Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 22. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 22. ГЛАВА 7. СТ. 1-15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ГЛАВА 7. ЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ БОГА.

1.Шри Бхагаван Сказал.
О, Партха, услышь о том, как, имея привязанный ко Мне ум, исполняя практику йоги, находя во Мне единственное прибежище, ты сможешь без сомнения полностью познать Меня.

КОММЕНТАРИЙ:

Можно иметь привязанный к Богу ум, можно непрерывно заниматься полноценным преданным служением, можно находить прибежище только в Боге, но полностью познать Бога невозможно, и это нужно понимать. Бог Непостижим, есть Высочайшая Личность, качества Которой человеку постичь невозможно ни при каких обстоятельствах. Но есть, существуют те знания касательно Личности Бога, которые Бог о Себе дает человеку Сам. Это знания далеко не абсолютные, но, обладая ими, человек постепенно может изнутри через медитационный процесс на такой основе получать и более точные, глубокие знания о Боге, абсолютно индивидуально, через внутренний мыслительный процесс, который Бог может подавать тому, кто постоянно мыслит о Боге, непременно преданно служит и поклоняется Богу, кто аскетичен, устремлен по пути не привязанности к наслаждениям материального мира, непременно изучает Святые Писания, ведет простой образ жизни, контролирует свой мыслительный процесс, желания и чувства без особых отклонений. В таком случае Бог дает человеку о Себе знания, как откровение, на основании стихов Бхагавад-Гиты, углубляя и расширяя их суть и смысл, пошагово, в процессе пути преданного служения, давая ими в себе оперировать, применять их при изучении Святых Писаний, через них видеть присутствие во всем и в каждом Бога и все в Боге. Но и эти знания даются слабому уму, только с ориентацией на человеческую ступень развития и никак не затрагивают этот вопрос о качествах Бога, о постижении Бога по существу, ибо Личность Бога не может быть осмыслена человеческим умом так, как она есть.

Надо понимать, что, при всем этом, преданно служа Богу и в материальном мире и на духовном плане, человек только и делает, что постигает Бога, осознанно и неосознанно, идет через страдания и преодоления, через потрясения, раздвигая границы мышления и восприятия, и в этом постигает Бога, но в определенных границах возможности и необходимости человеческого мышления; и этому способствует Сам Бог, ибо и постижение ни есть конкретные данные о Боге, это несколько иное направление, усваиваемое не словами, но энергиями Бога, через вхождение в Личность Бога, через то, на сколько здесь человеку комфортно, ибо есть Божественные энергии, отталкивающие любопытствующего о Боге человека, давая ему Гнев Бога и наказание за вторжение на уровне мысли в Бога, но там, где запрет. Живому существу приходится переживать  энергии отторжения, не благоприятности, Божьего Гнева и Немилости даже на духовном плане, и причина именно в несовместимости качеств человека, самых простых, с качествами Творца.

Даже для того, чтобы дать человеку очень не большие знания о Боге, Бог перестраивает живое существо, делает его себе более родственным (условно), более соответствующим требованиям Бога; и это перестраивание человека происходит в некотором роде и в материальном  мире и на духовном плане через иллюзорные игры и роли, где человек учится, качественно преобразуется или одухотворяется, ведом Богом, наставляем Богом и непременно страдает в той или иной мере, таким образом расширяя границы сознания, ибо Божественная наука не упирается в материальный и духовный быт и опыт, но в отношения с Богом и здесь труды Божественные и самой дживы, души, что позволяет человеку быть более приемлемым к Знаниям о Божественной Личности и качествах Бога, проявляемых в связи с человеком.

Путь вхождения в Бога, условного постижения Творца, есть путь обработки качеств живых существ, есть выбивание из них эго, не смирения, других качеств, которые человек в себе может и не может знать, как и названия к ним. Этот процесс проходит и осознанно для человека и нет, но непременно сопровождается Божественными иллюзорными энергиями, дающими и утешение, и силы, и желание, и понимание необратимости этого пути. Живое существо, вовлеченное в связующий процесс, автоматически видит в Боге свое Прибежище. Нет никаких других альтернатив, как только предаться Богу, ибо Бог понуждает это осознать на каждом шагу и не только преданных Бога Кришны.  Многие, видя безуспешность собственных усилий в борьбе с материей, начинают обращать взгляд к Богу. Материя, ее роль кромсается, уничтожается, уходит на нет безвозвратно, на нее невозможно положиться. Бог показывает преданному, что все может быть уничтожено в мгновение, все блага только в распоряжении Бога и самому преданному послаблений никогда Бог не дает, но настойчиво показывает только Свое присутствие, только Свою власть, только Свой гнев и Милость… Все это знания о Боге, все это надо заслужить; и все эти знания  только касающиеся человека и Бога, но ни Самого Бога.

О Самом Боге Бог дает знания Лично и только через их призму человек должен мыслить и воспринимать Личность Бога и в основе этих знаний: Бог – Высочайшая Личность, Причина всех причин, Высший Управляющий, Нерожденный, Высочайший, нет никого сколько-нибудь равного Богу, нет никого превыше Бога, Бог Один, Воля Бога, План Бога, Милость Бога, Бог – Абсолютная Личность, Бог в каждом, все в Боге, Бог – Высший Управляющий, Бог – Творец, Бог – Абсолютная Истина, Бог ведет творение… Все другие знания отсюда исходят.

И все знания, которые дает Бог о Себе в Бхагавад-Гите, есть знания, предназначенные человеку и способствующие в свою меру постичь Бога, но в рамках возможности человеческого ума и Божественной на это Необходимости. Но это постижение Верховной Божественной Личности очень условно, но достаточно, чтобы говорить о ступенях материального и духовного развития человека, позволяющих это направление ума и понимания. Но всегда человек должен очень хорошо понимать, что Бог Непостижим; и человеческий мыслительный процесс никогда не сможет постичь Бога на миллиардные доли процента. Это невозможно. Надо понять, что человек никогда не сможет понять, как мыслит Бог, как трудится Бога, каковы качества Бога, какова цель и План Бога, как Бог управляет Своим творением, каждым живым существом, абсолютно знает все о каждой дживе, как, каким образом Бог Управляет вселенными, каждой планетой, светилами, Как Бог дает великое многообразие творению, как Бог вращает всех в колесе сансары, держа в Божественной памяти каждого и работая над каждым скрупулезно? Как Бог дает в материальный мир науки, поддерживает их, развивает, как Бог управляет на духовном плане, на райских и адских планетах? Как при этом Бог остается отрешенным и независимым от своего творения, как Бог творит истории в материальном мире, как поддерживает законы физики и химии, как Бог помогает человеку проникнуть в глубь атома, как Бог дает каждому свой путь, свои успехи, свою цель и смысл, как Бог дает творению творить, изобретать, пользоваться Божественными энергиями, подчас не зная, Кто за всем стоит? Как Бог с каждым трудится и распоряжается плодами труда человека? Как Бог дает многие религии и как Бог через них ведет  к Себе, поднимая людей по ступеням религиозного развития от рождения к рождению, от религии к религии? Как Бог дает человеку все чувства, все желания, помгновенно этим процессом в каждом управляя, давая то гнев, то зависть, то устремление преодолеть, то радость, то любовь? Как вообще происходит процесс воплощения души  в теле? Как Бог развивает и ведет, поддерживает и уничтожает цивилизации и куда все направляется? Как Бог дает карму человеку? Как Бог наказывает нации, государства, семьи? Как получается так, что карма многих сводит в одном месте? Как карма настигает разных людей в крушении самолета и дает всем одно наказание? Кто такие инопланетяне, что это за уровень развития и идет ли человечество к этой ступени и кто они между собой, какие между ними связи? Что такое войны? Почему стихии могут сметать города с лица Земли и каков здесь План Бога? Что такое животный мир? Его назначение  и План на них Бога? И все это далеко не ответ на вопрос о качествах Бога. Все это имеет отношение к человечеству, но и эти врата в постижении Творца закрыты напрочь. Человек никогда не постигнет, как, каким средствами это делает Творец. Но очень едва, очень приближенно и осторожно Бог дает знание о Себе, ибо здесь главное постичь другое – БОГ – ВЫСОЧАЙШАЯ ЛИЧНОСТЬ и все, что еще в этом направлении о Себе Бог дает знать  и теперь и далее.

