Япония-2017 дневник

ЯПОНИЯ-2017
Дневник
публикую не отлежавшийся по просьбе друзей


Варшава-Хиросима: трудности перелёта. Хигаши-Хиросима: контакты с коллегами. Мазда - философия и символ Хиросимы. Миадзима (Ицукусима). Хиросима 6 автуста: церемония в память об атомной бомбардировке. Шинконсен. Киото и Нара - древние столицы Японии. Токио. Путь домой. Вместо заключения: парадоксы Японии.   


31 июля 2017, понедельник. Сегодня рано утром покинула коллег, студентов и аспирантов, с которыми путешествовала по Южной Польше и немного по Чехии и Германии. Накануне коллега из университета Познани Цезары Модры помог купить мне билет на поезд, заказал такси и снабдил подробными инструкциями. Я довольно удачно добралась от Душники-Здруй до аэропорта Ф.Шопена [Варшава]. Формальности прошла быстро. При досмотре мне нахамили две русские девушки, а потом стали заигрывать с досмотрщиками. Те шуток не понимают, досматривали их пристально и задавали вопросы. Девушки обиделись и стали мне же на них жаловаться. Я отвергла обвинения, пояснив, что это их работа.
Во время паспортного контроля (уже после досмотра) меня почему-то спросили, первая ли у меня виза в Японию. Мой замоченный гималайским дождём паспорт любят изучать служащие в аэропортах. Раньше интересовались, почему он такой замызганный, а теперь -- куда я в следующий раз поеду.
После досмотра и контроля  в бизнес-зале вино пить не стала (как и в самолёте, где предусмотрен бар: боюсь раскваситься). Переписывалась с Цезары – он предложил мне в Токио знакомого русскоговорящего гида. Поскольку в обменнике иены закончились, пришлось оставшиеся злотые и кроны по невыгодному курсу менять на евро.  В самолёте  Эмиратских авиалиний – огромном, по 10 кресел в ряду, четыре  салона, в одном насчитала 14 рядов – мне досталось место в середине, второе с краю. Даже не встанешь лишний раз. Кормили хорошо.  Часть продуктов возьму с собой (ибо не знаю, как и где буду ожидать следующего самолёта: прилетаем в Дубай примерно в 23, а улетаю в Токио завтра в 7 утра). Летели над Венгрией, Румынией, Турцией. Но я  следить за маршрутом могла только на экране монитора.

1 августа 2017, вторник. Хорошо, что у меня есть карта, позволяющая пользоваться бизнес-залом! В бизнес-зале Дубайского аэропорта спать практически невозможно. Можно снять гостиницу, но это 250 евро за ночь. Выпила красного вина немного, удалось поспать пару часиков сидя в кресле. Работают в аэропорту иностранцы-азиаты. Пассажиры – это мозаичная многонациональная публика. Я услышала и русскую речь. Обслуживающий персонал не покидает рабочих мест, мне даже показалось навязчивым их присутствие. Моментально убирали посуду, в туалете филиппинка буквально открывала перед посетителями кабинки и тут же протирала пол после выхода.  С ней я разговорилась. Работой она довольна. 
Утром я быстро нашла свой выход. Нас долго везли  вдоль лётного поля,  между домов по дороге, отделённой решёткой от обычной городской трассы. Погода +38, окна зашторены сеткой, сквозь них плохо видно.
Самолёт большой, как и вчера, моё место в середине салона, правда, на этот рад у прохода в первом ряду – хоть не приходится беспокоить спящих соседей. Завтрак очень плотный и вкусный. Я взяла цыплёнка, сок манго, кофе, прилагается йогурт, фруктовый салат и что-то ещё, уже не помню. Съесть всё невозможно.
Сосед оказался разговорчивым – парень из Барселоны 26 лет, историк. Проговорили с ним два часа. Он меня утомил. Лететь до Токио 9 часов. Там предстоит провести ночь.  Стюардессы из Южной Африки (девушка оказалась очень общительной, всё расспрашивала о России), Кении, Японии, других азиатских и африканских стран. Самолёт попал в сильную турбулентность, под нами – тайфун. Трясло так сильно, пожалуй, впервые в моей жизни, хотя я много летаю. Стюардессы заметно волновались, предлагали всем вино и виски. Объявили, что мы попали в шторм и возможно придётся садиться не в Токио. Постепенно всё успокоилось. Написалось стихотворение.
 
Завтра может и не наступить…

Ужасный ветер всё переиначил.
Теперь я по-другому стану жить,
Коль сам Стрибог свидание назначил:
Ведь «завтра» может и не наступить.

Тревожатся, конечно, стюардессы –
Пытаются, но тщетно, это скрыть.
Они отлично знают цену стрессам:
Ведь «завтра» может и не наступить.

Я завтра этот стих опубликую,
Коль не успею –  так тому и быть.
Теперь же тоже чуточку волнуюсь:
Ведь «завтра» может и не наступить.

Я всех прощаю, не желаю мщенья,
И турбулентность требует простить!
Да, и сама прошу у всех прощенья:
Ведь «завтра» может и не наступить…

01.08.2017. В самолёте Дубай – Токио.
Опубликовано:
http://www.stihi.ru/2017/08/01/8671

3 августа 2017, четверг. Столько впечатлений! Сегодня второй день в Хигаши-Хиросиме, а кажется, что прошла неделя! Вчера некогда было даже сделать запись в дневнике. Но всё по порядку.
Для паспортного контроля в аэропорту Токио «Ханэда» потребовалось заполнить два документа: листок прибытия и таможенную декларацию.  Всё прошло быстро, я что-то неправильно заполнила, девушка молча исправила. Она не ругалась, не отправила меня переделывать, просто молча заполнила сама, кое-что уточнив у меня.
В аэропорту не оказалось бизнес-зала. Точнее, он есть, но уже после выхода к посадке. Я обратилась в информационный центр. Мне посоветовали поехать на такси (внутренние рейсы отправляются из другого терминала, это не близко), там рядом есть отель – за ночь чуть больше 100 долларов. Я разменяла 100 евро на иены, подошла к такси, но вежливый дяденька, что рассаживал по машинам, объяснил мне, что терминал внутренних рейсов ночью не работает, он закрыт. Я подумала, что нет смысла ехать в отель, чтобы поспать лишь 3-4 часа, и вернулась в здание аэропорта.  Мне оставалось провести здесь часов пять до шести утра. Интернет плохой, спать не хочется, несмотря на то, что предыдущая ночь была практически бессонной, а в пути удалось придремнуть лишь полчасика. Мне уже было всё равно, я оставила вещи рядом с сиденьем и отправилась осматривать аэропорт. К сожалению, не поднялась наверх:  там наутро меня потрясли интерьеры, наличие кафешек в японском стиле, множество диванчиков, на которых спали люди.
В туалете испытала культурный шок. Ходила туда ещё трижды –- чтобы ещё и ещё  посидеть на удобном унитазе. В женском туалете есть писсуары (для маленьких сыновей, которые зашли сюда с мамой), в просторных кабинках -- раскладные стульчики для малышей. Унитазы снабжены панелью с несколькими кнопками для разных функций. При нажатии одной из них звучит журчание воды – это чтобы не было слышно, что именно ты делаешь; другие предназначены для подмывания, сушки и деодорирования. Всё очень удобно. На унитазе можно сидеть, т.к. есть специальные салфетки для их обработки! Даже здесь японцы подумали о людях! Слив работает от взмаха руки.
Поспала часа два, примостившись калачиком на двух креслах, между которыми не было перегородки.Утром рано в кафе официант спросил по-английски: холодный или горячий кофе я заказываю. Попросила горячий, дал холодный со льдом. Язык вроде знают, но говорят с акцентом. Не сразу научилась понимать их:  в японском языке отсутствует звук «л», они говорят «р». Довольно трудно с первого раза понять, что, обращаясь к тебе, вместо «ledy» произносят «redy».
Поднялась на самый верх, а там… Смотровая площадка! Вид на Токио! Очень красиво. Современные небоскрёбы, башни, море! Захотелось здесь побродить! Ну, на обратном пути.
Аэропорт Ханэда был открыт в 1931 г. для внутренних перевозок. Сегодня этот огромный транспортный узел с тремя терминалами, отвоевавший площади у моря, связанный железными и автодорогами с Токийским грузовым терминалом и железнодорожной станцией. Сюда легко добраться из Токио железной дорогой, монорельсом и метро. Есть здесь специальный терминал для частных самолётов.
До внутреннего терминала доехала бесплатным шаттлом с какими-то европейцами. Без проблем сдала багаж, прошла досмотр и села в самолёт у окна. Взлётные полосы стрелами пронзают море, самолёт разгоняется как бы по воде. Она с обеих сторон. К сожалению, облачность не позволила рассмотреть Фудзияму. Но постепенно облака расступились, и я увидела горы, между ними озёра зелёного цвета (цвет дают водоросли), прорезающие горные хребты серо-голубые реки, поселения, приютившиеся в немногочисленных долинах.   Горная территория выглядит слабозаселённой. Мало у них места. Горы не застраивают: по традиции прежде они считались обиталищем богов, сейчас, конечно, нет, но нет и привычки осваивать их.  Всё же постепенно это происходит: видела какие-то карьеры – похоже, песчаные, СЭС, ЛЭП. Много рисовых полей в долинах. Есть искусственные водоёмы. Горы выглядят загадочными, как будто с картин японских художников. Они покрыты густыми, непроходимыми лесами.
В аэропорту Хиросимы меня встретила какая-то чиновница (биолог) с табличкой и на своём автомобиле довезла до университета, где меня ждал профессор В.Л.Бердинский. Мы доехали до отеля для гостей в кампусе, я занесла вещи к нему в комнату. Он приготовил заранее чистое полотенце, я приняла душ, переоделась, мы попили чая и… пошли на лекции! Я мечтала о сне, но увы! Моё заселение с 15 часов. Как я высидела, не знаю. Приходилось ещё и общаться.
Это школа для студентов. Лекции по разным наукам читают японские доктора и профессоры. Одну – по планетарным системам и геологии Земли -- читал индиец из Калькутты доктор Дас. С геологами мне предстоит общаться завтра.
Вся эта история с поездкой в Японию – по сути авантюрная. Несколько месяцев назад В.Л. Бердинский, доктор физ-мат наук, профессор, которого в своё время переманили, наобещав золотые горы, наши руководители из Черноголовки и который много чего делает для университета не благодаря, а вопреки, предложил мне поехать в университет Хиросимы для установления контактов с коллегами. Он такие контакты поддерживает уже в течение 10 лет, отправляет туда учиться талантливых ребят, мотивировал лучших студентов и аспирантов к изучению английскоого языка и т.д. и т.п. Японцы тоже приезжают к нам. Я когда-то подарила ему атлас, где я соавтор, и он решил меня привлечь. Но… я, занимающаяся гуманитарной географией,  должна представлять геологию и геоморфологию, ибо японцы заинтересованы именно в этом направлении исследований. Чего не сделаешь ради поездки! Я согласилась прочитать лекцию на английском языке. Честно говоря, скепсис не покидал меня до самого конца и даже когда я была в Хиросиме, я не верила, что это всё же получилось.
Бердинский организовал для меня приглашение, фактически всё сделал для получения визы. Мне оставалось лишь поддаться   его обаянию. Он, конечно, всё это видел, но он не отступился! Это потрясающе!
В.Л. Бердинский -- неисправимый романтик, наверняка не раз обжигался. Пообщавшись с ним в Хиросиме и понаблюдав за его отношениями с японскими коллегами и со студентами, я могу утверждать, что отношусь к нему с большим  уважением и даже с восхищением.

