Ч. 5 Неожиданный вызов

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/08/30/1555
 
Невозможно себе представить, но на этом старом корыте Уилкинс решил пройти подо льдом до Северного полюса. На подводной лодке установили телескопическую трубу, в которой мог помещаться человек.
 
В ней смонтировали специальное сверло, в некоторых источниках пишут – пилу, для резки льда. Но когда я посмотрел фотографию в газете того времени, то увидел, что Уилкинс держал в руках здоровенную фрезу, которая и резала лёд. Одновременно труба служила также для выхода людей через прорезанное отверстие на поверхность льда.

Над этим устройством потрудился американский изобретатель, конструктор первых подводных лодок Саймон Лэйк. Между прочим, первые русские подводные лодки типа «Осётр» и «Кайман» были построены по его чертежам.

Он же участвовал в доработке «Наутилуса», помогая Уилкинсу. После ремонта на подводной лодке перешли из Англии в Норвегию, где Уилкинс забрал таких же смельчаков-учёных, которые решили идти вместе с ним к Северному полюсу.

23 августа 1931 года «Наутилус» покинул берега Норвегии и взял курс на полюс. Они дошли до 73 ° ю.ш. в окрестностях острова Петр I. Остановились в 600 милях  от Северного полюса  у кромки пакового льда. И вот здесь обнаружили, что у подводной лодки потеряны рули глубины.
 
Уилкинс потом подозревал, что это был саботаж одного из членов экипажа, который осознал степень риска и в Англии во время ремонта  постарался незаметно вывести из строя рули глубины, чтобы экспедиция сорвалась. Лодка не могла погружаться.

Учёные взяли образцы льда, определили солёность воды и провели испытания на гравитацию. Больше они ничего сделать не смогли. Требовалось вернуться в Норвегию. Там Уилкинс получил телеграмму от Херста с настоятельной просьбой отложить экспедицию до более благоприятных времён и на более надёжной подводной лодке.

Но австралиец не хотел отказываться от своего замысла. Из Бергена он решил идти в Англию на новый ремонт. Однако подводная лодка попала в сильнейший шторм. С огромным трудом морякам удалось вернуться.

 «Наутилус» получил такие новые серьёзные повреждения, что ни о каком дальнейшем плавании не могло быть и речи.

Уилкинс сообщил о случившемся в США, оттуда пришло разрешение командования ВМС затопить подводную лодку, что и было исполнено 20 ноября 1931 года. Отважный исследователь потерпел неудачу, но его опыт не был забыт.

Теперь, когда новый «Наутилос» прошёл уже больше миль под водой, чем его жюль-верновский предшественник, командование ВМС США решило совершить то, что не удалось Уилкинсу. Но главная цель была не пропагандистская, а военная.

Президент Эйзенхауэр утвердил план перехода атомной подводной лодки подо льдом через Северный полюс.

Считая, что Советский Союз создал межконтинентальную ракету способную нести ядерный заряд, а именно так оценил запуск первого спутника Земли, американский комитет начальников штабов, руководство США решило дать понять политическому и военному руководству СССР, что жизненные центры Советского Союза находятся в пределах досягаемости ракет с подводной лодки.

Первый командир «Наутилуса», участник войны, опытный подводник Юджин Паркс Уилкинсон  получил новое назначение с повышением и ждал, кому сдать корабль. Выбор командования подводными силами пал на преподавателя тактики боевых действий подводных лодок коммандера Уильяма Андерсона.

Однако последнее слово оставалось за адмиралом Риковером. Андерсон получил приказ от командующего подводными силами США в Атлантике контр-адмирала Фрэнка Уоткинса прибыть в Вашингтон  для представления Риковеру.

Цель представления Андерсону не сказали, и тот ломал себе голову, пытаясь понять, зачем он, строевой офицер, понадобился адмиралу, о котором знал, что тот возглавляет организацию специалистов по физике, математике, инженерному делу, кораблестроению и проектированию ядерных реакторов. Ни в одной из этих областей у Андерсона не было специальных знаний.

О Риковере ходило множество слухов и анекдотов, и далеко не все из них были лестными для адмирала. Он задавал на собеседовании офицерам самые неожиданные вопросы, считая, что морской офицер должен быть сообразительным, и обязан находить на них ответы, поскольку на море часто случаются непредсказуемые ситуации.

Андерсон прибыл в холл адмиральского офиса в 8.00, как ему было предписано. Пришлось просидеть полдня, пока тот освободился. Офицеру показалось, что он попал в муравейник, люди появлялись и исчезали, создавалось впечатление, что там вообще никто не ходит шагом, а только бегают.

Наконец, его вызвали в адмиральский кабинет. Риковер без всяких церемоний сразу задал ему вопрос: «Какую школу Вы посещали?». Тот начал рассказывать, что учился в разных школах, во время Великой депрессии 1929 года отцу пришлось менять много мест.

Адмирал оборвал его: «Андерсон, я не спрашиваю о Вашей биографии. Меня интересует, где Вы получили высшее образование».

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/01/2129

На фотографии: Уилкинс в трубе, из которой собирался выходить на лёд.


Рецензии
Очень хорошо написано! С дружеским приветом, Борис

Борис Готман   01.06.2019 21:11     Заявить о нарушении
Хорошо, когда по шерсти!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.06.2019 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.