2.Я полностью объясню тебе это знание с его практическим применением, познав которое, ни в этом мире, ни в следующей жизни ничего непознаваемого не остается.

КОММЕНТАРИЙ:

Каждая ступень развития человека позволяет приоткрыть полог знаний о Боге очень и очень условно, но в соответствии с уровнем понимания человека, его заслуг перед Богом и его качествами, как и религиозностью. Ступень Арджуны на самом деле считается средним уровнем, не смотря на некоторые его как бы заслуги перед Богом. Это совокупность духовных, нравственных, религиозных качеств и знаний, также аскетизм, смирение, добродетель. Поэтому, ответ Арджуне должен быть и интересен, и понятен многим людям примерно такого же уровня материального и духовного развития.

Нужно понимать (и на это указывается неоднократно), что полностью объяснить знание о Личности Бога невозможно, да и не так оно постигается (и не полностью, но едва), но в духовном труде и преодолениях. Но, вот, заложить основы в человеке, то, что Бог через мыслительный процесс и только вследствие заслуг перед Богом будет в дальнейшем развивать через практику преданного служения и уникальную связь с Богом каждого, – это да. Поэтому, дабы несколько процесс передачи совершенных знаний о Боге сделать возвышенным, важным актом Божественного откровения, основой религиозного мышления, Бог Говорит о полноте этих знаний. Так должен понимать Арджуна, дабы быть внимательным, сосредоточенным и готовым к работе с Богом.

Но отвечают ли эти совершенные духовные знания на все вопросы материального существования? Отнюдь нет. Зная эти знания, человек может быть во многих материальных и духовных вопросах, в конкретике быть достаточно невежественным, ибо эти знания не дают специфические ответы, научные объяснения материальным событиям или процессам, или в науках. Эти знания уникальны и безошибочны в другом. Человек в вопросах материального существования и духовной практики точно и всегда может сказать на любой собственный вопрос или другого человека – Воля Бога, План Бога, Бог Знает, Бог Управляет, Бог видит, Бог постоянно помогает, Бог в каждом, Бог Управляет творением и всеми материальными процессами… Но и такое видение очень дорого стоит и очень не просто воистину достигается, ибо это понимание становится сутью религиозного мышления человека только на определенной ступени его материального и духовного развития, когда знания о Боге ему доступны, и ему не обязательно знать, как устроен компьютер или как работает генетика или что там внутри атома, или почему человек поступает таким или иным образом… Он знает стоящего за всем Бога, и это помогает ему и помогать другим людям, указывая им Высшую Причину и что надо делать, чтобы достичь Милость Бога. Такие люди непременно разумны, смиренны, терпеливы, аскетичны, непривязаны и понятливы в вопросах духовного и материального порядка и непременно идут по этим ступеням развития, но в свою меру, полностью управляемые и направляемые Богом. Но и то, что собирается Бог дать Арджуне – крайне важно, является абсолютным знанием на все времена и во все времена. Но это знание все же не о Самом Боге, не о сути Божественных качеств, но то, что надо знать человеку в такой форме на пути к Богу. Знания о Самом Боге – непостижимы и не в плоскости материального мира, как и духовного.

3.Из многих тысяч людей найдется, может быть, один, кто устремлен к совершенству. Из тех, кто так устремлен и кто уже достиг успех, едва ли найдется кто-то, кто действительно знает Меня.

КОММЕНТАРИЙ:

Реальное, фактическое устремление к совершенству дает человеку Сам Бог и только тогда, когда человек по своей карме это заслужил, когда ему причитается такой мыслительный процесс, когда обстоятельства и качества, данные Богом, человеку благоприятствуют. Вообще, само по себе устремление к совершенству в материальном мире присуще многим и понимание относительно материального и духовного развития Бог дает многим, ибо это внутренний стимул к преодолениям. И даже, если человек ставит перед собой чисто материальную цель и материальное развитие, то Волею Бога непременно в пути преодолений он развивает те качества, которые и планировал на него Бог изначально, и которые в свое время приведут к практике преданного служения, выводящей за пределы материального мира на духовный план. Но если иметь ввиду осознанный путь и устремление к духовному развитию, к постижению Бога, то и это непременно дается Богом, но только и в основном тем, кому пора, кто готов идти по пути совершенных знаний, преданно служит Богу и знает цель и смысл своего существования, непременно связывая свой путь с служением Верховной Личности Бога. Таких людей также не мало. Но всякий, устремившийся к совершенству, имеет свою ступень материального и духовного развития; и каждому Бог дает свой стимул, свое и понимание или определение совершенства. Но прав будет тот йог, кто такие заоблачные цели (достижение именно совершенства) не ставит, но непременно занят в преданном служении и выполняется, что от него в этом направлении требует Бог, и непременно опирающийся на слово Бога.

Но, а тот, кто четко свой путь формулирует, как путь именно к совершенству, непременно ошибается, ибо совершенство само по себе не существует, нет его категорий или определений в материальном мире, нет и точных признаков, но условные ориентиры и условное понимание о совершенстве Бог дает, и это единственно и однозначно путь преданного служения, если говорить о религиозном пути человека. Но, а что Бог здесь в человеке разовьет, и на что будут направлены акценты – это показывает каждому Бог индивидуально в практике преданного служения и через мысль и через духовных наставников, и через, собственно, и обстоятельства и возможности.