После лекций нас всех пригласил в дорогой ресторан с традиционной японской кухней профессор Эбата. Было человек десять – россияне и японцы. При входе в ресторанчик в бассейне плавают рыбы, их ловят, нарезают ломтиками и подают в сыром виде, а из остатков варят суп и тоже приносят. Перед залом нужно разуваться, как и повсюду в Японии. Стол стоит в специальном углублении, а сидения его окружают. Никаких стульев! Подавали много блюд, одно за другим, необычно, вкусно. Овощи, лапша, мясо разное. Названия я не смогла запомнить. Мне очень понравился лотос – тушёный, похоже, в каком-то соусе, напоминает по вкусу орех. Я видела такой в бизнес-зале Дубая, но не поняла, что это и не рискнула попробовать. Есть надо было палочками, но мне в конце концов принесли вилку. Пили сакэ. Домой отвезли на такси. Платил Эбата – вроде это представительские расходы за счёт гранта.

Сегодня, 3 августа, читала лекцию преподавателям-геологам. Было человек 9 – 10, все мужчины. Слушали внимательно и сдержанно. Эбата слушал тоже. Вопросы задавали, в том числе по организации нашего факультета. Я сразу сказала,что не геолог, а географ, заведую соответствующей кафедрой, а когда-то возглавляла геолого-географический факультет и хочу рассказать об исследованиях, которые проводят мои коллеги. Поведала об Уральских горах, истории их формирования, полезных ископаемых, о развитии региона. Подарила им два атласа, образцы горных пород, что передали мои коллеги-геологи, картинку из яшмы. Меня поблагодарили и пригласили на вечеринку по поводу защиты диссертации одним из коллег завтра.
На ужин повели наши девчонки, которые здесь работают по контракту (Ксеня из Новосибирска уже четвёртый год, Таня из Оренбурга – только первый) в местный ресторанчик  пробовать блюдо окономиями («добавь, что тебе нравится»). На блин кладут лапшу, капусту, мясо, яйцо, морепродукты, сыр, подают на сковородке.
Пили воду из крана (здесь она почти дистиллированная), подаётся бесплатно, как и чай, прилагается к еде. Потом зашли в магазины. Я купила что-то из еды. У гостиницы сидели студенты и Бердинский. Он ездил на предзащиту Кати из Оренбурга, которую он сюда устроил учиться. Выглядел усталым. Я поделилась с ним едой.


4 августа 2017, пятница. Сегодня посетили музей "Мазды" в Хиросиме.Утром спустилась вниз в 7:30, на автобусе доехали до станции Сейджо (Sajo), где пересели на электричку и доехали до Mukanainada. Эбата нас сопровождал и подсказывал, как и сколько платить. Здесь цена зависит от числа станций. Надписи сделаны по-японски, иногда сложно понять. Но всегда можно спросить у персонала или просто у прохожих. На экскурсию отправились 14 человек – 7 русских и 7 японцев. Японцы милые и воспитанные. Наши – немного разгильдяи, необязательные, то и дело разбредаются то в магазин, то ещё куда. Бердинский не поехал – был на «Мазде» уже четыре раза. Пришлось немного ждать, я выпила капучино в буфете. Все фотографировались в выставленных в холле кабриолетах. Потом в определённое время девушка-экскурсовод повела нас в автобус. Мы проехали по всей огромной территории империи Мазда -- мимо производственных корпусов, жилья для работников (их 22 тыс.), видели порт, мосты, дороги, техникумы, конструкторские бюро. В здании музея четыре этажа. Внизу выставка машин, история представлена на втором этаже, на третьем и четвёртом мы наблюдали за конвейером (фотографировать нельзя). Производство частично автоматизировано (роботы), но в основном сборка ручная. Наши так не смогут работать. Японцы беспрерывно и очень быстро монтируют нужные детали. На одном конвейере разные автомобили. Сборка одного занимает 15 часов. У рабочих 8-часовой рабочий день, производство не останавливается и ночью. Отпуск три недели плюс праздники какие-то. Японцы – известные трудоголики. Выставлены автомобили на водородном топливе – опытные образцы. В массовое производство не запускают: опасно. Мазда начала выпуск транспортных средств с 1920 г. Гордятся своим 787В, это первый 24-часовой автомобиль, управляемый черед дисплей. Компания имеет несколько филиалов.
Самой первой продукцией были трёхколёсные грузовики. После бомбардировки Хиросимы уже через четыре месяца выпустили три  трёхколёсных грузовика – восстановили производство. Мазда – это философия и символ возрождения Хиросимы.

После музея японские студенты предложили пойти в одно кафе, где мы попробовали еду Tsukeren.  Это японская лапша с разными добавками. Я предпочла с овощами. Мне понравилась, хотя я не люблю лапшу. Пили чай – по вкусу типа «крупу помыли в водичке». Но хорошо утоляет жажду. Уехали на автобусе в университет.
На трёх автомобилях в 14:30 отправились в Хиросимскую обсерваторию. Я сидела с Эбата. Ехали по сельской местности, мимо цветущих лотосов, рисовых и гольфовых полей. Миновали кладбища, храм.  Поднялись по серпантину в гору. Нам прочитали лекцию, показали красивый видеоролик (выдали очки для просмотра), а потом повели к огромному телескопу, продемонстрировали его работу. Открыли прозрачный купол. Все в телескоп по очереди увидели звезду Арктур и Юпитер с одним спутником, который я хорошо рассмотрела. Три другие не были видны. Позже мне сказал знакомый физик (Ю.Нефёдов), что это крайне редкое явление.
Я уже привыкла к тому, что в Японии везде нужно снимать обувь. Даже перед входом в аудиторию. Во многих местах висят специальные знаки, вроде дорожных, с перечёркнутой обувью – разумеется, для иностранцев. В обсерватории дали тапочки – мне кажется, это не очень гигиенично.
На улицах жуткая жара, а японки закрываются. Многие ходят в масках, некоторые с зонтиками, все носят одежду с длинным рукавом. Я тоже приспособилась ходить с зонтом. Хорошо прячет от палящего солнца!
На обратном пути заехали в интересное кафе со скелетами, подвешенными головами, фаллосами и прочими сомнительными радостями. Там пахло плесенью, нашим студентам понравилось, а японцам – нет. Одна девочка просто выбежала оттуда в ужасе. Время от времени издавались странные страшные звуки. Владелец собирает эту коллекцию из разных стран уже 50 лет – точнее, начал собирать ещё его дед, а он продолжает.
Вернулись в университет, там меня передали геологам, и мы вместе пошли в ресторан, где снова был шикарный ужин. Повод – защита диссертации одного молодого индийца из Калькутты. Я шла с профессором Шибата, заведующим кафедрой, впереди, остальные – сзади на некотором расстоянии. Соблюдали дистанцию.
Снова разные блюда, пили пиво, но специально для меня принесли сакэ.  Были в основном мужчины – японцы и индийцы из Калькутты. Женщина кроме меня была всего одна. Поначалу все стеснялись, но потом, когда Шибата дал знак, разговорились. Тост, как обычно, один вначале, а потом – просто все ели. Разговаривали много, все интересовались Россией и нашим университетом. Общались по-простому. Домой меня отвезла женщина, которая к тому же была с полуторагодовалым ребёнком. Очаровательный малыш вёл себя изумительно. Денег с меня не взяли. В конце я сказала слова благодарности. Все жали мне руку. Обниматься у японцев не принято.
 
