие русский язык, они никогда не говорят по-русски. Вчера вышел небольшой казус. Рядом с нами (я сидела с прибалтийцами на одной скамье) разместилась парочка. Через какое-то время юноша подошел к ним и, показывая на часы, стал говорить: Zeit? Zeit? Те вначале как будто недоумевали, а потом спросили по-русски: «Сколько время?» и расхохотались.

1 августа

  Судно поворачивает на восток и идет проливом Восточный Босфор. Позади остров – маяк Скрыплев, острова Аскольд, Путятин. От мыса Поворотного пароход направляется к южным берегам Сахалина, этого дальневосточного «острова сокровищ».  Узнала, что пролив Лаперуза будем проходить  часов в восемь-девять утра. Лаперуз после обследования берегов Корейского полуострова  шел к Оку-Йесо (Oku-Yeso), нынешнему Сахалину. Здесь экспедицией был открыт пролив длиной сто один километр между Сахалином и островом Хоккайдо, названный затем его именем. Введённый в заблуждение постоянным уменьшением глубин, Лаперуз решил, что Сахалин - полуостров, соединённый с материком песчаным перешейком. Так что честь открытия  Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.

  Утром, вооружившись фотоаппаратом и записной книжкой, ринулась на палубу. Здесь уже находились прибалтийцы с фотоаппаратами. Это обнадежило. Значит, Лаперуза впереди. С утра солнечно. Некоторые загорают. Вдруг узнаю, что Лаперуза прошли ночью в двенадцать часов. С утешающей себя надеждой спрашиваю:
- Ничего не было видно?
- Почему? Видели. Даже рыбака японского видели…
  Очень сожалела. В довершение всех бед узнала, что по радио передавали историческую справку о проходимых пароходом местах. Слухом оказалось и то, что будем заходить на остров Шикотан, якобы кого-то высаживать, о чем мне поведал вечером  на палубе моряк, который вместе с другими ехал из Владивостока  на Камчатку, где они проходят службу. Это бывает, добавил он, в очень редких случаях. Но это оказались так называемые «камчатские хохмочки». Таких «хохмочек» позже Камчатка нам преподнесет еще немало.  Поэтому, когда по радио объявили: «Товарищи пассажиры! Справа по борту парохода вы можете наблюдать дельфинов», и все ринулись туда, но ничего не увидели,  уже не удивилась.

  А вокруг опять вода, одна вода… Но это уже не страшит, как в первый вечер. Небо прояснилось. Стало совсем голубым, лишь серая гряда облаков на границе с морем, удивительного изумрудно-бирюзового цвета. Красота!

  По радио объявили, что на пароходе проводится традиционный конкурс на лучший рисунок, рассказ или стихотворение о пароходе «Советский Союз».

  Наш пароход вошел в Охотское море, которое в четыре раза больше Каспийского и Черного. В северной части оно не глубокое, но с приближением к Курильскому архипелагу глубина увеличивается. Море холодное. Даже в самое теплое время температура воды здесь  плюс тринадцать градусов Цельсия.  Воды этого моря плодородны. В большом количестве водится планктон, в котором развиваются светящиеся организмы,  придающие ему сильное свечение.  Имеется около ста пятидесяти видов только водорослей. Среди них полезный продукт – морская капуста, прекрасное средство против зоба, ревматизма, атеросклероза. Интереснейший обитатель моря - краб. Крабы живут до двадцати лет. Они  могут странствовать. Вообще по рыбному богатству Охотское море занимает первое место среди всех известных морей. В нем насчитывается двести семьдесят видов рыб, причем треть не встречается больше нигде.

  Полутора суток пароход шел вдоль Курильских островов, протяженность которых с северо-востока на юго-запад тысяча двести километров. Всего в Курильской гряде свыше тридцати больших островов. Здесь самая тонкая земная кора, поэтому много вулканов, более ста из них действующие.

  Говорят, в ясную погоду видны величественные горы, склоны которых зимой и летом покрыты снегом. Высокие, с нависшими скалами, окутанные туманной дымкой. Взору предстают стаи касаток, дельфины, птичьи базары, красавец-вулкан Алаид. К сожалению, нам все это увидеть не удалось.
На острове необычная тайга. 

 2 августа

  Утро встретило нас туманом, легким дождем. Снова холодно и серо вокруг. Пароход прошел через проливы и сейчас выходит в Тихий океан. Слегка качает. Только что с экскурсией прошла по пароходу.

