Небесная Флоренция

 (Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)


1 сентября 2017 года по расчетам ученых, небесное тело размером 4,4 километра сблизится с Землей. Минимальное расстояние составит 7 миллионов километров.

«Наблюдение за астероидом Florence ведётся достаточно долго, орбита его известна с очень высокой точностью, поэтому на протяжении ближайших нескольких веков, по прогнозам специалистов, никакой опасностью он нам не угрожает», – рассказал каналу RT заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе. Ученый пояснил, что увидеть Florence смогут только – всё те же специалисты, которым, прежде всего, интересны его впечатляющие его размеры. Также ожидается, что астероид станет отличной мишенью для наземных радиолокационных наблюдений и различных профессиональных исследований. В частности, с такой целью ученые планируют использовать мощный радар в Калифорнии (Goldstone Solar System Radar, или GSSR)…

Для особо пытливых можно сослаться на сайт(https://hi-tech.mail.ru/news/asteroid_florence/): на опубликованном исследовательским центром видео видно, насколько близко окажется к нашей планете крупнейший за всю историю наблюдений астероид. Лаборатория реактивного движения NASA разработала компьютерную модель, благодаря которой, все желающие могут «воотчую» увидеть траекторию движения «небесной» Florence.

...Иными словами, пока что не конец нашему миру, сотворенному, к слову сказать, аккурат 1 сентября в 5509 года до н.э.. Именно эту дату  назвали христианские теологи, взяв за основу своих вычислений изречения из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему <…> И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1:27-31), «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8).

Как пишет электронная энциклопедия, христианские богословы пришли к выводу, что: поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира». (А вообще, кому интересно, существовало около 200 различных вариантов систем летоисчислений, не меньше). Однако данная система, в частности, на Руси использовалась аж до календарной реформы Петра I, т.е. до 1700 года: последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года, а уже  следующий день – по указу Петра (!) – официально считался по новому летосчислению, т.е. от «рождества Христова» – 1 января 1700 года. (Если кто помнит, ранее «Новый год» на Руси отмечали 1 сентября)… Мда. И ведь это не единственная кардинальная реформа, коими прославился царь наш Петр!…Как выживали сквозь все эти перемены простые, не «замудренные» науками и пр. «сложностями» люди, что чувствовали, кем и как после всего этого себя ощущали?!..

Вообще вопрос о хронологии и летоисчислении, конечно, гораздо запутаннее и сложнее. К примеру:  в известной русской летописи «Повесть временных лет» специалисты насчитали штук шесть таких «отправных датировок» (!). Так что упомянутые там события (подразумеваемые как некий свиток, разворачиваемый во времени), на самом деле, могут весьма отличаться от реальных дат – на год, два, а то и больше.

… 1 сентября 1804 г. немецкий астроном Карл Хардинг открыл третий астероид – Юнону.

...Через 60 лет другой астроном – Ричард Карриншгтон обнаруживает 1 сентября 1864 года солнечные протуберанцы.

...1 сентября 1902 года во Франции…нет, никакой астроном ничего не открыл, а вышел на экраны первый в мире научно-фантастический фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну».

...1 сентября 1939 года была опубликована (но лично я так и не поняла, где именно (уточните, кому интересно...) первая статья о чёрных дырах.
И вот какое трагическое совпадение: 1 сентября 1939 года – это ещё и начало Второй Мировой войны.
 
