О чистоте помыслов

Большинство людей живут, не задумываясь о своих отношениях в семье и с окружающими. «Как все, так и я,» - говорят они. Я невольно улыбаюсь, когда это слышу, и вспоминаю следующий случай. Один мой знакомый врач-нарколог рассказывал: когда к нему приходили пациенты за подписью для медицинской книжки, он их спрашивал: «Ну что, пьёте?» «Да, как все…» «Все по-разному, а вы как?»

В каждой шутке лишь доля шутки, и, да, в семьях все тоже живут по-разному. У нас индивидуальные ценности, восприятие жизни, побудительные мотивы. Вот почему многие с осторожностью относятся к любым наставлениям, отсылаемым в их адрес, ведь эти увещевания просто могут не подойти к их семейному укладу…

Но всё же есть один секрет, объединяющий счастливые семьи, - это, всем нам известная, чистота помыслов.

Раньше, до замужества, я часто слышала слово "целомудрие", оно трактовалось мной в большей мере как защита своей телесной чистоты, и я никогда не могла понять, какой смысл несут высказывания о том, что в браке нужно жить целомудренно.
Впоследствии, с каждым годом супружеской жизни, я открывала для себя простую истину: без чистоты помыслов жизнь в семье становится тяжёлым и неподъёмным бременем.

Нужно взращивать в себе добрые мысли, но для этого следует внимательно изучить себя и непрестанно работать над собой.

Мне близки те люди, которые думают, что говорят, анализируют себя и свои действия, которые ведут дневники со строгими и беспощадными записями. Каждая женщина сама может ответить себе на вопросы: «Счастлива ли она … или ходит как по натянутой струне? Есть ли у неё гармония в доме… или она изредка только чувствует отдых в нём?»

Сейчас мы не будем говорить о грязных помыслах, (об измене, например), мы не пытаемся беречься от них, потому что это смердящие мысли, иссушающие душу, у думающих женщин их не бывает. Наша цель добиться спокойствия духа в собственном доме.

Если жена счастлива, то у неё в душе мир, покой и поют благозвучные соловьи. Нельзя недооценивать влияние душевного состояния жены на всех родных и близких. Именно она создаёт в доме уют: даже самые некрасивые стены преображаются от её улыбки, и даже самые скромные столовые приборы превращаются в драгоценный сервиз в её руках. Счастье внутри нас, нужно лишь помочь ему окрепнуть! Следует приучать себя дарить тепло и радость своей семье, заботиться о родном гнёздышке, взращивать и питать любовь как нежнейшее растение, но всё же как много здесь зависит от жизненной позиции, от реакции на невзгоды…

Есть люди, которые непрестанно ждут солнечных лучей из-за туч, но есть и другие, которые знают, что некоторые трудности посылаются нам для укрепления характера и лишь иногда затмевают ясное небо. Для последних всегда стакан наполовину полон. Жить с мыслью, что когда-то нас настигнет неслыханное счастье, я называю самообманом. Снова замечу, что счастье произрастает внутри нас, мы лишь должны ему помогать. Как однажды сказала Наталья Грейс: «Если Вы хотите стать уверенным в себе человеком, то ведите себя, говорите, пытайтесь мыслить, как уверенный в себе человек, и Вы в него незаметно превратитесь». Проецируем на себя: если Вы хотите стать любящей женой, целомудренной и нежной, то ведите себя, говорите и старайтесь думать, как любящая, целомудренная и нежная жена, и Вы… Продолжим фразу сами.

Итак, мы работаем над чистотой помыслов. Идея стараться не думать скверно не работает, частица НЕ проскальзывает, это всё равно, что смотреть на торт и пытаться не попробовать его или приехать к морю, но не купаться в нём. Глупо, не правда ли?
На мой взгляд, гораздо действеннее делать добро, чем пытаться не совершать зло, быть помощницей мужу, чем пытаться не навредить ему, чувствуете разницу?