  Суда, как и люди, имеют свою судьбу: рождаются, живут и умирают.  Но об одних забывают, а другие становятся легендами. (Здесь частично используется материал из статьи Сергея Сигачева  “Четыре жизни «Советского Союза».Часть4.).  (periskop.livejournal.com›Советская биография›?page=3)

  Пароход «Советский Союз» - легенда. У этого белоснежного лайнера-красавца, ставшего флагманом Дальневосточного морского пароходства в конце 1950-х годов, необыкновенная история. Говорили, что раньше он назывался «Великой Германией» или «Адольфом Гитлером», но это – мифы.  Верно только то, что он был из Германии.
  Судно построили на крупнейшей судоверфи «Блюм и Фосс» в  Гамбурге для трансатлантических рейсов из Германии в Америку. Под названием «Альберт Баллин», в честь крупнейшего судовладельца компании «Гамбург-Америкалайн», в середине 1923 года пароход  отправился в первый пробный рейс на Нью-Йорк. Он мог перевозить около двух тысяч человек в каютах первого, второго и третьего класса. Затем корабль прошел модернизацию и с новым именем «Ганза» в годы Второй мировой войны вошел в состав военно-морского флота Германии. Судно перевозило военные грузы и войска.

  В марте 1945 года во время эвакуации гитлеровцев из Восточной Пруссии «Ганза» подорвалась на мине и затонула на двадцатиметровой глубине в девяти милях от берега, лишь восемь метров возвышались над поверхностью воды.
  По решению Потсдамской конференции,  когда военно-морской и торговый флоты Германии разделили поровну между собой страны - победители, по репарации, в число судов, предназначенных для  передачи СССР, попала и «Ганза». В 1949-ом году корабль подняли силами советского Краснознаменного ЭПРОН (экспедиция  подводных работ особого назначения). После ремонта и модернизации в Голландии, ГДР и Севастополе   (по чертежам Ленинградского центрального конструкторского бюро Морского флота, за что руководитель проекта получил Сталинскую премию)     возрожденный корабль стал самым крупным пассажирским судном и под названием «Советский Союз»  вступил в состав морского флота СССР. В ходе восстановительных работ внешний облик лайнера значительно изменился. Пароход обладал прекрасными мореходными качествами, мощной силовой установкой, всеми удобствами для пассажиров и не имел  ничего общего с первоначальным видом.

  В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и стал работать на Камчатской экспрессной линии. Из-за железного занавеса он не мог ходить в круизы. Перевозил, главным образом,  людей,  прибывающих на Дальний Восток по оргнабору и на рыбный промысел, а также тысячи призванных на военную службу и уволенных в запас военнослужащих срочной службы. И, конечно,  продукты, производственные грузы. Жители Владивостока и Петропавловска старшего возраста помнят, как в канун Нового года «Советский Союз» привозил им мандарины и яблоки, которые люди брали не килограммами, а ящиками. На этой линии турбоход работал до своего конца.

  Все же один такой круиз  состоялся. И сразу вошел в историю. Произошло это всего за полгода до моего путешествия, в канун нового 1976 (или 1975).
  Интереснейшую историю  об этом рассказал Михаил Михеев, один из участников того морского вояжа «Из зимы в лето».* (*cruiseinform.ru>Cтатьи >/kruiz-iz-zimy-v-leto)
  Турбоход "Советский Союз" должен был из Владивостока сходить в тропики, на экватор и вернуться обратно. Маршрут предстоящего рейса держался в секрете от туристов, его не сообщили даже перед началом плавания. Известно только, что к чужим берегам лайнер не приблизится.

  Но запомнилось это плавание не только экзотикой, тропической жарой, пересечением экватора и  развеселым существованием отдыхающих, а невероятным ЧП, случившемся на пятый день путешествия. Вот как пишет об этом Михеев: «Один из туристов, даже фамилию его помню — Курилов, ночью пропал, когда проходили мимо Филиппинских островов. Упал за борт  и утонул? Сбежал? Мы терялись в догадках. Хотя вскоре было заявлено: рванул на Филиппины, в «загнивающий» капитализм. На корабле было два тайных сотрудника КГБ, видимо, они получили эту информацию».

  Как стало  вскоре  известно, Кириллов - ученый - океанограф. Занимался созданием батискафов. Его родители в свое время были репрессированы (по другой информации — сестра вышла замуж за индийца и жила за границей). Поэтому его не пускали в загранпоездки на симпозиумы и т.п.  Для протеста он и выбрал такой путь.