Почему у меня возникла мысль о трагическом совпадении? Потому что, ведь что такое – чёрная дыра (не с точки зрения астрофизиков, конечно, а с бытийной, понимаемой обычными людьми, скажем так: метафорически)? Война – это гигантская воронка (времени-пространства), обладающая жутким, непреодолимой силы гравитационным притяжением. Воронка, втягивающая в себя ВСЁ и безвозвратно, любые объекты, и ничто не может её покинуть. В том числе  кванты самого света (если, всё-таки, вспомнить физику),  движущиеся со скоростью света (!). Да и граница этой воронки (области чёрной дыры) носит, в некотором смысле, пугающе-мистическое название – «горизонт событий». И разве не угадывается действительное сходство с начавшейся 1 сентября Второй Мировой войной и гигантской воронкой, унесшей за горизонт событий (втянувшей в себя безвозвратно) такое количество живого и всего, что вообще попадалось ей на пути?!? И разве не казалось людям, жившим в то время, что причинившее столько боли, муки и горя, – вот-вот поглотит и САМ  СВЕТ?!  Равно как и невозможно было представить: КАКУЮ СИЛУ нужно противопоставить этой «бездушной гидре», чтобы вопреки всем законам «астрофизики»  выбраться из этой воронки, суметь вызволить из неё ещё и других. Более того (!): а после – установив на той границе, рубеже (называемом «горизонт событий») вечный огонь Памяти, – начать жизнь сызнова: восстанавливая разрушенное, отстраивая новые события, одухотворяя и наполняя доверху вечным светом каждый квант самого, казалось бы, незначительного…


Как писали РИА Новости от 17 июня 2011 года: «Астрономы впервые увидели как чёрная дыра разорвала звезду». Бррр… А ведь наше солнце – тоже…звезда.
 

….Но  у современного человека нашей великой Отчизны 1 сентября ассоциируется, понятно, не с «Новым годом» и, слава Богу, не с началом войны, а, прежде всего, с «Днём знаний», как принято официально называть первый день осени, словно золотой ключик, отворяющий двери учебных заведений по всей стране: от школ, до лицеев, институтов, университетов…

«День знаний» 1 сентября, кроме России,  пока ещё считается национальным праздником в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Туркмении, в Украине.

Другое дело, что считать «знанием». Вопрос, кстати, не праздный и я к нему, пожалуй, ещё вернусь, но после небольшого «календарного» экскурса.

… 1 сентября 1715 года: по распоряжению всё того же неугомонного царя Петра I в Петербурге открывается первая в России государственная публичная библиотека. Сама библиотека, только, разумеется, соответствующая времени, неоднократно приумножавшая свои фонды, существует и ныне. Однако публика в ней теперь другая. Ибо, прежде «публичная» – стала она носить гордое имя библиотеки Российской Академии наук.

… 1 сентября, но при правлении другого государя, Николае I (известным многим, в первую очередь, по «восстанию декабристов») – в 1827 году в России введён запрет принимать крестьян в высшие и средние учебные заведения. В мае того же года вышло соответствующее указание министру народного просвещения Шишкову, в котором было предписано детей крестьян принимать только в начальные школы. Мотивация императора:  народное просвещение должно давать будущим гражданам желательное правительству направление умов (!) – основу устойчивости государственного строя. И как же это можно было сделать? А, очень просто: каждому сословию просвещение должно стать доступным в такой мере, чтобы… «не развивалось надежд и стремлений возвыситься из одного сословия в другое». (Прямо, как в свое время, в закрытой ото всего мира Японии: в семье «солдата» все поколения мужчин будут только солдатами и т.п.). Почему-то «неустойчивость умов…» царь углядывал именно в подрастающих крестьянах, хотя тоже восстание декабристов, кажется, наглядно показало в каких головах возникают далеко не беспочвенные вольнодумные идеи о переустройстве государства... Известно, что инициатором подобного рода реформирования образовательно-просветительской системы был граф В.П. Кочубей (дипломат, державшийся «национальной системы, основанной на пользе России», близкое лицо к императору, сделавший при Николае I головокружительную и стремительную карьеру). Он же уговорил Николая не издавать об этом особого закона, «дабы не повредить России во мнении иностранных держав»… Таким образом, уже с  августа доступ в университеты, высшие школы и гимназии был открыт только для лиц свободного сословия.

(После скоропостижной смерти «советника и радетеля за…» в 1834 году (царь был неутешен от такой потери), А. С. Пушкин написал в своём дневнике шуточную эпитафию:

«Под камнем сим лежит граф Виктор Кочубей.
Что в жизни доброго он сделал для людей,
Не знаю, чорт меня убей».).


…1 сентября 1919 года в Стране Советов открылась первая в мире Государственная киношкола, известная как ВГИК, ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. А.С. Герасимова.