Человек просто должен следовать Указаниям Бога и никак не брать в пример результат других, чужой опыт, чужие успехи или навыки. Бог имеет как авторитетно и точно указать человеку изъяны в его пути и на чем следует более практиковаться. Что также касается того, чтобы познать Бога, то и здесь необходимо терпение и еще раз терпение. Невозможно самому по своему личному почину здесь хоть что-то достичь. Но и не без стараний. Бог дает человеку, и тем более преданному, желание, формирует его мыслительный процесс, указывает изнутри, в чем приоритеты. Человек безошибочно в себе понимает Волю Бога: или на данный период усилить проповеди, или изучение Святых Писаний или санскрита, или перевод с санскрита, или учиться комментировать стихи Святых Писаний, или начать карма-йогу и здесь добыть успех; и все это при наличии непременно и других направлений преданного служения. Бог мыслю может в преданным составить его личный план, может отвести то или иное направление, которое пока можно оставить и более сконцентрироваться на других вещах преданного служения, или Бог может отвести все личные планы и человек пойдет так, как получается, как Бог вокруг него организует материальные и духовные события… Все это есть тот путь, который для каждого преданного оптимален на данный период и решает его те или иные вопросы материального или духовного порядка, Богом узаконен, его не переделать, не отменить, не возможно в него и привнести. Все направлено преимущественно на развитие качеств преданного, на их совершенствование; и только качества открывают врата к проникновению в Бога в себе, пониманию в себе Воли Бога, каждого наставления Бога. Но действительно знать Бога не может ни один так, чтобы это могло считаться Знанием Бога.

4.Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, также непременно разум, ложное эго – все это Мои разделенные энергии, всего восемь

КОММЕНТАРИЙ:

Во времена Арджуны это было высочайшее откровение. Но и теперь в материальном мире это существенное откровение, это высочайшие знания. Но это ни Сам Бог и ни постижение Бога и с большой натяжкой можно назвать эти знания ЗНАНИЕМ БОГА. Но для человека на начальных ступенях его пути к Богу – это непочатый край для мыслительного процесса и многих откровений, которые уже отсюда можно извлечь тотчас.

На самом деле энергий Бога в материальном мире значительно больше и исчисляются не единицами. Миллиардами, если не более и все они не разделенные, но связаны между собой, переходят в друг друга, есть и неотъемлемая часть друг друга, никак не самостоятельны и далеко не все себя осознают. Но человеку надо хотя бы понимать, что Бог работает не с материей в материально мире, а с энергиями. Что по большому счету материи не существует, как мертвого вещества; видимая материя есть виды, ступени развития духовной энергии, которая развивается через условный материальный мир, через видимую и осязаемую энергию Бога, развивается Волею Бога, средствами Бога, развивается сама и развивает творение Бога, что есть опять же энергия Бога, облаченная в более грубую энергетическую форму, делая живое существо видимым, взаимодействующим, имеющим чувства, вовлекающимся в материальные игры и роли…

Но для человека на первых этапах осознанного и серьезного пути к Богу непременно надо увидеть, зафиксировать умом те энергии Бога в материальном мире, которые поддаются наблюдению, имеют качества, которые могут проявлять себя и быть также использованными. Человек несколько должен в своем понимании разложить по достаточно примитивным полкам среду, в которой пребывает и осознать, что это, откуда, для чего, что с этим делать и как вообще воспринимать. Через материальную науку, минуя религиозное и направленное на Бога сознание, Бог дает человеку и более точные проявления Своих и других энергий в материальном мире. Но для среднего, науками не развитого ума, и такое понимание достаточно, чтобы посмотреть на свое пребывание в материальном мире, как обусловленное, управляемое и осознать себя зависимым живым существом, находящимся всегда перед Лицом Бога, окруженного энергиями Бога, зависимого от их присутствия и проявления.

По сути, также, такие знания для религиозного человека, знающего Бога, целый кладезь мудрости и активности ума в вопросе постижения и проникновения в Бога. Тотчас человек смотрит и на другие проявления материального мира и не может не задаться вопросом. Если вода -энергия Бога, то кислород – тоже энергия? Также и водород…воздух, эфир… газы… всевозможные химические и органические соединения…  мысль начинает вести и далее. Не может быть так, что в материальном мире одно есть энергия Бога, а другое – нет. Человек готов пойти на размышления, ибо в каждом Бог, и Бог так может повести мысль, может ввести человека и в медитацию о Боге и Божественных энергиях, как и их проявлении… Маленькое как бы зерно брошено самим Богом в мысль человека и отсюда идет допущение, восхищение, удовлетворение, откровение, осознание и себя в этой связи, обобщение всего материального существования. Человек отсюда получает подтверждение, что все – Бог, везде – Бог, в каждом Бог. А раз так, то именно Бог Управляет, именно отсюда Бог все Знает, ибо пронизывает Собой все Свое творение… А потому так направленный на Бога ум и Святые Писания, откровения Бога, видит несколько глубже, шире, человек более смело старается везде видеть присутствие Бога, отсюда и свое положение перед Богом и свою связь и свою зависимость. Отсюда и формируется в человеке бесстрашие, ибо он в Боге; радость, ибо он защищен; страх, ибо он всегда перед Лицом Бога…

5.Это Моя низшая природа, но кроме нее, знай, существует другая, Высшая Моя природа, живые существа, о, Сильнорукий, которыми используется этот материальный мир.

КОММЕНТАРИЙ:

И это знание также продолжает сподвигать человека на серьезный мыслительный процесс, на соискание своей изначальной природы и положения как живого существа перед Богом, на понимание своего места и своей ступени. Бог называет свои энергии Своей природой. Значит, живое существо изначально имеет Божественную природу… Не слабое утешение и стимул. Это залог бессмертия. Разрешения самого важного вопроса о жизни и смерти во все времена… Это Божественное обещание, это – смысл, и это живое существо вдохновляет на жизнь. Оно – изначально.

Но если присутствует в Боге высшая и низшая природа, то не трудно допустить, что все энергии Бога имеют свою ступень развития и двумя ступенями здесь никак не обойтись, но бесчисленным множествам, что Бог доподлинно Знает и Сам эти энергии поднимает по ступеням собственного развития из  невидимых и непроявленных до уровня человека, когда энергия может получить материальное тело и начинать в своем развитии сотрудничать с Богом через материальные игры и роли, обуславливающие ее материальное и духовное развитие.
Таким образом, человек из этого стиха может принять для себя, следуя в себе божественным Наставлениям, что был и на низших ступенях развития, включая путь от микроскопических, путь в животном мире и до человека… И есть те, кто идут впереди, и есть те, кто идет сзади, и этот процесс развития нескончаем, управляем и направляем Творцом… Нет здесь особых, наиболее удачливых, нет избранных, нет отвергнутых или забытых… Все поднимаются вверх, все развиваются за счет низшей природы, через которую и организован материальный мир, и все в итоге достигают духовный план, где также присутствует иерархия движений и все равны перед Богом, но с каждого свой спрос, свое служение Богу, свой труд во Славу Богу, свои игры и роли…


6.Эти две природы, являющиеся источником рождения живых существ, таким образом все, постарайся понять, есть Я, все включающий в Себя, источник как проявления, так и уничтожения материального мира.