  Через десять лет, уже после перестройки, когда в стране  воцарились демократия, гласность и плюрализм мнений, смелый в этом отношении журнал «Огонек» опубликовал отрывок из романа того самого перебежчика Кириллова «Побег», необычайно интересного и талантливо написанного...

  За время эксплуатации в составе Дальневосточного морского пароходства к началу летней навигации 1976 года турбоход «Советский Союз» совершил по линии Владивосток – Петропавловск – Владивосток двести сорок девять рейсов, прошел восемьсот двадцать одну тысячу миль, что по протяженности превышает тридцать семь оборотов вокруг земли, перевез более пятисот тысяч пассажиров и почти восемьсот тонн  народно-хозяйственных грузов.

  На пароходе имеются рестораны, бар, кино-концертный салон,  библиотека с читальным залом, промтоварно-сувенирный магазин, парикмахерская, почта. А также амбулатория, госпиталь, зубоврачебный кабинет, закрытый плавательный бассейн, детские комнаты игр и другие красиво отделанные  комфортные помещения, делающие для пассажиров поездку по бескрайним просторам Дальневосточных морей удобной и приятной.

  Первым капитаном «Советского Союза» был Николай Артюх (почетный гражданин Владивостока, старый партизан). Говорили, что именно с него скульптор лепил главную фигуру памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Он  зажег первый  Вечный огонь во Владивостоке в 1975 году. Во время моего плаванья капитаном на «Советском Союзе» был Петр Полищук (предположительно).  Затем он проработал еще пять лет, до  полного списания парохода  в 1981г.  Иногда его подменял капитан Веденский.

  Как уже говорила, с пароходом связано много легенд и мифов. Одна из самых увлекательных - легенда о малиновом рояле. Об этом пишет в своем блоге  в интернете Сергей Сигачев (он же periskop), о чем уже упоминала. Рояль был изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер». В свое время он стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» - крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и – то ли сам играл, то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле...
  В восьмидесятых годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл свою роль и возрастной фактор (на тот момент ему было уже 57 лет). Белоснежный океанский лайнер, переименовав в «Тобольск», продали на металлолом в Японию.
  «Когда «Советский Союз» стали оформлять на «гвозди», - вспоминал последний капитан парохода Петр Полищук, - то я в шутку сказал одному из партсекретарей ДВМП: «Нельзя «Советский Союз» сдавать на металлолом. Это плохое предзнаменование». Он в ответ буркнул, чтобы я «громче молчал», а то посадят. А через восемь лет после списания судна не стало и самого Советского Союза».
  Любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и обнаружил первый директор Пушкинского театра Б.Г. Косяков.
  «Он-то и предложил  нам, - рассказывает Сергей Сигачев - в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова». Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…
  В начале шестидесятых годов ХХ века… я работал судосборщиком … на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера.
  Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль. Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…
  Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре (продолжает Сергей). Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.
  Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но… мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.

  …Нам показали госпиталь. В составе медицинского персонала  - терапевт, хирург, стоматолог и медсестра. Были случаи: прямо на судне делали операцию.    Посмотрели каюты 1-го класса и правительственную каюту–люкс, которая имеет прихожую, банкетный зал, спальню. Всего кают-люкс шесть.  Сейчас в одной из них едут пионеры, совершающие круиз: Магадан – Владивосток -  Петропавловск – Магадан. Побывали мы и на капитанском мостике. Штурман – молодой симпатичный усатый рассказал об управлении судном. Посмотрели в локатор. Я ничего не увидела: черное поле и зеленый подвижный луч. Как потом сказала экскурсовод, сейчас очень трудно вести пароход – туман и вокруг много кораблей. Точки на зеленом луче и есть корабли. Интересно, что мы ни один не видим.

  Вчера вечером на палубе разыгрывали лотерею. В качестве выигрышей раздавали две-три бутылки вина, книги, детские пластмассовые игрушки, проспекты о Владивостоке, Петропавловске и открытку с изображением парохода «Советский Союз». Мне очень хотелось получить такой проспект. Их почему-то не продают. Они бесплатные. Но, хотя у меня было три билета, я ничего не выиграла. Сегодня с трудом выпросила у кассирши проспект.

  Утром в кино-концертном салоне с большим удовольствием посмотрела фильм «Земля Санникова». Раньше я не видела его, и еще больше повлекла к себе Камчатка.


Рецензии