Суерка. Чудесное проявление

Суерка. «По путям сердца твоего»

В селе Суерка храм во имя преподобного Серафима Саровского украшал свежей праздничностью занятую дорожными работами территорию. Сияли золотом кресты и звёзды на синих луковках куполов. На нежной желтизне стен храма выделялись белизной вертикали, углы, наличники, арочки над окнами, кирпичные зубцы, сеточная полоска под парапетом, и отражали небо голубые решётки на окнах.  У стен стояли вазоны с цветами.
Одноэтажное синеглавое здание  гостеприимной трапезной  терпеливо ожидало внутреннего ремонта. Рядом с ней строились тротуары, и зеленел сохранившийся газон. Горы щебёнки предполагали благоустройство рождавшегося тротуара, вдоль которого были уложены на поддоны дорожные плитки. По краям ровно протянулись бордюры. На песочных кучах  играли дети. Грунтовый мягкий холм предназначался для газонов или клумб.   У будущего тротуара оживлённо беседовали молодые мамы с колясками.
Отслужив литургию в день святого Серафима Саровского,  священник  вышел с лампадой и встал перед  храмом, за ним  -  мужчины с крестом и хоругвями, на которых вдыхали жаркое начало августа Нерукотворный  Спас и Богородица.  Дети и женщины с иконами выстраивались на свежеплиточной дорожке, а рядом не прекращались земляные работы. Дорожные рабочие с интересом наблюдали за подготовкой Крестного хода, оставив на время своё дело. А бульдозерист не прерывал работу своего железного слона, разравнивавшего щебёнку по дороге. 
У стены храма  выставили несколько пятилитровых бутылей со святой водой. В  ожидании я бережно  держала  маленькую  чтимую местную иконку из церковной лавки.
…История чудотворной Суерско-Смоленской иконы Божией Матери уходила корнями в  первую половину восемнадцатого века, когда одному сельчанину во сне Богородица повелела написать Смоленскую икону Божией Матери. Икону, написанную в Рафайловском монастыре, доставили в Суерку, и после молебна прекратились беды от моровой язвы и засухи.  Заступницу благодарили  сёла Старая Шадрина, Суерка, город Ялуторовск, деревня Памятная. По просьбе жителей икону переносили на две недели в Ялуторовск, а потом она возвращалась в Суерку  через Заводоуковск.

Рассыпался  по жаркому небу колокольный звон из-под голубого шатра колокольни. Мужчины вынесли установленную на специальные носилки большую икону Серафима Саровского в раме, увенчанной белыми цветами.  Батюшка Серафим взирал на прихожан Дивеевской мудростью, освящая праздничный день.  Его правая ладонь лежала на сердце, в котором жили добро, любовь и вера.
Бодрым шагом шли православные по сельской  дороге. Притягивал лучи солнца Крест с образом Преображения Господня и клеймами. Настроение ходоков отражало торжественность дня. Впереди шли священники в зелёных одеждах. Не отставали от них женщины,  певшие по молитвенникам.
За околицей у реки Тобол раскинулась широкая поляна. У её края внимание ходоков останавливал  плакат с крупными словами: «Дорогие братья и сестры! Здесь стоял храм, построенный на пожертвования жителей села и окрестных деревень в 1813 году, освященный в честь иконы Божьей матери Смоленско-Суерской и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.  В тридцатые годы храм закрыли и разрушили богоборцы.
Потомки тех, кто когда-то молился здесь, - помните! Это место, где совершалась Божественная литургия, - навсегда свято,  и Ангел-Хранитель, приставленный Господом ко Храму, взирает на вас и сегодня».
Ниже более мелко выделялась  цитата: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дом юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд». ( Библия, книга Экклезиаста, 11-9)
На заросшем травой пустыре недалеко от крутого берега возвышался прозрачный металлический Крест, светящийся от яркой жары. Возле него собрались жители села и паломники. Горела свеча в прозрачной закрытой лампаде. Стояли почётным караулом хоругви.  Пестрели небольшие клумбы с цветами.  Искрились солнцем брызги святой воды. Священник читал Евангелие в золочёном переплёте. Внимал святым словам батюшка Серафим в цветочном обрамлении. Крест наполнялся благодатью памяти.
Узкая тропка ушла через заросли к Тоболу, чистой водой отразившего небо в глубине обрыва. На высоком берегу стоял крест на могиле праведников. 

Пыльная дорога вывела к широкой улице. Выходили из ворот дети, старики. Батюшка подходил ко всем. Молодые люди  приветствовали ходоков, радостно улыбаясь  брызгам святой воды и приветствию подошедшего священника.   Я обняла бабушку, похожую на бабулю моего детства. 
 Показались купола за аккуратными домами.  Народ возвращался к храму. Растекался по жаркому небу колокольный звон.  Мужчины приподняли храмовую икону за ручки носилок,  а прихожане, щедро окроплённые святой водой,  проходили под ней в храм и получали в дар сухарики «от Серафима Саровского».
Установленный впереди компактного алтаря опустевший на время  подрамник ожидал священную ценность. После Крестного хода   бережные руки поставили на место Храмовую икону преподобного Серафима Саровского.