5 августа 2017, суббота. Не успеваю записывать очаровательные подробности японского общения, наблюдений и кухни. Сегодня ездили на острова Миядзима (Остров Храма), где находится объект наследия ЮНЕСКО –- синтоистское святилище Ицукусима, основанное во время правления императрицы Суйко в VI в. н.э. Оно несколько раз перестраивалось, а японский полководец Тайра Киёмори придал ему окончательный вид. В 1555 г. на холме Сэндзёкаку был построен   «зал тысячи татами».  Сам остров считается у японцев настолько священным, что на него в течение столетий не ступала нога простолюдина. И до сих пор не допускаются никакие захоронения и запрещено купаться. Остров -- часть города Хацукайти в префектуре Хиросима.
Мы знакомым уже автобусом доехали до станции Сайджо, пересели на поезд и доехали до остановки Миадзима. Там на пароме за 10 минут  пересекли залив, любуясь потрясающим горным ландшафтом, воротами и храмом, устричной фермой, Хиросимой. Наглые олени тут же встретили нас и требовали еды. Все с ними, конечно, фотографировались. Высшая точка острова -- гора Мисэн(535 м). Туда можно подняться на фуникулёре [канатной дороге]. У вершины есть несколько мест, посвящённых Кобо Дайси –- буддистскому священнику.  На острове также находится природный ботанический сад Миядзимы.
Бердинский отправился сразу на канатку (он на острове в четвёртый раз), а мне настоятельно рекомендовал пойти с группой, чтобы осмотреть важнейшие достопримечательности. Но студенты так медлительны… Им главное – сделать селфи. Я дошла с ними, Эбатой, Ксеней и Таней до ворот. Остров окружён Внутренним Японским морем и является частью национального парка Сэто-Найкай. Во время отлива все бродят по дну и рассматривают ритуальные ворота – тории, которые во время прилива находятся прямо в море. Они – неофициальный символ Японии. Современные построены из камфорного дерева в 1875 г. (16 метров высотой только основная часть, ещё каждая опора -- 10 м. Стоят в 200-х метрах от святилища). Во время прилива море доходит до святилища.
        Площадь острова 30,4кв. км, население около 2 тыс. человек. Люди живут в небольших посёлках с простыми домами, частными кафе и магазинчиками. Я набрела на прекрасный отель, расположенный на горе. Хотела там пообедать с видом на море, но так и не дождалась кого-либо из персонала: всё открыто, но никого нет. Я взяла пару бесплатных карт, предназначенных для туристов.  Японцы приезжают на остров  помолиться в святилище Миядзимы и погулять по лесам. Видно, что здесь природу обожают и заботятся, и она отвечает тем же. Я гуляла по тропам, встретила много животных и только одного человека, видимо, трекера, который разбирал снаряжение.
Я пошла по  трекинговой тропе, почти дошла до вершины, но боялась не успеть к отъезду парома и вернулась. Съела мороженое, прогулялась вдоль моря. Зашла в магазинчик охладиться (самая лучшая реклама – надпись о кондиционировании воздуха) и наткнулась на наших студентов. Они осмотрели только святилище и пообедали, а теперь покупали сувениры. Какая я молодец, что не стала бродить с ними!
        Остров Ицукусима гористый и малозаселённый. На нём имеются начальная и средняя школы. Машины я видела (их немного, ходит маршрутка бесплатная), а дорожных знаков – нет. В Японии нет преступности. Никому и в голову не приходит что-то украсть или кого-либо обидеть. В магазинах вовсе не проверяют, что ты выносишь, а кассы стоят не на выходе, как у нас, а в центре зала. Если кто-то имел дело с полицией (чаще иностранцы, которые работают по контракту), его не примут нигде в обществе, уволят с работы, он будет изолирован, а устроиться сможет разве что полы мыть.
Мы ещё немного побродили все вместе и вернулись на паром. Доехали на электричке до автобуса и зашли в магазин. Мне надо было купить наконец переходник. Но это не так просто! Я не угадала: он оказался не таким, какой нужен. До  отеля шли пешком минут 40. Солнце село, в темноте квакали лягушки (не как у нас, большие), трещали цикады.  В гостинице я постирала бельё (внизу стоят машинки с сушилками) и отправилась бронировать отели в Киото и Токио, т.к. решила остаться в Японии после визита в университет. Студенты дали мне пароль от Интернета –- им выдали, а нам не положено. Я наконец получила доступ к информации. Но после этого мой компьютер регулярно предупреждал, что у меня закончились какие-то сертификаты, предлагал их продлить. И здесь у низ всё по правилам!
Спать оставалось 4 часа. Рано утром – в 4-50 от университета мы отправимся на траурную церемонию в Хиросиму. Я так и не уснула.


6 августа 2017 г., воскресенье. Сегодня -- один из самых необычных дней в моей жизни. В 4:50 на трёх такси отъезжали от университета. До знакомой уже станции Сайджо мы с Бердинским ехали вдвоём, заплатили по 900 иен с носа. Пересели на электричку (580 иен) в 5:12, затем на трамвай и за 180 иен доехали наконец в 5:53 до места церемонии. Трамвай в Хиросиме и Нагасаки символичен – это первый вид транспорта, который был восстановлен после бомбардировки. Долгое время трамваи функционировали только в этих двух городах, и лишь относительно недавно появились и в других местах. Начало церемонии в 8, и длится она примерно час, но мы поняли позже, почему нам пришлось фактически не спать этой ночью.
Хиросима – префектура, разбросанная фрагментами на довольно большой площади в дельте реки (рукава её имеют разные названия) среди горных хребтов, покрытых непроходимыми лесами. "Хиросима" и переводится как дельта. Фактически Хиросима состоит из разных поселений. Хигаши-Хиросима (Восточная Хиросима), где мы живём теперь, находится в 30 км от основной, центральной Хиросимы. Хиросимский университет, с которым мы сотрудничаем, расположен именно здесь, в Хигаши-Хиросиме. Центральная Хиросима, где была взорвана бомба, зажата между хребтами. Она приняла на себя всю тяжесть удара.
Мы были в числе первой половины пришедших на церемонию людей. У Эбаты всё рассчитано по минутам. Получили оборудование для перевода (с японского на английский). Мы как иностранцы сидели в правой части. В середине сидели официальные представители 81 страны. Наши люди разглядели Лаврова, но я его не увидела. Было огромное количество охранников, сумки у всех досматривали. Волонтёры раздавали какие-то плакаты, цветы и бумажных журавликов. Огромный оркестр играл траурную музыку, большинство людей одеты в «белый верх и чёрный низ». Официальные иностранцы в чёрных костюмах (несмотря на жару, их охлаждали холодным паром). Всё действо происходило под специальными навесами. Был и хор. Огромная площадь, на ней – перед фонтаном арка бетонная, сквозь неё виден фонтан и дальше – оставленное не восстановленным после бомбардировки здание, точнее, его каркас. Впечатляет. Трибуна украшена жёлтыми  (символ траура, кажется) и белыми (точно траур) цветами. Государственный флаг. Всё серьёзно и торжественно. В раздаточном материале показано, как сделать бумажного журавлика, везде много гирлянд из них. По оценке Эбаты, было 10 тыс. чел. Бердинский уверяет, что больше. Многие не уместились и стояли за ограждением. Иранцы раздавали свои брошюрки – «Иранская Хиросима» – о применении против них иракцами химического оружия. Церемония прошла строго по плану. Речи произносили представитель ООН и мэр Хиросимы, зачитывали адрес от премьер-министра, от председателя ООН, мирную декларацию. Били в колокол. Дети произносили свои призывы.  После этого выпустили голубей. В конце звучала песня о Хиросиме.
Мы не торопились, ждали, пока пёстрая толпа разойдётся. Потом вышли к музею, посвящённому бомбардировке. Но там было очень много народа. Пока наши стояли и думали, мы с В.Л. Бердинским вышли на площадь перед парком Мира – он покурить (очень мало специальных точек в Японии), а я посмотреть. Рядом стояла группа уже знакомых иранцев –- мужчины в жёлтых майках, а женщины в белом. Я попросила разрешения сфотографировать их. Они обрадовались и стали фотографироваться с нами. Выяснилось, что некоторые из них прилично говорят по-русски. Был среди них и курд. Все приветливы и доброжелательны.
Мы вернулись к нашим и все вместе отправились в общественный центр, где выжившие свидетели рассказывали о трагедии. Там создан фактически музей. Много фотографий, плакатов, книг, картин. Нас посадили за круглый стол с 83-летней женщиной, которой было 11 лет во время бомбёжки. Она зачитывала свой рассказ по-японски, а сидевшая рядом племянница переводила на английский. Потом –- вопросы. Но она отвечала не на те вопросы, которые мы задавали, а произносила заранее заготовленные ответы. Телевизионщики пытались взять у нас интервью, но мы отказались.
Съели по мороженому и бегом в музей. Там всё сделано с инсталляциями, сохранены вещи, пережившие бомбёжку, много ужасающих реальных фотографий. У многих слёзы на глазах. 300 тыс. жертв. Люди, не понимая, что происходит, обожжённые, бросались в реку, и река была усеяна телами. Представлена и история Хиросимы.
Потом мы возложили цветы. Их раздавали волонтёры перед началом церемонии, но мы носили их с собой, т.к. к месту возложения (специально принесённым из храма ёмкостям с благовониями) была невероятно большая очередь. Она уменьшилась теперь, но не иссякла. После нас снова очередь. Прошли к памятнику  девочки, ради которой весь мир делал журавликов. Подошли к оставленному разрушенным знанию, перешли через мост, дошли до автовокзала. Обратно уехали на автобусе. Он идёт целый час и мимо трамвая, и мимо знаменитой скоростной трассы, и мимо рисовых полей. Автобус высадил нас рядом с университетом.
Я зашла в магазин, купила еды на ужин. Боже, как мне нравится японская еда! Она тоже необычная, но, в отличие от китайской, которую я в рот взять не могла, японскую поглощаю с удовольствием. В России она не такая. Беру в супермаркете уже готовую. Пробую разную. То суши, то выпечку с какой-нибудь рыбой внутри, но чаще всего сырую рыбу в нарезке с соусами, овощами или чаще водорослями. Сегодня крабов взяла. Всё это свежайшее, довольно недорогое (примерно 300 – 400 иен за упаковку – поделите на два, получатся примерно рубли) и восхитительно вкусное!   