Ежечасно следует взращивать добрый помысел в своей голове. Например, если я нахожусь в женском обществе, и начинаются разговоры, о том, чем хорош каждый из наших их мужей, я не вступаю в полемику, мне кажется, хвалятся от недостатка того, о чем говорят. На каждый их довод в своей голове я привожу минимум три качества, которые делают моего мужа лучше ДЛЯ МЕНЯ. Таким образом, после подобных разговоров, у меня не возникает мысли о том, что у Даши супруг такой-то, у Маши другой, у Саши третий (это принято именовать завистью), наоборот же, я открываю для себя, что именно мой супруг самый хороший, опять же подчеркну, для меня. Это один из вариантов, как я воспитываю в себе добрый помысел.

Другой момент, очень тонкий. Не нужно расточать добро. Все мы не можем непрестанно находиться в приподнятом настроении. Бывает, особенно после рабочего дня, мы чувствуем, что морально истощены. Давайте воздержимся в такие моменты от глубоких разговоров по телефону, словесной помощи соседям и прочего, что требует от нас душевных сил, побережём их для мужа и детей, ведь главная наша обязанность – творить мир в доме, а потом уже друзья и соседи. Нам, женщинам, дана удивительная возможность справляться со своими эмоциями и направлять их в нужное русло, чтобы не причинить вред домашним. Как было бы хорошо, если бы все женщины на земле пользовались своей эмпатией во благо другим…

Но вот приблизился третий момент: где брать силы? Из чего созидать помыслы? Моя подруга рассказывала: «Когда я чувствую, что мои нервы на пределе или накручиваю себе мысли, которые меня раздражают, то начинаю просмотр какого-нибудь "душераздирающего" фильма о войне, насмотрюсь там разных ужасов, сравню со своей благовидной жизнью, и потом недели две у нас всё хорошо, как будто вчера расписались».
Другая знакомая рассказывала, что в такие моменты она сразу же принимается за чтение.
Меня же вдохновляет вышивка или любое другое рукоделие, игра на фортепиано или пение, удивительно, что такие прекрасные виды искусства не только украшают душу, но и лечат её! Спустя некоторое время сердце успокаивается, и можно продолжать разговор в ровном тоне и с благими намерениями. Разумеется, самый мудрый совет - это черпать силы в молитве, просить Бога успокоить нашу душу, и всё наладится, но как же трудно в моменты раздражительности углубиться в сердечную молитву, этому следует учиться всю жизнь…

Каждый человек может найти свой способ, умиротворения, восполняющий гармонию души, главное, чтобы он помогал, а не вредил.

Как говорит православный детский психолог Татьяна Воробьева: «Не прикасайтесь к детям, если Вы раздражены!» Снова проецируем на себя: не только к детям, но и к мужу, к родным и близким не следует прикасаться (я думаю, она имела в виду не только тактильный момент, но и воздержание в резких словах и необдуманных «горячих» выражениях).

Если у нас возникло разжигающее желание сказать какую-нибудь гадость, давайте подумаем о своём слушателе. Приятно ли впитывать дерзость?
Есть женщины, которые аккуратно несут все сплетни и негатив домой, чтобы поделиться этим с мужем. Я не против искренности, но всё же за то, чтобы фильтровать информацию от грязи. Не стоит рассказывать всё-всё, разумеется, если это не жизненно важно. Давайте побережём любимых от шлейфа наших каждодневных неурядиц, ведь большинство из нас видятся друг с другом несколько часов в сутки после работы, неужели это жемчужное время мы будем тратить на пересуды, расспросы и сплетни?

Современные женщины со своей свободой мысли могут обрушить на голову мужьям львиную долю пустой и ничтожной информации так, что последним в пору будет закрашивать седину и лечить сердце…

И всё же давайте постараемся работать над своими помыслами, созидать гармонию и уют, дарить близким теплое общение и только положительные эмоции.

Я хочу закончить своё рассуждение прекрасным изречением: "Кто камнем целомудрия мечет в невоздержный помысл, в удовольствиях собирающий дрова в пищу огню, тот и помысл поборает сим метанием, и оружие всегда носит в руке."
(свт. Григорий Нисский, 19, 316—317)

Чистых Вам помыслов! Буду рада, если Вы поделитесь со мной своими секретами создания мира и покоя в душе!

Спасибо за внимание, Ваша Юлия!


Рецензии