Философия музыки 55-70
56. Лёгкого, грациозного, блестящего Муцио Клементи заслуженно называют «итальянским Моцартом».
Муцио Клементи, Иоганн Гуммель, Джон Филд – творцы легкокрылой, фортепианной музыки.
57. В комической опере «Добросердечный ворчун» Винсенте Мартин и-Солер если не прост, то простоват, если не мелодичен, то напевен. Впрочем, современники называют его «испанским Моцартом»!
58. Вольфганг Амадей Моцарт создаёт музыку Божественной гармонии и красоты.
Моцарт гармоничен, как Рафаэль и трагичен, как Микеланджело. Очарование его музыки останется на все времена!
О чём повествует музыка Моцарта? О горных лесах и лугах, о высоком и чистом небе, о светлой радости и безмятежном покое – всё это окрестности Зальцбурга, города детства Моцарта.
В музыке Моцарта сплетаются воедино радость и скорбь, жизнь и смерть.
У Моцарта – птичья душа. Но в его музыке иной раз раздаётся рыканье льва!
Моцарт – слишком горд, чтобы служить королям и курфюрстам. Для него высший авторитет – музыка!
Музыка Моцарта отличается законченным совершенством.
Главные черты музыки Моцарта – изысканный артистизм и полёт фантазии.
У Моцарта нет ни одной случайной ноты или банальной фразы! Он всегда нов и свеж.
Моцарт – виртуоз в разработке мелодии.
Самое примечательное в опере Моцарта – поиск новых выразительных средств.
Прекрасное итальянское пение Моцарт дополняет симфоническим звучанием. Вот почему его арии кажутся певцам сложными.
Моцарт ставит печать немецкого симфонизма на итальянскую оперу! У нежного Моцарта тяжёлая длань!
В гениальном Моцартовском «Дон Жуане» борьба оперы с симфонией заканчивается поражением оперы!
«Волшебную флейту» Моцарта завершает гимн разуму, добру и справедливости – идеалам, образующим основу его мировоззрения.
В музыке Вольфганга Амадея Моцарта присутствует радостный экклезиастовый дух.
Моцарт – Рафаэль Санти в музыке.
Моцарт – драматург, равный Уильяму Шекспиру.
Моцарт – любвеобильный Джованни Казанова в музыке, каждый его мотив – это объяснение с красавицей.
Пленительные мелодии Моцарта близки по настроению лирическим стихам Иоганна Гёте, воспевающего весну, до срока прилетевшую ласточку и бурное цветение природы.
Моцарт – второе воплощение Антонио Вивальди. И тот и другой создают музыку непревзойдённой красоты.
Источник изысканной, благородной музыки Моцарта надо искать в произведениях сыновей великого Баха – Карла Филиппа и Иоганна Кристиана.
Йозеф Гайдн изобретателен, главным образом, в фактуре и гармонии, Моцарт – в гармонии и мелодии.
Премьеры опер Моцарта проходят мало заметно среди многочисленных «шедевров» Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозы, создающих в общей сложности 247 опер разных жанров.
Солнечная музыка Моцарта и Джоаккино Россини – жизнетворна!
Моцарт – композитор утренней зари, Россини – полуденного солнца.
В сочинении бессмертных оперных арий преуспевает Россини, а вовсе не Моцарт!
Написать прекрасную арию на все времена – сложная задача! В этом отношении Моцарт уступает Россини и Беллини.
В композиторской триаде Моцарт-Бетховен-Шуберт прослеживается внутренняя логика: Моцарт сосредоточен на форме, Бетховен – на форме и содержании, Шуберт – на содержании. Не потому ли Шуберту часто не удаётся форма опер и симфоний?
Симфонизированная опера Моцарта – это одна крайность, песенная опера Шуберта – другая.
Музыка Моцарта и Феликса Мендельсона-Бартольди отличается благородством и красотой.
Божественным даром создавать красоту наделены Моцарт, Беллини, Шопен.
Какие этапы развития проходит немецкая музыка в XVIII-XIX веках? Моцарт – это юность и душа, Бетховен – молодость и разум, Вагнер – зрелость и дух.
Особенно выразительна красота скорбной музыки Реквиема Моцарта и Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского.
У великих композиторов встречаются роковые для их жизни произведения: Реквием Моцарта, «Кармен» Бизе, Шестая симфония Чайковского, Первая симфония Рахманинова.