Хиросима

Порою эта боль невыносима.
Я не смогу теперь её забыть:
Жжёт и терзает сердце Хиросима.
Огонь вселенский трудно погасить!

Нарушив тишину глухим раскатом,
Живых тревожа (мёртвые простят),
Вновь колокол звучит, звучит набатом,
Журавлики бумажные летят!

Стон Хиросимы в сердце отзовётся!
Стрелой небесной белый «Шинкансен»
Наперекор всему вперёд несётся
Сквозь ужас горя и нелепость стен...


06.08.2017. Хиросима.
Опубликовано: http://www.stihi.ru/2017/08/10/1152
 
07.08.2017, понедельник. Сегодня встала поздно, никак не могла прийти в себя. Потом поняла: из-за погоды. С утра лил проливной дождь. Дышать стало легче, но очень сыро. Японцы ждут тайфуна. Из-за него могут перестать ходить поезда, не только самолёты. Мне хотелось расслабиться и побездельничать, но пассионарный Бердинский буквально выпнул меня в университет. Я даже не успела кофе выпить. Мы всё же опоздали на экскурсию в какую-то лабораторию, студенты ушли с Эбатой без нас. Мы выпили кофе в университетском кафе, потом под дождём прогулялись по кампусу. Он огромен. Обошли небольшой пруд, вышли к оврагу, по дну которого течёт речка, осмотрели сад с посаженными представителями разных университетов деревьями. Есть среди них и деревце, посаженное нашим нынешним ректором Ж.А. Ермаковой. Зашли в магазинчик на территории кампуса –- продают книги, канцтовары и всякую всячину. В 12-40 отправились со всеми вместе на университетском микроавтобусе в Micron Japan -- потрясающую фирму по производству микроэлектроники - RAM (современные виды памяти), 3 в мире по доходам, которые составляют 12.4 млрд долларов. Работают на фирме примерно 3000 чел. (менеджеры, конструкторы, контролёры), производство полностью автоматизировано. Мы проехали по огромной территории. Нас угостили водой, кофе и всякими сладостями. Прочитали лекцию – мужчина читал на японском, а женщина переводила на английский. Долго объясняли, почему нужно соблюдать особую чистоту. Экскурсии сюда редки, почти невозможны. Для нас сделали исключение. Бердинский махал руками и восклицал, что это просто чудо. Нас разделили на группы по 6 человек, в специальной комнате мы переоделись во всё белое, достав одежду из специальных пакетов. Башмаки, комбинезоны, гольфы, маски, специальный головной убор, под ним шапочка для волос, очки, перчатки. Вид был забавный. Я попросила, нас сфотографировали. Обещали прислать. Нашей группе не повезло: мы увидели только два первых цеха. Но и это впечатляет! Два человека сидят за компьютерами, производство полностью автоматизировано. Выходить нельзя.  Одному парню стало нехорошо, нас всех вывели и больше уже не пустили.
После экскурсии вернулись в университет, на церемонии закрытия студентам вручили сертификаты. Потом мы пошли в университетское кафе, где всех ожидало прощальное угощение. Все по очереди говорили речи по-английски, сказала и я несколько слов. Студенты и Бердинский погрузились в автомобили, их повезли в аэропорт. Я прогулялась по городу, зашла в магазин. Завтра в 10 за мной заедет Эбата и отвезёт к скоростному поезду. Мне удалось забронировать недорогой отель в Киото. Пробуду там 3 дня.

08.08.2017, вторник. Сегодня проснулась в 6-30. Сделала небольшую зарядку. Собрала вещи, позавтракала. К назначенному времени (10 утра) спустилась вниз, где уже были два новосибирских парня. Подошли японские студенты, Ксеня и Таня – прощаться. Подъехал Эбата. Погрузились. Заехали в университет за зонтом, который вчера оставил Саша в специальном ящике у входа в магазин и забыл. Разумеется, никто его не тронул, он лежал на прежнем месте. Завезли меня на станцию  Хигаши-Хиросима, откуда отправляется знаменитый Шинкансен. Эбата помог купить билет в автомате, показал нужный путь и объяснил, что мой билет без места (это дешевле), я должна сесть в 1, 2 или 3-й вагон. Посоветовал ехать с пересадкой, чтобы не ждать прямого поезда. Я села на экспресс Кодама. Этот маршрут местный - на нём поезда делают остановки на всех мелких и второстепенных станциях. В Фукуяме пересела на экспресс Нодзоми и доехала до Киото.  В переводе с японского «нодзоми» означает «надежда». Поезда этого маршрута самые быстрые на этой линии, они останавливаются только на таких крупных станциях, как Нагоя, Киото, Окаяма и Хиросима.
Пока стояла на платформе Хигаши-Хиросимы, мимо меня промчались, точно стрелы, несколько бело-голубых и бежевых красавцев с вытянутыми носами. Я не ожидала, что они так эффектны. Не зря их называют «поезд-пуля».   Для этих поездов-лайнеров были специально построены высокоскоростные железные дороги, целая сеть, принадлежащая компании «Japan Haiwals». Первая (Токио-Осака) протяжённостью 515 км была открыта в 1964 г. к олимпиаде. Поезд пролетает это расстояние за 2.5 часа.
На платформу вышли родители с четырьмя сыновьями. Один из них, восьмилетний малыш, заинтересовался моей персоной.  Он попросил его сфотографировать (я с удовольствием сняла всю семью), по-английски спросил моё имя, откуда я.  Мы разговорились. Японцы очень дружелюбны и разговорчивы, но никогда не навязываются. Здесь порыв был искренним. Мама мальчиков объяснила, что в Фукуяме мне не придётся переходить на другую платформу. Они пересаживались там же, паренёк ко мне вернулся на платформе  и показал нужный мне вагон. Японцы нас считают кем-то вроде инопланетян. Думают, что мы не от мира сего и не приспособлены к жизни. Вот в Киото сегодня, когда я искала отель, парень с девушкой показали мне переход -— виадук, который не вдохновил меня: лифта нет, а я с чемоданом.  Я намекнула им, что перейду просто по дороге: машин не много. Они схватили мой чемодан и перевели меня через виадук!
Но всё по порядку. Кодамо поезд делал остановки в Окаяме, Шин-Кобе и Шин-Осака. Путь проложен через горы, ехали большей частью по тоннелям, время от времени выныривая на поверхность. Всё пространство между гор застроено. Дома скромные, прилеплены один к другому, пространство ограничено. Каждый клочок земли используется для выращивания риса и овощей. Горы начали осваиваться, но мало. Пересекали много речек, города -- современные, большие.  Контролёр в поезде кланялся каждому, с милой улыбкой просил предъявить билет. Нозоми останавливался в  Михара, Шин-Ономиши. Скорость такая, что временами у меня закладывало уши.
Я добралась до Киото меньше чем за 2 часа. Моему восторгу нет предела!  Выйдя на вокзале, поняла, что он –- сам достопримечательность.  Осмотрю его позже. Сейчас главное –- поселиться, избавиться от чемодана. Я вышла на южную сторону вокзала –- такого огромного, что в нём легко заблудиться -– прошла немного по улице, зашла в первый попавшийся отель. Спросила, как мне найти мой Apa Hotel Kioto-eki-Horicava-Dore. Нарисовали на карте стрелками. (Позже я поняла, что спрашивать надо было в инфоцентре на вокзале!) Я нашла отель и заселилась довольно быстро. Комната для курящих (другой не было), вся провоняла табачным дымом. Проветривание не помогает. Оставила вещи, отправилась к вокзалу – хотела поехать на сити-сиинге, который заметила когда шла с вещами. Но сегодняшний тур уже закончился (было 16 часов).   Ну что ж, отправилась на Kyoto Tower. Построена башня в 1964 г. к олимпиаде. До этого здесь располагался почтамт. Его было решено перенести. За 770 иен поднялась на 100-метровую башню и осмотрела Киото с высоты. Башня возвышается над зданием, построена без использования железа. Снабжена телескопами, интерактивными картами.
Спустившись, я отправилась на север, осматривать достопримечательности этой части города.
Первым делом отправилась к Западному храму, крупнейшему деревянному сооружению, XVI век. Входит в список наследия ЮНЕСКО. Он был уже закрыт, но я заглянула сквозь ворота. Ворот несколько.
Прошла дальше – по проспектам и узеньким тихим улочкам, словно из другого мира, фотографировала небольшие храмы, музеи. В Киото, как наверное и во всей Японии, переплетается традиционная скромная непритязательная жизнь с достижениями современной технологии. Все, кто меня встречали, были доброжелательны и улыбчивы.  Многие интересовались: откуда я, радостно кивали, услышав ответ. Забрела на кладбище. Дошла я до другой железнодорожной станции, Hankyu Omiya Station  с обычными электричками, и повернула на юг, но шла другими улочками. Стало быстро темнеть. Улицы засветились огнями. Я осмотрела почтамт, полюбовалась подсветкой башни и зашла на вокзал. Станция Киото, Вокзал Киото, или просто «Киото-эки» — это главный транспортный хаб города, здесь сосредоточены все  виды транспорта Киото. В здании вокзала –- информационные центры, магазины, рестораны. На крыше –- скверы.
Я обошла вокзал, это чудо современной архитектуры, поднялась наверх, фотографировала, любовалась свето-музыкой в западном крыле вокзала.
Купила в магазине еды и пришла в отель.