КОММЕНТАРИЙ:

И высшие и низшие энергии материального мира, а следовательно и промежуточные – все есть Тело Бога. Это те знания, которые непременно человек должен иметь ввиду всегда, понимая себя, как энергию Бога, как того, кто есть часть Тела Бога, кто не может существовать сам по себе, как и не могут существовать Без Бога все живые существа, животный и растительный мир. Человек, по сути, потребляет, использует низшую природу для поддержания своего тела, в этой природе все устремлены Богом к поддержанию своего тела за счет низшей природы, за счет тел других живых существ, здесь живые существа размножаются, здесь берут все необходимое для жизни и развития. Человек должен понять, что в Теле Бога и может поддерживаться жизнь, как и происходит развитие, как и удовлетворение чувств всех живых существ. Все обеспечивает изначально только Бог. Именно Бог есть источник рождения, поддержания всех живых существ, как и Тот, Кто уничтожает Свое творение, когда в этом есть необходимость. Пора понять, что нет жизни, нет существования вне Бога, без Бога, само по себе. Человек, по сути, полностью зависимое и подчиненное Богу живое существо. Это непременно должно лежать в основе религиозного мышления, должно быть стартовым знанием всех совершенных знаний и откровений, отсюда человек начинать должен мыслить о своем изначально положении, о своей энергетической субстанции, о своей неотделимости от Бога, понимая себя постоянно перед Лицом Бога и из этого исходить в своем мыслительном процессе и деяниях.

7.О, Дхананьджая,  нет никого сколько-нибудь превыше Меня. Все это во Мне подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле живые существа имеют меньше степеней свободы, нежели жемчужина, нанизанная на нить. Или вообще ее не имеют. Все живые существа полностью во власти Бога, Власть Бога пронизывает их изнутри и извне, во все времена, непрерывно, ибо каждое живое существо неотделимо от Бога всем в себе, хотя Бог сохраняет каждому иллюзию индивидуальности, независимости, уникальности и непохожести на все другие Божественные энергии, т.е. живые существа.

Но это Бог дает Арджуне понять едва, не заостряя на этом долго внимание, ибо и не так Бог вручает откровения, не несколькими словами, а прежде всего через материальную и духовную и причем продолжительную практику, когда человеку придется понять, будучи поставленным перед фактом, что он ничего сам не может сказать, сделать, решить, предпринять, подумать… Но сначала несколько обратить следует на это мысль, направить ее в это русло хоть на несколько мгновений. И далее Бог ни раз направит сюда мыслительный процесс, на совершенные духовные знания, которые будут снова и снова констатировать, что и там и тут человек не свободен, так показывает его жизнь, так показывает Бог и постоянно, и с этим не возможно не согласиться, ибо так и есть.

Очень многие Слова Бога приходится постигать именно из материальной практики. Бог сначала дает материальную практику еще до преданного служения, затем совершенное духовное знание в процессе преданного служения, потом на основе этого снова дает или напоминает и неоднократно материальный опыт, заостряет здесь внимание и напоминает человеку, что уже ему было сказано в Святых Писаниях. Так человек постепенно утверждается в духовных знаниях и начинает на них в себе опираться и начинает мыслить и все понимать именно через призму совершенных знаний, в них находя ответы и в вопросах материального бытия и в вопросах религиозного порядка.

Но чтобы Бог так человек повел, необходимо, чтобы он начинал преданное служение, непременно поклонялся Богу, был аскетичен и добродетелен. Зная, что все есть Бог, что весь мир расположен в Теле Бога, что Бог есть Высший Творец, Высочайшая Божественная Личность, человек непременно должен это понимание увенчать высшим заключением, которое должно сопровождать его всегда в пути преданного служения, в мыслительном процессе, в любых деяниях как основа религиозного мышления; человек должен хорошо понять, что Выше Бога нет и не может быть никого, как и сколько-нибудь равного. Это важнейшее знание, указывающее человеку, Кто за всем стоит и Кто – Изначальная Высочайшая Личность.

Разумный человек, знающий это, непременно будет поклоняться Личности Бога Кришны, не ища других Богов. Только Богу Кришне следует посвящать свой труд, приносить жертвоприношения, не зная другой Высшей Причины. Поэтому, Бог Кришна провозглашает Арджуне это Совершенное знание, ибо без этого знания человек непременно погрязает в греховной деятельности и обрекает себя на путь страданий и потрясений.

8. Я – Вкус воды, о, сын Кунти, Я – Свет солнца и луны, во всех Ведах Я – трансцендентный слог ОМ, Я – звук в эфире и способность в человеке.

КОММЕНТАРИЙ:

Сказанное Богом, что Бог есть ВСЕ, ст.6, надо как-то пояснить или конкретизировать, ибо сам человек не осмелится начать как-то трактовать или комментировать Слова Бога, да и Бог без предварительных Божественных Указаний ему это не даст и близко не подведет, и причины не возникнет. Но именно после этих, здесь приведенных стихов, Бог даст поразмыслить, помедитировать, даст любому в его личном мыслительном процессе, но основу начала такого умственного процесса надо заложить стихами Бхагавад-Гиты.

Необходимо также, чтобы преданный непременно начинал более опредмеченно  мыслить, связывая достаточно обозримые материальные вещи, попадающие часто на глаза, с Личностью Бога, Его непременным присутствием в материальном мире. Человек воспринимает материальный мир своими чувствами и потому  здесь логично и достаточно убедительно помочь помнить о Боге через его чувства.

Дав совершенные знания такого направления человеку, Бог эти знания и использует с тем, чтобы в нужный момент напомнить человеку о Боге, дать в этом направлении и саму медитацию. Когда человек смотрит на воду, на водоемы или источники воды или пьет воду, в этом момент Бог может напомнить человеку, что вкус воды – Сам Бог; Бог дает воде вкус, а значит, дает ей и ее качества, дает воду, как источник живительной влаги для поддержания жизни, дает воду для приготовления пищи, в виде дождя, в виде рек, морей, океанов… далее Бог может перенаправить мысль и на другие проявления Бога, связать с водой и принесение жертвоприношений, т.е. вода становится средством направления людей, преданного на мыслительный процесс о Боге. Бог может повести мысль и за пределы именно такого понимания, помочь человеку задуматься о природе и других вещей, так или иначе связанных с водой с вкусом воды, с источниками воды.

Также, человек постоянно видит солнце и луну, практически эти два объекта постоянно на виду; и потому они также могут привлечь внимание, когда Бог изнутри наведет на них взгляд и даст  направленный мыслительный процесс, связывающий с Богом свет луны и солнца. Т.е. религиозный человек может постоянно иметь причину помнить или вспоминать о Боге, направлять сюда мыслительный процесс, который может быть далее Богом развит в каждом уникально, абсолютно индивидуально, на пользу преданному служению, с непременно направленным мыслительным процессом и на то, что человек всегда перед Лицом Бога и не только человек видит свет луны и солнца, но и Бог видит человека, каждому дается это чувство с великой строгостью и без сомнения. Также Бог может повести человека и за грань этого видения, указав, что в таком случае Бог есть свет звезд, всего светящегося в материальном мире.