Легко и быстро пишут музыку Моцарт, Россини, Шуберт, Шостакович: перо Моцарта – это голос ангела, Россини – солнечный луч, Шуберта – ласточка в небе, Шостаковича – пронырливая ящерица!
59. Луиджи Керубини – музыкальное знамя Великой Французской революции.
Керубини – композитор французской республики и французской монархии. Его операми восхищаются люди, находящиеся по разные стороны баррикад.
Творчество Керубини определяют две главные темы: торжество революции и траур по её жертвам.
Герои опер Керубини – это люди, совершающие подвиги во имя свободы и равенства. Это люди чести, долга, братской любви.
Керубини по-наполеоновски активен и победоносен в музыке.
Музыка Керубини публицистична и плакатна.
Керубини – художник Жак-Луи Давид в музыке: его мессы и реквиемы запечатлевают трагедийную скорбь, присутствующую на знаменитой картине Давида «Смерть Марата».
Луиджи Керубини, как и Антонио Сальери, Людвиг ван Бетховен и Джоаккино Россини пишет музыку, овеянную славными победами народа за свободу и независимость.
Музыку Керубини отличает гражданский пафос, торжество идеалов революции. Не случайно его произведения высоко ценит Бетховен.
Керубини – музыкальный титан, оказывающий влияние на Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза, Феликса Мендельсона-Бартольди, Джузеппе Верди. Произведения этих композиторов востребованы народом.
60. Польша не сгинет, пока будет звучать знаменитый Полонез Огинского «Прощание с родиной»!
61. Людвиг ван Бетховен – Прометей в музыкальном искусстве.
Музыка Бетховена заряжена вселенской энергией.
Музыке Бетховена свойственны величие, сила и красота.
В музыке Бетховена торжествует разум.
Новая музыка начинается с Бетховена, ибо композитор мыслит уже общественными категориями.
Дух музыки Бетховена созидателен для всех народов мира.
Бетховен призывает народы Европы к братству!
Бетховен – иерихонская труба революционной эпохи.
Грозная музыка Бетховена сотрясает европейский дом!
Музыка Бетховена отображает великую эпоху доблести и славы.
Главная идея произведений Бетховена – борьба за честь и достоинство человека.
В музыке Бетховена происходит героическая борьба за свободу и духовное созерцание, во время которого накапливается энергия для новых подвигов.
Бетховен проявляет редкое дерзновение и новаторство в музыке!
Сочиняя музыку в духе народных песен и танцев, Бетховен становится простым и ясным.
Бетховен – роскошный мелодист и одновременно мелодический аскет.
Бетховен предельно строг в отборе выразительных средств: композитор мыслит яркими и лаконичными мотивами.
Бетховен – укротитель музыкальных стихий. Его интеллект держит эмоции в железных тисках.
Бетховен вращает колесо истории в нужном ему направлении.
Глупо бороться с судьбой заурядному человеку. Это под силу лишь такому гению, как Бетховен!
Известно дерзкое высказывание Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку»!
Порой талант величайшего симфониста Бетховена опускается до механического движения по кругу: от героизма к трагедии, от трагедии к героизму. Тогда в его симфониях мы слышим гениального шарманщика!
Солнечным оптимизмом наполнены фортепианные концерты Людвига ван Бетховена.
Бетховен создаёт пламенную «Аппассионату» в 1805 году, когда Европа ещё объята огнём революций и наполеоновских войн.
Фортепианные сонаты Бетховена концептуальны: они представляют собой глубокие раздумья над судьбами народов мира. Поэтому сонаты композитора, по сути дела, симфоничны. В свою очередь, его симфонии сонатны, ибо написаны в сонатно-циклической форме. Так происходит взаимное отражение бетховенских сонат и симфоний.
В опере «Фиделио» Бетховена слишком много драматизма и не хватает мелодической красоты. Это сомнительный путь!
Бетховен – гений в симфонии и талант – в опере!
Бетховен создаёт «Фиделио» в 35 лет, Рихард Вагнер «Тангейзера» - в 32 года. Нельзя не заметить, что вступление к «Тангейзеру» намного выразительнее, чем любая из увертюр к «Фиделио»! Кроме этого, надо иметь в виду, что Бетховен ещё около 10 лет дорабатывает любимое детище. Сегодня «Фиделио» - редкий гость на оперной сцене, тогда как вагнеровскому «Тангейзеру» аплодирует весь мир. Что ж, не все жанры подвластны гению!