… 1 сентября 2004 года случилась трагедия, ежегодно вспоминаемая в этот Праздничный день минутой скорбного молчания: в Северной Осетии, в одной из  Бесланских школ, произошел теракт. Утром, прямо во время торжественной линейки посвящённой началу учебного года, группа террористов захватила заложников в школе № 1. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (!) (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей… В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести.

Чудовищное деяние, во многом изменившее иллюзорное представление о том, что мы живём в мирное время, а школьные детские годы – лучшие, незабываемые годы жизни…
 

…1 сентября 2012 года в России вступил в силу «Закон об информации». Спору нет: какая же передача знаний и их хранение (массивов данных) могут обойтись в современном мире без информационных технологий. Информация, как мы теперь понимаем – «это наше всё» (и не наше, и не у нас – тоже самое). Вопрос в том, кто располагает этой информацией и с какой целью её использует, или может использовать. То есть, вкратце: принятый Закон, не в последнюю очередь должен следить не столько за технической стороной, сколько и за морально-нравственными действиями граждан. «Человеческий фактор», а не безликая, закодированная в двоичной системе информация охраняется и привлекается к ответственности за соответствующие нарушения.

Таков краткий просмотр за первое сентября некоторых календарей.


ПС:

Что же касается самого понятия «знание»… В формате данного обзора не выскажешь и малой доли собственных раздумий на эту тему. Но наверняка всем ясно одно: знание без практики – мертво, а под практикой далеко не всегда следует понимать непременно то, что «делается руками», после теоретического обдумывания и пр. Практика, действия в широком смысле  – это наш личностный опыт. Возможно ли, весь объём получаемых знаний, пропускать через «себя»? Думаю, нет, не реально. Процесс научения и передачи полезной информации (будем условно считать, что она таковой является) невозможен без «начального багажа», сугубо теоретической основы, от которой потом уже можно, как в поговорке, «от печки плясать» в любые стороны. В любом случае, часть знаний человека так и остаются на уровне «зубрёжки», «веры» (в наивно-вульгарном смысле этого слова), бессмысленного или автоматического повторения или воспроизведения (если вообще не искажаются памятью или не успевают забыться начисто). Кроме того, за всю историю человечества сами подходы к выработке и передаче знаний менялись не единожды. И вызвано это не только лишь счастливой возможностью приращения всё новых и новых знаний во благо человека и окружающего его  мира, - к чему, в идеале, способен (располагает такими возможностями и  т.п.) только «хомо сапиенс», но и постоянно меняющимся «социальным заказом»… Переломите «учебный карандаш» и по его «годовым кольцам» вы без труда определите: что, в какое время и почему было востребовано обществом. Потому что именно это усиленно насаждается и «программируется» в каждую определенную эпоху, на каждом временном витке истории. Причем, не только в массовом порядке, но и в круге, так называемых «элит». (Наша страна – не волшебное исключение.  Вся мировая история образования (педагогики) – иллюстрация к сказанному. И, пожалуй, не будем углубляться далее (хотя, повторюсь, это очень важно осознавать, но… стоп, в общем).

Маленькая ремарка под празднично расшитый занавес))

По словам зампреда «Сенатского комитета по науке, образованию и культуре России» Лилии Гумеровой корреспонденту новостному электронному изданию: «Сейчас мы (прим. авт.: «Комитет…» на период 2017 г.) работаем над созданием <единого образовательного пространства>…».  Что это может означать, по сути? Трудно даже предположить. «Единое образовательное пространство» по стране? Со странами СНГ? Со всем цивилизованным миром?!.. Ибо, на мой непросвещенный взгляд, одному «Комитету…» со столь грандиозной задачей никак не справиться: тут все комитеты и ведомства подключать нужно, как минимум.
 
А ещё, как заметил мудрый царь Соломон: «От многие знания – многие печали». Мда. Поэтому неплохо было бы, хотя бы на этот раз, ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ выстраивая, пусть бы до некоторой степени принимать к сведению, сказанное выше…

В общем, с праздником всех и с началом Осени (пока времена года не переименовали или они сами, куда-нибудь, на нашем едином пространстве, не сдвинулись… до неузнаваемости)!!!

;))



(на илл: миниатюра  к средневековой рукописи  «Сотворение мира», XIII век; источник – «Википедия»)


Рецензии