09.08.2017, среда. Сегодня позавтракала купленной накануне булочкой и отправилась на привокзальную площадь, купила за 4000 иен билет на Skybus (вариант сити сиинга) и отправилась на экскурсию. Всё организовано хорошо, за исключением англоязычного сопровождения: лишь в немногих местах оно присутствовало, в основном девушка говорила по-японски, а наушники воспроизводили музыку. Сидели на втором этаже. Солнцепёк, мне запретили пользоваться зонтом (девушке нужно было следить за туристами), а шляпы не было. Конечно, я обгорела. Рядом сидел парень из Австралии, он вообще экскурсию не слушал. Меня опекал: услышав, что я из России, решил, что мне должно быть очень жарко (он-то знает, какие у нас холода!), отдал свою влажную замороженную салфетку, которую нам выдали перед посадкой. Здесь местные охлаждаются, прикладывая холод к сонной артерии. Я попробовала – действительно помогает! Ещё в некоторых местах есть специальные устройства, выпускающие холодный  пар. А на автостанциях при ожидании автобуса можно спрятаться в специальные кабинки с кондиционерами.
Выдали наушники, карту, колу, дважды раздавали замороженные влажные салфетки, при выходе из автобуса (в 2-х местах) подставляли скамеечку специальную, водитель показывал табличку с написанным временем возвращения. О нас заботились. Девушка-экскурсовод и пела, и руками размахивала.
Проехали частично по местам, которые я уже обошла вчера. Лишь немного не дошла до Nio-jo Castle. В Kinkaku-ji Temple (золотой павильон) по нашему билету вошли и оставались там 40 минут. Это самый северо-запад города, уже рядом с горами. Объехали много синтоистских и буддистских святынь, квартал знаменитый гейш. 70 минут нам дали для осмотра Kiomizu-dera-Temple.  Проход к нему – через ряды лавочек с сувенирами, магазинчиков, кафе. В некоторых из них предлагают продегустировать всякие вкусности, дают чай бесплатно (холодный зелёный). Я так надегустировалась, что практически наелась. Японцы очень хорошо воспитаны. Я фотографировала некоторых (естественно, с их разрешения). Они с улыбкой соглашались. Если встретишься с ними случайным взглядом, не отводят, а улыбаются.
Экскурсия продолжалась 4 часа. Я получила представление о Киото и, пожалуй, мне этого достаточно для первого знакомства. Я хотела погулять немного, но предварительно зашла на вокзал, чтобы узнать расписание электричек на завтра для поездки в Нару. В инфоцентре взяла карты кое-какие и расписание  поездов. И в итоге… купила билет до Нары и обратно и отправилась туда немедленно!  Даже не знаю, что меня толкнуло. Всё получилось очень здорово, без накладок. Я села электропоезд, который мне указали служащие, доехала до Ямато-Сайдаджи, пересела на другой поезд. Час пути – и я в Наре! К сожалению, не сразу сообразила подойти  к двери, чтобы видеть ландшафт. Окна были занавешены от солнца.  На конечной станции я уточнила расписание обратных поездов – они ходят часто и допоздна - и отправилась на прогулку.
Нару мне советовала посетить Ксеня, но уверяла, то достаточно полдня. Мне городок и особенно его окрестности так понравился, что  я сожалела о том, что не остановилась в нём на пару дней.
Нара -  административный центр одноимённой префектуры. В городе остались многочисленные храмы и кумирни. Население — свыше 360 тыс. чел. Город растянулся на 22 км с севера на юг и на 34 км с востока на запад. С 710 по 784 г. Нара была столицей Японии (назывался город Хэйдзё-ке). Строили его по образцу китайской столицы того времени (Чаньань). Долгое время являлся центром буддизма, пристанищем непокорных аристократов и самураев.
   Согласно легенде, бог грома и мечей Такэмикадзуки прибыл в Нару верхом на олене. Олени считаются священными животными в синтоизме. Бродят повсеместно, наглые, отнимают еду у посетителей. Но хороши! Не успела я отойти от станции пару кварталов, как тут же на них наткнулась!
В городе много достопримечательностей, занесённых в список наследия ЮНЕСКО. Я хотела осмотреть 1-2 и вернуться. Но не тут-то было! Я не могла оторваться! В музеи заходить не стала, прошла мимо Национального музея, Императорского дворца и др. Пошла в сторону парка, его обошла, осматривая по дороге храмы, любуясь так искусно организованным пространством! Дивные пруды, мостики, беседки, лужайки, вороги на речках. Я поднималась всё выше в гору, думая: ну ещё чуть-чуть –- и обратно…  Но окрестности города затягивали как наркотик. Я осмотрела и буддистские (монастырь Акисима, древний буддистский храм Тосёдай-дзи и Тодай-дзи, Ясукаа-дзи с его скульптурами – наследие ЮНЕСКО), и синтоистские кумирни, и святилище Касуга-Тайся, поднялась на гору – там оказалось кладбище, очень необычное, среди деревьев, чем-то похожее на кладбище в Таллине, только синтоистское. Прошла по тропинке, вьющейся серпантином между могил. Спустилась немного в другую сторону –- и оказалась в нетуристическом месте. Надо к поезду бы, а указателей нет. Встречная женщина сказала, что до станции очень далеко, надо ехать на автобусе. Проводила к остановке. Там уже была толпа французов.  Мы доехали до станции около 19 часов. Я решила ещё немного прогуляться по улочкам. Поужинала в кафе.
Вернулась в Киото тем же путём. Ехала стоя и разглядела ландшафты. Зашла на почтамт, купила внуку конструктор-пазл, который мне понравился накануне.
Придя в отель, решила пойти наконец на 11 этаж, куда настойчиво приглашала реклама. Только я не сразу поняла, что это японская баня. Думала, плавательный бассейн. Взяла купальник, а он не нужен. Девочки очень общительные. Раздеваться надо донага. В моечной моются сидя на специальном стульчике пластиковом. В бане три небольших бассейна-ванны с водой разной температуры, и сауна. Последовательность я так и не уловила. Японцы чрезвычайно чистоплотны, но тут они сидели все вместе в воде и на стульчиках, которые особо не мыли. Я получила удовольствие и расслабилась. Купила в автомате пиво. Автоматы с безалкогольными напитками здесь на каждом углу, но вот пиво только здесь, в отеле. Набрала льда в стаканчик. Отдыхаю. Про завтрашний день ещё не думала. 