Симфонизированная опера «Фиделио» Бетховена – это далеко не совершенное произведение а, скорее всего, гениальная неудача!
«Ода к радости» в финале Девятой симфонии Бетховена воссоздаёт радость, торжествующую в музыке Генделя, Гайдна и Моцарта!
Людвиг ван Бетховен правдив и конкретен в музыке, как Микеланджело – в скульптуре.
Великие немцы Эммануил Кант, Георг Гегель, Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте – революционеры духа. К ним нужно присоединить Бетховена!
Бетховенский драматизм – не столько шекспировский, сколько шиллеровский.
Бетховен не снимает шляпу перед идущим навстречу австрийским императором, хотя преклоняется перед талантом Гёте!
К музыке Бетховена ведут две дороги: конструктивная Иоганна Себастьяна Баха, Карла Филиппа Баха, Гайдна и мелодическая Генделя, Иоганна Кристиана Баха, Моцарта.
Бетховен восхищается героической музыкой Георга Фридриха Генделя.
Музыка Йозефа Гайдна – простонародная, Бетховена – всенародная.
Мощный дух прибывает в физически крепком теле Бетховена. Композитора нельзя причислить к утончённым австрийцам Гайдну и Моцарту. Дерзость натуры Бетховена указывает на его немецкое происхождение: Бетховен – от земли, от простой, здоровой деревенской жизни.
Если говорить о музыке Бетховена, то он, пожалуй, берёт лучшие свойства музыки Муцио Клементи и Вольфганга Моцарта: от Клементи –непосредственность выражения чувств, от Моцарта – изящество и артистизм.
Бетховен окончательно сбрасывает пелену наивной созерцательности Моцарта.
Моцарт рисует и раскрашивает музыку, Бетховен – высекает её из камня. Творчество Моцарта сопровождается Божественным вдохновением, Бетховена – настойчивым трудом.
Интеллект Моцарта направлен на музыкальную форму, Бетховена – на форму и содержание.
Гайдн – весёлый и озорной, Моцарт – весёлый и нежный, Бетховен – композитор энергии, воли и разума. Таковы характерные черты музыки трёх венских классиков.
Произведения Баха, Генделя или Моцарта одинаково совершенны. Такого постоянства нет у Бетховена: скажем, из 32 его фортепианных сонат только несколько действительно гениальны, т.е. абсолютно безупречны. Неровность бетховенского стиля обнаруживается и в других музыкальных жанрах (особенно, в опере и балете).
Луиджи Керубини создаёт музыку для революционных масс Франции, Бетховен – для всего человечества.
Джоаккино Россини наделён прихотливым гением, Бетховен – волевым, Россини сочиняет музыку непринуждённо, Бетховен – целенаправленно, Россини – кокетливая девушка в опере, Бетховен – зрелый муж в симфонии.
Бетховен, Россини, Вебер – три корифея оперной увертюры: «Леонора 3» - это мужество, героизм, торжество радости; увертюра к «Севильскому цирюльнику» - блеск, изящество, красота; увертюра к «Волшебному стрелку» - глубина чувств, скорбь, драматизм. И каждое из этих произведений по-своему гениальна!
Принято считать, что к стилизации впервые обращаются романтики. Нет, это не так. Первопроходцем в использовании музыкальных стилей композиторов разных эпох надо считать Бетховена. Он тонко претворяет ликующую барочную радость Букстехуде, Баха, Генделя, классическую гайдновскую простоту и моцартовское изящество, трагедийность оперы Глюка и оперы спасения Спонтини, Керубини, Сальери. Бетховен возводит своего рода стилистическую пирамиду, стержнем которой выступает его собственный героико-драматический стиль.
В музыке Бетховена – волевая, мужская энергия, Феликса Мендельсона-Бартольди – мягкая, женская.
Бетховен, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер – творцы героической музыки, Мендельсон-Бартольди, Пётр Чайковский, Камиль Сен-Санс – проникновенной лирики.
Оркестровый симфонизм Бетховена преобразуется в оперный симфонизм Вагнера.
Лирика композиторов-классиков Бетховена и Иоганнеса Брамса отличается первозданной чистотой.
Бетховен и Модест Мусоргский создают музыку правды и красоты, Верди и Чайковский – красоты и правды. Это определяет характер их оперного творчества: у Бетховена и Мусоргского господствует речитатив, у Верди и Чайковского – мелодия.
