Учитель. 1 сентября посвящается

Школа - не здание, не учебники и не уроки. Школа это - ученик и учитель. Что бы ученик учился, а учитель учил не нужны им здания, учебники и уроки. Нужно желание ученика учиться, а учителя - учить.

Обратите внимание, что на первом месте стоит желание ученика учиться. Но об этом чуть позже.

Мне в жизни везёт на учителей.

Уже в 1 классе меня встретила учитель, о которой можно было только мечтать - Кот Галина Даниловна. Не помню дня, что бы я не шёл в школу с удовольствием и радостью. Именно она привила мне любовь к учёбе. За что ей очень благодарен.

В школе, в Педагогическом, на Истфаке КГУ, в Армии, на работе и в жизни у меня было много учителей. Одни с большой буквы, другие - с маленькой. Имена одних гранитными буквами навсегда в моей жизни, образы других - безжалостно стёрты памятью.

Сытник Николай Константинович (Мыкола Вересень - сегодня) - учитель истории в Педагогическом. Именно он научил меня быть вне системы - свободным. На истории мы обсуждали то, о чём даже на кухнях, за закрытыми дверями, боялись говорить при Союзе: ущербность экономики страны, война в Афганистане, репрессии 30-х, Пакт Молотова-Риббентропа. Он учил меня не только истории, но и жизни. Каждый день, после пар, мы спускались с ним от Львовской площади на Крещатик. Мы говорили, говорили, говорили. Однажды он принёс на пары ведро(!) цветов. "Жене!" - объяснил он немой вопрос аудитории. "День рождения? Годовщина свадьбы?" - оживились мы. "Нет, просто захотелось подарить". Однажды на паре мы так увлеклись обсуждением, что начали задавать ему уж слишком жёсткие политические вопросы. Тогда он показал на стену за его спиной, на которой были профили основателей Марксизма-Ленинизма: "Если бы я знал ответ на этот вопрос, тут были бы профили четверых людей: Маркс, Энгельс, Ленин и Сытник... ".

Гитман Марат Михайлович - математик из Педагогического. Он научил меня тому, что даже о таких сложных вещах как тригонометрия и высшая математика можно говорить с юмором и легко. Его: "Сейчас буду объяснять так, что бы даже чёртику было понятно" - со мной на всю жизнь.

Потом была армия. Которая сама была тем ещё уроком жизни. Как шутили солдаты: "Армия это - школа, которую лучше проходить заочно!".

Панчук Игорь Петрович - Замполит. Я, как Комсорг, делил с ним кабинет в Штабе части. Мы ходили с ним на рок-концерты и на футбол, я помогал ему, а он давал мне уроки практического и рационального подхода к жизни. Сейчас он большой начальник в Химках.

А потом в моей жизни случился Учитель. Зинченко Александр Прокофьевич. Командор, как мы его называли. Уже сам преподавая и будучи учителем для студентов, я как губка впитывал то, чему он меня учил. Именно он научил меня мыслить, научил рефлексии и переносить в схемы деятельность. Это был Человек! Мы ловили каждое его слово, каждый жест и выражение лица. Он был очень простым в общении. Мы проводили оргдеятельностные игры и играли в футбол, организовывали ночные рефлексии и вешали на петли дверь, купались в октябре в пруду и писали тексты для книги. "... и только Вы парите над нами в рефлексии... " - его удивительное чувство юмора не раз спасало напряжённую атмосферу. Будучи высоко интеллигентным человеком, он даже послать мог так, что на него не обижались. Для каждого он находил нужные слова, что бы вдохновить и направить. Уход Александра Прокофьевича - до сих пор не могу принять.
Уже работая в управлении персоналом, встречал многих людей, которых считаю для себя учителями.

Директор по безопасности в ВиДи Групп - Евтушенко Валерий Ильич. Грубый, циничный, он разговаривал матом. Удивительно, но мы сразу нашли общий язык. "Если хотите быть эффективным руководителем, формируйте команду преданных Вам людей. Которые не предадут Вас в трудную минуту" - как он был прав!

Маркус Девлин. Американец из SUNInBev, который преподал мне уроки подхода к работе, который исповедуют люди другого менталитета. Я не одобряю многие его человеческие качества, но как профессионал, он был образцом 100% преданности делу. "Где это написано?" - его уроки критического отношения к устному обещанию в нашей стране, не раз выручали меня.

Учителя. Сколько их было в моей жизни. Таких разных! Сколько ещё будет. Уроки одних со мной на всю жизнь, имена других, к сожалению, и не вспомню. Но всем им я безмерно благодарен. И пусть, порой, я не сразу осознавал значимость их уроков, их влияния на меня и мою жизнь, ни один из этих уроков не прошёл зря, впустую. Для этих уроков не нужны были классы и учебники, нужно было моё желание учиться. А как только появляется ученик, найдётся и учитель для него.
Лучшей наградой учителю является сам ученик. Его жажда познания, пытливый ум и нетерпение, с которым ученик ждёт новой встречи с учителем.

Спасибо вам, мои учителя! За ваши уроки и частичку своей души, которую вы оставили во мне. И хотя нам не всегда было просто, оно того стоило.


Рецензии