10 августа 2017, четверг. С утра немного поленилась.  Думала: ехать ли куда-либо (к озеру Бива, к примеру, –- далековато, экспрессом 2 часа в одну сторону), или осмотреть южную часть города, как планировала первоначально? Перебирала карты, просматривала варианты Интернет. Всё же решила досмотреть город, чтобы поставить жирную точку и больше не возвращаться сюда, а поехать в следующий раз уже в другие места. Пока думала, пришла тётенька убирать комнату, но я отказалась, поменяла полотенца, отдала ей мусор. Комнатка крошечная, правда, чуть больше, чем в Гонконге. Умещается двуспальная кровать, у стены через проход примерно в 70 см стол, стул еле входит, сидеть неудобно. Телевизор стоит на столе, под ним – холодильник. Ванна сидячая. Чемодан стоит в прихожей и перегораживает выход, в открытом виде его держать невозможно. Мне сказали, что чаевые в Японии не приняты: они оскорбительны для людей. Спустилась почти в 12 часов. Решила пообедать в ресторанчике при отеле. Обед был комплексным, отказаться от чего-либо невозможно, стоил 1400 иен. В Киото цены выше, чем в Хиросиме (ещё бы: в течение 1000 лет был столицей Японии (794 – 1869!). Но это шутка. Полуторамиллионный город – крупный туристический центр, в этом всё дело. Я поняла, почему мне рекомендовали купить сувениры в Хиросиме: например, веер там можно было приобрести за 100 иен, а тут минимум за 700.  Мне не хотелось тащить всё через всю страну.
В итоге отправилась в юго-восточном направлении. Прошла под трассой Шинкансена,  отправилась сначала в южном направлении, а потом повернула на восток. На улице, примыкающей к вокзалу, много шикарных отелей. Дальше – магазины, а потом следуют предприятия, деловые центры, университеты и спальные районы. Объектов туризма в этой части города нет.
Киотская впадина – это грабен, продолжение третичного Внутреннего Японского моря, только моря здесь никакого нет. Границами города служат горы. На северо-востоке – Хиэй, высочайший пик чуть больше 800 м. Южнее – холмы Хигасияма. На севере Китаяма (куда я не дошла в первый день). А на юго-востоке, куда я направилась, горы Дайго. Конечно, и туда я не дошла. На западе города –- горы Нисияма. Итак, я направилась в сторону Дайго, сворачивая с больших улиц на маленькие и узенькие, где из транспорта лишь велосипеды. Некоторые  улочки настолько узкие, что, кажется, и протиснуться невозможно. Я вспомнила Сиену –- там улочка шириной, кажется, 30 см, занесена в книгу рекордов Гиннеса. Здесь, по ощущениям, ненамного шире. Забрела в магазин, купила за 700 иен юбку (льняную свою оставила на Кипре у Кати) и тут же надела: в штанах невыносимо жарко. Я вся мокрая от пота, постоянно хочется пить. Вышла к реке Камогава и пошла вдоль неё. Рек судоходных в Японии нет, но водные потоки не так уж малы, как я представляла.   Через реку перекинуты мосты –- ж.-д., автомобильные и пешеходно-велосипедные. Я прошла несколько, около десятка, со счёта сбилась. Набережная обустроена для велосипедистов и пешеходов. Встретила рыбаков, старичков, занимающихся зарядкой, и пару женщин. В жару мало желающих шататься. Женщины все с закрытыми лицами, велосипедисты с пристроенными зонтами. Прошла мимо католического храма – подняться к нему было невозможно.
В Японии большинство верующих – буддисты и синтоисты, их больше  90%. Но истинно верующих не больше 30%. Большинство японцев на самом деле – атеисты.  В основном обряды –- дань традиции. Распространён синкретизм. Например, японцы могут жениться по христианским традициям, а хоронить умерших –- по буддистским. Есть в Японии даосисты, конфуцианцы. Христиан чуть больше 2%, самая крупная церковь –- католическая. На втором месте Свидетели Иеговы, есть пятидесятники. Есть представители сект Тэнрикё и Аум Сенрикё.
Шла я в одну сторону часа три, потом решила возвращаться (другим путём, уйдя в сторону от реки), ибо город огромный,  прийти к какому-то месту было невозможно, да и плана у меня не было. Примерно в середине пути зашла в кафе, выпила капучино, немного охладилась под кондиционером и пошла дальше. Набрела на интересное здание под названием «Японская терраса». Оно меня заинтересовало. Современное, высокое, состоит из двух частей, есть охрана. Надписи гласили, что  здесь располагаются спортивный клуб, спа-салон и рестораны. Во внутреннем дворике – бассейны с рыбками. Я вошла внутрь, поднялась на лифте. Но охрана меня вежливо не пропустила. Только для своих.
Перед вокзалом – огромный молл. Зашла туда. Множество магазинов, кинотеатры, игровые площадки, рестораны. Побродила, с грустью посмотрела на цены (думаю о сувенирах), купила себе пару маек (мои «кончились», а стирка здесь за деньги, уже стараюсь экономить).   
Поужинала за 1400 иен. Прошла сквозь вокзал, в магазине купила кое-что на завтрак. Вернулась в отель. Завтра отправлюсь в Токио.


11 августа 2017, пятница. Утром позавтракала, закончила сборы, отправилась на вокзал. Без проблем купила билет без места на Шинкансен (у нас почему-то пишут «Синкансен», но японцы чётко произносят звук «ш» в начале слова) в кассе. Оказался не дёшев!  13 000 иен. Села первоначально не в тот вагон (не смогла понять, в какой нужно), через некоторое время  женщина любезно попросила меня освободить место (много народа) и перейти в вагон, который предназначался для пассажиров без указания места. Такие билеты дешевле, а места обычно есть, именно поэтому я его взяла.  Я ехала Кодамо экспрессом. Это самый медленный класс поездов такого рода, он идёт со многими остановками. Села в поезд в 10:12. Доехала до места уже во втором часу. В окно любовалась великолепными видами. Проехали Хашима, Нагойя, Микава-Айджо, Тойоташи, Хамалацуу, Канегава, Мицуока, Шин-Фудзи, Атоми, Одавара, Шин-Иокогама.  Поезд мчится вдоль гор, иногда пересекая хребты по тоннелям. Много рек, их переезжали по мостам. Мне уже не казалась скорость такой огромной, как в первый раз. Шинкансен первоначально развивал скорость 220 – 230 км в час. Сейчас – до 320. На испытательных заездах достигали скорости 443 км в час.
        Поезд постепенно выехал к морю. Приехала в терминал Токио. Довольно быстро выяснила, что надо проехать до станции Вено, пересесть на метро и выйти на станции Асакуса. Без проблем заселилась в отель Виа Инн Асакуса (спасибо В.Л. Бердинскому за рекомендацию!), немного отдохнула и отправилась гулять.  Отель расположен рядом со старейшим буддистским храмом Сенсоджи. Ворота Каминаренон – символ Асакуса – гланый вход в  святилище Асакуса, 1649 г. Побродив довольно по чудесному месту, отправилась на торговую улочку. Купила несколько вееров на подарки. Зашла в местную «едальню». Там была надпись «Меню на английском». Это мне напомнило «Говорим по-русски» в странах, где по-русски произносят «привет». Я зашла поужинать. Еду долго выбирала, она оказалась вкусной: лапша с грибами, овощами и морепродуктами. В кафе были только местные. По-английски не говорили, но договориться сумели. Когда я вышла, уже стемнело. Я чувствовала себя усталой, поэтому решила отправится спать. Но всё же ноги понесли в сторону светящейся башни. Не дошла, конечно. Побродила немного, купила еды на завтрак.  Вернулась в отель. 