До высокой трагедийности в музыке поднимаются Бетховен и Вагнер. То же самое относится к Верди и Чайковскому, Мусоргскому и Малеру.
Отличительная черта гения – способность к целеустремлённому созидательному труду. Яркие примеры: Бетховен, Вагнер, Чайковский, Прокофьев!
62. Музыкальный драматизм Гаспаре Спонтини вполне сопоставим с бетховенским, только у Бетховена он с большей убедительностью воплощается в симфонии, тогда как у Спонтини – в опере.
У Франсуа-Адриена Буальдьё особое положение: в его лице мы встречаем предроссиниевского и предвердиевского французского композитора! Его талант – уникален!
63. Иоганн Непомук Гуммель – беспечное дитя в европейской музыке.
Гуммель одаривает своих поклонников светлой и радостной музыкой.
Музыка Гуммеля сверкает фонтанами радости.
В спокойной музыке Гуммель отдаётся тихой меланхолии.
Когда Гуммель мелодически красив, его музыка незабываема.
С годами стиль музыки Гуммеля меняется: образы счастливого детства уступают место возвышенным романтическим эмоциям.
В мелодиях Гуммеля слабо выражена индивидуальность автора. В его музыке ещё сильна власть классицизма.
Иоганн Гуммель сочиняет игрушечную фортепианную музыку.
В фортепианных сонатах Гуммель зачастую мотивную разработку подменяет виртуозными пассажами.
В фортепианной музыке Гуммель даёт работу пальцам, а не голове!
Фортепианного Гуммеля нельзя сравнивать с Бетховеном, хотя в балетной музыке он нисколько не уступает венскому гению.
Балетная музыка Гуммеля имеет черты одухотворённого романтизма.
Трогательны лирические эпизоды в скрипичных сонатах Гуммеля. В них встречаются подлинно глубокие чувства и переживания.
Гомофонно-гармонические мессы Гуммеля прокладывают путь к ораториям его ученика Феликса Мендельсона-Бартольди. Религиозная музыка этих композиторов и мелодична, и масштабна.
Иоганн Непомук Гуммель золотой нитью связывает творцов жизнерадостной музыки: Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта, Антонио Сальери, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Феликса Мендельсона-Бартольди.
Чех Ян Мысливечек оказывает влияние на музыкальный стиль Моцарта, словак Ян Гуммель – на музыку Мендельсона-Бартольди. Именно славянская мелодика благотворно воздействует на произведения великих немецких композиторов.
Если вам не известна музыка Гуммеля, то, узнав, что он – ученик Сальери, Гайдна, Моцарта и друг Бетховена, вы испытаете интерес к его творчеству.
Яркость мелодий постепенно возрастает от Сальери к Гуммелю, от Гуммеля к Мендельсону-Бартольди. Это происходит в силу внутренних процессов, протекающих в творчестве его учителя Сальери и ученика Мендельсона-Бартольди.
Словак Иоганн Непомук Гуммель и ирландец Джон Филд – два виртуозных композитора, близких к венским классикам.
Блестящий фортепианный стиль Гуммеля получает развитие в музыке Карла Черни, Игнаца Мошелеса, Сигизмунда Тальберга, Антона Рубинштейна, Николая Метнера. Все они не без изящества сплетают виртуозные фортепианные узоры.
Жизнерадостный, безоблачной стиль музыки Гуммеля позднее воспринимает Мендельсон-Бартольди.
В лице пианиста-виртуоза и композитора Гуммеля история являет миру предшественника Ференца Листа! У них – общая судьба: эти исключительно одарённые музыканты – выходцы из малых народов Австрийской империи.
64. Даниэль Обер – один из основоположников Большой французской оперы с её героико-патриотической темой, с другой стороны – автор весёлых комических опер.
65. Легкая, светлая и улыбчивая музыка ирландца Джона Филда нравится русской публике.
Джон Филд – северный Моцарт, чья простая и ясная музыка приятна на слух.
66. Скрипка Николо Паганини – светлоликая красавица!
Скрипка Паганини оглашает вселенную колокольчиками радости и счастья.
В драматической музыке скрипка Паганини трепещет, будто ангел в когтях дьявола.
Никколо Паганини творит для скрипки вдохновенную поэму любви и счастья.
Паганини – дерзкий скрипач и вдохновенный композитор!
Паганини – смелый новатор! Его считают первым романтиком в музыке.