Звук ОМ – есть Сам Бог… Это откровение высочайшее, позволяющее тотчас входить в контакт с Богом, чувствовать присутствие Бога в себе и вне себя, абсолютно понимая, что вибрация этого звука имеет мистическую силу, есть связь с Богом, есть также средство соединения с Богом, где Бог Сам Лично Своим присутствием направляет человека на духовную практику, дает ему необходимый мыслительный процесс, энергетически работает с человеком, управляя его чувствами, давая изнутри наставления, давая полную уверенность в духовной практике, погружая в эту практику и в некотором роде гарантируя успех… Этот инструмент, провозглашенный Богом, есть для многих самое желанное средство соединения с Богом, награждающее великой духовной радостью,  видением Бога в себе,  есть то, что и обуславливает  как бы успех в духовной практике и потому это бесценное откровение и дар людям, участвующим в связующем процессе с Богом.

Также, человек, услышав тот или иной звук, непременно может вспомнить о Боге, понимая, что все звуки даны в материальном мире Творцом, как и любая речь, как и любое звуковое проявление вольное и невольное, как и звуки, которые издают животные, как и звуки, которые присущи материальному миру – звук дождя, ветра, падающих предметов, морской волны, песни, шепот, звон… Т.е. человек, живущий в мире звуков, непременно Милостью Бога может постоянно помнить Бога, ибо Бог даст звук, даст внимание, даст мысль, направит эту мысль на Бога…

Также, способность в человеке – тоже от Бога. В таком случае можно это знание несколько расширить, углубить, принять во внимание в многих других вопросах человеческого существования. Если от Бога или Бог есть способность в человеке, то Бог есть и талант, и склонность и привязанность, и умение, и другое проявление… Так начиная мыслить, человек может сказать, что Бог в нем есть все, или Бог ему все дает по ступени его развития, по его качествам, по карме, в соответствии с Планом Бога на человека. Человек, видя способности в самых разных направлениях у других людей, в любом возрасте, на любой ступени развития, непременно может Волею Бога увидеть присутствие Бога реальное, ощутимое в других людях… Бог дает так помыслить, так увидеть, так опредмеченно себе показать, что Бог везде и в каждом. А что из этого последует? Каждому Бог даст и свое из этого откровение, свою медитацию, свое то или иное убеждение или доказательство касательно Бога в материальном мире, Его присутствия, Его Милости, Его Управления Своим творением. Поэтому нет цены этим откровениям, ибо они заставляют человека Волею Бога видеть Бога во многих направлениях, здесь думать, здесь допускать, здесь и выходить за пределы сказанного и таким образом входить в Бога уже на самых начальных ступенях преданного служения и не без основания и не без Воли на то Бога.

9.Я также изначальный аромат земли, также Я – жар огня, жизнь всех живых существ и Я – тапасья всех аскетов.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо обратить внимание, что Бог называет Свое присутствие в материальном мире в образах или материальных объектах.., которые, как правило, потрясают сознание человека изначально, есть то, что крайне, жизненно важно для человека… Так, с этого надо было начинать говорить Арджуне о Своем Божественном присутствии в материальном мире, хотя бы локально заставить его сознание и сознание его современников принять присутствие Бога в материальном мире, ибо общество было так устроено; оно доверяло и поклонялось вещам значимым, таким как мистика, власть, богатство, победа, сила, могущество, полубоги…тому, что это олицетворяет, что как бы было теми китами общества, на которых все и держалось. Если звери – то лев, если рыбы, то кит, если птицы – то орел, если стихия, то огонь, если светило, то солнце, если водоем, то океан… Вот такие были приоритеты, им придавалось особое значение, ибо, когда интеллект не высок, то общество обращает внимание на материю с такими приоритетами, с этим связывая мистику, силу, власть, победу, защиту, исторические хроники, легенды… Поэтому Бог, говоря о своем присутствии в материальном мире, связывает его с вещами значимыми для общества, ибо это и понятно и вызывает доверие, ибо также существует много поверий, легенд, сказаний, где именно эти силы несут спасение, обладают мистическими силами; им также могут поклоняться, ибо все отождествляется в той или иной мере с потусторонними высшими силами, от которых человек изначально зависим.

Бог называет Себя ароматом Земли. Это очень не простое понятие, но оно воодушевляет, оно дает внутреннее торжество и радость, ассоциирует понимание человека с некими тончайшими запахами и благоуханиями, исходящими из земли и ее недр. Но тогда мысль человека может быть направлена и на другие источники запахов, человек может предположить и связать с Богом не только запахи растений, но и искусственные, произведенные человеком благовония, как и запах хлеба, тела, труда, задумываясь о природе и принадлежности самых разных запахов и их источников, задавая в себе вопросы к Богу и ища ответ, любой запах или аромат направляя на мыслительный процесс касательно Личности Бога, развивая в себе этот мыслительный процесс, таким образом входя в медитацию о качествах Бога, о вездесущности Бога…


Вообще, у человека к Богу рождается всегда и на всех этапах и ступенях духовного развития немало вопросов и начало этим вопросам положил Сам Бог именно в этих не очень больших откровениях. Также,

Бог – жар огня… тогда и солнца,  и тепло от Бога, Бог согревает, Бог дает лето, Бог дает обогреться в стужу, Бог дает и приготовить пищу… Но если Бог жар огня, то Бог и сам огонь, то Бог и молния, то Бог и раскат грома… Бог то, что испепеляет, Бог – дым, Бог причина любого огня, Бог – Причина пожаров... Бог – Сам пожар, и Бог – объект сгорания… Но тогда и противоположное – Бог. Бог и прохлада воды и ее качества, но тогда Бог – дает и дождь, но тогда Бог и сила ветра… Но тогда Бог и палящий зной и дает жажду, как следствие… Вообще, нет ничего, где нет Бога, где нет проявления Бога… Все, что чувствует, видит, слышит человек своими органами, – все есть от Бога, везде присутствует Бог… Так можно мыслить на основании того, что Бог говорит Арджуне.

Это поиск Бога, это есть этап преданного служения, это медитация на Бога. Лучше так занять себя мыслью, нежели материальным миром и его посулами. Но этим процессом управляет Бог. И когда надо будет, направит человека на решение его материальных вопросов, и когда надо будет - на Себя и на поиски Себя, но исходя только и единственно из знаний человеком Бхагавад-Гиты и непременно преданного служения.

Бог – жизнь всех живых существ. Это сильное, величайшее откровение. Оно может и потрясти человека в немалой степени. Но это так, и Бог даст преданному здесь непочатый край мыслительного направленного на Владыку процесса. Но каждому свой путь постижения и поиска Бога. Бог – тапасья всех аскетов. И здесь можно думать не переставая. И наслаждаться этим процессом медитации на Бога. Здесь нет границ мышлению, нет конца и радости. Это знание – нектар. Все, что Говорит Бог о Себе – высочайшие сокровенные знания, им нет цены, им нет, по сути, начала и конца. Но это и не полное знание о Боге. Это то, что Бог позволяет думать, что по ступени человека, но никак не открывает врата к сокровенным абсолютным знаниям о Боге Самом, ибо в тех знаниях не присутствует человек и нет связи с Богом. И никогда  Знания о Боге, Истинные знания не будут предметом размышления о Творце.  Но только в том виде и на том уровне, которые даются Богом через Арджуну, знания о Боге для человека.