12 августа 2017, суббота. Вышла из отеля и направилась в сторону реки, но не удержалась и опять прошла мимо Асакуса Шрайн, Сенсоджи темпл, файв-стори пагоды, вышла через Каминариум гэйт. Ведь вся эта красота – рядом с отелем! Подошла к реке Сумида. К сожалению, немного опоздала: круизный лайнер уже отправился без меня в 10:00. Следующий – в 13, потом в 17. Перешла по мосту на левый берег и отправилась по набережной вверх по течению. Пересекла приток Сумиды Китаджикен, забрела в парк Сумида. Насладилась тихим нетуристическим местом. Там встретила всего трёх человек. Прекрасный образец типичного японского ландшафтного дизайна с дорожками, стриженными лужайками, кустарником и деревьями, прудом, камнями, водопадиками. В саду находится святилище Усидзима.  Там есть скульптура священной коровы, которую надо трогать,  чтобы избавиться от болезней, за те места, что у вас болят.
Осмотрев парк и святилище, я свернула в сторону от реки и направилась в сторону Tokio Sky Tree – знаменитой башни, на которую любуюсь уже второй день. По дороге меня остановила группа женщин и стали зазывать в храм – Hongoji Temple. Мне было интересно, я зашла. Это оказались представители организации «ортодоксального учения истинного буддизма» Nichi-renshoshu-buddism». Они дали мне в руки чётки, мы вместе повторили хором какую-то мантру. Долго рассказывали про это учение и про то, какое он приносит счастье. Старшая рассказывала по-японски, та, что помоложе, переводила  на английский. Мы мило поболтали. Я сказала, что по культуре православная, но по убеждениям атеистка. Они мне долго рассказывали про преимущества верующих, и особенно буддистов. Я им поведала о состоянии буддизма в России, рассказала также о религиозном составе Японии (они были не в курсе). В общем, мы мило провели время. Я, чтобы не обидеть их, сказала, что, конечно же, буддизм – это хорошо, но, поскольку в моём городе нет таких организаций, мне трудно будет обращаться к этому учению. Женщины показывали альбомы с фотографиями буддистов из разных стран, рассказали, как можно стать буддистом и дали листовку с адресом сайта. На этой дружественной ноте мы с ними простились и я ушла наконец к башне Skytree. Она построена в 2011 г. и занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая высокая телебашня в мире. Её высота, 634 м, была выбрана так, чтобы цифры: 6 (на старом японском «му»), 3 («са»), 4 («си») были созвучны «Мусаси» — названию исторической области, где находится современный Токио.
Её цвет называется белым – он получен из традиционного японского аидзиро – самого бледного оттенка индиго. Иссиня-белый или нежно-фарфоровый как бы излучает сияние. Вечером и в ночное время включается потрясающая подсветка. В подсветке используются цвета, напоминающие виды старого города. Она меняется. Нежно-голубая символизирует воду и посвящена реке Сумиде. Передаёт силу и бесстрашный дух Эдо. Сложный стальной традиционный японский голубовато-фиолетовый, с золотистыми оттенками подчёркивает изящество башни. Скольжение цвета мандарин – цвет удачи. Подчёркивает вздымающуюся к небу вертикаль. Выглядит всё очень эффектно.  Башня состоит из центральной колонны (из армированного бетона) внутри стальных опор корпуса. Центральная колонна стабилизирует основную конструкцию и снижает раскачивание при сильном ветре и землетрясениях. Механизм называется «система подавления колебаний сибасира», т.к. традиционная японская пагода пятиэтажная так же стабилизировалась с помощью центрального стержня (сибасира).
Башня используется для наземного цифрового телевидения. Я нашла вход (это не так-то просто: к башне пристроены этажи, в которых размещается много чего: и магазины, и кафе, и какие-то развлечения, и аквариум). Чтобы подняться на башню, надо купить билет за 2000 иен, для этого выстоять часовую очередь. Но можно и без очереди за 4000. Иностранцы идут без очереди, японцы (и беременные, и с малыми детьми) стоят. Я решила быть с японцами (они, кажется, удивились). Очередь двигалась быстро, всё организованно, длинной змейкой между растянутых лент, как в аэропортах. Дети вели себя хорошо. Потом эта очередь перемещается к лифтам. Работники регулировали поток (в основном девушки). В каждый лифт примерно человек по 30 входило. Поднимают на высоту 450 м. Можно до 500, но там ещё нужно доплачивать. Я решила ограничиться. Поднималась я на разные башни: и в Харбине, и в Макао, и в Таллине. Представление имею. Для меня интересен не сам факт подъёма (везде примерно одно и то же: фотографирование, «небесные кафе», стеклянный пол), а обзор города.   Я обошла  по кругу обзорную часть башни несколько раз.  Осмотрела всю панораму, на дисплеях можно было приближать объекты, но мне был интересен обзор без дисплеев. Видно в общем хорошо. И реки, и мосты, и храмы, и район Асакуса, где я остановилась, и аэропорт Ханэда на отвоёванной у моря части, и море. Но вот Фудзияма мне не показалась! Спряталась в тумане. Погода облачная, дождь слегка накрапывал. Я огорчилась. Видимо, не судьба. Решила поехать к императорскому дворцу, может, оттуда увижу. Спустилась (тоже очередь), пообедала в ресторанчике восточной башни «небесного дерева», на метро доехала до станции Нихомбаши и отправилась на территорию дворцово-паркового комплекса. Да, в метро спросила у охранника направление, чтобы долго не искать, он пошёл меня провожать!
Императорский дворец расположен в урбанизированном районе. Это меня в Токио больше всего восхищает! Здесь очень логично современность переплетается с традициями. Нет ощущения, что это эклектика, всё очень гармонично. Чем-то напоминает Гонконг, но, пожалуй, мягче и ещё гармоничнее. Парки повсюду. Я бродила по паркам дворца, со всех сторон его окружают высотки потрясающей красоты, современные, блестящие и отражающие одна другую.
        Вход оказался бесплатным,   всем выдавали жетоны, которые на выходе нужно было вернуть (как я поняла, для учёта). Времени было не так уж много: до закрытия оставалось полтора часа. Я быстрым шагом обошла территорию, заскочила в музей, любовалась старинными пагодами, старинными воротами, стенами, рвом, садами и парками, прудом…  Охранник меня сфотографировал. Вежливо и с извинениями напоминал посетителям, что пора двигаться к выходу.
Я обошла территорию и район вокруг дворца. Парки, фонтаны, высотки. Наблюдала свадебную церемонию. Дошла до Токио станции,  восстановленной в 2012 г. в  оригинальном виде. В ней размещается отель и галерея.  Уехала домой на электричке и метро (с пересадкой). Почти научилась ориентироваться.Зашла в магазин у метро, поужинала дома.


13 августа 2017, воскресенье. Вчера не могла уснуть, сегодня вставала плохо, болела голова, чувствовала себя разбитой. Кажется, я немного перепутешествовала. Надо бы в свою постельку, на  массажик, на педикюрчик…
После завтрака (купленными вчера суши)  отправилась в город. Зашла снова в храм, проходя мимо: там была служба. Это красиво. Народа –- толпы! Воскресенье. Люди семьями идут в храм, в места развлечений. Японцы редко приглашают гостей домой. Жилища у них скромные, места мало. Профессор Бердинский был у одного коллеги. На первом этаже гостиная и кухня, на втором –- две спальни, практически без мебели. Спят на татами. Российские девчонки в Хиросиме говорили, что снимают квартиры, в которых нет мебели. Им оставляли мебель люди, уезжающие в Россию после работы по контракту.
К пирсу я подошла примерно в 11:15. Купила билет на круизный лайнер для местных (для иностранцев уже ушёл). Сопроводиловка была на японском языке, поэтому я из салона вышла на палубу. Шли по реке 50 минут. Миновали множество мостов. Каждый имеет своё название: AzumaBashi Bridge, Komagata Bashi, Umaya Bashi, Kuramae Bashi, JR SoubuLine (железнодорожный), Riogoki Bashi, Shin-Ohashi Bridge, Kiosu Bashi, Sumidagava Ohashi Bridge, Eitai Bashi, Chuo-Ohashi, Tsukuda-Ohashi, Kachioduk Bashi… Некоторые мосты с арками, другие – подвесные, третьи изогнутой формы. Все прекрасно вписаны в ландшафт и украшают реку. Река постепенно разделилась на рукава, превратившись в дельту. Здания вдоль неё –- всe высокие. Но вот мы сделали остановку в Хамарикуи. Там –- сад и святилище. Следующая станция после моста Tsukiji-ohashi -– Хиноде пирс. Здесь конечная. Я немного подумала и пересела на другой лайнер, который шёл под радужным мостом в парк Одайба, расположенный на одноимённом острове в Токийском заливе. Это такой коммерческий и развлекательный центр с пляжами, магазинами, аквапарком, променадами. Здесь и токийская статуя свободы – уменьшенная копия американской. Я обошла остров, пообедала, в развлекательные центры не пошла, а села на монорельсовый поезд и, проехав по знаменитому Радужному мосту (хотела пешком, но поленилась, хотя там есть пешеходная часть). Радужный мост (яп.;;;;;;;;;, офиц. ;;;;;;, Токё: Минаторэнракукё) -— это висячий мост через северный Токийский залив, он соединяет верфь в Сибаура с островом Одайба. Мост открыт в 1993 г., строили его пять лет. Его длина 798 м, самый большой пролёт 580 м. Официальное название «Автострада Шуто № 11 от маршрута Дайба -– порт Токио соединительный мост». Опорные башни моста окрашены в белый цвет, гармонично вписаны в пейзаж центральной части Токио и  видны из Одайба. Иллюминация (лампы установлены на тросах) имеет три разных цвета: красный, белый и зеленый. Освещение  происходит за счёт солнечной энергии, полученной в течение дня.   Верхний ярус Радужного моста обеспечивает скоростное движение автотранспорта, а нижний -– движение вагонов поезда линии Юрикамоме и движение автотранспорта по обычной дороге (не платной).
Я доехала до станции Шинбаши,  вышла и прогулялась. Станцию окружают высотки, шикарные отели. Пешеходные переходы как в Гонконге -– над землёй. Народа много. Какой-то американец  ко мне привязался. Очень ему интересно с русской пообщаться.
Я на метро доехала до своей станции,  поужинала в местном ресторанчике, в котором даже нет меню на английском языке, но мне так как раз нравится.


