Троян

- Дедушка Одиссей! Дедушка Одиссей!
- Что тебе, внучок?

Честно говоря, я не помню, как его зовут. У меня много внуков.

- Учитель выгнал меня из класса!
- Да?..

Не хватало мне вмешиваться в школьные дела.

- За что?
- Мы учили взятие Трои. Про то, как ты придумал сделать Троянского коня.
- И?..
- Я сказал, что это ерунда. Троянцы же не идиоты, чтобы взять коня в город, не проверив, что там внутри.
- И учитель тебя выгнал?
- Да, сказал, что я невнимательно слушал. Афина помутила разум троянцев, а Посейдон послал морского змея,и он утащил Лакоона, который хотел сжечь коня.
-  Ты хочешь, чтобы я поговорил с учителем?
- Нет, не надо. Это мое дело.
- Так что же?
- Скажи, неужели все было так, как написал Гомер?

Да, на войне не трудно услышать голос богини. И морской змей запросто примерещится. Аякс  тот стал вдруг  кричать: «Все вы - скот! Я буду резать вас, как коров!»   Пришлось прирезать его самого.
Я еще никому не рассказывал про поход и взятие Трои.  Никто и не рисковал  спрашивать. Кому интересно, пусть читает Гомера. Там, говорят, все очень складно написано.    Хотя вот у мальчишки возникают сомнения.

Я вдруг взял и рассказал ему. Зачем, не знаю. Может, этой
историей  выпустил пар, который, как на  крышку казана, давит изнутри на мой череп. Я говорил, и мои слова вызывали воспоминания, которые, я надеялся, уже давно выветрились из головы.


- Одиссей! Одиссей!
Кричали за дверью спальни. Юная Пенелопа, сверкнув ягодицами,  выскользнула из постели, приложила палец к губам, улыбнулась и   убежала в другую дверь.   
- Одиссей, проснись!
Я открыл глаза. Это был Эпей.
- Просыпайся! Я понял, что надо делать!
- В смысле?..
- Чтобы взять Трою. 
- Иди,  проспись…
- Послушай, я купил  книгу. У купца, что привозил вино.
- Ясно.
- Послушай!  В ней написано, как взять город. Меня сегодня словно стукнуло. Мы тоже должны так сделать.
- Как?
Я  еще не проснулся. Поэтому слушал эту ерунду.   
- Они сделали деревянного коня, поставили его у стены, а сами спрятались. А в коне сидели  воины. Те затянули коня в город, он был красивый, даже сделали пролом в стене, потому что конь не проходил в ворота, а эти ночью вылезли и перерезали всех во сне.
- Подумай сам, - сказал я Эпею, - разве троянцы не поймут, что конь внутри пустой? Не заглянут внутрь, отодрав обшивку? Не сожгут его вместе со спрятавшимися?
- Прочти сам, - сказал Эпей, уже не так живо, - вот эта книга.
- Ты читаешь на языке латинян?
- Мне пересказал купец. Это написано вот здесь.

 Чтобы он отстал, я прочел. Equa  ligne стояло в книге на варварской латыни.  Деревянная лошадь. Equa duco  in urbi – лошадь ввели в город. Я сразу вспомнил другую книгу, тоже на латыни. Там воины пробрались  во вражеский город, протиснувшись по деревянной трубе водовода.  Aqua ductus in orbi.  Замени одну букву, и получишь вместо воды лошадь, а вместо акведука – деревянного коня.

- По-моему, все  ясно, - сказал я Эпею. – Писатель перепутал или переврал. Беда в том, что у троянцев нет акведука. Воду они берут в колодцах и источниках внутри города. Ты это знаешь, не хуже меня.   

Сказал и снова заснул.
Но слова Эпея, как бацилла, залетели в мою голову, несколько дней жили там  скрытой жизнью, а затем вдруг себя обнаружили.

Я стоял у воды рядом с нашими вытащенными на берег кораблями,   и  вдруг меня, как выражается Эпей, стукнуло. Пролом в стене – это же вход в гавань Трои – в узкий длинный залив,  окруженный  городскими стенами. В гавани стоит троянский флот. Из-за него мы и не можем взять Трою. На море в осаде мы, а не они. Редкий купец способен проскочить мимо их патрулей, чтобы привезти нам еды. Вход в гавань закрыт цепью, натянутой между двух башен. Сходу в гавань не проскочишь, а остановившийся у цепи  корабль тут же забрасывают с башен  горшками с горючей смесью и поджигают.

А что же тогда этот деревянный конь? Да это же корабль, корабль с носом в виде конской головы. Надо, чтобы коня ввели в пролом.
Тот, кто написал  книгу о деревянном коне, прислал мне зашифрованное сообщение. Чтобы только я смог понять, о чем идет речь, а троянцы, если к ним попадет книга, не догадались.

Однажды поутру, еще затемно,  мы все вышли в море и поплыли прочь вдоль берега, будто бы навсегда покидая Трою. На берегу остался корабль с носом в виде конской головы и с накрепко прибитой  к мачте статуей Афины. Троянцы осмотрели корабль, не нашли ничего опасного,  отвели его в  гавань и поставили у причала рядом со своими кораблями. Гавань их идет с юга на север,  и причал находится в ее северном конце. Первый день был пасмурным, а на второй в ясное  небо вышло жаркое июльское солнце. Ближе к полдню лучи его отразились от вогнутой задней стороны блестящего медного щита Афины и сфокусировались на пропитанном горючей смесью борту корабля. Корабль запылал. Огонь быстро  перекинулся на соседние корабли. Через час у троянцев не было флота.

Мы вернулись и обложили Трою плотным кольцом. В городе кончилась еда, и они сдались. В гавани теперь   стояли наши корабли, и только греки торговали с этих пор вдоль всего побережья.

Примерно так я и объяснил мальчишке.
- Лучше не рассказывай никому эту историю, - предупредил я его. – Тебе  не поверят. Но как хочешь.

 Он поблагодарил и ушел. Надо забрать его из школы, подумал я, и воспитывать, как будущего правителя. Да, сейчас в мире все  затихло. Греция владеет  морями, и богатства стекаются в наши города. Для того, чтобы оставаться на плаву, хитроумная голова больше не нужна.  Если мальчишка и захочет рассказать про то, как на самом деле взяли Трою, никто не станет его слушать -  для них это  будет слишком сложно.  Для них написал свою сказку Гомер. Но затишье скоро кончится.   Торговля становится все обильнее и захватывает все большие территории. Знания и умения разносятся по всему свету. А поскольку главная выгода достается нам, то вскоре кто-то непременно вступит с нами в схватку за свой кусок пирога. Тут-то и понадобится хитроумная голова. Пусть мальчишка, как бацилла хитроумия, зреет внутри нашего безмятежного мира. Не за горами его час.   


Рецензии