10.Знай, о, Партха, Я – семя всех живых существ, изначальное, вечное, Я – разум разумных и Я – доблесть доблестных.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле Бог есть все. Куда ни посмотри, все есть непременно Тело Бога, и нет и не может быть ничего другого. Но это Тело Бога есть энергетическая субстанция Тела Бога, строго говоря, не Сам Бог, не Личность Бога, но полностью подчиненные Богу, Управляемые Богом Божественные энергии всех уровней. Есть то, что неотъемлемо от Бога, развивается Богом в виде всего разнообразия материального мира, где высшие энергии называются осознающими себя живыми существами. Бог Лично пронизывает все творение, входит в него, остается в нем и за его пределами, развивает его и вне и изнутри через каждую энергетическую частицу и направляет на служение Себе, что есть изначальный План Бога на свои энергетические субстанции, которые обязаны служить Богу во славу Бога, на могущество Бога, на все требования Высшей Божественной Воли.

Но на уровне ступени Арджуны согласно его качествам и пониманию, нельзя давать ему совершенные духовные знания в несколько обобщенном, всеохватывающем или неопредмеченном виде. Он так мыслить и так воспринимать Личность Бога не сможет, он понимает и усваивает то, что перед глазами, что также можно осязать и слышать. Обобщать в свою меру он Милостью Бога будет сам потом и во благо своему материальному и духовному развитию. А пока ему просто надо выделить, указать некоторые существенные направления мыслительной деятельности, указав на ряд тех вещей, которые могут на себе удержать ум, здесь дать уму пищу для рассуждений,  собственно развития и непременно в связи с Богом и Божественным проявлением.

Бог – семя живых существ… Пусть человек начинает думать и так. Что такое семя – знает каждый. В нем как бы сконцентрирована мысль Бога, энергия Бога, Цель Бога, направляющая семя на развитие, на плодородие, на рождение. По сути семя есть сама Жизнь и потому Сам Бог. Логично. Но не точно. Семя – материя. Оно само по себе ничего не значит и никак не отвечает за вопрос жизни. Но семя пронизывает Бог, и Бог остается в семени, и дает ему путь согласно его первоначальному назначению. Именно Бог в семени дает гарант того, что семя оплодотворится или прорастет. Именно Бог семени дает все условия извне и изнутри, именно Бог семя воодушевляет, давая ему душу. И только в теле семени душа развивается шаг за шагом, будь это семя растения или живого существа. Только Бог управляет живым существом в семени, дает ему понимание, напоминает качества из прошлых воплощений, даже если речь идет о растительном мире или о микроскопических растениях или живых существах. Изначально, Бог создал именно семя, вошел в него и дал плод… Поэтому вполне приемлемо для уровня сознания человека отождествить семя с Богом и здесь начать мыслительный процесс о Боге.

Совершенные знания о Себе Бог дает не просто так, не для того, чтобы человек просто вкусил нектар знаний, а чтобы человек в этом направлении медитировал на Бога, но разумно, не переходя границы допустимого, мыслью устремляясь к Личности Бога, желая постичь умом на сколько можно Величие  и Милосердие Творца. Так старающемуся Бог непременно даст и сокровенные знания и поможет в пути материального и духовного развития, как и в самом преданном служении. Только ум не должен быть пассивен и давать себе отчет в том, что эти откровения Бога бесценны, им нет и не может быть равных и никогда человек не сможет выйти за пределы материального мира, если не будет старателен умом, если не будет дорожить Божественными откровениями, если не использует эти совершенные знания для своего материального и духовного развития, если не будет через призму этих знаний постоянно медитировать на Бога, не желая себе другого мыслительного процесса, тем постепенно уходя от материи и всего, что из этого следует. А следует круговорот сансары и многие страдания.

Бог – разум разумных. На самом деле Бог в человеке есть ум, Бог дает человеку, любому живому существу мыслительный процесс, Бог дает понимание, Бог дает анализ своей жизни, событий, обстоятельств, выводит за рамки личного существования, Бог дает человеку память, опыт, путь выбора, дает и правильный выбор и нет согласно качествам человека и ступеням его материального и духовного развития, Бог через Божественные энергии и мыслительный процесс вовлекает в материальные игры и роли, поднимает нагара качества человека и через страдания и преодоления помогает человеку изничтожать греховное, неугодное Богу направление мысли и так освобождаться от грешных качеств и постепенно подниматься по ступеням материального и духовного развития. И везде задействован ум человека, его разум, его понимание. Все исходит только от Бога.

Человек полностью управляем и просто запоминает то, что угодно Богу и что Бог закрепляет и в памяти, и в опыте, и в материальных и духовных знаниях. Т.е. Бог есть все.  И приняв, что Бог есть разум разумных, человек должен принять, что Бог есть разум и неразумных, ибо невозможно человека развивать, если не дать ему совершать ошибки на основе его качеств и устремлений низкого порядка. Но для Арджуны эти знания были сказаны умеренно, с учетом его ступени развития. Еще рано ему пояснять более точно и емко, пусть хотя бы примет разум разумных, как принимает то, что Бог среди всех водоемов – океан, а среди всех рыб – кит… Т.е. по максимуму, потому, что меньшее – никак. Бог высший из высших… Нет. Если точно, Бог есть ВСЕ. То же относительно того, что Бог есть доблесть доблестных… А это значит, Тот, кто прав, кто преуспел качествами, как и разумом, как и подвигами… Для начинающего йога такое мышление подходит. Для Арджуны это соответствовало его пониманию и ценностям кшатрия и… типа «а как же иначе?».

Бог есть все. Бог дает жизненные силы всем, перед Богом все равны, и сильный, и слабый; и каждый проявляет силу и слабость и прочие другие качества по Воле Бога, по Плану Бога, по качества, по заслугам и по карме… нет различия между живыми существами. Один сегодня проявляет одни качества, другой – другие. А завтра поменяются местами… Поэтому Бог не доблесть доблестных, но Бог есть любое проявление человека, ибо в любом состоянии человек идет по пути своего развития, выполняет Волю Бога, и это свято. Т.е. здесь надо мыслить не в угоду человеческому опыту и ценностям, а исходить из того, что Бог отрешен и не мерит человеческими мерками, для Бога не существует выше или ниже ни по каким параметрам, Бог ведет Свое творение, поднимая каждого по ступеням материального и духовного развития, давая каждому свой разум, свою доблесть, свои старания, страдания и преодоления.

11.Я также сила, наделенных силой, победивших желания и привязанности. Во всех живых существах  Я – непротиворечащая религиозным принципам половая жизнь, о, Бхаратаршабха.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова. Все это в расчете на слабый или духовно невежественный и неразвитый материальный ум. Но недосказанность стиха или не полная точность будут в дальнейшем в человеке Богом развиваться через путь медитации и непременно в пути преданного служения. Здесь снова Бог называет Собой лучших из лучших, достойнейших из достойных… Так провозглашенные духовные знания менее всего вызывают у человека вопросы и легко как бы в него входят, как и понятны.