14 августа 2017, понедельник. Я научилась следовать правилу: ничего не планировать заранее. Ибо «Если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах».  Вчера почти решила поехать по совету дочери Кати (она бывала в Токио)  и Ауано (русскоговорящая японка, с которой связал меня заочно Цезары) в мэрию, чтобы  полюбоваться видами и пообедать на 200-метровой высоте. Однако  с утра моросил дождь и даже мою любимую телебашню Скайтри  закрыли облака. Я поняла: не судьба. Потому   собралась, сдала чемодан в камеру хранения (т.е. поставила в холл перед ресепшн, там на него прицепили номерок 4, такой же дали и мне и попросили забрать сегодня). Я отправилась сначала обходить район Асакуса, где я жила эти три дня, но мне это быстро наскучило: самые яркие места я уже осмотрела, а остальное всё довольно однообразно: высотки перемежаются с маленькими плотно прижатыми один к другому домиками. Я такого добра уже насмотрелась. Вышла к реке (всё той же Сумиде) и отправилась вдоль неё, но в сторону, противоположную той, куда уже ходила. Прошла четыре моста. Под одним уютно расположились вонючие бомжики (нашла-таки их!). Навстречу мне прошли человека три, не больше. Бабульки какие-то гуляли под дождиком. Мне было комфортно. Свернула в сторону Вено, доверившись карте. Но она оказалась очень приблизительной. Вместо Вено я вышла к станции Асакусабаси. До Вено пришлось проехать ещё три станции. Зато Вено превзошёл все мои ожидания! Я выпила кофе на станции. Надо сказать, что станции метро здесь, как и в Гонконге, оснащены туалетами, кафе, магазинами. Навигация тоже есть, но к ней нужно приспособиться. Я не сразу разобралась, как определять размер оплаты, находить нужный переход и т.д. Но для этого есть специальные тётеньки и дяденьки в форме, которые терпеливо вдалбливают не только иностранцам, но и японским гражданам, как и куда двигаться, а иногда и провожают. В Японии все тротуары снабжены специальными дорожками для слепых, в очень многих местах висят информационные карты с указанием точки твоего  пребывания.    
Я вышла в сторону Yushima Tenjin, обошла храм потрясающей красоты, спустилась к пруду  Шинобазу. Ещё один храм, а вокруг него – цветущие лотосы, а также часть пруда используется для катания на лодочках. Самое потрясающее, что этот пруд  окружён высотками (опять аналогия с Гонконгом), в том числе видна знаменитая  гексагональная башня. Пруд перегорожен стеной, отделяющей зоопарк. За 600 иен  купила билет. Зоопарк  прекрасен! Там много животных живут просто на пруду, некоторые отгорожены сетками. Но построены вольеры, воссозданы условия  обитания. Представлены животные из разных регионов. Есть виварий.  Зоосад имеет две части. Я не сразу обнаружила вторую, она расположена в более высокой части. Поняла, почему В.Л. Бердинский не нашёл панду. Надо было либо ехать туда по монорельсовой дороге, либо идти пешком. Я пошла. А там – и слоны, и гориллы, и белые медведи. Ну и панда, конечно, к ней особая очередь. Ест свой бамбук, сидя на возвышении.
Подвесной монорельс производит впечатление. В зоосаду много детей. Вышла из сада, обошла ещё буддистские и синтоистский храмы. Наткнулась на памятник Хиросиме и Нагасаки, построенный на народные деньги. Снова гирлянды из бумажных журавликов...
Вышла на площадь перед королевским музеем. Там был фестиваль японско-пакистанской дружбы. Концерты, танцы, еду и сувениры продают. Шум, гам. Вчера, кстати, я не поняла, что в местах, мною посещённых, тоже были какие-то тусовки, сегодня про них по телевизору на чисто японском языке рассказывали – только детские. Там были игры, викторины и т.д. Все друг друга водой поливали – праздник, в общем, какой-то. В музеи не пошла, осмотрела снаружи – и музей западного искусства, и музей природы и науки. 
Вернулась в свой отель, но предварительно решила найти путь в аэропорт Ханеда. И правильно сделала!  Это оказалось не просто (вот бы с вещами таскалась!). Метро Асакуса имеет множество выходов, все к разным линиям. Вход, нужный мне, оказался глубоким и без лифтов-эскалаторов. Возможно, есть ещё один, но я не нашла и никто не смог подсказать.  Я забрала в отеле сумку, приехала  в аэропорт на метро – сначала линия шла под землёй, потом вынырнула на поверхность.   Регистрация моего рейса  начнётся только в 22. Я поужинала и пишу в её ожидании. Туалеты уже не смущают и кажутся обычными. Странно, что у нас не такие…

 Путь домой – это можно уже и не читать.
15.08.2017, вторник. Перед регистрацией в очереди разговорились с парнем из Венгрии. Он в Токио пробыл 23 дня, совершил восхождение на Фудзияму. А я её так и не увидела! Но я уже точно знаю, что хочу ОБЯЗЗАТЕЛЬНО вернуться в эту страну. Я думала, что меня уже невозможно удивить, но Япония смогла!
Спустила в аэропорту  последние иены, но здесь всё оказалось намного дороже, так что я почти ничего и не купила.    Летели ночью аж 10 часов. Девушка при регистрации по моей просьбе дала мне место у прохода, та что я имела возможность хотя бы вставать (в окно всё равно ничего не видно), а вот на московский рейс у меня до сих пор нет места – сказали: у выхода. Мне очень понравилась  авиакомпания Эмираты.    Всё чётко, самолёты удобные, персонал вежливый, многонациональный (на этот раз преобладали японки, но были и другие), еда вкусная. Кормили 2 раза. На ужин я взяла рыбу и была ещё целая куча разной закуски.  Из напитков взяла сок апельсиновый и белое вино – принесли небольшую бутылочку. Когда летела в Японию, вино пить не стала: боялась, что совсем развезёт от усталости. А сейчас – хорошо, даже немного поспала. Второй раз кормили  уже перед прилётом. На завтрак я взяла омлет, был фруктовый салат, йогурт и много чего ещё, я всё не съела. Рядом сидели японец  и какой-то европеец, говорили по-английски.  Мне показалось, что они пара. Со мной почти не разговаривали, только  когда надо было выйти. В самолёте преобладали люди азиатской внешности, я поначалу думала, что японцы, но стюардесса-японка с некоторыми из них говорила по-английски, так что достоверно я сказать не могу.
В аэропорту Дубая нас опять долго везли по полю, а сейчас я сижу в уже знакомом по прошлому разу Мархаба зале. Интернет не подключается. Говорят,  дело в моём компьютере, что-то с сервером не в порядке. В Японии я столкнулась с проблемой: интернет там всё проверил и всё время писал, что у меня какие-то не такие программы и что-то ещё надо докупить. Они тщательно отслеживают «левые» программы и не допускают их работы.
Пока сидела, со мной разговорился сначала по-английски, а потом и по-русски тунисец, который прожил в России десятка полтора лет. Женат на русской, четверо детей, сейчас живут в Тунисе, в Хаммамете, где я была в 2007 г.
В Японии при посадке –- строгий порядок: девушки со специальными плакатам пропускают в строго определённой последовательности: сначала бизнес-класс и всякие платиново-золотые привилегии, затем –- по секторам. Всё чётко, быстро. В самолёт посадка осуществляется сразу через несколько выходов. В Эмиратах  просто объявляют на трёх языках. В самолёте – снова интернациональная команда. Парень серб (с ним разговорилась), девушка из Украины, есть австралийцы, южноафриканцы.

Вместо заключения. Парадоксы Японии:
1. Япония – приморская и горная страна. А жители – равнинные и континентальные. Они не любят ходить в горы, а море осваивают с целью расширить сушу.
2. Синкретизм – религиозный и, если можно так выразиться, традиционно-инновационный.
3. Динамичность японского общества сочетается с консерватизмом.
4. Высокий уровень развития японского государства и высокий уровень жизни сочетается со скромным бытом и скромным поведением, а открытость миру и толерантность – с закрытостью бытовой жизни
5. Не парадокс, а специфика: тесное пространство обуславливает многие черты характера, быта и вообще образ жизни.
 


Рецензии
У Вас, Татьяна, получилась готовая книга – впечатления о Японии. Спасибо. Интересно. И за заключение – огромное спасибо. С Японией мало знакома. Детям нравилось японское аниме, так смотрела разные и потому имею о Японии представление по этому жанру искусства (к слову, очень серьёзные мультики, аналитические, мироздание по ним можно изучать): другая организация школы, другое начало учебного года и т.д. Удивительная маленькая, гармоничная страна.

"...Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям..." /В. Овчинников, "Ветка сакуры"/

Воспринимаю японцев, как очень трудолюбивый, думающий народ, высокообразованный, с неким духом покорности и преданности своей культуре, своим традициям, нормам поведения... Качество японского товара вызывает уважение, изящество и самобытность японской культуры – восхищение и интерес.

"5. Не парадокс, а специфика: тесное пространство обуславливает многие черты характера, быта и вообще образ жизни."

Такая маленькая с виду страна… Такое богатое внутреннее наполнение. Это, видимо, сказалось и на жанрах японской поэзии: танка и хокку. Такое маленькое внешнее изящество в пяти или трёх строках, лаконичная огранка. Такое насыщенное внутренне содержание, такой богатый рисунок видения мира. Большое (содержание) в малом (форма): многочисленные и отточенные самобытные традиции, любования внутренними переживаниями человеческой души, закованные в акварельную точность строк, японских иероглифах. Японская поэзия – портрет самой Японии, в которой каждое слово, каждый образ, каждый клочок земли, на счету…

С уважением и благодарностью,

Ирина Петал   29.12.2017 16:22     Заявить о нарушении
Глядя на фото - с рожками :)), всё же у молодёжи разных стран есть нечто общее :))

Ирина Петал   29.12.2017 16:23   Заявить о нарушении
С наступающим Новым годом. По японскому гороскопу - собачьему. Пусть Собака всех врагов лаем распугает, только искренних людей рядышком оставит, пусть подарит вам она смелость, верность, дружбу, чтобы в жизни было все, что для счастья нужно...

Ирина Петал   29.12.2017 16:25   Заявить о нарушении
☆¨¯`♥´ ¸¸.☆¨¯`♥´ ¸.☆
...\☻/♥´´¯`•.¸\☻/♥´´¯`•.¸
.....▌♥ ღ......... ▌♥ ღ
..../ \ ღ ♥´´¯`•./ \ღ ¸.♥´´¯`•....

@!!! Гав!

Ирина Петал   29.12.2017 16:27   Заявить о нарушении
Дорогая Ирина, спасибо огромное за отклик и поздравление.

Татьяна Герасименко   30.12.2017 19:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.