Музыка Паганини соткана из итальянского солнца и цветущей природы.
Музыке Паганини свойственны глубина чувств и высота духа.
Музыка Паганини отличается рыцарским благородством и нежной лирикой: её автор словно признаётся в любви даме сердца.
Скрипка и гитара в музыке Паганини – это пальма на берегу моря и её тень. Когда пальма впадает в блаженную дрёму, - тень поёт ей нежную колыбельную. Что может быть поэтичнее такого дуэта?
Никколо Паганини – второе воплощение Антонио Вивальди.
Музыка Паганини – это драгоценный сплав красоты, изящества, виртуозности Антонио Вивальди и энергии, воли, благородства Арканджелло Корелли.
Паганини и Джоаккино Россини находятся в приятельских отношениях. Друзья осознают свою исключительность. Оба композитора – гении солнечной красоты.
Паганини играет выдающуюся роль в жизни и творчестве Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса.
67. Жорж Онслоу обладает шубертовским мелодическим талантом.
68. Карл Мария фон Вебер – музыкальная звезда первой величины.
Вебер – вольный стрелок в немецкой музыке.
Немецкий патриотизм особенно громко заявляет о себе в философских трудах Иоганна Готлиба Фихте и музыке Вебера.
Музыка Вебера способствует пробуждению самосознания немецкого народа. Его опера «Волшебный стрелок» оставляет глубокий след в сердцах немцев.
Карл Вебер буквально ослепляет виртуозной музыкой для рояля или кларнета.
Кларнет Вебера – блестящий или задумчивый, но всегда – выразительный.
Романтическая опера Вебера опирается на чёткую форму Георга Генделя и трагедийное содержание Кристофа Глюка.
Если Михаэль Гайдн безоблачен в опере, то его ученик Вебер – трагичен.
Вебер переплавляет в музыке красоту Вольфганга Моцарта и волю Людвига ван Бетховена в немецкий национальный дух!
Вебер и Михаил Глинка способствуют пробуждению чувства гордости за свой народ. После их оперных шедевров немцы и русские иначе смотрят на самих себя.
Создав романтическую оперу, Вебер совершает переворот в немецком музыкальном театре. Его творческую эстафету подхватывает Рихард Вагнер.
Вебер – непосредственный предшественник оперной реформы Вагнера.
Вебер – подъёмный мост к неприступному вагнеровскому оперному замку.
Вебер – надежда немецкой музыки, Вагнер – её торжество и слава.
Вебер – основоположник развёрнутого симфонического вальса. Блестящим «Приглашением к танцу» он создаёт почву для выдающихся вальсов Гектора Берлиоза, Шарля Гуно, Михаила Глинки, Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, Александра Глазунова, Сергея Прокофьева.
Вебер и Василий Калинников поднимаются в музыке до высшей точки концентрации национального духа в музыке.
69. Александр Алябьев – соловей русской земли.
Знаменитый романс «Соловей» Алябьева является автопортретом композитора, наделённого редким мелодическим даром.
Потомок немецких баронов Антон Дельвиг сочиняет стихи к одному из самых популярных отечественных романсов «Соловей» Алябьева. В нём слышны и немецкая меланхолия, и русский порыв к свободе, и горькое осознание того, что счастье не возможно.
Музыка Алябьева изливает красоту и свет.
Музыка Алябьева ясная, свежая, чистая, как звенящий весенний ручеёк.
Алябьев — позолоченное солнцем облачко на утреннем небосклоне русской оперы.
Фортепианная музыка Алябьева по-моцартовски изящна и по-бетховенски энергична.
Свежесть и чистота мелодий Алябьева позволяет сопоставлять их с произведениями Джоаккино Россини.
Алябьев – русский Франц Шуберт: один пишет «Соловья», другой – «Форель». Их песни получают известность во всём мире!
Александр Алябьев, Алексей Верстовский, Александр Варламов, Александр Гурилёв украшают русскую музыку вокальными жемчужинами.
Возвышенный поэтический строй, интонационная свежесть и чистота музыки Алябьева позволяет соотносить её с произведениями Владимира Ребикова, не смотря на то, что их разделяет почти целое столетие.
70. Зигфрид Ден – учитель Михаила Глинки и Антона Рубинштейна – учителя Петра Чайковского. Так что немец Зигфрид Ден – музыкальный отец и дедушка двух русских гениев – Глинки и Чайковского!
Свидетельство о публикации №217090101464