Совершенные знания тоже имеют свои ступени и формы проникновения в человека, и эти ступени даются поэтапно и в свое время. Этим процессом Управляет Бог. Бог Знает, как сказать Арджуне и как далее эти знания развить и употребить в преданном служении.

Бог – сила сильных. Но с оговоркой – не очень греховных, не злоупотребляющих силой, не идущих по пути славы, власти, денег, не добывающих себе силой материальные блага. Ибо речь о тех, кто победил желания и привязанности. Бог сила сильных из числа преданных Бога. Так сказано для Арджуны, Бог сила лучших из лучших. Но в Боге такого понимания, для Самой Личности Бога не существует. Все перед Богом равны. Но Арджуна такое понимание, такое знание может и должен принять, ибо такова его ступень материального и духовного развития. Но Бог со временем на этом знании, на этой основе дает ему и другое откровение: 

Бог – жизненная сила любого живого существа, и греховного и не греховного; и употребляемая в таком случае человеком сила, которая есть Сам Бог, служит не его греху и не направлена на удовлетворение чувств, но его сила используется Богом и как возмездие, наказание тем, кто в этом плане грешен и своей силой в свое время не правильно распорядился; и также сила греховных дает им возможность проявить себя тем или иным образом в материальных играх и ролях с тем, чтобы через последствие проявленной греховной деятельности получить те наказания, которые и помогут развить качества, угодные Богу, что и может перевести человека на более высокую ступень своего развития.

Таким образом, сила любого человека есть Воля Бога, есть в некотором смысле Сам Бог, есть труд Бога в творении, не взирающий на человека и его ступень развития, но обуславливающий это развитие. Размышляя в этом направлении, преданный может также не только медитировать на Бога, но и извлекать из мыслительного процесса и новые откровения, здесь не сказанные, ибо их можно и надо подразумевать и извлекать из Слов Бога, ибо Бог такой путь постижения Бога и качеств Бога в условном смысле человеку дает.

Думая, что Бог дает силу, можно думать, что в таком случае Бог дает и слабость, и болезни и выздоровление, что так или иначе связано с силой, с возможностями человека на уровне и в пределах тела.

Также, Бог есть непротиворечащая религиозным принципам половая жизнь. Но половая жизнь есть непременное требование Бога для всех. Ибо это путь к рождению человека, его развитию. Этот путь без Бога невероятен, категорически невозможен на всех его этапах, ибо дается и поддерживается Самим Богом. Именно этот путь есть гарант не только рождения, но и исправления живого существа через колесо сансары, а потому этот путь свят, неприходящ, извечен в условиях материального мира. Но и здесь необходимо придерживаться религиозных норм, ибо этот путь из всех самый опасный, здесь возможно много греховных отклонений. Поэтому для Арджуны понятно и принимается, что Бог есть Сам Лично половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам. И все же, Бог полностью управляет этим процессом, дает в любом случае чувства, желания, обстоятельства, возможности, этот процесс ведет и направляет всегда, дает и зачатие Сам Лично в половом акте. Поэтому будет правильно мыслить, что все живые существа в этом вопросе полностью управляются Богом, и в этом смысле Бог есть половая потребность, сама жизнь всех. Можно так принять. Но с оговоркой – Сам Бог в половой жизни людей не участвует, а управляет через свои энергии. Это откровение Бога человек также может в мыслительном процессе просматривать, Бог поможет на основе этого знания сделать и другие заключения, но никогда не следует думать, запрещено, что Бог участвует в половых отношениях людей. Такое понимание есть грех и наказуемо. Всегда и во всем в материальном мире БОГ РАБОТАЕТ. И эта работа всегда в целом направлена на развитие творения.

12.Также все эти состояния существования в гунне добродетели, страсти и невежества, ты это должен знать, непременно исходят от Меня. Они - во Мне, но Я – не в них.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна дает Арджуне знания касательно Божественных качеств. Но тех качеств, которые можно осознать человеку, которые в некотором роде касаются интересов человека и не чужды его материальному опыту и непременно их можно применить и в своей повседневной жизни и через них медитировать на Бога в процессе преданного служения.

Также, в вопросе трех состояний существования надо понимать, что речь идет об иллюзорных энергиях Бога, разделенных на три – гуна невежества, страсти и благости. Однако, надо знать, что такое разделений энергий Бога в материальном мире, работающих с людьми (со всеми живыми существами), весьма условно, ибо на самом деле таких энергий не счесть, не охватить человеческим сознанием, никогда не понять их работу над живым существом, ибо человек постоянно находится под их воздействием, буквально непрерывно и не может замечать, как им эти энергии управляют Волею Бога, как они переводят его из одного состояния в другое, как они дают человеку  все чувства, желания, ощущения, состояния… над каждым работая строго индивидуально, согласно  качествам человека, его ступени материального и духовного развития и карме  человека. Полностью всеми этими энергиями и абсолютно адресно Управляет Бог. Эти все энергии есть творение Бога; оно, это творение, может быть, работать в материальном мире и может быть легко уничтожено. Эти энергии, направленные на развитие человека (любого живого существа), сопровождающие всегда материальный мир, сотворены из Божественных энергий, имеют свою силу, диапазон, причину и следствие. Все энергии Бога связаны между собой, контролируют Волею Бога друг друга, переходят из одной в другую за минуту, скажем, достаточно большое количество раз, постоянно управляя всем в человеке… Это непременно подчиненные Богу Божественные инструменты в материальном мире.

Никогда Сам Бог от этих энергий не зависит, никогда не бывает так, чтобы они действовали сами по себе, никогда не бывает так, чтобы их действие было ошибочно, не вовремя или ни на того направлено.  Все эти энергии исходят от Творца, и нет и не может быть им другой причины. Эти гуны есть на самом деле Милость Бога бесценная, ибо создает живому существу комфорт в теле, в условиях материального мира,  делают состояние живых существ естественным, так и благоприятны для материального и духовного развития, ибо очень осторожно работают с каждым, давая ему понимание и ощущение личной активности, желания, чувств, что приводит к заинтересованности в материальном мире, дает стимул жить, как и основание, дает радость от жизни и все другие ощущения, давая понимание о своем пути, о своем положении, об обстоятельствах, ситуации, помогают в связях и отношениях, помогают проявлять себя и вовлекаться в развивающие игры и роли. Сам Бог не зависим от своих энергий,  отрешен, но ими Управляет.

13.Вся эта вселенная, введенная в заблуждение этими состояниями существования, определяемыми тремя гуннами материальной природы, не знает Меня, возвышающегося над этими гуннами, Нетленного.