2017. Суерка. Чудесное проявление

Внутри храма во имя Серафима Саровского весь угол до потолка занимала дородная голландская печь, верх которой украшали кашпо с цветами.  По одну сторону угла были расположены ряды икон. Установленная на смежной стене чудотворная икона Божьей матери Суерско-Смоленской отразила стеклом лампаду. Тёмный лик проступал из узорчатой золочёной рамы, над которой горели свечи в тройном подсвечнике. Возле открытых царских врат белели  вазы с цветами.
… Суерка  до тридцатых годов прошлого столетия оставалась районным центром. Здесь проходил Сибирский тракт.  Богатое село с девятнадцатого века славилось ярмарками и стало известным благодаря Покровительнице. В начале двадцатого века средствами прихожан выстроился  красивый храм и был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. В буйные годы репрессий были  расстреляны  священники. Суерка пережила  гражданскую и Великую Отечественную войны, приютила детей  блокадного Ленинграда.  В церкви хранилось зерно. Чудотворную икону перенесли в храм Ялуторовска. Возвращение Покровительницы в Суерку овеяно легендой. Страшные пожары угрожали Упоровскому району. Спасла деревни Смоленско-Суерская икона Божией Матери, плывущая на пароме по Тоболу.  Усмирила ветреную стихию, вернувшись из Ялуторовска в храм Серафима Саровского.
Возле двери храма я заметила две тёмные иконы. На одной из них хорошо был виден степенный священник с окладистой светлой бородой в древнем одеянии. Его взгляд сосредоточился на тех, кто его слушал и внимал. Эта была редкая икона Аарона – ветхозаветного первосвященника, брата пророка Моисея. Аарон стал  основателем единственного законного рода священнослужителей.
Служительница храма матушка Валентина поведала, что эти иконы сохранились в школе от смутного времени. Они ждали своего часа, чтобы явиться в храм и вдохнуть священный воздух намоленности чудотворной иконы.
 Вторая икона выглядела  чёрной доской, и очертание лика на ней не просматривалось.  Я попросила разрешения у матушки сфотографировать редкие иконы. Сделала два снимка с разных ракурсов.  При просмотре кадров увидела на одном – два чёрных прямоугольника, на втором – два белых. Белые кадры иногда получаются как блики, и я решила их удалить. Но что-то меня остановило, и фотографии остались. При просматривании фото на  мониторе я с удивлённым трепетом  обнаружила, что светлый кадр  заполнился цветным изображением. На белом фоне чётко проявился лик неизвестного святого с чёрной бородой в синей одежде с жезлом в руке.  Чудесное проявление заполнило радостью сердце в этот праздничный день.
 


2017. Суерка. Живое тепло

Приветливо смотрели большими окнами  сельские деревянные дома с четырёхскатными крышами из-за заборов. Во дворах зеленели крепкие деревья. Лежали заготовки дров. У ворот стояли велосипеды или автомобили. Кирпичный двухэтажный особнячок важно выделялся  среди скромных домов. Ковром расстелился дикий газон у дороги. Белая машина припарковалась у ярко-жёлтого дома за белыми верхушками зелёного забора. Улица Советская улыбнулась яркими петуниями. В ряд стояли ухоженные одноэтажки на придорожных полянах.
Высветился дом белым металлопрокатом с синей отделкой и двускатной черепицей за плотным забором. Цветочный палисадник огородили кирпичные стойки. За низким заборчиком приветливо ждала малышей детская игровая площадка с разными качелями.
Другой забор с зелёно-белым штакетником напомнил клавиши пианино. А дальше  зелёный узор наличников выделился на бежевом фоне фасада, пушились кронами деревья. К забору примкнула кукольная  композиция:   миниатюрная лошадка с малышом-наездником была запряжена  в  поезд из магазинных корзинок  с крупными колёсами – в первой сидели  рукотворные малыши, а вторая – превратилась в клумбу с колёсами.
У зелёного забора с  белой «бахромой», оградившего дом с кружевными ставнями,  устроилась в вазе клумба между двумя  белыми лебедями в голубых «озерах» из автомобильных шин.   Улица успокоила ноги асфальтом.
Приземистые «Хозтовары» с зарешёченными окнами  и кирпичным входом заботились о жителях села. На просторной спортплощадке со скульптурными животными возвышался жираф. Но главной её примечательностью был монумент: солдат с каской в руке  и поставленным к земле автоматом склонил голову в память воинов-земляков.
Краснокирпичный особняк с пиками на крыше и широким крыльцом предлагал смешанные товары.  На длинном синем заборе вдоль дороги висел большой фотоплакат: «Чистота села – дело каждого». Размеченная пунктиром двусторонняя трасса выгнулась овалом. Баннер на стойках приветствовал: «С юбилеем, родной Упоровский район!» надпись на плакате подтверждали ребята в школьной форме и  девочки в белых фартуках, гольфах и фартуках,  окружившие клумбу в виде корабля, из земли которой выходил парус с тремя колосьями.
Солнце обняло жаром всё село, а каждый дом излучал живое тепло, согревая душу праздника.


(Село Суерка Упоровского района Тюменской области, 1 августа, 2017 года).


Рецензии