КОММЕНТАРИЙ:

Речь на самом деле не о вселенной, как таковой, а о всех живых существах в материальном мире. Энергии Бога, кратко обозначенные тремя гунами природы, непременно работают везде. Именно эти иллюзорные энергии скрывают от человека стоящего за всем Творца. Эти энергии дают человеку понимание, что он сам работает, сам созидает, сам ставит перед собой цели, сам устремлен к совершенству, сам решает свои вопросы, сам причина судьбы и может ее менять. Такое понимание в материальном мире есть приоритетное, ибо большинство людей находится на достаточно не высоких ступенях материального и духовного развития, и им еще рано знать, что они управляемы, что не они строят судьбу, не они достигают цель, не они дают себе желания и не они преодолевают.

Будучи зависимыми от иллюзорных энергий Бога, такие люди поэтому достаточно активны, целеустремлены,  считают, что все зависит от них и удачи, и потому легко вовлекаются в материальные игры и роли, проявляют свои греховные качества, как есть, и заслуживают последствия греховной деятельности, которые и вращают в колесе сансары и заставляют человека через страдания не только отдавать долги, но и избавляться от тех качеств, которые и явились этому причиной, испробовав их воздействие на себе и осознав какие страдания они могут приносить людям и обществу. И только преданные Бога Кришны знают, Кто за всем стоит, изучают Святые Писания, идут по пути аскетизма и добродетели и таким образом постепенно развивают непривязанность к материальному миру и таким образом выходят за пределы материального существования на духовный план.

14.Очень трудно преодолеть эту Мою Божественную иллюзорную энергию, состоящую из трех гунн материальной природы, но те, кто предаются Мне, несомненно преодолевают эту мою иллюзорную энергию.

КОММЕНТАРИЙ:

Иллюзорные энергии вообще не преодолеваются волею человека. Этот вопрос решает только Бог, поднимая человека постепенно вверх по ступеням материального и духовного развития и просто постепенно ослабляя влияние одних энергий и усиливая воздействие других. Это вопрос не особого старания человека, не особо прилагаемых им усилий в плане духовного развития. Это вопрос времени. Это вопрос Воли и Плана Бога на каждого человека. Но без сотрудничества с Богом не обойтись. Работа иллюзорных энергий над человеком до некоторого периода только благоприятна. Но, вращаясь в круговороте сансары человек невольно, хочет или нет, но Волею и Милостью Бога поднимается по ступеням материального и духовного развития, достигая те качества, которые и выводят к преданному служению.

Этот путь для человека основан на некотором автоматизме, где человек, просто осуществляя свою жизненную деятельность, идя по пути страданий и преодолений, вращаясь в колесе сансары строго определенное количество жизней, достигает те качества Милостью Бога, которых достаточно, чтобы начать и само преданное служение. И только тогда, когда человек начинает осознанный путь к Богу, когда он понимает, что требует от него Бог и начинает сотрудничать с Богом, основываясь на совершенные духовные знания, когда также он непременно поклоняется Богу, добродетелен и ведет аскетический образ жизни, тогда он достигает ту отрешенность от материального мира, которая и удерживает человека от вовлечения в материальные игры и роли, что помогает человеку менее запутываться в последствиях греховной деятельности и таким образом освобождаться от иллюзорных энергий Бога, чья задача преимущественно и вовлекать в материальные игры и роли, тем самым привязывая к материи. Именно религиозная практика, путь преданного служения, которые в свое время даются Богом человеку, по сути, и освобождают человека от основных оков материального мира – гун материальной природы.

Но надо понимать, что такое освобождение достаточно символическое, дается человеку самим Богом вследствие преданного служения и принятия основных требований Бога, как-то: контроль ума, желаний, чувств, отказ от материальных наслаждений, поклонение Богу, изучение Святых Писаний, аскетизм, добродетель… Только вследствие продолжительного пути преданного служения Бог дает человеку чувство независимости от материальных посулов, ослабляет его желания, направленные на удовлетворение чувств, дает ему понимание полной зависимости от Бога, таким образом очищая его мыслительный процесс, делая равным к двойственности материального мира, дает ему осознать в себе присутствие качеств более высокого порядка; и таким образом человек постепенно понимает себя на новом уровне духовного развития, независимым от материи, легко справляющимся с чувствами и желаниями, видящим себя также вне особых страданий, ибо полностью во всем Милостью Бога начинает видеть Волю Бога и присутствие Бога, что автоматически делает его как бы независимым от иллюзорных энергий Бога. Но всегда надо понимать, что от гун материальной природы человек никогда полностью не освобождается в материальном мире и не его также заслуга. Всем процессом полностью Управляет только Бог, только со временем и только при условии стараний в преданном служении.

15.Мне не предаются злодеи, глупцы, низшие из людей, чье знание украдено иллюзорной энергии, предпочитающие демоническое состояние существования.

КОММЕНТАРИЙ:

Злодеи, глупцы, низшие из людей… - таких категорий нет у Бога. Для Бога все равны и каждый стоит на своей ступени, всех ведет Бог, всех развивает Бог, вращая в колесе сансары, и каждому в свое время Бог даст непременно путь преданного служения. Другого не может быть, ибо и не существует. Все творение и без исключения Бог ведет к Себе, и все проходят низшие, средние и высшие ступени в своем развитии и  все в свой срок. И если человек управляем иллюзией, то в этом есть необходимость, это его ступень на данный период; и пока он здесь все не отработает и Милостью Бога не извлечет, он не сможет подняться на более высокую ступень. Но для Арджуны так сказать, ст.15, было можно, ибо это тот уровень сознания также невежественного, которое нуждается в похвале, в сравнении, в понимании своего некоторого приоритета, что дает стимул и для собственного развития. На самом деле и те, и другие, и третьи, и, если надо, четвертые, все непременно идут к Богу, никто не потерян, всех ждет в свое время и преданное служение. Никто не может понять или распознать, какое у него существование, демоническое или нет, ибо каждый на своей ступени развития и ему так комфортно, естественно, у него так ориентировано понимание и пока такие имеет качества и в них он себя чувствует не плохо. Только Бог, проводя человека через путь страданий и преодолений средствами Бога будет поднимать его по ступеням материального и духовного развития и так, что этот человек, претерпевая, проигрывая игры и роли, очень естественно примет в свое время и другие качества и так далее… и в этих новых качества также будет чувствовать себя нормально и не очень сможет оценить или понять свою ступень… Все Знает только Бог, Бог ведет человека универсально и все идут только к преданному служению. Нет ни одного преданного, который бы не стоял на самой низшей ступени человеческого развития и кто бы не обладал именно низшими качествами или демоническими. Нет ни одного преданного, кто не прошел бы путь злодея, глупца, низшего из людей… А как поднялся… и сам не знает. Ибо был ведом Богом, и усилия были даны Богом, и качества были даны Богом, как и старания, и ослабил привязанности к материальному миру только Бог. Но ослабив одно, усилил другое – качества, угодные Богу, веру, смирение, терпение, аскетизм, добродетель… И все это опять же Волею Бога, но как бы естественно и так, что эти вещи стали от человека неотъемлемыми, его сутью, его внутренним постоянным состоянием, его качествами.


Рецензии